Шокирующий приём

   В моду входят публикации без имени автора. Это публикаторы дают «материал» как бы от себя. Говорят, в эпоху постмодернизма автор умер. Напоминает средние века, когда под иконой не ставилось имя мастера, потому что, как считалось, пишет не сам человек, а его рукой двигает святой дух. Но уж современными модераторами управляет никак не небесный дух, а, скорее, дух отказа, от человеческой личности, растворения в массе анонимного коллективизма.
Но я поведу речь не об этом. Читаю один такой рассказ, извлечённый из недр Великого Инета. По первым строчкам, явно напоминающим приём внутреннего монолога героев Льва Толстого, всё вроде неплохо. И ритм речи плавный, и рука лёгкая, и голос интеллигентный. Речь идёт о встрече влюблённых. Он ждёт её в назначенном месте, час, другой. Она не приходит. И опять хорошо передано ожидание и городская среда. Он возвращается домой и звонит. Ему отвечает незнакомый женский голос: её нет.
- А где она? Когда будет?
- Её нет, - повторяет голос. - Совсем нет.
Точно такую фразу я читал где-то совсем недавно. И это уже попахивает плагиатом, в лучшем случае, вторичностью. «Не от этих ли фраз автор шёл?! - думаю я. так бывает, что из одной-двух фраз рождается сюжет. Но ладно. Чего не бывает на обширных литературных ристалищах?
- Совсем нет, - повторяет голос.
И он понимает, и я вместе с ним, что она умерла.  Он звонит ещё. На этот раз её голос. И они говорят,  оказавшись в другом измерении, на том свете. Я рассказываю об этом спокойно, но читал с потрясением сердца. Ни её, ни его смерть никак не мотивированы. Сюжет раскалывается надвое, рассказа как цельного организма нет. Какая художественная необходимость заставила автора прекратить земной путь этой пары, так и не изведавшей счастья любви? За что он так безжалостно лишил их жизни, остаётся непонятным? Зачем понадобилось так ранить сердце читателя? Скорее всего, автор или поленился развить отношения, раскрыть ситуацию, очертить характеры, или не смог и не захотел этого сделать, а воспользовался шокирующим приёмом трагической неожиданности, чтобы ошеломить читателя. Тут не подтекст, друзья мои. Тут отсутствие материала, сквозящая пустота, претензия на глубокомыслие, деструктивное направление авторской мысли, говоря словами Э. Фромма. В Интернете мне отвечают, разве Шекспир не ранил сердце читателя, отравив Ромео и Джульетту? Тут я отвечаю, что Шекспир воспевал великую силу любви, и что смерть влюблённых у него - не шокирующий приём, бьющий по нервам читателя, а глубокое возвышающее чувство, тот трагизм, что вызывает катарсис, очищение, а не угнетение души.


Рецензии
Занятно. А зачем авторам скрывать свои имена?

Алексей Курганов   18.05.2019 13:54     Заявить о нарушении
Скрывают не авторы, а блогеры. Получается, что они подают материал в своей обработке.

Валерий Протасов   18.05.2019 15:02   Заявить о нарушении
И ещё потому, что в век постмодернизма личное и оригинальное умирает, уступая место явному и скрытому цитированию, пародированию уже существовавшего.

Валерий Протасов   18.05.2019 15:51   Заявить о нарушении