Самоправедность

«Иногда человеку кажется, что он парит, а он находится в свободном падении».

Самоправедность — это праведность, основанная на делах закона, когда человек собственными усилиями пытается соответствовать требованиям Закона Моисея. Праведность от веры — это праведность Христа, вменяемая верующим по благодати.

Самоправедноть или праведность от закона…
— Имеет в себе положительный вектор, такой же, как и праведность по вере, но не имеет силы к познанию Бога.
— Опирается не на Духовное Божие водительство, а на букву закона и на традиции (религиозные, национальные, а так же общекультурные) – по сути, человек уповает только на свои силы.
— В силу вышесказанных свойств, самоправедность не сможет никого довести до совершенства. Человек может принудить себя лишь внешне измениться к лучшему.
Как положительные примеры плодов самоправедности в человеке, можно рассматривать многих из Российских интеллигентов, современных гуманистов, а так же лучших из религиозных людей (просто религиозных), которые искренне и бескорыстно служили и служат ближним своим.

А если кто думает, что самоправедные – это фарисеи и саддукеи времен Иисуса Христа – то он ошибается. Господь Иисус Христос назвал их лицемерами и порождениями сатаны. Ведь каждый из тех фарисеев и саддукеев, которых обвинял Господь, в сердце своем отлично знал, что он лжец и лицемер, что не соблюдает закон Божий, а лишь прикидывается праведным перед людьми, чтобы обманывать их и господствовать над ними. Гнавшие Иисуса Христа фарисеи и саддукеи – это примеры религиозного лицемерия и ожесточения сердец, а не самоправедности.
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас." (Матф.23:15)

...С той поры в церквях на первые роли вышли уже священники, как хранители внешнего порядка, как "передатчики" традиции и учения церкви. И в силу своих функций, вольно или невольно, но они стали противостоять пророкам Божьим, да и вообще всем верующим, имеющим личный опыт даров Божьих, и личное водительство Духом Святым. Противниками, потому что нельзя одновременно быть водимыми буквой закона, утверждать обряды и быть водимым Духом Божьим. Противниками, ради сохранения церковной дисциплины и религиозного порядка среди большинства в церквях.
Ради не имеющего личного водительства Духом Божьим, ради большинства так называемых младенцев во Христе, противостали и стали ущемлять тех немногих, кто уже обрел духовную зрелость и навык личного водительства Духом Святым.
Такова уж жизнь, что в любой церкви большинство прихожан сгруппировано вокруг буквы закона и обряда внешнего учения. Это большинство в церкви и не способно, да и не хотят они стать способными воспринимать "твердую духовную пищу", возрастать в духовной мудрости. Им нужно то, что они без всякого умственного и сердечного труда могут вместить в свой разум и свое сердце: благовестие о спасении, буква и обряд. Кстати, вот вам и ответ на вопрос: почему во всех поместных церквях пастыри из года в год рассказывают о спасении во Христе… давно уже уверовавшим в эту весть: просто большинство их прихожан других духовных истин ни правильно понять, ни вместить не может, да и не хочет.
И вот ради своих "духовных младенцев" хранители чистоты и непоколебимости религии, в конце концов, неизбежно будут гнать тех одиночек, которые поднялись намного выше общесредного духовного уровня. Неизбежно начнут притеснять тех верующих во Христа Иисуса, которые познают Господа, будучи лично водимы Духом Святым. Ибо они по сравнению со "среднестатистическими прихожанами" выглядят если не "белыми воронами", то, по крайней мере, как люди, не нуждающиеся в мелочной опеке пастыря.

А где же здесь религиозность, или даже, сверхрелигиозность?
Да она как раз среди той массы верующих, сгруппировавшейся вокруг "священного столпа" буквы закона, религиозного обряда и пастыря, как гаранта незыблемости устоев их церкви. Это "передовики" религиозного послушания пастырю. Да-да, именно самые послушные пастырю члены церкви и становятся сверхрелигиозными из-за усердия угодить.
Это самые ревностные хранители чистоты и неизменности церковных законов, церковных обрядов. Вот так то!
Как ни парадоксально, но получается, что в церквях самыми послушными своим пастырям и самыми старательными в исполнении религиозных обрядов являются люди самоправедные и сверхрелигиозные.

Те же, кто действительно обретает праведность по вере во Христа Иисуса, кто действительно водим Духом Святым – это, как правило, немногочисленные "белые вороны" на общецерковном сером бездуховном фоне. Кроме того, по мнению сверхрелигиозных старушек и ревностных пастырей, они возмущают покой в церквях, ибо часто задают "не те вопросы", не так мыслят.

Желание члена церкви угодить Богу своими силами, когда ему еще не открыта воля Божья к сему, приводит к таким тяжким заблуждениям, как самоправедность и сверхрелигиозность.

Хорошо, если дело ограничивается по поговорке: "Заставь дурака Богу молиться, так он и лоб расшибет", а ведь часто бывает и гораздо хуже, особенно если у духовно незрелого религиозного законника оказывается в руках церковная власть и сила. Если же в церкви появляется человек, сумевший одурманить, возбудить и направить на злое дело толпу сверхрелигиозных и самоправедных "духовных младенцев", то тут уже возникает безумная стихия. И в истории Христианских деноминаций таких примеров, к сожалению, великое множество: вспомните изгнание Диотрефом учеников Апостола Иоанна, вспомните гонения Иудеями Христиан, а, затем, наоборот, еврейские погромы в так называемых Христианских странах, вспомните Крестовые походы, вспомните Варфоломеевскую ночь, вспомните гонения Староверов, вспомните изгнание… вашей церковью, верующих, по какой либо причине ставших неугодными пастырю.

Необходимо отметить еще одну черту, порождающую все вышеперечисленные ужасные деяния – это чувство не индивидуальной, а массовой ответственности за сделанное зло: "Раз не я один делаю, а все мы вместе – то и спрос не с меня лично, а со всех, то есть, ни с кого персонально" – думает лукавое сердце человеческое.

Николай Погребняк


Рецензии