Туфельки

О, как давно это было! Я бы и не вспомнила. Но кто-то сегодня поздравил меня с днем пионерии. Да, да, был когда-то такой праздник. Вот мне и вспомнилось…

 *****
Маришка Лебедева, симпатичная девочка двенадцати лет, собиралась на праздник в честь дня пионерии. Она надела парадную форму - белый верх, чёрный низ. А это значит, тёмную юбку и белую блузочку. Повязала выглаженный алый галстук на шею, волосы собрала в хвостик и украсила большим белым бантом. А на ноги обула новые белые туфельки.

 Это были очень хорошенькие туфельки, которые мама купила у кого-то с рук. Впереди их украшал  изящный бантик, сзади  маленький каблучок чуть приподнял невысокую девочку над землёй. И ей показалось, что она готова взлететь и парить над миром.

 Туфельки настолько понравились Маришке, что со вчерашнего вечера, когда она их увидела, она не расставалась с ними. Всю ночь они простояли в коробочке на стуле, который Маришка подвинула к своему дивану. Утром первое, что она увидела, были туфельки. Девочка улыбнулась им и ласково погладила кончиками пальцев белые кожаные бантики. Потом взяла коробку в свою постель и в который раз принялась внимательно рассматривать туфельки. Она поворачивала их и любовалась изящными линиями. Радость переполняла её.

 И вот, празднично одетая, обутая в новые туфельки, она отправилась в школу на праздник. День был ярким, тёплым и солнечным. Девочка шла, улыбаясь солнышку, а прохожие с удовольствием посматривали на неё.

 Возле школы собралось много народу. Классы готовились к торжественной линейке. Маришка стояла среди девочек своего шестого класса в ожидании начала праздника.

 Вдруг кто-то из мальчишек крикнул:
- А Лебедева на каблуках пришла!
 И началось. Кто-то дёрнул Маришку за кудрявый хвостик, кто-то наступил ей сзади ногой на туфельку, кто-то толкнул её. А остальные мальчишки засмеялись. Маришка растерялась. Она вдруг ужасно смутилась. Почувствовала себя какой-то нехорошей, распущенной девицей, которая, стараясь выглядеть старше, чем она есть, надела туфли на каблуках.

 Теперь те же самые туфельки, в которые она вчера влюбилась с первого взгляда, те, которые она трогала с восхищением кончиками пальцев, вдруг стали казаться Маришке чем-то  развязным и плохим. Ей захотелось немедленно сбросить эти туфельки и больше никогда их не видеть.

 Праздник продолжался очень долго, Маришка вернулась домой усталая и расстроенная. Она сняла туфельки, ни разу больше на них не взглянув, и ушла в комнату. Грустно села возле окна и наблюдала, как весёлые воробьи скачут в поисках крошек.

 *****
 Через неделю  мама спросила у Маришки:
- Ты, что, туфельки-то не надеваешь?
- Не хочу!
- Почему?
- Они… на каблуках!
- Да какие тут каблуки! Маленькие совсем, сантиметра три, не больше.
- Всё равно каблуки…
- Ты не хочешь их носить? Они же нравились тебе!
- Не хочу…

 Как ни уговаривала мама, Маришка упрямо отказывалась. Туфельки убрали в коробку и положили куда-то на антресоли. Так и закончилась та история с красивыми туфельками.

*****

 Много лет спустя Маришка поняла, что те мальчуганы, которые тогда толкали и дразнили её, вовсе не были злодеями. Просто девочка им очень нравилась, а выразить свои чувства, показать свое восхищение они не умели. Это были мальчишки из рабочих семей. Если девочка им нравилась, то они могли толкать её, задирать подол школьного платья, развязывать бантик и дёргать за косички или хвостик.

 Потом Маришке довелось учиться в другой школе, где основным контингентом были ребята из интеллигентных семей. Там было не принято ни толкать, ни на ноги наступать, ни за волосы дёргать. Девочка, которая нравилась, была окружена вниманием, её готовы были провожать до дому, нести её портфель. Ей читали стихи, в её честь творились какие-то подвиги. Но… все это потом.

 Кстати, привыкнуть к такому отношению тоже оказалось не просто.


Рецензии
Все так и было.все очень знакомо.
Навеяло и мне похожие воспоминания.
Например, такие, как о школьных нападках на девочек в нейлоновых колготках телесного цвета. (Вот, надела мамины чулки!) И только потом, приглядевшись, разбирались, что это все- таки девчоночьи колготки. Или , как в этой истории придирки к элегантным туфелькам. Чем более простецкая публика была, тем более агрессивные нападки на все, что как- то выделялось из общего серого фона. Это касалось и взрослых - в белорусском городке на родине наших стариков взрослые высмеивали пожилую женщину за то, что летом ходит в носочках под туфли, а не в толстых чулках. А короткая стрижка у женщин считалась ересью,

Эми Ариель   06.03.2021 15:16     Заявить о нарушении
Да уж были такие былинные времена. Благодарю Вас за прочтение и отклик, дорогая Эмилия!

Ирина Полонская   06.03.2021 14:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.