Недостает

В наше время в школе хорошо учили. Некоторые уроки в школе помню до сих пор.

В пятом классе русский язык преподавала Софья Павловна.Или в шестом? Впрочем, это не так важно. Тема урока: " не" с глаголами. Частица " НЕ" с глаголами пишется РАЗДЕЛЬНО !!! Не вижу, не читаю, не работаю, не достаю,не читает, не достаёт. Софья Павловна обращает особое внимание вот на что: В выражении: "Мальчик не достаёт до верхней полки шкафа" не достает- раздельно! Он не хватает мяч руками, а отбивает ногой- не хватает- раздельно!! Но в выражении Ему нехватает денег на игрушку- нехватает- СЛИТНО! То же в предложении " Недостает ума, нехватает мужества и т.п." Здесь слова "нехватает, недостает" - в смысле отсутствия чего-то, и "не" пишется слитно.

В произведениях "прозы.ру" я ни разу не встретила этих " недостает, нехватает" написанных так, как я понимаю. И почему-то в имеющихся словарях не находила такого слова. Обидно же!

И вот, наконец, обнаружила! Если у меня получится, сейчас попробую загрузить фото из словаря.

P.S.  Хотела добавить фото обложки словаря, но не получается добавить ещё одно фото. Даю ссылку: Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Орфографический словарь, Дрофа, Москва, 2004.


Рецензии
Я был уверен, что правильно именно «не хватает», но Ваш рассказик, Светлана, заставил меня засомневаться и обратиться к онлайн-справочнику.

Вот здесь http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=244050 на портале «Грамота.ру» справочная служба русского языка даёт исчерпывающее пояснение касательно глагола «нехватает»:

«Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно писать: "мне тебя нехватает" или " мне тебя не хватает" ? Слитно или раздельно? У многих специалистов русского языка встречается разное написание.

Witallik»

Ответ справочной службы русского языка:

Правильно только раздельное написание: мне тебя не хватает. Не с глаголом пишется раздельно.

Но в то же время:
Толковый словарь русского языка Ушакова: НЕХВАТА'ТЬ (или, правильнее, не хватать), а́ет, безл., несов. (к нехватить), чего. То же, что недоставать. Нехватает времени.

Ответ справочной службы русского языка:

«Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, вышедший в 1935–1940 гг., не может служить источником сведений по современному русскому правописанию (напомним, официально действующие в настоящее время «Правила русской орфографии и пунктуации» были приняты в 1956 году). В словарях русского языка второй половины XX – начала XXI века глагол «нехватать» не зафиксирован».

(Конец цитаты)

С «недостаёт» всё по-прежнему, оно пишется слитно и является точным синонимом глагола «не хватает». К слову: а существующий «не достает», как известно, совсем из другой оперы. :)

Агзам Камилов   20.07.2020 16:48     Заявить о нарушении
Уважаемый Агзам!
Очень приятно, что Вы просмотрели разные источники, где есть ответ.
Я же искала во многих словарях! Стоп, вру! У меня их два. В одном из них просто нет такого слова, а в другом, ссылку на который я даю, есть именно тот ответ, который я использовала. Он издан в 2004 году. Рекомендован Министерством образования РФ. 43-е издание. Уточнены написания многих слов в соответствии с современными нормами орфографии.
Да, действительно, "Ушаковым" пользуются уже больше восьмидесяти лет, но, ведь, его постоянно переиздают и корректируют.
Специально поищу в книжном магазине или закажу в интернете последнее издание этого словаря.
Благодарю Вас за внимание, за ответ!
С уважением С.А.Гасюк.

Светлана Гасюк   20.07.2020 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.