Горе от ума. Комментарии. Фрагмент 5. 3

ДЕЙСТВИЕ III 

ЯВЛЕНИЕ 1

   Чацкий, потом Софья.

   Чацкий
   Дождусь ее, и вынужу признанье:
   Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!
   Молчалин прежде был так глуп!..
   Жалчайшее созданье!
   Уж разве поумнел?.. А тот -
   Хрипун,  удавленник, фагот, 
   Созвездие маневров и мазурки! 
   Судьба любви - играть ей в жмурки. (3.1.1)
   А мне...
(3.1.1) -  действие начинается злопыхательством Чацкого: достается и Молчалину, и Скалозубу. Как и когда он мог так коротко узнать и того, и другого? На Молчалина Александр всегда смотрел более чем свысока, а Скалозуба сегодня увидел впервые. Откуда столько жёлчи и злобы? Только лишь ревность? Когда Чацкий говорит о глупости Молчалина, невольно вспоминается: «Мы склонны порой причислять полутора-умных к полоумным, потому что воспринимаем лишь треть их ума.» (Генри Дэвид Торо). Но 1 явлением III действия нам ещё не явлено подтверждение глупости Молчалина, как и ума Чацкого. Пока остается неизвестным, почему Чацкий причислен современниками к людям чести и непревзойденного ума.
   (Входит Софья.)
   Вы здесь? я очень рад, (3.1.2)
   Я этого желал.
 (3.1.2) - «Вы здесь? Я очень рад. /Я этого желал» - встречает он Софью, а звучит это как, «наконец-то вы соизволили явиться по моему повелению». Бедная Софья! опять ей приходится выслушивать въедливые вопросы, которые наблюдательный, а тем более, воспитанный, человек просто не стал бы задавать. Как же надоело Софье оправдываться и перед кем? Явился нежданным, негаданным. Повторно явился уже и не званным. Ко всем он в претензии, от всех требует любви и оправданий. «Привязчив как овод – дай только повод».
 
   Софья (про себя)
   И очень невпопад.
   
   Чацкий
   Конечно, не меня искали?
   
   Софья
   Я не искала вас. (3.1.3)
(3.1.3) – для умного человека это был бы вполне прозрачный намёк, что эта встреча для Софьи неожиданна и неприятна, но такой самовлюблённый человек, как Чацкий не обращает внимания на намёки, впрочем, и на сказанное прямым текстом, тоже.
   
   Чацкий
   Дознаться мне нельзя ли,
   Хоть и некстати, нужды нет:
   Кого вы любите? (3.1.4)
(3.1.4) – если некстати ему, то действительно – «нужды нет», а если кстати или «некстати» Софье, ему безразлично? «Нужды нет» следует понимать, вероятно, как – «а зачем мне с вами церемониться»?
Чацкий не признаётся сам, не уверяет в своей любви, но требует признания и откровенности от Софьи, а с чего ей откровенничать с совершенно уже чуждым ей человеком?
   
   Софья
   Ах! Боже мой! весь свет. (3.1.5)
(3.1.5) – неужели Чацкий надеялся услышать от Софьи страстное признание? Тогда он ничего не понял из явления 9 второго действия.
   
   Чацкий
   Кто более вам мил? (3.1.6)
(3.1.6) – разве можно представить, что для Чацкого это вопрос жизни или смерти? Каким иным, кроме как высокомерным, тоном этот вопрос можно задать?
   
   Софья
   Есть многие, родные.
   
   Чацкий
   Все более меня? (3.1.7)
(3.1.7) – и обязательная ухмылочка: «Ну разве такое возможно»?
   
   Софья
   Иные. (3.1.8)
(3.1.8) – для влюблённого это было бы холодным душем, а Чацкий ещё упрекнёт Софью за то, что она его надеждой завлекала.
   
   Чацкий
   И я чего хочу, когда все решено?
   Мне в петлю лезть, а ей смешно. (3.1.9)
(3.1.9) – казалось бы, Чацкий вполне понимает, что он нелюбим Софьей, но это не помешает ему в конце комедии упрекать её в коварстве и измене. Не ангажированному читателю как-то не особенно верится в  страстную любовь Чацкого к Софье, толкающую его в петлю, а вот в то, что ему хоть «в петлю лезь» от долгов, допустить как-то проще. Может быть здесь пропущена авторская ремарка: «говорит в сторону»?
   
   Софья
   Хотите ли знать истины два слова?
   Малейшая в ком странность чуть видна,
   Веселость ваша не скромна,
   У вас тотчас уж острота готова, (3.1.10)
(3.1.10) – Софья указывает на то, что Чацкий высмеивает странных людей, но не считает Чацкого  странным.
   А сами вы...
   
   Чацкий
   Я сам? не правда ли, смешон? (3.1.11)
(3.1.11) – вообще-то культурный человек не перебивает своего собеседника и не начинает отвечать, не выслушав предварительно. Смеяться же не грешно только Чацкому, а вот над ним… не сметь!
   
   Софья
   Да! грозный взгляд, и резкий тон,
   И этих в вас особенностей бездна;
   А над собой гроза куда не бесполезна. (3.1.12)
(3.1.12) – «Чем кумушек считать, трудиться…», «А судьи кто?»
   
   Чацкий
   Я странен, а не странен кто ж? (3.1.13)
   Тот, кто на всех глупцов похож;
(3.1.13) – ему указано прямым текстом, что он смешон. Чацкий неуклюже пытается повернуть ситуацию в свою пользу, тщетно, разумеется. Получается, что те, кого он высмеивал, в том числе и Молчалин, странные, то есть такие же необычные (так как нет смысла высмеивать обычных людей), как и он сам. Чацкий, следовательно, высмеивает умных людей, то есть Чацкий одновременно и признает, и отрицает ум Молчалина! Чацкий утверждает, что умный человек должен быть странным, а Репетилов, что плутом. Далеко ли ушёл один от другого? Чацкий нелогичен, но он не тот самый друг тех самых «парадоксов».
   Молчалин, например... (3.1.14)
(3.1.14) – единственно возможный вариант, при котором  Чацкий обосновано, но только со своей точки зрения, мог назвать Молчалина глупым: как? Иметь возможность воспользоваться любовью Софьи для достижения всех жизненных благ и уклоняться от этого!? Вот только не знал Чацкий о предоставленной Молчалину возможности! - да и была ли она? Нет сомнения: Молчалин глупец и достоин только презрения! Чацкому даже в голову не приходит, что Молчалин делает для окружающих, то, что делает не из-за стремления к корысти, а по душе – ведь может же быть человеку приятно сделать приятное другим. Чацкий не таков, лишенный моральных принципов, не имеющий ни профессии, ни желания её приобрести он скучает, особенно когда ему не на кого излить свою досаду на весь мир, который не признает его гением и не жаждет его повелений.   

   Софья
   Примеры мне не новы;
   Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
   А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь. (3.1.15)
(3.1.15) – жёлчь! -  Софья наконец-то поняла настоящую цену ума, веселости и остроты Чацкого

   Чацкий (держит ее)
   Постойте же.
   (В сторону)
   Раз в жизни притворюсь. (3.1.16)
(3.1.16) – раз в жизни? Да Чацкий так привык притворяться, что и забыл уже каков он на самом деле. Всех читателей и зрителей ввёл в заблуждение. Впрочем, это не Чацкий, а его почитатели – братья по классу.
   (Громко)
   Оставимте мы эти пренья.
   Перед Молчалиным не прав я, виноват;
   Быть может он не то, что три года назад: (3.1.17)
   Есть на земле такие превращенья
   Правлений, климатов, и нравов, и умов,
   Есть люди важные, слыли за дураков:
   Иной по армии, иной плохим поэтом,
   Иной... Боюсь назвать, но признано всем светом,
   Особенно в последние года,
   Что стали умны хоть куда.
(3.1.17) – история знакомства Чацкого и Молчалина неясна. Молчалин живет только 3 года в доме Фамусова, а Чацкий три года отсутствовал. Впрочем, тому, кто всех презирает достаточно одного взгляда (помните, как отзывался Чацкий о Скалозубе, которого едва лишь видел?), а уж если он видит в нём соперника, то… Мы не знаем, каким Молчалин был 3 года назад, а верить Чацкому на слово у нас нет оснований. Помимо прочего, это довольно неумная ссылка на то, что было «три года назад», как у Чацкого или «прошлым летом, либо в тот раз», как в какой-то песне, если читатели об этих событиях не осведомлены. Вероятнее всего, что Софья не знает, каким был Молчалин три года назад, но уверена, что дурака её отец из Твери привозить не стал бы – местных девать некуда. 
   Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,
   Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
   Чтоб, кроме вас, ему мир целый
   Казался прах и суета?
   Чтоб сердца каждое биенье
   Любовью ускорялось к вам?
   Чтоб мыслям были всем, и всем его делам
   Душою - вы, вам угожденье?.. (3.1.18)
 (3.1.18) – напрасно Чацкий не пояснил, что он считает страстью. Самозабвение ради предмета любви? Это про Чацкого: три года молчания говорят сами за себя.
     Из поведения Чацкого мы не видим, что  в нем самом есть «то чувство, пылкость та», что для него без Софьи «мир целый… прах и суета». Создаётся впечатление, что Чацкий если и заботится  о Софье, то только, как отец, брат или дядя, но совсем не как влюблённый.
   Сам это чувствую, сказать я не могу,
   Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,
   Не пожелал бы я и личному врагу,
   А он?.. смолчит и голову повесит. (3.1.19)
(3.1.19) - но почему Молчалина должно волновать то, «что кипит, волнует и бесит» в Чацком, тем более, что и сам Чацкий этого выразить не может? Чацкого может волновать, бесить, например, ревность к Молчалину и Скалозубу, как Молчалин может разделить с ним это чувство?  Вообще, Молчалин Чацкому хуже, чем личный враг, поскольку он пожелал Молчалину не много и не мало – «сломить шею». Современник Чацкого Бальзаминов тоже не мог выразить своего чувства и тоже, наверное, по той же причине – руководило ими стремление не к сердцу девушки, а… к её приданому.
   Конечно, смирен, все такие не резвы;
   Бог знает, в нем какая тайна скрыта;
   Бог знает, за него что выдумали вы, (3.1.20)
(3.1.20) – вот здесь, и это единственное место, где Чацкий прав – любовь Молчалина к себе Софья выдумала.
   Чем голова его ввек не была набита.
   Быть может, качеств ваших тьму,
   Любуясь им, вы придали ему;
   Не грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее.
   Нет! нет! пускай умен, час от часу умнее, (3.1.21)
(3.1.21)  - но с чего Чацкий решил, что женщины любят мужчин исключительно за ум? Где и чем, кстати, явил Чацкий городу и миру свой ум?
   Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.
   Чтоб равнодушнее мне понести утрату, (3.1.22)
(3.1.22)  - кто-то совсем недавно говорил о петле, Чацкий не помнит, а читатель?
   Как человеку вы, который с вами взрос,
   Как другу вашему, как брату,
   Мне дайте убедиться в том;
   Потом
   От сумасшествия могу я остеречься; (3.1.23)
   Пушусь подалее простыть, охолодеть.
   Не думать о любви, но буду я уметь
   Теряться по свету, забыться и развлечься.
(3.1.23) – в переводе с поэтического на грубую прозу этот монолог означает: единственное, что заботит Чацкого, это в достаточно ли надёжные руки он передаёт своё возлюбленную. Чацкий ни разу не уверял Софью в своей любви, но зато уверяет, что сумеет «не думать о любви», «простыть, охолодеть».  А ещё
невнимательному читателю, может показаться, что Чацкий всю жизнь был Софьи верным стражем и рабом, а не мотался последние три года невесть где. Странно, что Чацкий не стал угрожать Софье самоубийством или отъездом на войну, впрочем, о петле речь уже была.
   
   Софья (про себя)
   Вот нехотя с ума свела! (3.1.24)
(3.1.24) – иллюзий на счёт любви Чацкого у Софьи нет с 12-13 лет. В этот день она могла только лишь утвердиться в своём мнении. Но, до чего же ей надоело оправдываться! Даже жутко представить семейную жизнь с Чацким – ведь поедом заест ни за что!
   (Вслух)
   Что притворяться?
   Молчалин давиче мог без руки остаться,
   Я живо в нем участье приняла;
   А вы, случась на эту пору,
   Не позаботились расчесть,
   Что можно доброй быть ко всем и бeз разбору; (3.1.25)
(3.1.25) – своеобразная, надо сказать, доброта и забота – демонстративно грохнуться в обморок! Благо, что Скалозуб не попался на эту уловку и оказал помощь Молчалину, а будь на его месте второй Чацкий? – и Софью бы уморили!
   Но может истина в догадках ваших есть,
   И горячо его беру я под защиту;
   Зачем же быть, скажу вам напрямик,
   Так невоздержну на язык?
   В презреньи к людям так нескрыту?
   Что и смирнейшему пощады нет!.. чего?
   Случись кому назвать его:
   Град колкостей и шуток ваших грянет.
   Шутить! и век шутить! как вас на это станет!  (3.1.26)
(3.1.26) – из двух зол: презирать весь мир или заниматься самоанализом и самосовершенствованием Чацкий, разумеется, выбирает первое занятие, как самое простое.
   
   Чацкий
   Ах! Боже мой! неужли я из тех,
   Которым цель всей жизни - смех? (3.1.27)
   Мне весело, когда смешных встречаю,
   А чаще с ними я скучаю.
(3.1.27) – не смех, но осмеяние всех, кто лучше его и кто занят делом. Опять вспоминается: «Умному человеку  никогда не бывает скучно». Кто неволит Чацкого быть с теми, с кем ему скучно? «Беседа коих состояла из вздохов и икоты»? Почему круг общения, такого, якобы умного, человека так скучен?
   
   Софья
   Напрасно: это все относится к другим,
   Молчалин вам наскучил бы едва ли,
   Когда б сошлись короче с ним. (3.1.28)
(3.1.28) – действительно, скучным Молчалин не покажется Чацкому, но будет очень неудобным собеседником, с которым постоянно надо быть настороже. Как покажет их будущая беседа, Чацкий не отразил ни одного выпада Молчалина, но зато вообразил себя победителем!
   
   Чацкий (с жаром)
   Зачем же вы его так коротко узнали? (3.1.29)
(3.1.29) – по какому праву Чацкий относится к Софьи, как к своей собственности? Кто-то запретил ему находиться три последних года подле Софьи и заниматься её образованием, воспитанием, развивать её ум, чувства? Становиться ей утешителем, а не раздражителем?

   Софья
   Я не старалась, Бог нас свел. (3.1.30)
(3.1.30) – к ночному свиданию это не относится, во всяком случае, у Молчалина на этот счёт может быть совсем иное мнение.
   Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
   При батюшке три года служит (3.1.31)
(3.1.31) - вот подтверждение тому, что Чацкий если и знал Молчалина, то не накоротке, и этому мешало не только высокомерие, но и нечто такое, что поражало Чацкого неприятным для него контрастом. Чацкий, конечно же, от души презирал человека труда, но на фоне Молчалина, наверное, чувствовал себя паразитом и приживалой, что наносило укол его самолюбию.
   Тот часто без толку сердит,
   А он безмолвием его обезоружит,
   От доброты души простит.
   И, между прочим,
   Веселостей искать бы мог;
   Ничуть: от старичков не ступит за порог; (3.1.32)
   Мы резвимся, хохочем,
   Он с ними целый день засядет, рад не рад,
   Играет...
(3.1.32) – Софья не понимает, что есть люди, которым необходимо трудиться, чтобы жить, что у людей могут быть и другие желания, чем «Веселостей искать». К тому же, Молчалину лет около 30, и резвиться, как 17-летняя девушка, ему не пристало. Следует заметить, что более всего Молчалин осуждался школярами за внимание к «старичкам» во времена, когда много говорилось о преемственности поколений, уважении к старшим, про опыт отцов, когда регулярно проводились встречи с ветеранами войны и труда.
   
   Чацкий
   Целый день играет! (3.1.33)
(3.1.33) – умная карточная игра дает возможность применить на практике теорию вероятности, о которой вряд ли слышал Чацкий, она может способствовать налаживанию полезных связей и может быть выгодна хорошему игроку материально, что для бедного Молчалина может быть неплохим подспорьем. В те времена карточная игра очень распространенное времяпрепровождение.
   Молчит, когда его бранят!
   (В сторону)
   Она его не уважает. (3.1.34)
(3.1.34)– психоанализ до Фрейда? Жалкие попытки. Чацкий, на месте Молчалина, непременно огрызался бы вне зависимости: по делу его бранят или нет. Как мы ещё узнаем, Чацкий общался с женщинами только определенного сорта, так с чего же он считает, что постиг и девичью психологию?
   
   Софья
   Конечно нет в нем этого ума, (3.1.35)
   Что гений для иных, а для иных чума,
   Который скор, блестящ и скоро опротивит,
   Который свет ругает наповал,
   Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал;
   Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
(3.1.35) – вот исчерпывающее описание Чацкого и его гения. Через 100 лет С.Моэм развернёт фразу Софьи: «Она была неплохая женщина, щедрая и гостеприимная, единственным серьезным ее недостатком был злой язык. Даже о близких друзьях она говорила Бог знает что, но делала это по глупости, не зная, как иначе обратить на себя внимание». Разве не о Чацком? Только он вряд ли был щедрым и гостеприимным, может только в юности, пока не промотался.
   
   Чацкий
   Сатира и мораль - смысл этого всего? (3.1.36)
(3.1.36) – создаётся впечатление, что Чацкий ничего не понял из сказанного Софьей.
  (В сторону)
   Она не ставит в грош его. (3.1.37)
(3.1.37) – вообще-то, Софья сказала, что в грош не ставит то, что называет умом Чацкий. Эти его попытки психоанализа: «Она его не уважает», «она не ставил в грош его», «Шалишь, она его не любит». Вот здесь бы и утешить его, его же сентенцией: «Блажен, кто верует…», выглядят довольно жалкими, они не более, чем самообман.
   
   Софья
   Чудеснейшего свойства
   Он наконец: уступчив, скромен, тих.
   В лице ни тени беспокойства,
   И на душе проступков никаких, (3.1.38)
(3.1.38) – почему-то слова Софьи о Фамусове принимаются на веру, а о Молчалине игнорируются, если у Софьи к Молчалину нет претензий, то почему они могут быть у школьников и учителей?
   Чужих и вкривь и вкось не рубит, -
   Вот я за что его люблю. (3.1.39)
(3.1.39) – вообще-то Софья описала человека с чистой совестью, который находится в ладу с собой и окружающими, у которого с обществом ещё не возникло принципиальных разногласий, но никто не поручится, что тихий и скромный человек не станет вдруг стойким, мужественным и непреклонным.
   
   Чацкий (в сторону)
   Шалит, она его не любит. (3.1.40)
(3.1.40) – как называется человек, который не внемлет тому, что говорится ему прямым текстом? Всю комедию Чацкий занимается самообманом.
   (Вслух)
   Докончить я вам пособлю
   Молчалина изображенье.
   Но Скалозуб? вот загляденье;
   За армию стоит горой,
   И прямизною стана,
   Лицом и голосом герой... (3.1.41)
(3.1.41) – вряд ли Грибоедов считал, что Чацкий произносит это с иронией или сарказмом, вероятно автор хотел показать, что Чацкий уже не помнит, что совсем недавно называл его «удавленником» и «фаготом», а может быть он хотел проверить, помнят ли это читатели?
   
   Софья
   Не моего романа.
   
   Чацкий
   Не вашего? кто разгадает вас? (3.1.27)
(3.1.27) – Чацкий не верит ни одному слову Софьи – ни тому, что ему на пользу, ни тому, что во вред. Может быть, Чацкому было бы приятнее иметь соперником Скалозуба? Так в таком случае у него вообще нет шансов. Хорошо, что прибежала Лиза от, якобы, парикмахера и не дала вновь воспрянуть фонтану Чацкого, не то Александр Андреич прошёлся бы не только по стану, но и по душе Скалозуба.
 
ЯВЛЕНИЕ 2

   Чацкий, Софья, Лиза.

   Лиза (шепотом)
   Сударыня, за мной сейчас
   К вам Алексей Степаныч будет.
   
   Софья
   Простите, надобно идти мне поскорей.
   
   Чацкий
   Куда?
   
   Софья
   К прихмахеру.
   
   Чацкий
   Бог с ним.
   
   Софья
   Щипцы простудит.
   
   Чацкий
   Пускай себе...
   
   Софья
   Нельзя, ждем на вечер гостей.
   
   Чацкий
   Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. (3.2.1)
   Однако дайте мне зайти, хотя украдкой,
   К вам в комнату на несколько минут;
   Там стены, воздух - все приятно!
   Согреют, оживят, мне отдохнуть дадут
   Воспоминания об том, что невозвратно!
(3.2.1) – С какой загадкой он остаётся? Ему же прямым текстом всё сказано!
   Будет ли умный человек навязывать своё присутствие девушке, когда её причёсывают? Пусть это и не истинная причина отказа, но мог бы понять, что его присутствие нежелательно.
   Не засижусь, войду, всего минуты две,
   Потом, подумайте, член Английского клуба, (3.2.2)
   Я там дни целые пожертвую молве
(3.2.2) – в Английский клуб Чацкий записан не за свои заслуги, а старанием Фамусова. В те времена членство там было очень престижным и некоторым вполне достойным людям не удавалось попасть туда, не смотря на свои заслуги и чины. Впрочем, Чацкий мог и не быть членом этого клуба, но рассчитывал туда попасть за свои будущие заслуги, в таком случае, сейчас он подчёркивает свою будущую значимость. Из этой речи становится понятно, что он не рассчитывает на взаимность, если вообще допустить, что он влюблён в Софью, ибо зачем, человеку, женатому на Софье «дни целые» размышлять о уме и душе своих бывших соперников? Впрочем, в противном случае это делать тоже незачем.
   Про ум Молчалина, про душу Скалозуба. (3.2.3)
(3.2.3) - тема для размышлений вполне достойна этого, воспеваемого уже два столетия, ума.
   (Софья пожимает плечами, уходит к себе и запирается, за нею и Лиза.) (3.2.4)
(3.2.4) – это ли не  вполне нормальная реакция на слова Чацкого?
   
ЯВЛЕНИЕ 3

   Чацкий, потом Молчалин.

   Чацкий
   Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей! (3.3.1)
   А чем не муж? Ума в нем только мало;
   Но чтоб иметь детей,
   Кому ума недоставало?
(3.3.1) – только что Чацкий не исключал того, что его соперник Скалозуб. Иметь детей достанет ума и Чацкому, а вот дать им ума… это вопрос.
   Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
   (Входит Молчалин.) (3.3.2)
(3.3.2) – не исключено, что Молчалин этим визитом хотел положить предел  притязаниям Софьи, но ему теперь мешает Чацкий.
   Вон он на цыпочках, и не богат словами; (3.3.3)
(3.3.3) – Чацкий хочет унизить Молчалина в своих глазах, но читателю не возбраняется подумать, а на самом ли деле Молчалин идёт на цыпочках? И зачем ему это? Почему «не богат словами»? Он что, должен был что-то декламировать, а не просто идти молча? Чем хорош тот, кто богат словами и только словами?
   Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
   (Обращается к нему.)
   Нам, Алексей Степаныч, с вами
   Не удалось сказать двух слов.
   Ну, образ жизни ваш каков?
   Без горя нынче? без печали? (3.3.4)
(3.3.4) – Чацкий во всей комедии ни с кем не поздоровался – почему он должен делать исключение для Молчалина? Что значит «Не удалось сказать двух слов»? Не только ли что Чацкий говорил: «С Молчалиным ни слова»? С чего Чацкий решил, что Молчалину вообще нужна была такая удача?
   
   Молчалин
   По-прежнему-с. (3.3.5)
  (3.3.5) - умеренность и сдержанность Молчалина не помогают ему уклониться от разговора с Чацким. У Молчалина нет никакого желания отдавать Чацкому рапорт. О себе он не скажет ничего определенного и беседу переведёт на поле оппонента. Это разве не умный ход? А Чацкий ничего не поймёт и начнёт оправдываться перед Молчалиным, опять же не сознавая этого.
 
   Чацкий
   А прежде как живали?
   
   Молчалин
  День за день, нынче, как вчера.
   
   Чацкий
   К перу от карт? и к картам от пера?
   И положенный час приливам и отливам?
   
   Молчалин
   По мере я трудов и сил,
   С тех пор, как числюсь по Архивам, 
   Три награжденья получил.
   
   Чацкий
   Взманили почести и знатность? (3.3.6)
(3.3.6) – а если и так, разве в этом есть что-то зазорное?
   
   Молчалин
   Нет-с, свой талант у всех...
   
   Чацкий
   У вас?
   
   Молчалин
   Два-с:
   Умеренность и аккуратность.
   
   Чацкий
   Чудеснейшие два! и стоят наших всех. (3.3.7)
(3.3.7) – а «наших всех» у него только… «он славно пишет, переводит», а это, надо полагать, неплохо делает и Молчалин. Вот если только «пересмеять умеет всех» считать талантом, то здесь Чацкий даст Молчалину любую фору, о прочих талантах Чацкого мы не осведомлены. Если Молчалин не раскрывает рот на кусок, который ему не по зубам… это плохо или всё-таки нормально?

   Молчалин
   Вам не дались чины, по службе неуспех? (3.3.8)
 (3.3.8) – Нехотя и как бы исподволь Молчалин переходил в нападение и начинает наносить уколы самолюбию Чацкого… и не стоит забывать, что Молчалин не спал уже часов 35-36!

   Чацкий
   Чины людьми даются, (3.3.9)
   А люди могут обмануться.
(3.3.9)– …и натыкается на заградительный огонь домашних заготовок всех лодырей и неумех из записной книжки Чацкого. Ну, конечно же! В силах ли обычный ум обычного чиновника оценить гений Чацкого – коллежского регистратора и отставного корнета!
   
   Молчалин
   Как удивлялись мы! (3.3.10)
(3.3.10)- Молчалин этим показывает, что он знает обо всех  обстоятельствах Чацкого задолго до его… 3-х летнего отсутствия и неплохо знаком с результатами деятельности Чацкого на гражданском, а может быть, и военном поприще. Опять же нам не известна доля сарказма в голосе Молчалина, но можно поручиться, что изрядная.

   Чацкий
   Какое ж диво тут? (3.3.11)
(3.3.11)- Чацкий, конечно же, считает, что нет ничего удивительного в том, что его не оценили зауряд-ные умы, но на самом деле он попадает в поставленную Молчалиным ловушку. Для действующих лиц комедии и её читателей… дивом был бы успех Чацкого.

   
   Молчалин
   Жалели вас. (3.3.12)
(3.3.12) - очередное туше: именно жалели, а не удивлялись неуспеху Чацкого!
   
   Чацкий
   Напрасный труд. (3.3.13)
(3.3.13) – Чацкий даже не понимает того, что уже пляшет под дудку Молчалина! Ну, конечно же, сожалеть о нём -  труд  напрасный! Сожалеют о том, кто старается, но у него что-то не получается в силу объективных причин. Но сожалеют и о знакомом, ни на что не годном человеке, почему же не жалеть Чацкого?
   
   Молчалин
   Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, (3.3.14)
   Из Петербурга воротясь,
   С министрами про вашу связь,
   Потом разрыв...
(3.3.14) – Молчалин, да, наверное, как и все московские знакомцы  Чацкого, неплохо осведомлен о его обстоятельствах и не считает нужным это скрывать от Чацкого. Надо полагать, что Татьяна Юрьевна не случайно узнала о неудачах по службе коллежского регистратора Чацкого – она явно принимала в нём участие  и пыталась помочь его карьере.
   
   Чацкий
   Ей почему забота? (3.3.15)
(3.3.15) – Чацкий демонстрирует, как легко он не только отказывается от людей, которые принимали участие в устройстве его дел, но и от души презирает их.
   
   Молчалин
   Татьяне Юрьевне! (3.3.16)
(3.3.16) – недоумению Молчалина нет предела! Когда же это патрону не было дела до своего протеже? Но вообще неслыханно, чтобы протеже с таким пренебрежением говорил о патроне…
   
   Чацкий
   Я с нею не знаком.
   
   Молчалин
   С Татьяной Юрьевной!! (3.3.17)
(3.3.17) – Опять удивление: да как же можно не знать своего благодетеля или отказываться от него? Какая неблагодарность! Как тут не вспомнить: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».

   Чацкий
   С ней век мы не встречались; (3.3.18)
   Слыхал, что вздорная.
(3.3.18) - ещё бы не вздорная: определила к министрам, туда, где работать надо, слушаться, исполнять – нет бы, ему должность нашла, в которой надо только щёки надувать, да перстом указывать… и чтобы кассир регулярно приходил и  с собою приносил, что получить и где расписаться.

   Молчалин
   Да это, полно, та ли-с?
   Татьяна Юрьевна!!!
   Известная, - притом
   Чиновные и должностные -
   Все ей друзья и все родные;
   К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. (3.3.19)
(3.3.19) – Удивлению Молчалина вообще нет предела: как зачем, а поблагодарить её за участие и за протекцию, а может быть и выпросить новое место. В ту пору в этом не было ничего зазорного, да и в эту, то же. Разумеется, не сам Чацкий за себя просил, но совершенно не интересоваться теми, кто за него хлопочет, кто для него старается… какое самомнение!
   
   Чацкий
   На что же? (3.3.20)
(3.3.20) – действительно, опять пристроит к министру какому-нибудь переписчиком скучных бумаг… вот если бы царём, то, может быть, и съездил бы, коли время найдётся.
   
   Молчалин
   Так: частенько там
   Мы покровительство находим, где не метим. (3.3.21)
(3.3.21)- «И в аду хорошо заступничество; ину пору хоть кочергой, вместо вил, подсадят, все легче»
   
   Чацкий
   Я езжу к женщинам, да только не за этим. (3.3.22)
(3.3.22) – вот уж и подтверждение, что у Чацкого ума палата! Как говорится: «брякнул - ни к селу, ни к городу»! Нашёл-таки случай похвастать своим успехом у продажных женщин.

   Молчалин
   Как обходительна! добра! мила! проста!
   Балы дает нельзя богаче.
   От Рождества и до поста,
   И летом праздники на даче. (3.3.23)
(3.3.23) – Молчалин – «враг дерзости» решил деликатно обойти тему успехов Чацкого у женщин определенного сорта, и он вряд ли разнёсет эту весть по свету.
   Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? (3.3.24)
   И награжденья брать и весело пожить?
(3.3.24) – столько совершенно незаслуженных тумаков получил Молчалин за эту фразу! Почему-то у читателей создаётся впечатление, что Молчалин награждения берёт и весело живёт, и приглашает Чацкого разделить с ним эти удовольствия, но это далеко не так! Что весёлого мы видим в жизни Молчалина? Есть некоторая разница между «брать» и «получать» награжденья. Молчалин получает. Вообще, Молчалин удивляется, почему столько таких же бестолковых, как и Чацкий, дворян, весело живут в Москве, пользуются всеми привилегиями их класса, а Чацкий пренебрегает этими возможностями? К тому же он  почти открытым текстом говорит,  что Ирина Юрьевна всё ещё расположена к Чацкому и может составить ему протекцию, дабы и он мог «и награжденья брать и весело пожить».
   
   Чацкий
   Когда в делах - я от веселий прячусь, (3.3.25)
   Когда дурачиться - дурачусь,
   А смешивать два эти ремесла
   Есть тьма искусников, я не из их числа.
(3.3.25) – сентенция не совсем в тему, но не пропадать же ещё одой домашней заготовке из его записной книжки? В комедии Чацкий ни делами не занимается, ни весельем, если только его насмешки не считать «весельем». Награждения ему предлагается «брать», а почему бы их не брать «весело»? Жаль, что Чацкий не пояснил, что он считает «делами», а что «дурачеством». Впоследствии Чацкий будет проповедовать на балу - это дело или дурачество?
   
   Молчалин
   Простите, впрочем тут не вижу преступленья;
   Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?
   
   Чацкий
   Ну что ж? (3.3.26)
(3.3.26) – Чацкий не отрицает своего знакомства с Фомой Фомичом, но делает это как-то слишком грубовато для воспитанного человека. Может быть… Фома Фомич, это очень неприятное воспоминание о временах службы у «министров»?

   Молчалин
   При трех министрах был начальник отделенья. (3.3.27)
   Переведен сюда...
 (3.3.27)- не исключено, что Фома Фомич служил при тех самых «министрах», курировал Чацкого и хорошо знает его деловые качества. Может быть, Молчалин намекает, что Фома Фомич вряд ли станет помогать Чацкому?
   
   Чацкий
   Хорош! (3.3.28)
   Пустейший человек, из самых бестолковых.
 (3.3.28) – попался в ещё одну ловушку! Фома Фомич не оценил гений Чацкого! Сам-то он знает цену каждому своему начальнику. Вообще, Чацким мастер заглазных оговоров.
   
   Молчалин
   Как можно! слог его здесь ставят в образец!
   Читали вы?
   
   Чацкий
   Я глупостей не чтец, (3.3.29)
   А пуще образцовых.
(3.3.29) – действительно, что хорошего может написать человек, не оценивший гений Чацкого? Читатель не может сам оценить то, что написал Фома Фомич, а верить Чацкому на слово у него нет основания. Видно, что Чацкий здорово обижен на Фому Фомича.
   
   Молчалин
   Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,
   Не сочинитель я...
   
   Чацкий
   И по всему заметно. (3.3.30)
(3.3.30) – колкость на базарном уровне. Оружие Молчалина шпага, а Чацкого – дубина.
   
   Молчалин
   Не смею моего сужденья произнесть. (3.3.31)
(3.3.31) – незрело оно, не проверено ещё опытом. Впрочем, и большинство судит на уровне «нравится – не нравится» и в этом нет ничего плохого. Большой беды не было бы, если некоторые литературные критики следовали примеру Молчалина.
   
   Чацкий
   Зачем же так секретно?
   
   Молчалин
   В мои лета не должно сметь
   Свое суждение иметь. (3.3.32)
(3.3.32) – за это выражение Молчалину досталось больше всего. Почему-то не замечалось на уроках литературы, что не только ученикам, но и их учителям было «не должно сметь своё суждение иметь», а предписывалось полностью разделять мнение какого-то именитого критика, писателя или издателя. Но «не должно», отнюдь не значит, что мнения  нет, но оно ещё не выверено. Судить же скоропалительно, как Чацкий, не умно, да и кого интересует мнение Молчалина, как и Чацкого? Болтать же по пустому у Молчалина просто времени нет.
   
   Чацкий
   Помилуйте, мы с вами не ребяты,
   Зачем же мнения чужие только святы? (3.3.33)
(3.3.33) – а почему мнение Чацкого должно быть свято? Эта фразу не замечается ни учителями, ни учениками: как это мнение Гончарова, Белинского или Надеждина о «Горе от ума» не свято, даже если они противоречивы!?
 
   Молчалин
   Ведь надобно ж зависеть от других. (3.3.34)
(3.3.34) – высказывать своё мнение по любому поводу, особенно, не будучи спрошенным, наилучший способ показать себя человеком легкомысленным или со всеми перессориться, что и демонстрирует Чацкий. Надобно или нет, но все люди зависимы от кого-то или от чего-то. И Чацкий тоже, хоть и не понимает этого.
   
   Чацкий
   Зачем же надобно?
   
   Молчалин
   В чинах мы небольших. (3.3.35)
(3.3.35) – мы просто люди, а не боги, мы не можем и не должны абстрагироваться от людей. «Мы» - это не только о Молчалине, но и о Чацком. Ещё одно туше! В больших чинах люди тоже зависимы.

   Чацкий (почти громко)
   С такими чувствами, с такой душою (3.3.36)
   Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
(3.3.36) – Чацкий разбит наголову, но считает себя победителем и почему бы ему себя не утешить? Верить ему предпочтительнее в то, во что ему хочется верить. Если Молчалин не нравится Чацкому, то почему Софья должна разделять его мнение? Что Молчалин не скажет, Чацкий всё пытается истолковать в свою пользу, но убедительно это получается только для него самого. Обманщица... хороший комплимент для возлюбленной, но только в шутливом разговоре с самой возлюбленной и то надо очень постараться найти момент, когда он будет уместен. Здесь же сам Чацкий занимается самообманом и если Чацкий что-то или кого-то не одобряет, то это совсем не значит, что субъект его неодобрения и ничьего одобрения не достоин.


Рецензии