Семья. Сценарий

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «СЕМЬЯ» (сценарий).


Картина 1.  Много людей идут по проспекту, и они не видят собаку, которая лежит на газоне мёртвая. И тут подходит мальчик 13 лет и начинает рыть ей могилу сапёрной лопаткой. Он вырывает могилу и сбрасывает лопаткой в неё мёртвую собаку.

Картина 2.  Родители мальчика тринадцати лет встречаются в прихожей своей квартиры. Она – высокая, чернявая, некрасивая, в домашнем поношенном платье. Он – невысокий, рыжеватый, симпатичный мужчина в ветровке и джинсах, он пришёл с улицы.
Она. Где ошивался, мужчинка?
Он. Иду от друга.
Она. Там и выпил? Где был, гад? Почему хлопнула дверь в соседней квартире?
Он. Я был у друга! (Заплетающимся языком) Там и выпил.
Она. Я давно слежу за твоими поползновениями. Ты ходишь к соседке!
Она. Врёшь, курва! (Бьёт её по щеке)
Она (яростно). Гад!  (Бьёт его кулаком в лицо и ногой в пах).
Бросив побитого мужа, уходит в кухню.
Муж, неловко раздеваясь, входит в большую комнату с телевизором, где сын смотрит «Симпсонов». Мальчик худощав, черняв, красив, у него подбит глаз.
Отец. Как дела в школе? Где дневник?
Сын достаёт из лежащего рядом на диване рюкзака свой дневник и в ужасе замирает. Отец смотрит дневник.
Отец. Биология «два»! Математика – «два»! За что родителей в школу?
Сын (боязливо). Переписывался с Паолой.
Отец. Что с Паолой?
Сын (дерзко). Любовь до гроба!
Отец наотмашь бьёт его по щеке.
Мать (с порога). За что ты бьёшь Джузеппе?
Отец. За всё хорошее!
Мать. На себя бы посмотрел, ублюдок!
Отец. Хочешь в рожу?
Жена подбегает и бьёт его кулаком в лицо.
Телевизор голосом Барта Симпсона: «Пошёл в жопу!»
Отец падает, поскользнувшись на ламинате.

Картина 3.  Мальчик просыпается от страшного шума. Он идёт из своей комнаты  в прихожую и видит две кучи одежды, овчарку и белого кота, которые схватились в смертельной схватке. Джузеппе  хватает кота и запихивает его в большую комнату, захлопнув дверь.
Поняв всё, он плачет, успокаивая суку.
Джузеппе. Мама, успокойся, это лишь сон! Нам это снится. Я тебя покормлю…
Он ведёт собаку, держа за холку, на кухню, и достаёт из холодильника гуляш, накладывает его в миску.
Джузеппе. Ешь, мама! Всё остальное замороженное!
Собака не ест и начинает нервно ходить по кухне.
Джузеппе. Я вам куплю утром… Перед школой! Но… денег нет! Они на ваших картах, а кодов я не знаю. На обед… не давали! Что же делать?

Картина 4.  Джузеппе ищет верёвку, чтобы вывести собаку-мать, но не может найти.
Джузеппе. Мама, давай договоримся так: я тебя выведу, а ты меня будешь слушаться. На ошейник, поводок, еду для тебя и для папы я займу у кого-нибудь денег… У кого?
Он нервно начинает ходить по коридору  и остервенело плакать. Собака сидит у двери  и смотрит на него. Наконец он справляется с собой и выходит с собакой.
На улице солнечное апрельское римское утро. Собака стремглав летит к газону, но с визгом шарахается от мчащейся машины. Она в панике бежит вдаль, и Джузеппе в отчаянии стоит, опустив руки.
Джузеппе (зовёт, громче и громче). Мама, мама, мама… Вернись! Мне пора в школу…
Плача, он входит в квартиру, открывает дверь в комнату. Там разорение, ободраны обои, валяются предметы. Кота нет. Ветерок из раскрытого окна раздувает тюль пузырём. Квартира на втором этаже.

Картина 5.  В школе мальчик стоит перед директором и объясняет свои жизненные обстоятельства.
Джузеппе. Мои мама и папа этой ночью превратились в собаку и кота. Утром они убежали. У меня нет никаких денег. У меня нет никаких родственников. Что вы будете делать?
Директор (пожилой мужчина в роговых очках). Ну, будем считать, что они погибли…
Джузеппе (горячо). Нет, они пропали без вести! Вдруг они прекратятся обратно? И мы снова будем жить вместе…
Директор (холодно). Ну, так или иначе, мы оперативно оформим тебя в детский дом. Скоро конец учебного года. А сейчас я вызову карабинера и социального работника. Я настоятельно требую, чтобы ты пошёл на урок и попрощался с товарищами.
Паоло подходит к кабинету, вдруг из класса ему навстречу выбегает девочка, милая и симпатичная, «мальчик в юбке».
Джузеппе. Паола!
Паола. Джузеппе, ты куда пропал?
Джузеппе. Мои родители превратились в собаку и кота и убежали. Меня отправляют в детский дом.
Паола. Я буду плакать! Приезжай ко мне на каникулах… (Подгибает коленку) А сейчас я очень хочу пи-пи!
Быстро идёт по коридору. Джузеппе спешит за ней, обнимает  её за плечи, но она бежит, оборачивается.
Паола. До свидания, любимый!
Бежит очень быстро, повторяя что-то вслух.
Джузеппе горестно спускается в кабинет директора.

Картина 6.  Он, Джузеппе, идёт в санчасть детского дома и встречает директрису Анну Марию Фертини (роль Моники Беллуччи).
Директриса. Я директор этого детского дома Анна Мария Фертини. Я тебя очень жалею, Джузеппе, но верь, что твои родители найдутся и снова станут людьми. Я хочу тебя баловать и ублажать, заходи ко мне в кабинет почаще, я припасу тебе что-нибудь вкусненькое. Что ты любишь больше всего?
Джузеппе, скудно улыбаясь, размышляет и смотрит в стену.
Директриса. Ну что?
Джузеппе (медленно). Я люблю…я люблю…зефир в шоколаде…
Директриса. Будет тебе зефир в шоколаде! У меня денег много… ох как много!
Джузеппе. Благодарю вас, сеньора! Вы – добрая! А можно ли мне…повстречать Паолу?
Директриса (серьёзно). Кто это – Паола?
Джузеппе (пылко). Моя любимая, из моей прежней школы.
Директриса. Ты понимаешь, у нас режим. Выходить за территорию без сопровождающего запрещено. Но мы с тобой… что-нибудь придумаем! Ведь она может приехать к тебе сюда?
Джузеппе (скудно улыбаясь). Наверное…
Директриса. Помнишь её телефон?
Джузеппе. Он у меня в мобильнике!
Директриса. Вы созванивались?
Джузеппе (горько). У меня как раз закончились деньги. У меня ни цента…
Директриса. Милый, я дам тебе денег!  Будешь звонить любимой! Зачем идёшь в санчасть?
Джузеппе. Меня послала учительница Капот. Уличила меня в депрессии.
Директриса (сурово). Иди обратно! Я с ней поговорю. Завтра давай ко мне на посиделки. Я куплю зефир!

Картина 7.  Один белый кот, пушистый и очень чистый, подходит к старушке, сидящей возле подъезда дома, и начинает тереться о её ногу. Старушка,  Алла Васильевна Подъегоринская, из русских эмигрантов, с восторгом смотрит на пришельца и начинает гладить его по голове и спине.
Подъегоринская. Откуда ты такой чистенький? Откуда ты такой славненький? Не с помойки – точно! Выбросили тебя, несчастный!
Кот. Мяу, мяу!
Подъегоринская. Ты и разговариваешь со мной! Взять тебя к себе?
Кот. Муррр! Муррр! Муррр!
Старушка берёт кота под брюхо и сажает в свой ридикюль. Кот сидит спокойно, как дрессированный.
Подъегоринская. Славный котик! Назову тебя Соломоном.  Пойдём купим тебе еды!
Небыстро идёт от подъезда в сторону супермаркета.

Картина 8.  Он, кот Соломон, остаётся один в маленькой однокомнатной и прибранной квартирке старушки. Он начинает гадить возле телевизора и обдирает обои. Он ложится в кресло старушки, включив лапой телевизор. По телевизору идёт детективный сериал, под слова из телевизора «Она идёт!» входит старушка. В её руках лоток и миска для кота, а также мешок для кошачьего туалета.
Подъегоринская (громко). Кто включил телевизор? Это чудо! Но что ты наделал, Соломон? Этот кал – из тебя! Не отвертишься! Как ты посмел? Ты – кот из подвала?
Ошарашенно плюхается в кресло, кот с воплем выскакивает из под неё. Голос из телевизора: «Бери его!» Она нахохленно размышляет об этих событиях, кот, взъерошенный и сердитый, сидит на стоящей у окна кровати.
Подъегоринская. Я слышала, что уличным котам, беря их в дом с  улицы, делают чик-чик. Ты, Соломон, красив и умён, и ты мне нужен, но врач сделает тебе чик-чик, чтобы ты не гадил и не обдирал обои. Будешь меня лечить, Соломон?
Кот впервые говорит громким мужским голосом: «Пошла на!»
Старушка тревожно глядит в телевизор, но там обнимаются мужчина и женщина.
Подъегоринская (возмущённо, гневно). Как они могут ругаться в такой момент? Безобразие! Куда телевизор смотрит?
Кот. На тебя, дура!
Подъегоринская (хватаясь за сердце). Как они могут! Это же дети смотрят! Сейчас позвоню в телевизор…
Берёт с тумбочки трубку телефона и рекламку ветеринарной клиники. Набирает номер.
Подъегоринская. Пронто! Ветеринарная клиника? Я знаю, вы рядом! Моему коту нужно сделать (тихим голосом) кастрацию. Сколько стоит?  Хорошо! Что? У меня нет переносного домика!
Что? Подъегоринская Алла Васильевна. Приходите! Альдо Моро, семнадцать, квартира тридцать три, домофон. Жду!
Кот (яростно). Сука!
Старушка затравленно смотрит в экран. Там – реклама.
Подъегоринская (берясь за лоб, закрывая глаза). Это голоса! Я заболела! Что ты принёс в мой дом, Соломон? Моё второе «я» - мужик?

Картина 9. Собачий приют. В небольшой клетке с надписью «Мария» нервно ходит из угла в угол собака – мать Джузеппе. К клетке подходит с бачком милая девушка Мария, заходит в клетку и наливает супа в миску.
Мария. Кушай, Мария! Тёзка моя – я ведь тоже Мария!
Собака. Благодарю!
Мария. Это ты сказала?  Ты говорящая?
Собака кивает головой и принимается жадно есть.
Мария. Боже мой, чудо! Боже мой! (Собаке) Скажи…скажи ещё!
Собака (отрываясь от еды). Вкусно!
Мария выходит с бачком, чтобы покормить других своих подопечных собак. Она смеётся и плачет.
Мария (громко). Чудо Божие! Говорящая собака! Нужно звонить на телевидение! Нас озолотят! Они будут жить по-человечески – по-собачьи…

Картина 10.   Старушка сидит в приёмной ветеринарной клиники, периодически нервно открывает свой ридикюль, достаёт большой клетчатый платок и оглушительно сморкается. Проходит фельдшер.
Подъегоринская. Как у Соломона дела?
Фельдшер. Должно быть, хорошо! Почивает на лаврах царь!
Подъегоринская. Это здорово! Ему уже сделали чик-чик?
Фельдшер. То есть остригли? Как можно царя, тем более мёртвого!
Подъегоринская. А-а-а-а… (Заливается блеющим смехом). Мой кот…мой кот…
Фельдшер (строго поправляя очки). Ждите сестру! (Быстро уходит).
Подъегоринская (сквозь смех). Вот тебе на! Царю чик-чик! А-а-ах… О-о! (Хватается за сердце) А-а-а-ах…

Картина 11.  Кот лежит,  привязанный к операционному столу. Сестра готовит инструменты, шприц для наркоза. Врач, щёлкая, одевает резиновые перчатки и смотрит на кота.
Врач (не оборачиваясь). Как звать кота?
Кот (сердитым мужским голосом). Яннино!
Врач (роняя очки). Как?
Кот (грозно). Яннино Джусти!
Медсестра. Кто это?
Врач (омертвело). Я читал у Пушкина про Кота Учёного…
Кот (брезгливо). Я так и не поступил в универ!
Медсестра (заторможенно). Надо звонить…
Врач (неопределённо). Что?
Кот (яростно). Врач! Не смей кастрировать мужчину, не смей кастрировать кота!
Врач (испуганно). Слушаюсь…
Сестра (разряжая обстановку)… на телевидение! Уже скоро ток-шоу «Феномены»!
Врач (грозно). Я позвоню! Зовите хозяйку!


Картина 12.  Мария моет собаку Марию в душевой приюта, раздетая, в купальнике.
Она сушит её феном и расчёсывает в своей комнатке.
Она надевает на собаку голубую фуфайку, плетёный поводок, намордник.
Мария садится с собакой в приютскую машину.
Мария. «Феномены»!
Водитель (пожилой итальянец). Навстречу славе! Навстречу успеху!
Мария (вдохновенно). Навстречу спасению…

Картина 13.  Перед микрофоном стоит рослый пузатый ведущий с крашенными в жемчужный цвет, длинными до плеч волосами. Он дожидается окончания аплодисментов и говорит.
Ведущий (высоким голосом). Я очень приветствую ваши овации двухголовому барану Мики и уникальному скейтеру Лео. Но теперь вы увидите  истинное чудо – говорящих кота и собаку. Они продемонстрируют небывалое чудо духа и природы, и они потрясут вас и всю нашу многомиллионную аудиторию до корней волос. (Встряхивает головой, как лошадь).
В зале раздаётся дружный смех. На сцену выходят Мария с собакой и старушка Подъегоринская с котом, завёрнутым в кухонное полотенце. Они встают к разным микрофонам. Зал засветлённо замирает.
Ведущий. Начну вас представлять, сеньорины (Смех в зале). По росту или по старшинству? (Снова смех).
Подъегоринская. Я Алла Васильевна Подъегоринская, из русских эмигрантов. Живу в Риме. Мне 79 лет.
Ведущий. Как зовут кота?
Подъегоринская. Соломон.
Ведущий. Браво! (Аплодисменты)
Мария. Я Мария Бонацци, работаю в собачьем приюте, мне 20 лет. Живу в пригороде Рима.
Ведущий. А собака?
Мария. Мария римлянка.
В зале бурные аплодисменты. Ведущий также хлопает в ладоши.
Ведущий. Ну, что скажут сеньоры животные?
Зал замирает.
Собака (после минутного наряжённого молчания). Я – Клавдия Джусти, неизвестные силы превратили меня в собаку, а моего мужа -  в кота. Наш сын Джузеппе…он где-то, наверное в детском доме…
Кот (яростно). Сука!
В зале смех, аплодисменты и свист. Микрофон в зале дают молодому, бритому наголо парню из последних рядов.
Парень. Пусть убирают плееры и проваливаются ко всем чертям!
Шум усиливается. Ведущий находится.
Ведущий. Чтобы рассеять сомнения… я предлагаю залу дать им тест. Пусть скажут что-нибудь одновременно! Сколько сейчас времени?
Помощница с микрофоном. Двадцать двенадцать!
Ведущий. Проверьте, сеньоры!
Толстяк из зала. Уже тринадцать!
Девушка из зала. А на моих четырнадцать!
Ведущий. Хорошо! Пусть будет двадцатый ряд, четырнадцатое… нет, пятнадцатое место!
В зале шум. Микрофон переходит к девочке лет восьми, милой, но страшненькой.
Кот (громко). Друзья, мы скажем всё, что нужно!
Толстяк (вырывая микрофон). Это уже кое-что!
Зал затихает.
Ведущий. Дитя, говори! Что им сказать хором?
Девочка (думает, сопя в микрофон). Пусть скажут слово…»ёжик», «корова», «дом». «Картинка». Пусть скажут слово «картинка» - хором!
Ведущий. Итак!
Кот с собакой нестройными голосами громко говорят «картинка».
Подросток из шестнадцатого ряда. Это слово сказали  с пульта! Это ложные чудеса…
Кот (грозно). Подойди ко мне, я покажу тебе настоящее чудо!
Подросток нагло бежит к сцене, кот вырывается из полотенца, подбегает и забирается ему на голову. В зале крики и аплодисменты.
Кот. Скажи «изюм»! Глаз выцарапаю!
Подросток (панически). Изюм, ваше высочество!
Кот. Скажи «чи-из»! Громко!
Подросток (орёт). Чиз! Чиз! Чиз! Чиз! Чиз!
Подросток падает, кот бежит в зал, кота ловят охранники и служители, подростка уводят санитары.
Ведущий. Шоу испорчено, но это - истинный фурор, истинный адреналин! Это истинное чудо! (Подумав и подобрев) Камеру на меня! Я прошу людей, которые увещевают Джузеппе Джусти не умирать от горя, откликнуться и привезти его в наш телецентр, в кабинет конферансье Чикко Баттиста, то есть  ко мне, в течение ближайших суток для встречи его с родителями! Чао!

Картина 14.  В кабинете ведущего сидят в креслах по разным углам Подъегоринская с котом и Мария с собакой. Сам Чикко лежит в ботинках на диване и курит сигару. По телевизору, видному как Подъегоринской, так и Марии, идёт фильм  Габриеле Муччино «Помни обо мне». Кот спит в объятьях Подъегоринской,  собака дремлет, привалившись к ноге Марии. На последних кадрах фильма, когда Карло ангельски улыбается в объектив, дверь после стука открывается, и охранник впускает в кабинет директрису Анну Марию Фертини и Джузеппе Джусти. Ведущий выходит им навстречу и остолбенело смотрит на директрису.
Ведущий. Вы…вы…
Директриса. Я к вашим услугам!
Джузеппе. Мама! Папа!
Бросается к собаке, собака виляет хвостом и становится лапами на плечи Джузеппе. Она лижет ему руку и норовит лизнуть в лицо, Джузеппе подходит и гладит кота, который вжимается затылком в его руку.
Ведущий (директрисе). Вы одиноки?
Директриса. Да, я одинока! Разведена!
Ведущий ( широко улыбаясь). Я тоже!
Смущённо, но решительно берет её за руку, она не противится.
Следующий кадр. Джузеппе сидит на полу между родителями и горько плачет, собака скулит, кот мяукает, Подъегоринская причитает, Мария горько и сосредоточенно смотрит в окно, должно быть, молится. Ведущий с директрисой сидят на диване и очень тяжело вздыхают.
Джузеппе. Мама, папа, как мы теперь будем жить, что с нами будет?
Кот (печально). Каждый останется в своей шкуре… А ты…живи на государственных хлебах.
Собака (гневно). Как ты можешь так говорить, кобель триклятый? Он ведь будет нас навещать, правда?
Джузеппе начинает реветь, собака гавкает, кот шипит. Все горестные звуки в комнате сливаются в один нестройный гул.
Ведущий (кричит). Да нельзя же так! Чего вы хотите? Что вы делаете? На что вы надеетесь?
Директриса. Я -  с тобой!
Внезапная тишина.

Картина 15.  Небеса. Бог – высокий прекрасный мужчина 52 лет, с окладистой чёрной бородой, в белом хитоне, с тревожными и любящими глазами -  стоит на зелёном лугу, овеваемом облачной дымкой, освещаемой мягким, как бы полярным солнцем, и ласкает за ухо белого телёнка-подростка. Рядом с Ним стоит прекрасный мужчина в золотых латах, с длинными золотыми волосами, с  юношеским лицом  грозного воина.
Бог (тяжело вздыхая, грохочущим голосом). Ох, не могу Я на них больше смотреть! Умучили они Меня. Не могу – сердце разрывается! Михаил, слышишь?
Архангел Михаил. Боже мой, а ведь много оказалось хороших людей!
Бог. Не очень-то много…
Архангел Михаил. Но каждый – на своём месте!
Бог. Так. Преврати ты их, окаянных, обратно… Пусть порадуются!

Картина 16.  Двор дома, в котором жил Джузеппе. У его подъезда останавливаются два «Фиата» - белый и розовый. Из белого выходят директриса, Джузеппе, женщина – социальный работник и карабинер, из розового, старообразного – ведущий, отец, мать Джузеппе, Мария и Подъегоринская. На отце надет огромный костюм мешком, он босиком; на матери – белое трико балерины и пачка, ноги также босые. Вся процессия входит в подъезд и поднимается на второй этаж. Социальный работник открывает дверь ключами Джузеппе, и все входят в квартиру.
Джузеппе, отец и мать на пороге большой комнаты с телевизором, где был заперт кот. На диване два араба в халатах, с ботинками, перед ними танцует танец живота молодая итальянка. Музыка звучит из дископроигрывателя. При появлении хозяев танцовщица убегает в соседнюю комнату, музыка продолжает играть.
Мать. Что вы делаете в нашей квартире?
Старший араб. Это что вы делаете в нашей квартире? Вы грабители?
Младший араб. Пошли на!
Старший араб, замахиваясь кривой саблей, бросается на вошедших. Мгновенно сабля сгибается, как бумажная, и становится похожа на перевёрнутую букву «U». Арабы в ужасе падают на пол.
Вошедший карабинер одевает на них наручники.

Картина 17.  Праздник в квартире Джусти. В комнате с телевизором за накрытым столом сидят Джузеппе, Паола, директриса, ведущий, Мария, Подъегоринская. Мать приносит пиццу на двух больших блюдах, отец открывает бутылку с вином.
Отец. Будем пить «Фриули», по чуть-чуть.
Подъегоринская. Я вообще-то непьющая, но от водочки бы не отказалась!
Общий смех. Отец ставит бутылку и достаёт из кармана пиджака маленькую фляжку коньяка. Наливает Подъегоринской.
Подъегоринская (аплодирует). Браво!
Отец (разлив вино и сев во главу стола). Сеньор Чикко, вам слово!
Ведущий поднимается с бокалом в руке. 
Ведущий. Мы собрались здесь сегодня, чтобы отпраздновать великое событие – обретение человеческого облика Яннино и Клавдией Джусти, возвращения их сына Джузеппе и обретения ими вновь своей квартиры. С праздником! До дна!
Все чокаются и пьют до дна.  Мать в фартуке присаживается с краю стола и тоже пьёт вино.
Ведущий. А теперь влюблённые должны поцеловаться!
Джузеппе целует Паолу, отец, немного подумав, подходит к матери и целует её в губы. Ведущий, слегка покраснев,  чмокает директрису в темя. Она смущённо улыбается и начинает возбуждённо поедать пиццу.

Картина 18.  Гости выходят из подъезда. Джузеппе  провожает Паолу, Чикко – он пьян – идёт вслед за директрисой, которая задумчива, но довольно решительна.
Ведущий (заплетающимся языком). Анна Мария! Как вы насчёт… моего предложения?...
Директриса (оборачиваясь, строго). Какого предложения?
Ведущий (собравшись). Быть со мной, быть моей, родить мне сына, быть со мной до смерти, любить меня по мере возможности, просыпаться вдвоём на рассвете…и любить. Моника! Я твой с первого взгляда!...
Директриса (удивлённо). Какая я вам Моника? Вы что-то путаете!
Ведущий (пьяно). Да, я вас путаю! Что...вы? Решили…
Директриса. Я… должна подумать…
Он хватает её за плечи и сползает по ней на асфальт. По его лицу текут слёзы. Она, присев, поднимает его и кладёт его голову себе на колени.
Директриса (расчувствовавшись). Не плачь…
Ведущий. Любимая!
Директриса. Любимый…
Подъезжает машина карабинеров.
Карабинер (из окна). Кто он? Что с ним?
Директриса. Он… мой муж…ему плохо… что-то с сердцем…
Карабинер. Хорошо! Вызывайте медиков!
Уезжают.
Директриса. Встать можешь?
Ведущий. Могу… С тобой я всё могу! Любовь моя!
Поднимается. Идут со двора, пошатываясь.

Картина 19.  Джузеппе и Паола едут на велосипедах по прекрасному парку на окраине Рима. Внезапно из кустов выбегает большая белая дворняга и бежит рядом с велосипедом Паолы.
Паола (кричит). Откуда ты такая?
Они приезжают в некий сквер с детской площадкой, слезают с велосипедов, садятся на лавку. Собака смотрит в лицо Паоле, положив её голову на колени.
Паола (осмотрев собаку). Мария! Моя!
Джузеппе. Берёшь себе?
Паола. Нам! Будем жить вместе!
Джузеппе смеётся. Камера удаляется. Вместе с ним смеётся Паола.
Собака начинает гавкать.

Конец.

                19 мая 2019 года.


Рецензии