Книга 6 Атаман Шамай

    
   На Яик в пятнадцатом столетии  явились Волжские казаки, ходившие по Каспийскому морю. Они зимовали на берегах Яика, в то время еще покрытых лесом. Ранней весною снова спускались в море, разбойничали до глубокой осени, а к зиме возвращались на Яик, поднимаясь всегда вверх с одного места на другое. Наконец они избрали себе постоянным местом Коловертное в шестидесяти верстах от устья реки Чаган. На полуострове между реками Яик (Урал) и Чаган будет заложен городок Яик, по-нынешнему Уральск.  Город Уральск, он же Яик, впервые упоминается 1584 году. Сейчас этот район города называется «Куренями».

   По соседству кочевали ордынские племена, отделившиеся от Золотой Орды и искавшие привольные места на берегах Яика, назывались ногайцами. Казаки враждовали с ними. Позже стали приходить татарские племена, с ними казаки вошли в дружелюбные отношения и брали жен из их улусов.

   Сохранилось даже поэтическое предание о том, что  казаки, страстные к холостой жизни, уговор держали между собой убивать приживаемых детей, а жен бросали, когда уходили в новый поход.
 
   Атаман  по имени Гугня первый нарушил жестокий уговор, пощадив молодую жену, и казаки, по примеру атамана, стали создавать свои семьи. И по сей день  жители уральских берегов пьют на своих пирах за здоровье бабушки Гугнихи.

   Живя набегами, казаки враждовали с азиатскими племенами, испытывали необходимость в сильном покровительстве и в царствование Михаила Фёдоровича послали в Москву станицу упросить государя, чтоб он принял их под свое покровительство. Выстроенные жилища казаков на Яике царь посчитал как завоеванные. Он обласкал новых подданных и пожаловал им грамоту на реку Яик от вершины и до устья, а также позволил им набирать по своему разумению вольных людей.

   После того, как казаки получили грамоту на Яик, на реке число казаков стало приумножаться. Они продолжали ходить по Каспийскому морю, нападали на торговые суда  и грабили приморские поселения. Многие тогда жаловались царю.

   А Москва слала на Яик увещевательные грамоты.

   Казаки, чтобы получить прощение, явились ко двору с повинною головою, каждый нес топор и плаху. Им было велено ехать в Польшу или под Ригу, заглаживать там свою вину, а на Яик были  посланы стрельцы. Впоследствии времени стрельцы прижились и растворились в казачьем племени.

   Стенька Разин тоже был в Яицком (Гурьев) городке, что стоит в устье Яика. Поначалу, как свидетельствует летопись, казаки не приняли его. Но городок их был взят мятежным Разиным, а стрельцы, защищавшие крепость были побиты и потоплены.

   Еще предание относит нас ко времени  двух яицких атаманов: Нечая и Шамая, что ходили в поход на Хиву.

   Нечай, набрав 500 вольных казаков, отправился в Хиву,  уповая на богатую добычу. Удача ему благоприятствовала. Совершив трудный путь, казаки достигли столицы Хивы, Ургенч.  В это время хан с войском своим налаживал отношения на юге страны, а город  охранял небольшой отряд. Казаки захватили Ургенч без всякого препятствия, задержались в нем, и потому поздно выступили в обратный поход.

   С тяжелой добычею  они были настигнуты возвратившимся ханом  и на берегу реки Сырдарьи разбиты и истреблены. Несколько казаков возвратились на Яик и известили о гибели атамана Нечая с казаками.

   Прошло несколько лет после этого похода, как другой атаман, по прозванию Шамай, задумал повторить его подвиг. Собрал вольных казаков, и они двинулись не спеша. Поначалу они пошли на север, перезимовали на Илеке, а ранней весной Шамай с казаками двинулся дальше.  Хотя было нелегко, но они добрались до Сырдарьи и там заплутали, так как дальше путь им был не знаком, никто не знал, куда идти. Там же в степи они пленили двух  пастухов-калмыков, казаки рассчитывали, что они укажут путь на Хиву.

   Когда калмыки узнали о плененных, задумали вернуть невольников и заманили казаков в засаду. Снарядили они двух всадников под охотников, которых Шамай узрел  и решил, что они, верно, укажут дорогу на Хиву, и с несколькими казаками бросился в погоню и угодил в засаду. Калмыки пытались разменяться пленными, но казаки не согласились, ответив им так: « Атаманов у нас много, а без проводника нам нельзя», и отправились дальше. Так и не отыскав перевоза через Сырдарью, пришли к Аральскому морю, на котором вынуждены были зимовать.

   Когда наступил голод, казаки съели своих лошадей, потом стали убивать и съедать друг друга. Большая часть там и погибла. Остальные были увезены в рабство проезжающими мимо хивинцами. В цепях и вечной работе сносили казаки горемычную долю, там и сгинули.

   Шамая с казаками, попавших в засаду, калмыки привезли на Яик, вероятно, для размена. …

   С тех пор у казаков охота к дальним походам отпала. Они мало-помалу привыкли к семейной жизни. Послушно несли службы по царским приказам. Но сохраняли первоначальный образ управления, где на вольном круге избирались атаманы и старшины. Каждый казак имел свободный голос, и все общественные дела решались большинством голосов, никаких письменных постановлений. «В куль да в воду» выносился вольным кругом за измену, трусость, убийство и воровство. Таковы главные черты вольного казачьего круга.





Литература:
1. А.С.Пушкин Емельян Пугачев.
2. А.Б.Карпов Уральцы. Исторический очерк.
3. А.З.Курлапов Походы и служба Яицких-Уральских казаков.
4. А.Г.Трегубов От Гугни до Толстова
5. В.Ф.Курохтин Уральское (Яицкое) казачье войско.


           http://proza.ru/2019/09/10/1341

      


Рецензии
В первый раз так подробно и просто написано о казачестве. Читаю и узнаю тот мир, который никогда не знала! Спасибо за такой труд! С уважением, Татьяна.

Татьяна Гордеева 4   26.02.2023 23:17     Заявить о нарушении
Благодарю, Татьяна!

Михаил Илекский   01.03.2023 12:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.