Двойка за поведение

Это был обычный урок музыки. Его ждали все ребята нашего 3 класса, потому что именно на музыке открывать рот разрешали всем, именно на музыке можно было услышать такой непривычный для остальных уроков вопрос «Почему ты молчишь?».  И даже такой «безнадёжный», по мнению многих учителей, Мишка на этом уроке волшебно преображался: выпрямлял спину, вытягивал шею и полностью отдавался пению. В ноты он, конечно, никогда не попадал, да и голос звучал не очень приятно, но за такое рвение Мишка поощрялся пятёркой за четверть. А если у тебя среди четвертных троек была пятёрка по музыке, ИЗО или физкультуре, то это давало хоть какой-то шанс помучить учителей в выборе формулировок относительно успеваемости: «не троечник», «не хорошист» и «не отличник». Поэтому  и прилипло к Мишке слово «безнадёжный», а учителя, проговаривая это слово,  отчаянно разводили руки в стороны и глубоко вздыхали. 
Я обожала урок музыки, во-первых, потому что любила наблюдать за Мишкиным преображением, во-вторых, можно было болтать с соседкой по парте и при этом делать вид, что ты поёшь.   Иногда, не выучив слова песни, мы просто открывали рты и делали это так старательно, а на лицах было столько эмоций, что учитель хвалила нас, ничего не подозревая. Иногда, конечно, она вместе с баяном вставала из-за учительского стола и подходила к «подозрительным партам», прислушивалась и снова возвращалась на место.
В этот день всё было по-весеннему радостным: и погода за окном класса солнечная, и настроение отличное, в общем, предвкушение свободы, безудержное веселье захватили меня полностью ещё до начала урока, и я никак не могла сосредоточиться. Я пропустила всё: и объявление темы, и запись её в тетради, и объяснение учителя. Весь урок я рассказывала Женьке,  подружке и соседке по парте, разные истории – меня как будто прорвало после математики и русского языка, я болтала без удержу, не обращая внимания на два замечания, которые сделала мне Елена Анатольевна.
И вот после того как я в очередной раз захихикала, зажав ладошкой рот, на весь класс очень чётко прогремела знаменитая учительская фраза: «Смирнова, встань и повтори то, что я только что сказала». Всё моё веселье сразу улетучилось. Мне стало стыдно даже не за своё поведение, а за то, что впервые вот так при всём классе меня, отличницу, уличили в ничегонеделании. В поисках спасения я устремила взгляд на доску, где была записана тема: «Бухенвальдский набат».  Всё произошедшее дальше я уже воспринимала отчётливо:
- Вы рассказывали о том, что такое набат.
- Следовательно, ты должна повторить мне, что это такое!
В классе стояла мёртвая тишина, никто даже подсказать не решался, а я краснела всё больше. Я не знала, что такое набат, почему он Бухенвальдский, поэтому честно молчала и очень боялась за Елену Анатольевну, так как она сказала, что упадёт в обморок от такого безобразия. Что такое обморок, я тоже тогда не понимала, поэтому меня больше пугало, что она упадёт.
Далее мне велено было подойти к учительскому столу с дневником, и напротив предмета «Музыка» в нём появилась  огромная двойка. Всё перевернулось в моём сознании: столько раз я была свидетелем, как точно такие же двойки ставили Мишке, а тут двойка у меня в дневнике,   и она значительно отличалась размером от привычных пятёрок и четвёрок.
Тогда я думала, что жизнь на этом закончилась:  возвращалась за свою парту, низко опустив голову, а дневник был таким тяжёлым, что руки отказывались его нести.
Оставалось 5 минут до конца урока, и учитель предложила пропеть слова песни. «Безнадёжный» Мишка, в отличие от меня,  успел всё записать и любезно передал мне тетрадь. Все запели. Я не поняла практически ничего: «медный гул», «праведная кровь», «жертвы ожили из пепла», «взволнованный эфир», но музыка произвела на меня такое сильное впечатление, что звучала в моей голове и тогда, когда я шла домой.
Вечером пришлось объяснять родителям, за что я получила двойку. Мама вынесла вердикт: «Это двойка за твоё поведение! Подрастёшь – всё поймёшь!». Сестра помогла мне разобраться с тем, что такое набат, папа долго рассказывал про концентрационный лагерь в Бухенвальде, про службу в армии в Германии, про то, как его отец погиб, участвуя в прорыве блокады Ленинграда. Моё детское сознание не позволило мне тогда серьёзно отнестись к услышанному. Мне казалось, что это отрывки из каких-то книг, что даже если это было на самом деле, то никогда уже больше не повторится. Потом я уже с полным пониманием (как мне тогда казалось) содержания выучила наизусть слова песни и пела её до тех пор, пока мама не сказала, что уже пора спать.
Когда мне исполнилось 13 лет,  родители разрешили прочитать книгу «Ни давности, ни забвения… По материалам Нюрнбергского процесса».  Это документальные данные о зверствах нацистов -  не у каждого при чтении нервы выдержат.  Ужас, боль, ненависть – вот что я испытала.  Мне хотелось закрыть книгу и забыть навсегда о том, что такое вообще было! Слёзы душили!   Вот только тогда я осознала по-настоящему, за что мне поставили двойку на уроке музыки. Это воспоминание заставило меня ещё раз  испытать стыд за своё поведение! Потом  я долго разглядывала фронтовую фотографию дедушки, пыталась с ним разговаривать, а в голове при этом гулко, чётко раздавались слова песни:
 Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!


Рецензии
У нас в 206 Ленинградской мужскоц школе в 1947 году , в третьем классе пение всерьез не принимали, " училку доводили". Помню ее глаза со слезами отчаяния под конец почти каждого урока. Глупые мы были, и у нее , видимо, не хватало характера, чтобы с нами, послевоенными мальчишками, совладать. До сих пор стыдно становится, когда вспомню те уроки. И петь так и не научился, даже в хор не приняли.

Валерий Хатовский   04.07.2019 17:46     Заявить о нарушении
Двойку за поведение следует поставить не Вам, а композитору Мурадели. Он практически присвоил себе всю песню, имя замечательного поэта Исаака Владимировича (Александра) Соболева, было вычеркнуто им из всех публикаций об этой песне и из списка представленных к Ленинской премии - ее получил только автор музыки. А ведь без проникновенного текст Соболева, инвалида Войны, песня и не появилась бы - Мурадели написал музыку на готовый текст, и настоял на изменении имени автора на Александр, вместо Исаак.Посмотрите в интернете про эту безобразную историю. Соболев умер в бедности, сборник его стихов подготовила и издала его вдова на свои скромные средства.

Валерий Хатовский   04.07.2019 18:13   Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий! Всё прочитала! Я не знала этой истории!

Светлана Фёдорова Смирнова   06.07.2019 21:57   Заявить о нарушении