2. 26. Переезд в Волгодонск

В ноябре 1979 года приехал я домой вместе с Володей Манаковым и с приглашением работать на Атоммаше в качестве зам.начальника ПДО первого корпуса. Осознаю, что жизнь моя и моей семьи ну очень круто изменяется, надо уезжать, имея квартиру, гараж, хорошие заработки и друзей не только институтских, но и вновь приобретенных.
      
Вначале заявление о переводе. Подписали и заверили меня, не сложится на новом месте, возвращайся, все восстановим, конечно и квартира будет. Ну, очень приятно было услышать это от руководства КБ1.
      
Затем сдача квартиры в ЖКО, квитанция за будущий ремонт и бумажка, что сдал квартиру.
       
Прощальный ужин – отвальный ужин с друзьями и сотрудниками. Контейнер. Машина с прицепом «Скиф» и минимум необходимых пожитков, запасные два колеса с цепями на них.
       
Декабрь месяц. К старту в новую жизнь готовы. Детей трое, младшему Алешке 2,5 года, Наталке 7 лет, старшему Ивану 9 лет. Ну, за ними позже Нэлка съездила и привезла их.
      
В начале декабря автомобильные зимние дороги уже укатаны, никаких сюрпризов ждать не приходилось. Перевалили хребет уральский, подъезжаем к г. Уфа, но перед ним в тридцати километрах вижу ползут машины еле-еле да по обочинам. Стоп. Ставлю колеса с цепями. Граница теплого воздуха с запада и холодного с востока, а где они встретились, появилась тонкая пленка льда на асфальте, сразу то и не заметишь, а когда замечаешь уже поздно, сносит машину в кювет. Один из водителей такой машины подходит и спрашивает меня, и что же творится на перевале? Всё нормально, отвечаю, никаких катаклизмов там нет, зима установилась окончательно. Проехали этот опасный трехкилометровый участок. Поменял колёса. Вот и река Белая, а парома нет, значит, нет и переправы. Сто двадцать километров к плотине пришлось ехать нам с Нэлкой. Поднимаемся вверх после плотины  на небольшую сопочку, снежок такой приятный идёт, а температура ближе к нулевой сплошной каток. Буксую. Тянет меня туда вниз, где р. Белая течёт. С трудом выравниваю обороты, чтобы колёса крутились, а мы как бы стояли на месте, т.е. машина и прицеп. Удалось. Говорю Нэлке выходи, за машину держись, открой багажник, достань упоры и под колесо подставь. Вышла, подставила. Стоим, радуемся, а я тем более, машина -03, багажник просто открывается. А до этого момента почему-то не радовались. В особенности я, когда Нэлка кричала, да бросай эту машину – железяку, спасаться надо, видишь, уже чуть не с обрыва съезжаем. А там глубоко внизу река Белая течёт.
       
Переобули машину и верх с таким приятным чавканьем цепей о дорогу.
Сверху машины идут большегрузные, ну те понятно, всю эту слякоть – мыло дорожное продавливают и едут. Забрались мы на плоскогорье. Намучились за день. Спать надо. Заехали с дороги, с ходу на целину. Сиденья разложили, поели. Легли. Сверху одеяло из козляка, ну из выделанных шкур дальневосточных косуль, которое отдал отец, сказал, что пригодится.
      
Пригодилось. На головы шапки. Утро. Стоим. Застряли на целине, хотя и с цепями. Отцепил «скиф». А перед этим Нэлка вдруг себя этаким Геркулесом почувствовала, и изрекла, смотри, как надо делать. Взяла дышло «скифа» -прицепа и бодро так хотела его сдвинуть, но не тут-то было. В общем, оптимизма у неё было через край, и никогда, ну, на сколько я её знаю, вообще не сетовала на разные отрицательные стороны жизни. Всегда находила объяснения для этих самых сторон и поворачивала их на положительную сторону. Ну, например. Не разбились же на плотине, значит, впереди будет лучше.
      
А впереди г. Волгодонск, куда мы ехали, был еще маленький переход Морозовск – Волгодонск. До Морозовска зима   стояла с такими закуржавелыми деревьями не передать  словами, как нарисованные художником импрессионистом они стояли красиво-то как.
      
После Морозовска никаких нарисованных картин. Снега просто нет. Как будто осень с желтыми опавшими листьями. Температура плюсовая. А о нашем настроении и говорить нечего. Вот он совсем рядом Волгодонск с его Атоммашем, который всё ещё зовёт к себе специалистов.
       
Остановились на автостоянке, которая находится на первомайском кольце. Машину ставим. Мужик показывает, где поставить машину с прицепом.
         
Разговорились. Спрашиваю его. Нам бы дачу в черте города, а то семья большая в одной комнате в общаге тесновато будет. Есть говорит на примете такая, знакомые продают, может кожух – полушубок продадите мне, а то дежурить холодновато в тряпичной одежонке.
      
Если найдёшь дачу, просто отдадим тебе этот кожух.
      
Ну, в общем, всё так и получилось. А потом была дача № 245 на 8-й линии, что за МРЭО. Не хватило мне двух тысяч рублей, четыре запросили знакомые этого стояночника. Мы то согласились, когда посмотрели, места хватит для нашей семьи. А денег дополнительных двух тысяч не хватало. Отец приехал, куда это сын его младший рванул так резко с насиженного злачного места из Челябинска 70. Приехал. Одобрил. Полушубок дал, ну на всякий случай, да и денег в придачу. Это было в то время когда он у наших новых друзей Шишковых Володи и Верочки остановился на несколько дней. А после первого дня сказал мне, что правильно сделали, оставив Урал суровый, для того чтобы жить в более теплом климате, плюс к тому же имея хорошую работу. С этим хорошим чувством и уехал отец из Волгодонска.
      
А у меня после его отъезда чувства то самые разные были. Вот примеры всему этого.


Рецензии