Путешествие Степана. Глава 6

6.
У СКОМОРОХОВ
Утром я поехал на санях к сказителю Макару Емельянову.
По тёплой избе сказителя бегали босиком два внука, жена что-то варила у печи, невестка у окна пряла на прялке. У другого окна сидел сам сказитель и что-то писал гусиным пером.
– Снимай тулуп, жарко у нас! – обрадовался он. – Садись, обедать будешь со мной.
Жена и невестка вскочили и поклонились мне с улыбкой.
– Милости просим в нашу избу, боярин Степан Родионович! Очень рады вам.
– Я тут былину о тебе сочиняю. О том, как ты победил дракона, – сказал Емельянов. – Когда поедим, тогда и послушаешь, может, что не так рассказываю.
– Не смей сочинять про меня, пока не помру! А тогда — ври, что хочешь. Мне вначале одну тайну нужно тебе сказать, а ты совет мне дашь. Обед подождёт.
– Садись ближе и говори тихо, если тайна.
– Нас никто не услышит.
Выслушав меня, сказитель разволновался.
– Возьми меня с собой, когда поедешь. В детстве я слышал сказки о великанах и думал, что это выдумки. А сказка долго на пустом месте не живёт. Посмотрел бы на великанов, да и на разбойников. Было бы мне после, что рассказать людям.
Когда мы ели щи из кислой капусты и пирог с кашей, Макар Емельянов сказал мне:
– Вот тебе мой совет. Надо нам, Степан, ехать со скоморохами. Они народ бывалый, с ними мы лучше справимся со всеми бедами в дороге.
Мы вышли из избы, сели в сани и поехали к скоморохам. День был солнечный, морозный, снег сверкал на солнце, а на душе у меня было весело, ведь рядом со мной друг, который сразу понял меня и готов помочь.
В большой избе скоморохов тоже пахло пирогами.
– А мы думали, что ты уже забыл нас! – радостно всплеснула руками Фёкла, жена скомороха Даниила. – Сейчас кликну мужа и сына. Они на заднем дворе пилят дрова.
Она надела валенки, вышла на крыльцо и крикнула:
– Даниил! Васька! Идите скорее обедать! У нас гости! Боярин Степан Гаврилов и сказитель Макар Емельянов.
Пришёл Даниил с сыном Василием, десяти лет.
– Мы хотим тебе одну тайну поведать, – прошептал Макар Емельянов Даниилу.
– Говори громко, здесь все свои, никто не выдаст.
Мне снова пришлось рассказывать о челобитных, разбойниках, великанах и о том, как мы с Ириной задумали поменяться с Матвеем и его женой Верой. Скоморохи сначала слушали нас, разинув рты от удивления, а потом стали от души смеяться.
– Степан, возьми нас с собой. А ещё медведя нашего и гуся. И Кабанчика своего бери. Тогда у нас будет целая община скоморохов, и мы будем веселить людей, когда приедем в какой-нибудь город. А ты найдёшь человека, написавшего челобитную, и мы поможем ему. Ты хорошо помнишь, куда нам нужно ехать?
– Как же, – сказал я и вынул карту нашей страны, которую нарисовал с Архипом Демьяновичем. И показал им города и сёла, куда нам нужно попасть поскорей. Ведь я помню все челобитные, которые присылали люди. Они не только в моей голове, но и в моей душе. И жгут меня, не давая покоя. Я показал путь, который должен через разные города и сёла привести нас туда, где были разбойники.
– Долго придётся добираться, – сказал Даниил. – Так далеко мы никогда не ездили. Нелегко эта дорога обойдётся нам и коням. Ведь будут по пути и реки, и леса, и горы. Грязь, дождь, снег.
– Нет, сильные морозы придётся пережидать в каком-нибудь доме, в большом городе, где будет тепло и сытно, – сказал Макар Емельянов.
– Ещё нужно взять с собой четырёх или пять скоморохов, которые умеют петь, плясать, играть на дудках и показывать разных людей, смешно и весело, – сказал Даниил.
Я был рад, что друзья-скоморохи хотят поехать со мной в опасное и трудное путешествие. И готов был обнять их.
– У меня есть деньги не только на дорогу, – сказал я скоморохам, – но и чтобы хорошо заплатить вам. И ещё помогите мне сделать жену моего брата похожей на царевну. Матвей очень похож на меня. А наши жёны не похожи.
– Мы видели на свадьбе твоего брата и его жену, – сказала Фёкла. – Она повыше и покрупней Ирины.
– Вера, жена брата, так хочет поехать в Европу вместо царевны, что готова похудеть, – сказал я. – Волосы её можно перекрасить и уложить, как у Ирины. Кроме того, мы должны многому научить Матвея и Веру для поездки в другие страны. Но нужно научить Веру перенять у Ирины походку, голос и прочее.
– Нам не раз приходилось показывать других людей зрителям, – сказала Фёкла. – И смешных, и жестоких, и несчастных. Все узнавали их и забывали о нашей несхожести с ними.
– Стёпа, мы пришли куда нужно, – сказал Макар Емельянов. – Скоморохи — это же и лицедеи. Впереди у нас несколько месяцев. За это время они придумают, как сделать Веру похожей на царевну и как ей вести себя.
– Придётся всем нам потрудиться, – сказал Даниил. – Пусть Вера с Матвеем пока живут в нашем доме, места всем хватит. Наши старшие дети выросли и живут в соседних домах. Но вы забыли, что и Ирину придётся выучить, как стать крестьянкой. Это так же непросто, как и крестьянку сделать царевной.
– Она учительница в сельской школе, – сказал я.
– Придётся и ей поучиться, – засмеялись все.
– А Степану — выучиться на скомороха, – сказала Фёкла.
– Опять учиться, – вздохнул я.
Мы зашли в большую комнату, где жили гусь и медведь. Большой белый гусь тут же выбежал из комнаты и загоготал.
– Василий, выведи его во двор, хоть и холодно! – велел Даниил сыну. – А мы пока покормим Мишку. А то они порой ссорятся из-за еды.
– Ответьте, братцы, на мой вопрос, – сказал я скоморохам. – Зачем царю сразу посылать войско, чтобы уничтожить разбойников, а не поговорить вначале с ними, чтобы узнать, что заставило их заняться разбоем?
– Так было всегда, – сказал Макар Емельянов. – Нужно немедля потушить начавшийся пожар, а не ждать, когда он разгуляется!

Через неделю приехали Матвей с Верой. А на другой день скоморохи принялись учить их лицедейству. Каждый день и мы с Ириной приезжали к ним. Ирину учили доить корову и коз, стирать одежду, зашивать и штопать её, готовить еду и прочему. А Ирина учила Веру всему, что узнала от княгини и её дочерей. Я, в свой черёд, учил Матвея всему, что узнал от князя Чуйского и от своего учителя Архипа Демьяновича. И так же рассказывал ему о разных странах, об их правителях, и отношениях с нашей страной. Оказалось, Ирина легче всех перенимала своё обучение. Вместе с Фёклой она вставала с петухами, доила корову, прибирала в коровнике, мыла полы в избе, готовила еду. Она ни на что не жаловалась, была весела и справлялась с работой легко. Мы не всегда возвращались домой, а иногда оставались ночевать в семье Даниила.

После месяца учения мы с Ириной оделись в крестьянскую одежду, сели в сани и поехали в Коростелёво, к тётушке Маланье. Она и вся её семья очень удивилась, увидев меня с Ириной в крестьянской одежде, но ещё больше они удивились, когда я им рассказал о том, что мы задумали. Яков сказал:
– Боюсь, что Матвей не сможет достойно заменить тебя в поездке, хотя он толковый работник и знает немало ремёсел.
– У нас есть время научить его, – ответил я, – в поездке ты будешь ему помогать.
В тот день Ирина показала тётушке Маланье и Марфе всё, чему она научилась. Они похвалили её. На другой день Ирина взяла коромысло и вёдра, надела валенки, овчинный тулуп, варежки, тёплый платок и пошла за водой к уличному колодцу. Около него стояли две соседки и о чём-то судачили. Увидев Ирину, они спросили:
– Ты чья будешь? Мы тебя не знаем.
– Я племянница тётки Маланьи, – певуче, по-крестьянски ответила Ирина.
– Замужняя? – спросили соседки. – А то мы тебе жениха найдём! Девка ты видная.
– Замужняя, – ответила Ирина и, набрав воды из колодца, принесла полные вёдра в дом. Когда она рассказала о встрече с соседками, тётушка Маланья засмеялась.
– Годишься в крестьянки, – сказала она. Однако Яков покачал головой и возразил:
– Ирине не нужно быть похожей на Веру, а тебе, Степан, на Матвея. Вы должны быть неприметными, чтобы разбойники не догадались и не захватили в плен боярина и царскую дочь. То-то беда будет! Ведь многие слыхали о Степане и Красном Кабанчике, хотя сейчас он уже потемней, не такой красный и не так приметен.
– А где Кабанчик? – спросил я.
И тут распахнулась дверь соседней комнаты, и к нам с радостным визгом ворвался мой Кабанчик.
– Степан, хрю, хрю, ты за мной приехал? – спросил он.
– Здравствуй, друг, за тобой я приеду весной, поедешь с нами, – ответил я и обнял его.

2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии