Барачный чердак

Барачный чердак.
Бараки до революции и гражданской войны строились для содержания лошадей. Проще говоря, это были конюшни, изначально  предназначенные для лошадей, но после революции принесшей развал всего хозяйства, в связи с нехваткой жилья приспособленные для жизни людей. Одна из конюшен царского времени, позже перестроенная в жилой барак еще долго сохранялась в Кировском районе города, недалеко от порохового завода. Когда за несколько лет до начала второй мировой войны, на окраине Казани началось строительство фабрики Кинопленки, у местных властей появилась необходимость, где то селить первых строителей и работников нового предприятия. Поэтому на краю города, рядом со старинным кладбищем, вместе с новым предприятием стал расти барачный поселок, получивший гордое название поселок Парижской Коммуны. Первоначально бараки мало отличались от дореволюционных конюшен, так как два входа в длинное бревенчатое сооружение находились на торцах здания, а вдоль всего барака проходил длинный коридор, по обоим сторонам которого, располагались не вольеры для содержания лошадей как прежде а жилые комнаты. Около каждого входа в барак, располагались специальные комнаты кухни, где жильцы могли готовить еду. После войны, дизайн бараков немного изменили, разделив их на четыре жилых секции с отдельными подъездами. Теперь из одного подъезда можно было попасть в два отдельных коридора, по три четыре комнаты в каждом. Государство, делая эти изменения, не потеряло ни одного метра жилой площади, так как бывшие кухни на торцевых сторонах барака превратились в жилые комнаты, а два помещения в центральной части постройки превратились в дополнительные подъезды. Один из бараков перестроили, превратив его в клуб принадлежащий фабрике Кинопленки вероятно еще перед войной. В самом бараке оборудовали зрительный зал со сценой, а сбоку вдоль всей постройки пристроили фойе, где зрители собирались перед началом фильма. Здесь же в фойе, обычно ставилась новогодняя елка, а в зрительном зале, силами драматического кружка при клубе ставился спектакль. К передней торцевой части клуба, пристроили билетную кассу и раздевалку где посетители могли сдать на хранение верхнюю одежду. К задней торцевой части клуба пристроили мастерскую, где рисовались афиши предстоящих фильмов, декорации к спектаклям, и щиты с изображениями сказочных персонажей которыми украшали новогоднюю елку, которую ставили и на улице перед клубом. Уличная елка обычно окружалась щитами, на которых красовались различные сюжеты из сказок. Делалось это похоже для того, чтобы местные мальчишки не могли подойти к дереву и повредить висевшие на нем игрушки и гирлянду. Правда такие щиты ставили и вдоль дороги, от клуба Куйбышева до улицы Восстание. Если помещение художников рисовавших афиши пристроили к торцевой стороне сбоку, то нал входом с задней стороны клуба установили большой навес с крыльцом. Естественно, дверь этого входа вела прямо на сцену, на которой артисты устраивали спектакли а обычно здесь висел экран для демонстрации фильмов. Рядом с дальним концом клуба еще виднелись остатки летней танцевальной веранды, на которой во время войны вероятно устраивались танцы. Теперь танцы один раз в неделю проводились в фойе клуба. Действующими оставались только летние танцевальные веранды около дома культуры Урицкого и в парке около ДК Ленина. Естественно каждый барак в поселке, так же как и клуб  имели внушительный чердак, который местные мальчишки считали своей собственностью, поэтому активно использовали для своих нужд. По высоте чердак почти равнялся внутреннему помещению барака и видимо предназначался для сохранения тепла внутри помещений, являясь своеобразной воздушной прослойкой, между крышей и жилыми комнатами. Кроме этого, пол чердака был засыпан толстым слоем шлака, который защищал находящиеся внизу жилые комнаты от холода. Зимой мальчишки на чердаки почти не лазили, а вот летом использовали их на полную катушку, пряча там свои поджиги, и самопалы, которые держать дома было не очень удобно. Довольно часто приходилось  лазить на чердаки ночью, если там среди простых городских голубей поселялся белый голубь которого можно было поймать и продать на птичьем рынке. 1. Однажды пришлось даже лазить ночью на чердак клуба, где приспособился ночевать породистый голубь, правда сделать это можно было только с задней стороны здания где имелся вход на чердак, так как пристроив к первоначальному бараку билетные кассы строители заблокировали дверь с этой стороны. Ловить нужную птицу на чердаке барака было одно удовольствие, ведь здесь не было как на других домах слуховых окон, которые нужно было блокировать, чтобы вся стая не вылетала через них ночью на улицу. В бараке достаточно было закрыть две входные двери на торцах здания, и все находящиеся на чердаке птицы оказывались в ловушке, а отследить, и поймать белого голубя в полной темноте было довольно просто так как его светлое оперение хорошо было видно даже в полной темноте. Единственное чего нельзя было делать, так это ходить по шлаку, который предательски хрустел под ногами и этот хруст был четко слышан внизу. Тактику хождения по чердаку мои приятели осваивали очень быстро, ведь стоило пройти по шлаку несколько метров, как снизу сразу же раздавались недовольные крики жильцов, нещадно ругавшихся и обещавших надрать задницу забравшимся наверх детям. Поэтому ходить приходилось по проложенным по всей длине чердака бревнам, цепляясь руками за стойки из бревен поддерживавшими конек крыши. Сверху на них опирались тоже длинные бревна поддерживающие скат крыши. Картину дополняли горизонтальные балки из бревен на высоте около двух метров, одним концом закрепленные к стойкам, а вторым к наклонному бревну. Именно на этих горизонтальных балках как на насесте по ночам сидели стаи городских голубей. Здесь же они откладывали яйца и выводили птенцов. Поэтому балансируя без шума на бревнах, можно было в темноте подобраться прямо к сидевшим на балке птицам и схватить белого голубя. Самое интересное начиналось после того, как нужный голубь был пойман, так как вся стая начинала в панике носиться по чердаку стремясь вылететь на улицу. Допускать этого было нельзя, так как паническое поведение птиц вылетающих ночью на улицу могло привлечь внимание милиции или дружинников. Кстати говоря, и поход за белым голубем на чердак клуба не обошелся без приключений, так как охранник умудрился услышать необычный шум наверху, и даже успел позвонить в милицию, которая приехала когда мы уже пошли домой. На барачный чердак можно было забраться с двух сторон. В дальнем конце, нужно было сперва, забраться на крышу подъезда, откуда всегда открытая дверь вела на чердак. Со стороны дороги, идущей к клубу Куйбышева забраться на чердак было еще проще, ведь здесь всегда стояла деревянная пожарная лестница, по которой можно было забраться на крышу подъезда. Попавшего на чердак человека встречал характерный запах сухой пыли и кисловатый птичьего помета. Свет, попадавший на чердак через открытую дверь освещал только несколько метров около торцевой стены, а все остальное пространство оставалось в темноте. Чердак служил не только надежным хранилищем мальчишеских тайн, но здесь можно было обнаружить брошенные или намеренно спрятанные вещи прежними жильцами. Так на своем чердаке 22 барака приходилось неоднократно находить брошенные еще во время войны рисунки и обрывки записей на клочках бумаги. А однажды там мы нашли спички тех времен, которые сильно отличались от современных. Это была полоска дерева толщиной около двух миллиметров, один край которой был намеренно покрыт зубцами концы которых были покрыты серой. Чтобы зажечь такую спичку, ее необходимо было прежде отломить от общей пластины, после чего можно было зажечь, чиркнув по серной обмазке коробка. Если состав серы был более древним, то такую спичку наверное, можно было зажечь, о любую твердую поверхность, а не только с помощью коробка. В двух или трех местах, по выкрашенным известкой стойкам, внутрь барака спускались провода радиоточки, подсоединив к которым вытащенный из телефонной трубки наушник можно было услышать радиостанцию. Каждый дворовый мальчишка, имел на чердаке своего барака укромное место где хранились ценности, которые было нежелательно показывать родителям. Всегда сухая среда, и полная темнота в глубине чердака, позволяли спрятать там все что угодно, присыпав для надежности свою заначку сухим шлаком.
    Использованные материалы.
1. 22 барак, фото автора.               


Рецензии