Путешествие Степана. Глава 7

7.
СТАРИК ИГНАТ И СТАРУШКА ЕВДОКИЯ
Два дня мы прогостили у тётушки Маланьи. На прощание Яков сказал нам:
– Я как-нибудь приеду к тебе, посмотрю на ваше учение у скоморохов.

Когда мы с Ириной вернулись в свой дом в столице, она сказала:
– Я так рада, что многому выучилась, и меня все признали крестьянкой.

Ночью она разбудила меня:
– Степан, я придумала, как нам быть! Давай я поеду старушкой, а ты — стариком и нас никто не узнает! А теперь поцелуй свою старушку и спи.
Я подивился словам жены. А ведь она права! Как это я сам не догадался? Умная жена мне досталась!

А с учением Веры было намного хуже, хоть она и сильно похудела. Она никак не могла понять, как ей стать похожей на царевну. Ей казалось, что она так же ходит, кланяется, смеётся, говорит, сморкается, танцует. А делала она всё это с каждым разом хуже. Учили её и Ирина, и Фёкла, и Даниил, но толку было мало.
– Всё же она не лицедейка, а крестьянка, – сказал Макар Емельянов.
– Целый месяц не можешь научиться, – сказал я Вере сердито. – Придётся нам тебя здесь запереть, чтобы никто не догадался, куда ты пропала, а вместо тебя взять в путешествие дочь какого-нибудь скомороха. А когда вернёмся через полтора года, тогда и выпустим тебя.
Вера подняла громкий рёв. В тот день весь наш разговор видел и слышал  новый человек. Некий скоморох по имени Пафнутий. Он спокойно глядел на всё серыми внимательными глазами, лицо его было неподвижным.
– А кто из вас сможет показать нам царевну? – спокойно спросил он.
Первой показала Ирину Фёкла. Она ходила плавно и легко, как царевна, пела звонким голосом, а её смех напоминал журчание ручья. Затем показал царевну Даниил. Все немного посмеялись.
– Неплохо! – с удивлением сказал Макар Емельянов.
Следом отрок Василий, надел платок на голову и покружился в танце перед нами.
«Пожалуй, он показал Ирину лучше всех», – подумал я.
– Степан, а теперь попробуй ты, – предложил Даниил.
Я, улыбаясь, походил, потанцевал, но не пел. Все снова засмеялись.
– А что-то ты всё-таки уловил, – сказал Василий.
Вера давно перестала реветь и с печальным лицом смотрела, как мы показываем Ирину. Даже сказитель хотел изобразить царевну, но тут со скамьи поднялся Пафнутий и сказал:
– Давайте, я покажу каждого из вас, а затем царевну, а вы угадывайте.
Пафнутий удивительным образом изменился в лице и в движениях и прошёлся перед нами.
– Да это же Фёкла! – ахнули все. Затем он снова изменился, да так, что теперь мы увидели Даниила, и нам стало от чего-то весело и радостно. Потом увидели Василия, Матвея и меня. Неожиданно я понял, что мы с Матвеем не так и похожи, как казалось всем! Я был поражён умением Пафнутия. Он даже голоса наши издавал в точности. Потом он перед нами прошёл Ириной. Пел, кланялся, танцевал, улыбался. Это было чудо! Напоследок он показал нам Веру. Мы увидели, что при ходьбе она немного косолапит, не так машет руками, смеётся и танцует. И тут Пафнутий неожиданно заревел голосом Веры, показывая её плач. Вера, сгорая от стыда, вскочила, но Пафнутий сказал:
– Не пугайся. Я вижу, что ты всё поняла. Если будешь у меня учиться, я скоро научу тебя быть царевной. Ты согласна?
Вера широко раскрыла глаза и замерла, словно онемела. Матвей было кинулся к ней в тревоге, но Пафнутий остановил его. Вера кивнула. С этого дня она словно проснулась и начала учиться у Пафнутия.
– А ты, Степан Родионович, – сказал мне Пафнутий, – выглядишь всё ещё простолюдином, а не боярином. Правильно вы решили, что поедете по стране как старик и старушка. Возьмите и меня с собой. А перед этим мне нужно хорошо поучить вас, как выглядят и живут старые люди.

Перед Рождеством состоялись свадьбы дочерей князя Комаровского и сыновей боярина Кулагина и купца Потехина в бывшем дворце князя Трубицына. Множество гостей съехалось на эти свадьбы. Здесь были почти все бояре с семьями, самые богатые купцы со всей нашей страны, правители нескольких городов и областей. Был и князь Чуйский с женой и детьми. И мы с царевной тоже. Тысячи свечей горели во дворце в те дни. Довелось выступить на свадьбе и скоморохам. Три дня продолжалось веселье. Царь с царицей не пришли на эту свадьбу. Но Потехин был счастлив, ведь он смог подружиться с самыми важными людьми в стране.
За день до свадьбы я получил весть от герцога Овалийского. Наконец, и он собирался жениться, обещал приехать с женой в нашу столицу после Крещения. В своём письме он написал:
«Я выполнил твою просьбу, Степан. Нашёл бывшего управителя князя Комаровского. Он поселился в нашей стране. Этот негодяй бросил здесь жену с сыном и завёл себе кралю из наших девиц. Жил разгульно и важно. Даже купил себе небольшой корабль, на котором хотел разъезжать, развлекаясь, по ближним морям. Я приказал его схватить и доставить ко мне. И когда приеду, привезу эту крысу вам. А заодно и все деньги, которые он наворовал в вашей стране».
На свадьбе я рассказал князю Комаровскому, что скоро его бывший управитель будет доставлен в столицу, где состоится суд над ним, а князь получит обратно свои деньги. Комаровский так просиял, что, благодаря меня, готов был пасть передо мной ниц. Но я остановил его и строго сказал:
– Эти деньги не только твои, но и твоих крестьян. Никогда не забывай об этом. Потому прошу тебя потратить их с умом. Построй школы в каждом селе и деревне, где их нет. Позаботься и о самых бедных. Я потом проверю.

Между Рождеством и Крещением народ празднует святки. В эти дни скоморохам разрешено вволю веселить народ, петь, плясать, как и на масленицу. Все любят потехи. В такие дни скоморохи всем нужны и больше в году такой воли и таких заработков им не будет. Да и народ веселится день и ночь. Но наша семья больше других праздников любит Рождество. Я с детства проводил время в церкви со своей матерью и бабушкой больше, чем мои братья. Я любил здесь всё — изображения ангелов, Христа, Богоматери, Святого Николая, а также слушать пение, уносившее меня куда-то далеко от земли. Любил я и нашего доброго церковного батюшку. Однажды, когда мне было пять лет, я пришёл с бабушкой из церкви и сказал:
– Я хочу, когда вырасту, стать батюшкой в церкви.
Илья, старший мой брат, засмеялся. А бабушка похвалила меня и сказала Илье:
– Что ты смеёшься? Там так хорошо и радостно!
А дед сказал:
– В церкви красиво и пахнет ладаном. А прошлой весной, когда пели птицы и цвели цветы, ты мне говорил, что хочешь жить в лесу. А что, если тебе когда-нибудь доведётся разок взглянуть на хоромы царя? Может, тебе захочется и царём стать? Ишь ты какой! ПопАми многие хотят стать. А вот посвятить жизнь спасению леса, зверей и птиц не любой возьмётся, а ведь это дело тоже Богу угодное. 

И всё же я люблю Рождество.
Однажды, десять лет назад, на Рождество к нам в село приехали скоморохи. Они привезли с собой большой ящик — вертеп, в котором, с помощью маленьких кукол, показывали нам действо о рождении в пещере младенца Христа, о появлении на небе путеводной звезды, которая привела в пещеру трёх волхвов. Радовались появлению младенца Христа и животные, пришедшие посмотреть на него: осёл, бык и овцы. Много детей и взрослых в тот вечер собралось посмотреть на это действо. И я был особенно счастлив, посмотрев его. И потому я, как и моя семья, и односельчане, любил святые праздники и соблюдал все посты.
Даже сейчас, когда я стал боярином и живу в столице, я с волнением жду, когда настанет Рождество. Наконец, оно пришло. Мы с Ириной помолились в церкви и, радостные, пришли домой. Но, когда настали святки, я со скоморохами не пошёл петь и плясать.

Мне пришлось рассказать царю и князю Чуйскому о князе Комаровском и его бывшем управителе, а также о герцоге Овалийском, поймавшем негодяя. Услышав эту историю, царь рассердился:
– Я давно знаю этого князя, бездельника и неумеху! Выпороть бы его при всём честнОм народе, чтобы никто без моего ведома не смел повышать подати с крестьян! Хорошо, что ты дело уладил, как настоящий боярин. А его управителя будем сурово судить, пусть суд сам решит, казнить его или отправить на каторгу!
Потому-то царь и не захотел идти на свадьбы дочерей князя. После этих свадеб царь приказал позвать к себе боярина Кулагина и купца Потехина. Он повелел зятьям князя Комаровского присмотреть за тем, как он дальше будет править крестьянами, и чтобы больше не обижал их. А купца Потехина похвалил за то, что тот вместе со мной решил, как выпутаться из беды.

После Крещения в столицу приехал герцог Овалийский со своей молодой женой. Они побывали у царя, а потом пришли к нам в гости. Мы достойно приняли герцога с женой, с нами был и князь Чуйский с семьёй. Берта, жена герцога была молодая, высокая женщина с весёлой улыбкой и радостным смехом. Герцог рассказал нам о том, как нашёл её в соседней стране и посылал к ней сватов. Он сказал, что после того, как погостит с женой в нашей столице, они вернутся в своё герцогство, а весной поедут в западные страны. Узнав, что весной я тоже собираюсь ехать туда с Ириной, он обрадовался и сказал:
– Хотите, поедем вместе, я покажу вам эти страны и познакомлю с их правителями?
Князь Чуйский ответил ему:
– Степан Родионович с женой едут не развлекаться, а по особому заданию царя.
Затем герцог рассказал нам, как ему удалось поймать сбежавшего управителя князя Комаровского. А также о том, как он его доставил в столицу.
– Как ты и просил, – сказал герцог мне, – я привёз не только подлеца, но и деньги, которые отобрал у него. Их оказалось немало. Что ты будешь с ними делать?
– После суда я верну их Комаровскому, – ответил я. – Он пообещал мне построить школы для его крестьян и помочь обездоленным.

Суд над привезённым управителем Таракановым длился два дня. Кроме князя Комаровского на боярском суде также присутствовали боярин Кулагин и купец Потехин. Был там и я, но на другой день ушёл, потому что не смог видеть, как плачет, оправдывается и врёт этот бессовестный вор, который хуже сумасшедшего. И я боялся, что гнев, погашенный мной навсегда, снова вернётся ко мне.

Наше учение у скоморохов продолжалось до Пасхи. Пафнутий научил нас с Ириной показывать старика и старушку не только движением, но и голосом, и смехом. Я стал стариком Игнатом, а Ирина превратилась в старушку Евдокию. Мне сделали и прикрепили седую бороду, усы, волосы и брови, и нарисовали морщины на лице. Я, немного согнувшись, ходил и разговаривал со своей старушкой. Вера хорошо преуспела в учении и, к моему удивлению, тоже научилась изменять лицо, чтобы быть похожей на Ирину.  Несколько месяцев Ирина учила Веру и Матвея иноземным языкам. Вера училась хорошо, а Матвею эта наука давалась с трудом. Научились они и танцевать неплохо.
Кроме Пафнутия, с нами решились поехать в путешествие ещё два скомороха — Сысой и Евсей, которых привёл Даниил. Они умели шутить, кувыркаться, дурачиться, передразнивать и смешно показывать себя и других людей. Все мы уже умели играть на разных дудках, свирели, деревянных ложках, гуслях и домре.


2017 г.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ


Рецензии