Сочинение 4

СОЧИНЕНИЕ №4.
                ВОЛШЕБНАЯ АТРИБУТИКА в романе Дж.Р.Р.Толкиена.


План:

1. Вступление. Роль волшебной атрибутики в сказках, мифах, легендах.

П. Основная часть.
П.1. Виды атрибутики в "Повести о Кольце". Её одушевлённость.
П.2. Смысл и путь Кольца.

Ш. Заключение. Зловещая тень Серебряного Венца.


                1.

        На эту тему трудов великое множество. Но, как назло, при написании этих строк (1992-93 гг.) у автора практически ничего под рукой не было. Представлялось возможным лишь привести цитату из Владимира Яковлевича Проппа ("Исторические крни волшебной сказки", стр.195): "Сила откреплена от предмета и вновь прикреплена уже к любому предмету, внешне не представляющему никаких признаков этой силы".


                П.1. Виды атрибутики в "Повести о Кольце".

        Создаётся впечатление, что в Средиземье любой предмет может стать волшебным. И вообще, и знаку, и атрибутике и Эльфами и Орками придается громадное значение.

        В самом деле, история Средиземья начинается с волшебных камней Сильмариллов и кончается (на момент нашего прочтения) Кольцом. Между Сильмариллами и Кольцом - Серебряный Венец, Палантиры, другие Кольца. По сути, каждый член Отряда имеет волшебный предмет. Гандальф - жезл, Арагорн - меч Изильдура, Фродо - Кольцо и меч, Боромир - рог. Кроме того, Галадриэль все одаривает предметами магической силы, два из которых (склянка со светом Сильмарилла, ставшего Утренней звездой, и коробочка с землёй для Сэма) мы увидим в деле.

        У Эльфов вообще  в с е  предметы волшебные. Лембас, веревки, лодки, плащи, питьё.


                П.2. Свойства атрибутики.

        Кроме специфических свойств каждого предмета (меч Фродо светится при приближении врага, рог Боромира - не может быть не услышан, земля в коробочке Сэма делает плодородной любую почву) есть и другие свойства, объединяющие если не все, то многие атрибуты.

        Так, орудия убийства часто имеют собственные имена. Меч Фродо - Жало, таран Орков - Гром.  Меч Арагорна - Пламя Запада.

        Еще одно общее качество - предметы возвращаются к своим хозяевам. Вернулась пряжка Пиппина, брошенная им для указания дороги спешащим на выручку друзьям. Вернулась кольчуга из митриля Фродо, уходит с Боромиром по Андуину Рог, даже Кольцо возвращается в Ородруин.

        Но каким бы ни был магический потенциал предметов, они не могут изменять сути происходящих в Средиземье событий. А могут лишь или ускорять или замедлять их.

        Наиболее полно свойства атрибутики отразились в Кольце.


                П.3.

        В чём смысл создания Кольца? Вообще композиционно это довольно любопытно выглядит. События в Средиземье начались после того, как Феанор, главный искусник среди перворожденных Эльфов, сотворил три бриллианта - Сильмарилла. "Оживленные его мастерством, они впитали свет деревьев и лучились ярче звёзд Но любое волшебство связано с заклятием, а заклятие  - с проклятием". Мелькор похитил Сильмариллы, Феанор с родичами дали страшную клятву их вернуть. Так закончилась мифологическая предистория Средиземья и началась легендарная.

        И вот антагонист Добра в свою очередь создает Заклятый Предмет, открывая этим новую эпоху. В переводе В.Муравьёва она устами Сарумана характеризуется так: "Первоначальная эпоха миновала, Гэндальф. Средняя тоже подходит к концу. Начинается совершенно новая эпоха. Годы Эльфов на земле сочтены; наступает время Большого Народа, и мы призваны им управлять". Напрашивается вывод: эпохи Средиземья проходят под знаменем магического предмета (Сильмарилла, Кольца, следующая должна быть эпохой Серебряного Венца).

        Кольцо создано Сауроном для того, чтобы, не имея возможности стать кем-то в Валиноре (не забываем, он всего лишь отвергнутый Майар, по сравнению с Айнурами; тем более, в сравнении с Илуватаром - он вообще никто, к тому же долго был на вторых ролях у Мелькора), стать Великим Эру на пространствах Средиземья.

        Материал для Кольца - живой огонь Ородруина, горы Ужасов, и часть самого себя.


        Вот эта "часть самого себя" и сыграла впоследствии решающую роль.

        Ведь Саурона губит только сам Саурон (часть его, вложенная в Кольцо и погибшая в живом огне), а Кольцо губит только само Кольцо (возврат в Ородруин).

        Кольцо обладает всеми свойствами магических предметов.

        Оно само набирает Силу, выкачивая её из своих носителей (носители превращаются в Призраков), и питает этой Силой Властелина, Чёрных Всадников.

        Мы вполне можем проследить виды входящей и исходящей из него энергии.

        Входящая энергия - это душа тех, кого Кольцо выбирает. Вернее, Живой Огонь души. Ведь почти все его носители - Люди большого творческого потенциала. Изильдур, 9 известных правителей и магов, поэт и романтик Бильбо... Так можно ли осуждать Фродо за то, что милые его сердцу Сэм и Бильбо кажутся ему безобразными чудовищами, когда просят посмотреть на Кольцо или предлагают свою помощь. Можно ли осудить его за моменты, когда воля Кольца побеждает его волю. И самый опасный из этих моментов - в Ородруине.

        А вот как это было первый раз у Ветровой Вершины: "... сильнее страха в нём было желание надеть Кольцо. Он не забыл того, что слышал от Гандальфа, но это заставило его отбросить все предостережения, и он с трудом боролся с этой волей. Ему хотелось подчиниться ей. Не в надежде на спасение, не из желания сделать что-либо дурное или хорошее, он чувствовал только, что должен достать Кольцо и надеть себе на палец. Он не мог сказать ни слова; ощущал на себе тревожный взгляд Сэма, но не мог двинуться. Наконец чужая воля сломила его сопротивление; медленно извлёк он Кольцо из кармана и надел его на левую руку".
    
        Исходящая энергия - это то злобное, страшное, что может действовать вышеописанным образом "на живца" и питать "мёртвых". Проиллюстрируем это словами Боромира (из перевода В.Муравьёва) на Совете Эльронда: "Но враги страшны нам не численным перевесом - им служат какие-то темные силы.
        Они появляются как Чёрные Всадники, похожие на сгустки ночных теней, и, когда эти Всадники вступают в бой, их союзники сражаются, словно одержимые, а наших воинов сковывает ужас, и они не могут справиться с конями, которые удирают бешеным галопом, едва появятся Чёрные Всадники".

        Еще одна сцена, исход битвы на Кормаленском поле: "Но Назгулы повернули вспять и бежали, и исчезли во Мраке Мордора, услышав внезапный отчаянный призыв Чёрной Крепости; и в тот же миг все войска Мордора дрогнули, и сердца у них смутились, и смех умолк, и руки затряслись, а ноги подкосились. Сила, двигавшая их, наполнявшая их ненавистью и яростью, заколебалась, её воля была отнята у них; и вот, взглянув в глаза своих врагов, они увидели смертельный блеск и испугались".

        Неспособные быть Кольценосцами погибали сразу же (хоббит Деагол, Изильдур по переводу З.Бобырь, у В.Муравьёва он еще вернулся в Гондор и в рукописи дал подробное описание Кольцу).

        Существенная деталь: Кольцо принадлежит Этому миру, за Море его отправить невозможно. Ему нужно замкнутое Пространство и определённое (пусть даже тысячелетиями) Время. Космос и Вечность принять его не могут. Об этом мы узнаём от Эльронда на Совете в Ривенделле.

        То, что роднит Кольцо с атрибутикой из других волшебных сказок мы тоже узнаем от Эльронда на Совете: "Кто свергнет Владыку Мордора силой этого Кольца, тот сам займет его место, и мир увидит лишь нового Саурона".

        Действительно, мы привыкли к тому, что в сюжете большинство сказок герой отправляется в гиблое место (или в тридесятое царство) за волшебным предметом, возвращается становится царем, свергая несправедливого старого царя или дожидаясь его естественной смерти, если он был хорошим и справедливым.

        У Толкиена же мы имеем дело с ОБРАТНОЙ последовательностью. Герой идет в гиблое место, чтобы  у н и ч т о ж и т ь  волшебный предмет, дающий ему право на величие над Средиземьем.

        С нашей точки зрения, этот факт представляется исключительно важным. Поскольку вся история Средиземья построена на волшебных предметах, это будет значить лишь одно: грядёт конец магии.

        И прав часто цитируемый в этой главе Эльронд: "... уничтожив Кольцо Всевластия, мы уничтожм силу остальных, и чудесная магия нынешнего мира сохранится лишь в сказочных преданиях о прошлом". Это перевод В.Муравьева (т.1, стр.332). У З.Бобырь эта же мысль воплощена так:

       " - А если оно будет уничтожено? - спросил Глоин.
        - Неизвестно, с грустью ответил Эльронд. - Может быть, тогда их носителям удастся исправиться всё зло, нанесённое миру Кольцом Власти; но может быть, они тоже потеряют силу и многое доброе и прекрасное тогда исчезнет и будет забыто. Я думаю, это так и будет.
        - И мы пойдём на это, - добавил Глорфиндель, - только бы уничтожить угрозу, которую несёт миру Саурон".

        Отсюда щемящий душу диалог Галадриэль с Фродо в Лориене. После уничтожения Кольца Эльфы уйдут за Море, ибо, если они останутся, им придется многое забыть, а жизнь без магии для Эльфов... ведь магия для них именно творчество души...".

        Выходит, у Толкиена дело не только в Добре и Зле, а и еще в чем-то... Но рассуждения на эту тему мы оставим на последнюю главу.


        Несколько слов о Серебряном Венце.

        "Серебряный Венец повелителя Вестернессе - это одно из величайших сокровищ, привезенных пришельцами из-за Моря. Кто посмеет возложить его на своё чело, тот либо получит Всеведение и Величайшую мудрость, либо... либо будет испепелён на месте, если недостаточно подготовлен к этому".

        И еще: "Венец попал в руки Саурона, но Саурон знает, что не смеет коснуться его, пока не вернёт себе Кольцо".

        Итак, после того, как атрибутика Средиземья утратила свою силу,остаются Палантиры, остаётся Серебряный Венец.

        Ах, Арагорн-Арагорн. При всей своей мудрости ты не смог понять того, что Эпоха Атрибутики закончилась, ты сам своим "Пламенем Запада" приблизил её конец. И опять же сам. Как некогда твой далёкий предок, Изильдур Гондорский, оставил у себя на челе Серебряный Венец, будущую беду Средиземья...

        Ведь раз Саурон мог его укрепить с помощью Кольца... ах, нет! нет! Пусть об этом напишет кто-нибудь другой.


Рецензии
Какой все-таки Толкиен мудрый писатель. Но чтение его произведений требует от читателей определенной незашоренности ума и ясного логического мышления. Уверена, что это сам Толкиен вложил свое произведение в Ваши руки, Глафира, чтобы Вы могли
обстоятельно растолковать всем его замысел. Читая эту главу, вдруг осознала,что все, что Вы выделили в своих размышлениях о волшебной атрибутике, может стать пособием для тех, кто уже пишет или только собирается писать сказки. Оказывается:
любой предмет может стать волшебным, если на него наложено заклятие; он не сможет изменить событие, но может или ускорить, или замедлить его приход;он всегда возвращается к своему Хозяину;он обладает входящей и исходящей энергией; этому предмету служат темные силы и так далее... Но пусть и другие будущие сказочники прочтут и увидят все свойства волшебных предметов. Очень понравилось.
Какая же Вы умница, Глафира, Вы - настоящий Учитель для прозаиков.
Творческих Вам новых озарений.
С благодарностью. Галина.

Галина Гостева   24.05.2019 04:07     Заявить о нарушении
Весь день хожу под впечатлением Вашего отзыва. Мне очень приятно было встретить такую степень понимания. Да любой предмет может стать предметом силы, вон у П.П.Бажова в "Синюшкином колодце" таким предметом стали три обычные пёрышка из решета бабки Лукерьи.

Жизнь изобилует сюжетами, один интереснее другого. Но... родственники, огород, событийный ряд каждого дня просто не дают возможности сесть за стол...

Спасибо Вам.

С огромной признательностью,

Глафира Кошкина   25.05.2019 20:13   Заявить о нарушении