Рассказ деда

Они сидели на скамейке в парке. Время прогулки уже заканчивалось но, похоже, внук не торопился идти домой и потому решил пойти на хитрость, чтобы погулять подольше.

– Расскажи что-нибудь. Мне нравится, как ты рассказываешь, – Влад с ожиданием смотрел на деда, и отставать явно не собирался.
 
Он определённо рассчитывал на то, что тот не сможет ему отказать.
 
Дед в свою очередь сделал вид, что не понял его уловку. Наивная хитрость внука подкупала своей простотой.
 
Расчёт был верным: Влад знал, что ему нравилось, когда он его о чем-нибудь спрашивал. Дед практически никогда не отказывал внуку в подобных просьбах.

Не собирался отказывать он и сейчас, но всё же задал (исключительно из педагогических соображений) обязательный в таких случаях вопрос:

 – А ты все уроки выучил?

Ничего не забыл? Не то смотри, твои родители меня ругать будут.

Влад тут же утвердительно закивал головой и уверенно ответил:

– Все-все. И даже дополнительный материал прочёл.

Если хочешь, могу рассказать. Там ничего сложного – общая теория относительности и сравнительный анализ ДНК млекопитающих.

Никто ругаться не будет. Правда-правда.

Давай мы ещё чуточку посидим, и ты мне что-нибудь интересное расскажешь. Ну, пожалуйста. – Он с надеждой смотрел на него.

Изобразив раздумье, дед почесал затылок и спустя несколько секунд согласился окончательно:

– Ладно. Уговорил. Расскажу.

Ничего сложного говоришь?

Может сейчас оно и так. А вот когда я был таким как ты, такое – даже не в каждом институте изучали, не то, что в начальной школе.

Влад недоверчиво посмотрел на него и спросил:

– А что разве тогда люди не такими умными были? Или им это было не интересно?

Немного подумав, дед ответил:

– Может и не намного глупей, чем сейчас, но интересовались и знали они значительно меньше. Это – факт.

Интерес к знаниям имелся далеко не у всех. И даже не у многих, – далее последовала продолжительная пауза.

Вопросы внука застали его врасплох. Дед не смог сходу сформулировать то, что хотел объяснить, а потому замолчал и задумался.

Преодолеть возникшее замешательство ему неожиданно помог Влад, который задал уточняющие вопросы:

– А что же тогда их интересовало?
И почему они не хотели знать больше? Может им что-то мешало?

Дед удивлённо посмотрел на него, поражаясь глубине мышления этого маленького человека. Внук задал ему правильные вопросы, и теперь от него требовалось только правильно на них ответить.

– Кое-что об окружающем мире они конечно знали, но тогда их в основном интересовало лишь то, что было непосредственно связано с обычными повседневными делами. 

Что именно? Ну, например, всякие вещи, машины, еда, развлечения и прочее.
Люди считали, что как раз это – и есть самое главное в жизни.

Они не понимали того, что это – только её часть. Хотя и немалая, но всего лишь часть, которая называется бытом. Поэтому чаще всего думали о том, как вкуснее поесть, что посмотреть по ТВ и куда пойти развлечься.

А ещё значительную часть своего времени им приходилось работать, для того чтобы иметь возможность всё это обеспечить.

Учились тогда мало. И, как правило, по необходимости. Поэтому основную часть знаний о мире люди получали в школе, когда были ещё детьми.

Правда некоторые из них после школы учились также в и институтах, но то, что они изучали там, требовалось, как правило, для их будущей работы.

К тому же таких было не много. Большинство начинало работать сразу после окончания школы.

После чего работа становилась второй основной частью их жизни.

Вместе с бытом она занимала практически всё их время. Возможно, поэтому им было некогда узнавать мир.

Ты спросил, что им мешало? Наверно вот это и мешало.

Впрочем, не только. Ещё им мешало отсутствие информации, – дед опять было задумался, но Влад тут же подкинул ему следующие вопросы:

– А почему у них не было информации? Ты же только что сказал, что они учились в школе.
Значит, что-то знали. Они же умели читать и считать?

Почему тогда не могли получать её самостоятельно?

Молодец внук. Внимательный.

И с логикой у него всё нормально. Не дал деду уйти в сторону.

Предыдущий ответ пришлось уточнять:

– Ну, она не то чтобы отсутствовала полностью – кое-что они всё-таки знали, но при этом её как бы и не было.

Почему получалось так? Да потому, что она была перемешана с информационным шумом.

Постой. А ты знаешь, что такое информационный шум? – спохватившись, он посмотрел на внука.

Тот молча кивнул. В очередной раз, поразившись его обширным познаниям, дед продолжил:

– Ну, если ты знаешь это, то должен понять и следующее: тогда почти по всем вопросам имелось множество различных точек зрения, каждая из которых опиралась на какие-то факты.

Вот только не все из них были настоящими. Большая часть фактов – придумывалась.

Правда, об этом мало кто знал. Потому что их почти никто не проверял.

Так как точек зрения и фактов имелось много и часто они противоречили друг другу, а проверка практически отсутствовала, то люди пользовались в основном теми из них, которые были больше всего распространены.

В том-то и заключалась основная проблема. Эти точки зрения и факты являлись распространёнными именно потому, что были кому-то выгодны, – дед ещё раз посмотрел на внука.

Не слишком ли сложной является для него данная тема? Понимает ли он его?

Судя по последовавшим далее вопросам, тот вроде бы всё понимал верно:

– Они что тогда все друг друга обманывали?

Почему? Так же неправильно? Они что все были врагами? – Влад рассуждал по-детски прямолинейно.

Очевидно, что он ни с чем подобным не сталкивался. Похоже, ему было сложно это представить.

Видя его недоумение, дед попытался объяснить, почему такое положение с информацией оказывалось возможным:

– Не совсем так. Обманывали не все и не всегда.

Тех, которые обманывали, было не очень много. Большая часть людей обманывалась самостоятельно.

Так происходило потому, что люди хотели верить друг другу и не проверяли информацию.

Они просто верили. И этим пользовались те, кто обманывал.

Им тоже верили. А потому их обман передавался другим людям несознательно.

В итоге получалось так, что многие заблуждались сами и, не зная этого, вводили в заблуждение других. Понимаешь?

Влад  согласно кивнул, но всё же не удержался от новых вопросов:

– А почему они не проверяли? Просто верили как в сказки?

Так не бывает. В сказки верят только самые маленькие, которые вообще ничего не знают о мире, а они же все не были маленькими.

Почему тогда все верили?

Дед объяснил непонятную для внука доверчивость людей так:

– Проверять информацию самостоятельно было трудно, и потому многие даже не хотели этим заниматься. Они говорили: «Я как все» и верили в то, во что верило большинство.

В основном, это были те точки зрения, которые распространялись более активно и массово, например по ТВ.

Какие-то «факты» в таких случаях приводились. И кто-то их вроде бы даже подтверждал.

При том было неважно, кто, что и как подтверждал. Важным было то, что многие про это слышали.

Они считали такую «проверку» достаточной. И потому – верили.

Насчет врагов ты отчасти прав – они действительно как бы «были». Другие точки зрения и противоположные общепринятым факты приписывались врагам.

Тогда многие верили в то, что есть какие-то плохие люди, которые хотят их обмануть.

А на самом деле всё было наоборот. Идею о врагах в основном продвигали как раз те, кто обманывал.

Зачем? Они делали это для того, чтобы люди не верили настоящим фактам и не переставали верить им.

А так как были враги, то соответственно были и секреты.

Почему? Их существование объяснялось просто: они требовались для того чтобы враги не узнали ничего важного – и люди верили в это.

Именно потому многие достоверные факты – скрывались, а в то же время другие, ложные – массово распространялись. Вот и представь, как не просто тогда было проверить информацию, – дед замолчал, давая возможность внуку переварить сказанное.

Помолчав несколько секунд, он продолжил:

– Заблуждались даже те, кто действительно интересовался знанием.

Причём многие. В том числе и ученые.

А некоторые из них не только заблуждались, но и сознательно вводили в заблуждение остальных.

В основном – для получения личной выгоды. Поддерживая других обманщиков, они могли обеспечить себе хороший быт.

Кроме того им не хотелось чтобы умных людей становилось много – в таком случае снижалась их собственная значимость.

Всё это сказывалось на общем уровне знаний. И потому науки развивались медленно.

Секреты тоже мешали их развитию. Люди скрывали свои знания и не делились ими друг с другом.

Более того. Из-за того что вокруг были враги, они не могли и не хотели быть единым обществом, а наоборот – часто ссорились и даже убивали друг друга.

Специально для этого они постоянно изобретали и делали различное оружие.

С его помощью в разных местах Земли велись войны. Тогда воевали миллионы людей.

Оружие становилось всё более мощным и уже тогда могло уничтожить не только всё население планеты, но и даже саму Землю.

Кроме того, сказывалась и недостаточность знаний. Вмешательства в малоизученные природные процессы нередко приводили к экологическим катастрофам.

Всё это создавало угрозу будущему людей…, – дед попытался выдержать драматическую паузу, но в неё тут же вклинился Влад:

– Они выжили, потому что сделали WIKI?

Ты про это хотел сказать? Правильно?

– Ну что тут скажешь? Опять не удалось удивить внука. – Дед сделал вид, что сначала хотел расстроиться, но потом передумал. 

На самом деле это была их любимая игра. Большую часть того, что он рассказывал внуку, тот, как правило, уже знал, но до последнего не подавал вида.

Так оказалось и в этот раз.

Дед очередной раз порадовался за своего информированного и понятливого внука. Молодец! Толковый мальчишка.

И к тому же ещё со знанием психологии. Он не оставил ему вообще никаких поводов для расстройства, сказав:

– Дед, ты только, пожалуйста, не обижайся, что я тебя перебил, но я про это уже знаю.

Нам ещё в первом классе рассказывали про то, как создавали общую систему идей, знания и информации. А также про то, что после этого наука стала быстро развиваться и люди объединились.

Я про всё это и в WIKI тоже читал, но мне, на самом деле, было очень интересно послушать тебя.

Потому что ты рассказываешь гораздо интересней, чем наша учительница. И даже интересней, чем в WIKI написано. Ведь ты же мой любимый дед! – Сказав это, внук улыбнулся и крепко его обнял.

Вот ведь хитрец! Он явно знал, что после такого дед наверняка расскажет что-нибудь ещё.

Что-то особенное. Из своей жизни.

И он опять не ошибся. Пару секунд значительно помолчав, дед сказал:

– Это хорошо, что ты знаешь историю создания WIKI, но я всё же попробую добавить к твоим знаниям кое-что новое.

Про это тебе учительница наверняка не говорила. И в самой WIKI ты про это вряд ли читал, хотя то, о чём я тебе сейчас хочу рассказать, в ней тоже имеется.

Короче. Есть один небольшой фантастический рассказ.

Как раз на данную тему.

Почему я хочу тебе о нём рассказать? Его написал мой дед, когда я был меньше чем ты.

Той WIKI, которую ты сейчас знаешь, в то время ещё не было.

Точнее даже не так. Тогда она была просто самым большим справочником, в составлении которого могли участвовать все люди, и называлась Википедией.

В своём рассказе дед написал о возможном будущем той Википедии.

Мы с тобой его обязательно почитаем. И я думаю, что тебе это будет интересно.

А сейчас пошли домой, не то на ужин опоздаешь, – дед встал со скамейки.

Внук не возражал:

– Ладно. Я согласен идти домой, но только ты обещай, что останешься с нами ужинать.

А после ужина можем вместе рассказ почитать. Обещаешь?

Получив обещание и ударив по-взрослому по рукам, Влад засмеялся.

Его смех был откровенным и жизнерадостным. Так мог смеяться только ребенок десяти лет от роду.

Соскочив со скамейки, он как это было принято у них с дедом в таких случаях, тут же предложил:

– Давай как всегда? Наперегонки до того дерева? – и уже на бегу задорно крикнул ему: – Догоняй!




* произведение распространяется на условиях свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike (CC BY-SA) версии 3.0 или более поздней.


Рецензии