Чак-чак

Моя мама, большая умелица, очень часто готовила "чак-чак" - сладкие шарики из теста, залитые медом с сахаром.  Обычно это было в праздничные дни или в домашние торжества. Каким-то образом, по махалле разнеслись слухи о мамином чак-чаке и соседи наперебой стали заказывать на свадьбы "чак-чак Саимы".

Сразу же нахлынули воспоминания...  Я - маленькая девочка... Мама строго говорит мне: -"Не мешайся под ногами, сядь и смотри, учись!", а сама в это время, помешивала шумовкой в огромном казане, откуда вился вкуснейший дымок жареного теста. В большом эмалированном тазу, засучив рукава блузки, полными руками перемешивала шарики из теста, затем, облив их медово-сахарным сиропом, оставляла в форме застывать.  Ах, эти мамины руки, как мне хочется к ним прикоснутся.  Заглянуть бы в её ласковые спокойные глаза и сказать: "мамочка, как же я тебя люблю и скучаю по тебе...". Занимаясь тестом, она обычно пела. Песни её были на один час – смотрела в окошко, увидела птичку и пела о птице... На улице гроза и начинался дождь, и она пела о каплях дождя..., на ходу сочиняя стихи и музыку к ним...

В Ташкенте до сих пор спорят, чье же это сладкое блюдо - узбекское или татарское, так же как – турки спорят с греками о пахлаве с фисташками или грецкими орехами.  Пахлава с вишней, точно – греческая, так как в Турции я такую пахлаву не встречала, но научилась готовить. А вот "чак-чак" - татарско-башкирское блюдо.

В 1936 году, после конфискации у деда небольшого мыловаренного цеха и всего имущества, семья приехала из Татарстана в Ташкент. Устроив семью, оставив бабушку, дед вернулся назад, и исчез бесследно. Наша семья так и не знает, где и как погиб дед. Мама с педагогическим образованием работала в детских учреждениях, отец – бухгалтер – на заводе. Потом была война, возвращение отца из госпиталя с медалями, голод, выживание – об этих трудных годах мама особо не рассказывала, видимо воспоминания были тяжелые...

Родителей всегда тянуло на Родину.  Часто ездили в гости к родне в Казань, в родную деревню, которая давно уже стала районным центром, но так и остались доживать свою жизнь в Ташкенте. Жили скромно, честно, достойно, не завидуя богатому дяде - младшему брату мамы и зажиточным соседям... На праздники и торжества в нашем доме с небольшим садом, собирались родственники и друзья. Начинались подготовительные хлопоты: обязательно резали курицу, и готовили из неё ароматный бульон с домашней лапшой, пироги и беляши. Самым главным украшением праздничного стола был чак-чак...
 



На картинке: фото автора


Рецензии
Ида, милая, как же душевно, искренне Вы пишите о своей семье, легко представить это, читая Ваш рассказ. И чак-чак хочется попробовать, прямо слюнки потекли, так образно Вы о нём написали. И маму свою вспомнили...У меня тоже есть похожий рассказ. Да, мы всё чаще возвращаемся в детство, вспоминаем своих родителей и беззаботное детство. А ведь у них были проблемы и немалые, времена ведь тяжелые пережили тогда... Спасибо Вам за ностальгию, за память прошлых лет. Успехов и радости творчества. С ув. Любовь.

Любовь Коломиец   15.07.2019 22:30     Заявить о нарушении
Спасибо,Люба,за добрые слова.Чак-чак готовить не так трудно,как кажется. А у меня чак-чак ассоциируется всегда с образом моей мамы. Читать о родителях мне очень интересно, и прочла на сайте много рассказов о них. Я часто читаю вас, обязательно прочитаю и рассказ о маме. Здоровья, долголетия, и хорошего Вам настроения.

Ида Байкал   16.07.2019 08:52   Заявить о нарушении