Нет такого слова

          НЕТ ТАКОГО СЛОВА


   - По утрам она выпивала чашечку кофе- это примерно две наших упаковки. Печенье отдавала собачке. Ещё она нюхала табак. Табак считался лекарственным средством…
Я рассматривал потолки- ни одного повтора ни в одном зале. Здесь так повсюду, во всех дворцах. Я просто «запал» на эти потолки, да и называть их правильнее- своды.
Группы упираются одна- в другую, притормаживают в дверях. Виртуоз- экскурсовод укладывает свою речь буквально в сантиметры.
- Китайский зал проходим не останавливаясь. Просьба не снимать…
Экскурсия заканчивается внезапно. В телефоне- своды Эрмитажа, Юсуповского, Михайловского, Петергофского дворцов.
«Метеор» задирает нос, разгоняется, будто по колдобинам. Мы мчимся в Питер, это всего 45 минут.

   Паспорт мне вручал генерал Г. Не только паспорт. Ещё- пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана, паспорт транспортного средства (ПТС), водительские права, лицензию на хранение и ношение оружия (не служебную), полис ОМС, СНИЛС, около сотни евро и несколько сот чешских крон… За какие такие подвиги я вновь стал гражданином РФ?

   Для сна не бывает неудобных поз. Сон, как смерть, берёт своё в любом месте и в любое время. Меня толкают в бок- Дворцовая пристань. Хлопаю себя по карманам, нащупываю сумку с документами- теперь это моя едва ли не главная обязанность. Почти сутки я оставался в этом прекрасном, но, увы, не родном городе никем. В кармане пряталось лишь служебное удостоверение, банковские карты и ещё нечто, что в Питере недействительно.

- Представляю! Вы не сомкнули глаз. Там же вся жизнь!
- Представьте, спал.
- Ну и нервы!
Самые лучшие нервы у покойника. Примерно так я себя и ощущал. Ни обратных билетов, ни паспорта…- ничего! Я заснул с желанием не просыпаться. Не мечтать же, что кто- то поведёт себя так же, как ты сам бы себя повёл. Конец. Без вариантов.

   Утро. Мой учитель говорил, что брахман не возьмётся с утра ни за что, не совершив всех положенных утренних ритуалов. («Рита»- это санскритский корень.) Я не вскочил и не побежал (не поехал) в Эрмитаж. Всё как обычно. Я не брахман. Но хорошие привычки когда- то дают свои плоды. Как и дурные.

   Встретили меня радушно. Меня явно ждали. Я был главным экспонатом, по крайней мере, в пределах Дворцового вестибюля.
- Сумка? Со всеми- всеми документами? Подождите, пожалуйста. Мы искали Вас весь вечер. «Наш генерал» разыскивал Вас по всем каналам.
Смущённо мнусь в ожидании развязки. Я не ликую. Ликующий идиот выглядел бы совсем странно. Тем более, я сам не знаю, как должен выглядеть «ликующий идиот».

   Я пробирался к берегу по крупным камням, намереваясь окунуть в воду ладони- поздороваться что ли. В последний раз я делал это пару лет назад то ли в Таллине, то ли в Стокгольме. Но сделав несколько захвативших меня кадров, так и не «поздоровался». «Метеоры» выстроились вдоль причала…

   Я всю дорогу хотел спросить тебя: «Ты действительно меня прогнала или делаешь вид?» Разве можно шутить в таком возрасте?
- Видишь, от меня одни неприятности? Вот и документы эти…
Северо- запад для меня- сектор риска, если верить некоторым «гороскопщикам». Вот и всё. Хотя повторяется это снова и снова.

   Какие чудные дни! Ни облачка. Тепло. Свежая зелень. Иностранцы… Они стали какими- то другими. Когда…а…- то они могли остановиться в Москве посреди улицы и начать шутить над каким- нибудь убогим автомобилем или местом. Теперь всё иначе. Вы наблюдаете за ними в Питерском метро, они- за вами, не персонально, конечно. На лицах- интерес. Московское метро сводит с ума всех, особенно на Кольцевой линии. Но здесь в Питере свой шарм, своё великолепие.
Я тоже подсматривал за людьми в далёких городах. Поэтому знаю, интерес их- не поддельный. Интересно всё до мелочей: одежда, занятия, привычки, настроение, досуг…

   Конец- это распад, отторжение частей, деструктуризация.
Когда я с жаром прочитал кусочек лекции на философско- богословском факультете о Ведической космологии и антропологии, что соответствовало программе, единственное, что я услышал: «Ахинея…»

   Екатерина нюхала табак… Какие страсти кипели в этих фантастических залах.
- Павел-1- умнейший человек. Он был бы вторым… (Не запомнил кем.) Ведь это он впервые ввёл в обмундирование солдат шинели…

   «Сапсан» погружается в ночь. 210… 215 километров в час. Мне хотелось купить квартиру в Питере. Чтобы смотреть на Финский залив и окунать в него ладони как приветствие. Чтобы побывать во всех дворцах. Чтобы послушать музыку иную, чем та, в Доме композиторов. Я сказал тебе, что эта музыка- проклятие автора всем нам, со всей пролетарской, то есть женской, ненавистью.
Нам подавали воду и какую- то снедь. Впрочем, у меня всё было с собой. Напротив сидела девушка с загипсованной рукой. И показывали кино про советскую школу и учительницу Татьяну Ивановну.

   Я побывал никем в этих почти божественных дворцах. Я побывал никем в чьём- то сердце, где рядом с незаметненькой душой проживает кипящий и жаждущий, а иногда- лукавый и утончённый, ум.

   Ум- тоже жилец сердца. В русском, как и в большинстве прочих языков, нет слова «душа». Оно не про то.

     20.05.19


Рецензии