Прекрасна и на смертном одре...

Из древней истории.  1426 год.« Корыстолюбивый Витовт... приступил к Опочке, городу Псковскому, с войском многочисленным, в коем были даже богемцы, волохи и дружина хана татарского, Махмета» (Н.М.Карамзин «История государства Российского, глава 3»).
Тогда же... «В лето 6934. Тоя же осени бысть знамениа от иконы Святыя Богородица на Камене на озере, у Василья у двора, шла кровь из правого ока, и на  место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли от иконы в убрусъ, как в Псков проводили икону Пречистыа, месяца сентября въ 16»....  ( 3 Псковская летопись).               

На  месте, где был чудесно проявлен чудотворный образ Божией Матери, «поставлена бысть церковь  Пресвятыя Владычицы и Преснодевы Марии честнаго и славнного Ея Знамения». С сего времени «установлено праздновати праздник Знамения Пресвятыя Богородицы по вся лета месяца сентября в 16-й день»...(Л.И.Софийский. Город Опочка и его уезд.Псков, 2004. С.129).
Так  появился региональный церковный праздник, доныне называемый в народе  — Знамение летнее, или Каменское. По новому стилю эта дата сместилась на 29 сентября.
Некогда в  Камено стекалось множество  верующих. Празднование происходило в торжественную пору осенних сумерек. Выметенное, принарядившееся село; просторы озера, переливающиеся алыми и лазурными шелками; чистый песчаный берег с белеющей на  нем церковью;  множество людей, собравшихся в ожидании службы, которая начнется с первым ударом  колокола... «И схождяхуся народи на той день на Камено озеро в церковь... на моление мужи и жены съ чада, свещи приносяще и преклоняются пречистому образу Ея со страхом и любовию »... (Л.И.Софийский, там же, С.129).

Первоначальная церковь, бывшая деревянной, за многие годы обветшала, да и не могла вместить всех приходящих просить помощи пред чудотворным образом Царицы небесной. Нашим современникам трудно представить, что некогда сюда съезжались  едва ли не со всего Северо-Запада, в том числе из «столиц».  Ввиду такого грандиозного стечения паломников в 1873 году была поставлена — на том же историческом и святом  месте  —   «каменная»  церковь. Внешняя обмазка и внутренняя штукатурка нового храма скрывали кирпичную кладку, создавалось впечатление каменного строения...                Известно, что под сводами церкви было совершено немало чудес — прежде всего чудес исцелений...  Поистине это была духовная здравница. Причем, далеко не местного значения.

Нынешнее состояние. Одним словом — плачевное. Некогда Ее светлый облик был виден с далеких берегов. Ныне и в двадцати шагах Ее не разглядеть из-за обступивших деревьев. Будто жалкая нищенка, стесняясь своего убожества, Она затаилась в самом сердце села. Ее обшарпанные стены скрывают преступление не столь уж отдаленных  времен и вместе с тем — позор настоящего. У Ее входа витает дух обреченности — как у постели смертельно больного...
И все же, когда видишь Ее, особенно если впервые, возникает неоднозначное впечатление, которое  может быть передано фразой: «И на смертном одре Она — божественно прекрасна»!...
 
  Из новой истории. Она  служила Верой и Правдой людям. Когда пошла волна гонений на религию,  Ее закрыли. В одночасье  были сняты колокола, сломаны кресты. В костре на церковном дворе сожгли иконы. Она стала колхозным складом. Многие местные и приезжие ходили в «склад», чтобы полюбоваться диковинными росписями...
Удивительно то, что когда заходишь внутрь этого разоренного храма, не только чувство уныния охватывает, но и радость — будто попадаешь в незримый поток... Здесь можно ощутить, что духовное целительство — не выдумка, не звук пустой...

Наша летняя поездка в Камено закончилась следующей сценой. К церкви от озера подошли женщина и девочка лет пяти. Девочка сказала: «Мама, зайдем в этот дом». Обе осторожно вошли. «Кто живет в этом доме?» - спросила девочка. - «А как ты сама думаешь?» - ответила мать. -   « Я знаю, - сказала дошкольница, - здесь живет Доктор ». 
Порой устами младенцев  глаголет  Истина...               

А.Нивин, 2011 г.

Примечания.
Этюд напечатан в газете "Красный маяк" Опочецкого района 05. 09. 2012 г. С. 4.


Рецензии