Самая естественная пища

Еда в Эдеме

Какая пища изначально является самой богоугодной, самой естественной для людей?
По-началу, кажется, что ответ на этот вопрос затерялся в глубине веков.

Однако — это не так, по крайней мере для христиан. В библейской книге Бытия сказано:

«1.29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;

1.30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так».

Примечание. Слова, поставленные в скобках, заимствованы из греческого перевода 70-ти толковников (III в. до Р. Х.); слова, напечатанные курсивом, приведены для ясности и связи речи.

На первый взгляд, речь идёт о питании Адама с Евой и даже первых животных исключительно растительной пищей, но верно ли первое впечатление?

В своём толковании Библии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, Александр Павлович Лопухин писал:

«Вот древнейшее известие о первобытной пище человека и животных: для человека ею служили различные травы с их кореньями и деревья с их плодами, для животных же — травная зелень. Основываясь на умолчании бытописателя о мясе как предмете пищи, большинство комментаторов полагает, что оно в первое время до потопа или, по крайней мере, грехопадения, не было в употреблении не только у людей, но даже и у животных, среди которых, следовательно, не было хищных птиц и зверей. Первое известие о введении мяса и вина в пищу человека относится к эпохе после потопа (Быт.;9:3). Нельзя не усмотреть также в этом особенного божественного промышления о всех вновь сотворенных существах, выразившееся в заботе об их хранении и поддержании их жизни (Иов.;39:6; Пс.;103:14-15,;27,;135:25,;144:15-16; Деян.;14:14 и др.)».

Слова профессора Лопухина согласуются со словами святителя Филарета Московского:

«Назначение земной пищи показывало человеку не совсем совершенное для духовного существа его, но еще приготовительное к полному совершенству состояние, ибо высшая духовная жизнь для своего продолжения не имеет нужды в пособии низших тварей. В пищу человеку предоставляет Бог растения. Из сличения сего постановления с подобным постановлением о пище по потопе (IX. 3), где упоминается и о животных, заключить можно, что животные вначале не были назначены в пищу человеку. Сие не противоречит праву владычества над ними, ибо употребление в пищу не есть единственное действие обладания тварями.

В особенности человеку назначаются древесные плоды, а прочим животным трава, дабы совершеннейшему принадлежало совершеннейшее.

Но исключается ли чрез сие для бессловесных употребление в пищу древесных плодов и разнородных животных? Некоторые утверждают и то и другое. Если животные сотворены в малом числе, то, по крайней мере, вначале не долженствовали они быть плотоядны. Предание о золотом веке с сим согласуется».

Вывод: изначально растительная пища является самой богоугодной, самой естественной для людей!

Питание на Земле

Изначально растительная пища является самой богоугодной, самой естественной для людей, а сейчас? Мы то не в райском Эдеме, а на проклятой за наши грехи Земле живём.

Вот аргументы за постничество на Земле:
1) Человек принадлежит к разряду существ плодоядных, а не всеядных и плотоядных;
2) Растительная пища содержит все или почти необходимое для питания, а возможный дефицит легко восполняется молочными продуктами, которые обычно хорошо усваиваются человеческими пищеварительными системами по причине принадлежности людей к млекопитающим созданиям;
3) Растительная пища лучше усвавается пищеварительной системой человека, чем мясная;
4) Мясное питание возбуждает организм и сокращает жизнь, а вегетарианское сохраняет и удлиняет ее;
5) Растительная пища обычно дешевле мясной. Ибо дабы животное набрало килограмм веса ему требуется несколько килограммов пищи;
6) Убивание животных противно нравственному чувству человека, тогда как вегетарианство вносит мир и в собственную жизнь человека, и в его отношения с животными.

Мысли созвучные христианскому постничеству высказывали ещё античные философы. Так Платон в своем диалоге “О республике” корень несправедливости, источник войн и других зол находил в том, что люди не хотят довольствоваться простым образом жизни и суровой растительной пищей, а едят мясо.

Да и у нас знаменитый писатель, граф Лев Толстой, не во всём согласный с православным вероучением, отмечал:
“Присмотритесь к нашей жизни, к тому, чем движимо большинство людей нашего мира; спросите себя, какой главный интерес этого большинства? И как ни странно это может показаться нам, привыкшим скрывать наши настоящие интересы и выставлять фальшивые, искусственные, главный интерес жизни большинства людей нашего времени – это удовлетворение вкуса, удовольствие еды. Начиная с беднейших до богатейших сословий общества, обжорство, я думаю, есть главная цель, есть главное удовольствие нашей жизни. Бедный, рабочий народ составляет исключение только в той мере, в которой нужда мешает ему предаваться этой страсти. Как только у него есть время и средства к тому, он, подражая высшим классам, приобретает самое вкусное и сладкое… А посмотрите на жизнь людей образованных, послушайте их разговоры. Какие все возвышенные предметы как будто занимают их: и философия, и наука, и искусство, и поэзия, и распределение богатств, и благосостояние народа, и воспитание юношества; но все это для огромного большинства – ложь, все это их занимает между делом, между настоящим делом – завтраком и обедом, пока желудок полон, и нельзя есть еще. Интерес один живой, настоящий интерес большинства – это еда. Как поесть, что поесть, когда, где? Ни одно торжество, ни одна радость, ни одно открытие чего бы то ни было не обходится без еды. Люди притворяются, что обед, еда им не нужны, даже в тягость; но это ложь. Попробуйте вместо ожидаемых ими утонченных блюд дать им, не говорю – хлеба с водою, но каши и лапши, и посмотрите, какую бурю это вызовет, и как окажется то, что действительно есть, именно то, что в собрании этих людей главный интерес не тот, который они выставляют, а интерес еды”.


Рецензии