О несовместимости гения и злодейства

К ОБОСНОВАНИЮ ИДЕИ ПУШКИНА О ТОМ, ЧТО ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО НЕСОВМЕСТИМЫ
В своей маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин заявил, что гений и злодейство не совместимы.
Уточним этот тезис, чтобы приблизиться к его обоснованию или опровержению. Очевидно, если прав американский психолог А.Эверетт, что все мы гении, то согласно тезиса А.С.Пушкина злодейство, дремлющее в большинстве людей, оставаясь в потенции,   вообще не осуществимо, ибо человеческий гений его вытеснит. Значит, либо не прав А.С.Пушкин и следует ограничить множество тех  признанных гениев, для которых гений и злодейство несовместимо, либо следует уточнить о каком гении можно говорить, как о несовместимом со злодейством. Введем первое ограничение. Предположим,  что  гениально проявленный талант и злодейство несовместимы. Однако где гарантии, что талант может проявиться либо однократно, либо очень кратковременно. Успеет ли человек даже осознать этот мимолетный  проблеск гениальности. Значит и это ограниченное понимание гениальности не дает достаточно строгого  критерия  несовместимости  проявленного гения и злодейства.
Пытаясь подойти к этому вопросу с другой стороны, предположим несовместимость таланта в состоянии гениального озарения и злодейства. То есть у гения проявляются проблески гениальных озарений, в которых он, творя нечто гениальное,  настолько  поглощен этим своим делом, что не способен ни на какие злодейства. Но и  в этом толкование есть очень серьезная натяжка. Во-первых, состояния гениальных озарений даже у гения  не  занимают  слишком  много времени и непонятно его отношение к злодейству за  пределом  этих состояний. Во-вторых, где гарантии того, что, войдя  в  отрешенное состояние гениального озарения, талант в порыве глубокого самопогружения случайно не совершит акт злодейства. Значит, нужен качественно иной подход. Видимо есть некая критическая точка становления таланта, преодолев которую, человек  начинает  понимать,  что злодейство не только мешает проявлению его гения, но и вообще недостойно развития в современном ему обществе. Само по себе открытие гением факта несовместимости его и злодейства является гениальным прозрением. Выходит зрелое состояние гениальности предусматривает два результата: во-первых, это гениальные прозрения в том деле, которое является призванием гения; во-вторых, это  открытие для себя того удивительного факта, что злодейство не только мешает проявлению его гения, но и вообще несовместимо с  человеческой моралью и, более того, тормозит развитие общества. Значит открытие каждым гением того, что гений и злодейство несовместимы, глубоко лично, индивидуально и неповторимо (уникально)  у  каждого  из гениев. В чем же суть этого удивительного открытия? Если бы в том негативном факте, что гений и злодейство несовместимы  и  тем  не менее сосуществуют: гений воплощает мировое  добра  и  злодейство воплощает мировое зло, то и обсуждать было бы нечего. Но поскольку природы нас всех одарила неисчерпаемыми гениальными способностями, то у каждого из нас больший или меньший масштаб продвижения по пути раскрытия своего гения и по пути установления того факта, что его гений и вообще всякий гений несовместим со злодейством.
То есть злодейство является проявлением неразвитого (недоразвитого, не перешедшего критическую точку) человеческого духа. А добро, любовь, гуманизм, альтруизм есть проявление   развитого, достигшего гениальной зрелости человеческого духа.
Суть дела в том, что несовместимость гения и  злодейства для каждого индивидуальна и достижение ее является высшим нравственно-интеллектуальным достижением личности. Почему высшим? Потому, что путь злодейства бесплоден и разрушителен, а путь добра,  в конечном счете, прогрессивен, конструктивен  и  оптимальнее  любых безжизненных схем со злодейским сценарием.
Говоря метафорически,  достигнувшие  вершин  творческого саморазвития, настолько осчастливлены этим своим прогрессом,  что не способны ни на злодейство, ни даже быть равнодушными к его проявлениям, если им открылась величайшая ценность человека, его незаменимость и невосполнимость любого ущерба человеку или человечеству в акте злодейства. Только раскрывший свой главный творческий потенциал человек способен осознать насколько всякое злодейство может разладить великую гармонию мироздания. И как это не печально, но разлаживает.
Что же такое  злодейство   и как оно несовместимо с гением?? Это причинение существенного вреда человеку, группе людей,  всему человечеству, которое может уживаться с гением в одном  человеке, но мешает реализации гения, разрушая его. Так в Пушкине уживалось злодейство по отношению к крепостным крестьянам, которых он немилосердно порол, с литературным и научным проявлением гениальности. Но он, видимо, на самом себе ощутил разрушительное влияние окружающего его злодейства и видел несовершенство свое в этом плане.
Не надо забывать, что представление о том, что есть злодейство и добро зависит от субъективных оценок анализирующего его человека и общества и меняется по мере гуманизации или дегуманизации (одичания) их.
Нынешняя же эпоха углубления НТР (несерьезны утверждения о завершении НТР), повлекла психическое перенапряжение неравномерно развивающихся личностей, и злодейство как никогда   приобрело глобальный масштаб в виде экологического кризиса, угрозы ядерного самоуничтожения человечества, росте проявлений насилия, патологической жестокости на грани злокачественной  некрофилии.  И  этому наступлению злодейства противостоит  только  человеческий  гений, которому оно угрожает в первую очередь. Пушкин гениально предвидел не только несовместимость гения и злодейства в одном человеке, но очевидно он имел в виду несовместимость гения всей человеческой цивилизации и всего мирового  злодейства.  Поэтому  его  можно считать основоположником такого направления в науке, как экология гениальности, рассматривающего все возможные  препоны  проявлению человеческого гения. Одним из важнейших среди них является злодейство.
Исходя из тезиса Гете, что гений - это человек, достигший идеала гениальности и познания  своего  назначения,  заключаем, что он злодеем быть не может, если он достаточно духовно пробудился, чтобы, отличая добро от зла, следовать пути добра и  избегать пути зла. То есть, с точки зрения нравственности, безнравственно будучи гением совершать злодейские поступки. С точки зрения продуктивности человеческой деятельности и возможностей успешного прогресса общества, злодейство не способствует, а наоборот препятствует наиболее эффективному использованию гениев на благо всеобщего социального прогресса. С точки зрения ценности человека как духовного вектора устремлённого в бесконечный прогресс своего гения, нравственная непорочность его максимально способствует продлению его творческого долголетия, а злодейство препятствует этому долголетию.
          Несовместимы гений и злодейство.
Сам Пушкин сей строкой предвосхитил
грядущий путь людского совершенства
и гения загадку приоткрыл.
Не поняли потомки слов поэта,
злодеев по невежеству плодя.
И разума редчайшие расцветы
лишь после смерти в людях находя.
Вот потому кругом почти все люди
духовно спят, и процветает зло,
а гению, родившемуся в чуде,
так часто и досадно не везло.
Но благодать и на него нисходит,
когда он в упоении творит.
И в нем добро глубинное восходит,
через него Сам Бог на нас глядит.
Упорно созидая, превозносит
творенья разума и человека суть
и часто радость светлую приносит
ему к познанья Мирозданья путь.
И лишь ему загадка человека
известна в потрясающей красе,
а тайна в том его труда успеха,
что ему ясен скрытый гений всех.
Что большинство талантов нераскрытых,
хоронят, отправляя в мир иной.
А гениям за род людской обидно,
всю жизнь страдают жгучею тоской.
Они ведь потому и одиноки,
что обогнали в пробужденьи всех,
и пушкинские пламенные строки
не понимать его потомкам - грех!
 


Рецензии