Фэнтези - развлекательный жанр

Как автор, пробующий свои силы в написании произведений фэнтези, я не раз задумывалась об уровне развлекательности, заложенном в этом жанре и о стереотипах с ним связанных.
Эти рассуждения ни в коем случае не претендуют на полноту, поэтому я не рискнула отнести их к разделу литературоведение.
Что такое жанр фэнтези? И когда он возник? Сейчас многие бы сказали с древнейших времён, потому что -порой даже сказки иногда начинают относить к нему. Называют некоторые произведения девятнадцатого века. Однако, я склонна считать, что фэнтези полностью оформился как самостоятельный жанр литературы только с приходом в неё Джона Рональда Толкина и Льюиса Клайва Стейплза, именно благодаря этим авторам жанр приобрёл небывалый размах и популярность. Почему так случилось? Наверное, тема отдельного рассуждения, но факт остаётся фактом, жанр фэнтези вторгся в литературу, разросся до небывалого количества направлений, которые одному человеку иногда не под силу изучить. Таким образом определение жанра стало очень расплывчатым.
Сейчас к нему чаще всего относят все книги, где реальность повествования отличается от нашей, наличием в ней любых сверхъестественных сил, магических способностей, существ и многого, многого другого. О параллельных мирах я даже не говорю.
Так делают ли чудеса жанр фэнтези развлекательным?
К примеру два варианта похожей ситуации.
Бедная невзрачная сиротка узнаёт, что у неё есть волшебный дар. Она начинает помогать другим, становится для них незаменимой. Люди постепенно понимают, какая замечательная девушка живёт в их деревне. Сиротка встречает прекрасного юношу, выходит за него замуж. И живут они долго и счастливо. Чудесная добрая сказка.
Другой вариант истории. Когда у сиротки обнаруживается волшебный дар, окружающие начинают понимать её ещё меньше чем раньше. Они боятся сверх-естественных способностей девушки, хотят, чтобы она лишилась волшебства. Сиротку выгоняют из дома. Но она не может не пользоваться даром, девушка понимает, сколько хорошего может принести её сила в мир. В конце концов сиротку сжигают, как ведьму на костре, либо запирают в закрытый институт для опытов.
Вот так, способности героинь похожи— а истории совершенно разные, впечатления тоже будут различными, раз в центр произведения поставлены противоположные стержни.
Автор фэнтези может создать сказочный мир, где как в детстве царят чудеса, добро легко побеждает зло. Для него найдутся читатели. Однако, писатель может попробовать построить реальность произведения и по-другому, привнести в неё неразрешимые вопросы, назначить героям трудную жизнь, где им придётся сталкиваться с моральным выбором не всегда правильным, однозначным. Жанр фэнтези открывает для автора большие возможности. В нём можно подобрать ситуацию так, что идея произведения будет раскрыта теми средствами, которыми в реальности её показать невозможно. Иногда это очень удобно. Но найдёт ли такой автор читателя?... Я не знаю. Репутация фэнтези как приметивного жанра сложилась, и с каждым неудачно написанным произведением закрепляется всё больше.
Защитники жанра нередко говорят, его может спасти прекрасно продуманный фэнтезийный мир: подробно прорисованные карты городов и рек, тонко проработанные нюансы костюма, отлично построенная иерархия общества. Иногда всё-таки упоминают яркий характер персонажей.
Но об известной всем со школьной скамьи основной мысли произведения почему-то умалчивают.
Однако, во все времена книга звала читателя уж если не думать, так чувствовать, заставляла сомневаться в собственной правоте, потрясала полнотой картины жизни в ней созданной , яркостью краски, которой истинный писатель мог схватить черту реальности вроде бы не заметную,  показать её сердцу других людей. Конечно же, есть исключения - книги для тренировки ума, написанные для эстетов,  мыслителей склонных к сложной философии, но, зачастую они остаются достоянием узкого круга людей, способных по достоинству их оценить.
Стержень любого произведения, на мой взгляд,  определяется талантом и характером автора, вовсе не выбранным жанром.
Глубина и серьёзность книги также от него не зависят.
Унесённые ветром», «Поющие в терновнике», детективы Агаты Кристи, кто отнесёт эти произведения к примитивной прозе?...
Качество литературы  возможно определить только чувством, оставшимся на душе после её прочтения.


Рецензии
Добрый вечер, Лидия. Вы прекрасно написали то, о чём я думаю, согласен с каждым словом. И, особенно, с последней строчкой!

С уважением, Андрей.

Андрей Штин   12.03.2024 20:26     Заявить о нарушении
Спасибо огромное!
С благодарностью и уважением! Лидия.

Лидия Сарычева   13.03.2024 17:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.