Фэнтези - развлекательный жанр

Как автор, пробующий свои силы в написании произведений фэнтези, я не раз задумывалась об уровне развлекательности, заложенном в этом жанре и о стереотипах с ним связанных.
Эти рассуждения не в коем случае не претендуют на полноту, поэтому я не рискнула отнести их к разделу литературоведение.
Что такое жанр фэнтези? И когда он возник? Сейчас многие бы сказали с древнейших времён, потому что -порой даже сказки иногда начинают относить к нему. Называют некоторые произведения девятнадцатого века. Однако, я склонна считать, что фэнтези полностью оформился как самостоятельный жанр литературы только с приходом в неё Джона Рональда Толкина и Льюиса Клайва Стейплза, именно благодаря этим авторам жанр приобрёл небывалый размах и популярность. Почему так случилось? Наверное, тема отдельного рассуждения, но факт остаётся фактом, жанр фэнтези вторгся в литературу, разросся до небывалого количества направлений, которые одному человеку иногда не под силу изучить. Таким образом определение жанра стало очень расплывчатым.
Сейчас к нему чаще всего относят все книги, где реальность повествования отличается от нашей, наличием в ней любых сверхъестественных сил, способностей, существ и многого, многого другого. О параллельных мирах я даже не говорю.
Так делают ли чудеса жанр фэнтези развлекательным?
К примеру два варианта похожей ситуации.
Бедная невзрачная сиротка узнаёт, что у неё есть волшебный дар. Она начинает помогать людям, становится для них незаменимой. Люди постепенно начинают понимать, какая замечательная девушка живёт в их деревне. Сиротка встречает прекрасного юношу, выходит за него замуж. И живут они долго и счастливо. Чудесная добрая сказка.
Другой вариант истории. Когда у сиротки обнаруживается волшебный дар, окружающие начинают понимать её ещё меньше чем раньше. Они боятся сверх-естественных способностей девушки, хотят, чтобы она лишилась волшебства. Сиротку выгоняют из дома. Но она не может не пользоваться даром, девушка понимает, сколько хорошего может принести её сила в мир. В конце концов сиротку сжигают, как ведьму на костре, либо запирают в закрытый институт для опытов.
Вот так, способности героинь похожи— а истории у них разные, впечатления тоже будут различными, потому что в центр произведения оказались поставлены противоположные стержни.
Автор фэнтези может создать сказочный мир, где как в детстве царят чудеса, где добро легко побеждает зло. Для него найдутся читатели. Однако, писатель может попробовать создать свою реальность и по-другому, принести в неё неразрешимые вопросы, дать героем трудную жизнь, где им придётся сталкиваться с моральным выбором не всегда правильным и однозначным. Жанр фэнтези открывает для автора большие возможности. В нём можно подобрать ситуацию так, что идея произведения будет раскрыта теми средствами, которыми в реальности её показать нельзя. Иногда это очень удобно. Но найдёт ли такой автор читателя?... Я не знаю. Репутация фэнтези как лёгкого жанра сложилась и с каждым неудачно написанным развлекательным произведением она закрепляется всё больше.
Защитники жанра нередко говорят о подробно продуманном фэнтезийном мире, о логичности магии, вообще о множестве мелочей отсутствие которых по мнению многих губит настоящее фэнтези. Часто говорят о не проработанности персонажей, с чем я безусловно согласна! Но почему-то мы порой забываем о том, что у литературного произведения должна быть идея или несколько идей, в нём должен присутствовать тот самый пресловутый конфликт или несколько конфликтов. Во все времена книга звала читателя уж если не думать, так чувствовать, заставляла сомневаться, потрясала полнотой картины жизни в ней созданной , яркостью краски, которой истинный писатель мог схватить черту реальности вроде бы не заметную и показать её сердцу других людей. Были и исключения книги для тренировки ума, для эстетов и мыслителей, но, как правило, при всём уважении к ним, такие книги остаются достоянием узкого круга ценителей.
А попытаться показать в своём произведении моральный выбор героев и какую-либо идею ему близкую мне кажется доступно писателю любого жанра. Здесь всё зависит от его собственного опыта, интеллекта и таланта, вовсе ни от-чего-то другого.
Не жанр книги определяет её глубину и серьёзность, а то содержание, которое писатель в неё вложил.
«Унесённые ветром», «Поющие в терновнике», детективы Агаты Кристи, кто отнесёт эти произведения к примитивной женской прозе?...
Точно так же и книги фэнтези на мой взгляд едва ли можно судить только по принадлежности их к этому жанру.
Однако, каждый человек очевидно решит для себя этот вопрос по-своему, исходя из собственного личного опыта и устоявшихся мнений. Приведённые мной рассуждения не раз помогали мне в трудный момент продолжить книгу, поэтому я рискнула собрать их в цельный текст, возможно, он вызовет чей-нибудь интерес и неравнодушный отклик.


Рецензии
Лидия, мне очень понравились размышления и я во всём согласна с Вами. "Не жанр книги определяет её глубину и серьёзность, а то содержание, которое писатель в неё вложил" - верно. Что касается фэнтези, на мой взгляд надо иметь определённый талант, чтобы уметь создать необычный волшебный, сказочный и т.д. мир. Не считаю его лёгким жанром. Пишут сейчас очень много во всём мире и издаются разные произведения, но время отсеет лучшее и останутся достойные и не важно в каком жанре они написаны. Ведь вы абсолютно правы, что "попытаться показать в своём произведении моральный выбор героев и какую-либо идею ему близкую мне кажется доступно писателю любого жанра". В том числе и в фэнтези.
Интересно. Спасибо.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   15.09.2019 00:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила!
«Пишут сейчас очень много во всём мире и издаются разные произведения, но время отсеет лучшее и останутся достойные.»
Вот захотелось фразу из вашего отзыва процитировать. Понравилась очень!
Время — самый лучший проявитель истины.
Ценность произведения определяет всё же талант, не жанр.
С теплом души и глубоким уважением!

Лидия Сарычева   15.09.2019 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.