Глава 4, О великом искусстве

Рубрика "В Рабочий Полдень."
Глава 4, в  которой речь пойдет о великом искусстве, трудностях добычи алмазов в условиях Крайнего Севера, базовом инстинкте и освоении космического пространства.

Предупреждение: Содержит элементы саморазоблачения автора. Дамам лучше воздержаться от чтения этого материала.

Если кто вдруг помнит былинные советские времена, то в школьные учебники по литературе были вклеены весьма так себе картинки от весьма так себе художников. "Опять двойка", "Не ждали", "Богатыри", "Прибыл на каникулы" и все такое.
С тех пор, думаю, ничего особо не изменилось, а бедные школьники, не отличая Джотто от Караваджо и Веласкеса от Гойи, да и вообще, скорее всего, не зная кто это такие, продолжают описывать глубину образа какой-нибудь Аленушки.
Среди всей этой, вбиваемой в неподготовленное детское сознание прелести, достойное место занимала нетленка Николая Ярошенко "Всюду жизнь". Она изображала разношерстных обитателей арестантского вагона, кормящих крошками представителей городской летающей фауны — воробьев, голубей и еще чего-то подобного.
Описывать бедной жертве советского образования следовало просветление невинных страдальцев от этой богоугодной процедуры, преступный строй, бросивший их за решетку, несправедливо угнетаемый бедный народ, символику отжившего в виде старого, грязного вагона и прочую идеологическую ахинею.
Здесь надо было бы продолжить так, - "Нелегкая судьба геолога (нефтяника, буровика, спецкора "Сельской жизни", офицера внутренних войск) забросила меня как-то... "
Поскольку я ни геологом, ни нефтяником, ни буровиком, ни спецкором “Сельской жизни”, ни  тем более офицером внутренних войск никогда не был, а на судьбу мне жаловаться - только Предвечного гневить, буду “прощэ, пониатнэе”, как советовал нам, молодым писателям, большой специалист по литературе, товарищ И.В. Сталин.

Так вот. Послала меня как-то родина (на самом деле, закатали в командировку), в какие-то глухие советские времена, в город Мирный, Якутской ССР.
Только отгремели новогодние праздники (это из газет того времени, не пугайтесь), и я прилетел в этот романтический уголок, где застал чудесные зимние деньки и ночки с температурой -55.  Деньки там, впрочем, есть в этот период только номинально, поскольку полярная ночь и темень непроглядная кругом.
Если в такую погодку плюнуть (ну, кому это удается, разумеется, еще вопрос), то ледышка, в которую мгновенно превращается плевок во время своего короткого путешествия до поверхности планеты, со звоном от этой поверхности отскакивает.
Аборигены рассказывают об исчисляемом несколькими десятками минут времени жизни, если в дороге заглохла машина, спасительном поджоге еще не успевших рассыпаться в труху покрышек, верной фляжке спирта в кармане и непонятных на "большой земле" системах выживания.
Передвигаются там, кстати, машины исключительно колоннами. Думаю, ясно почему.
Постоянные взрывы на кимберлитовой трубке, напоминающие выстрелы пушки в Петропавловской крепости, какой-то гул на улице.. То ли дизельная электростанция, то ли вездеходы ревут...
На входе в любое, спасительное в этих местах общепитовское заведение, по местной традиции жарко натопленное, гора каких-то мохнатых шуб. А внутри марево из мутного воздуха, пропахшего потом, этими шубами, какими-то горклыми пончиками, спитым чаем и, конечно, спиртом. Без последнего, у меня по крайней мере, даже мысли о выходе на улицу не возникало.
Обмазав личико жиром, обмотанный как немец под Москвой, я передвигался от двери до какой-нибудь другой двери, со звоном голове, или вне головы, кто уж там поймет...
Посреди города Мирный, впрочем, как и в любом другом населенном пункте страны,  имелась некая площадь — центр местной вселенной. На ней монументальное, естественно, по местным масштабам, здание райкома, не менее серьезное обиталище Стражей Исламской Революции (районное управление КГБ), памятник тому, кто и теперь живее всех живых (г-н Ульянов, если запамятовали). Плакат растянут - “Алмазы - Родине”.
При гостинице “Север”, где мне удалось разместиться, разумеется, ресторан. Там, естественно, главным, центральным, основным и одновременно коронным блюдом, была водка.
К водке можно было дозаказать какой-нибудь салат "столичный" (четыре стружки курицы, прикрывающие горстку залитой майонезом "яичный" позавчерашней картошки), пельменей неизвестной этиологии, просто мягких соленых огурцов. Можно было ничего и не дозаказывать, а просто пить водку. Так даже спокойнее.
Ну, не буду изображать из себя ничего, что все равно изобразить не выйдет.. Спрашиваю, значится, у официантки (100-110-120), возраст 25-60, походка "ефрейторская", - "Где тут у вас можно с девушкой познакомиться...".
"Аа.." - говорит она привычно, - "Там за кинотеатром "Мир" стоят...". И делает указующий жест рукой, не лишенной некоего медвежьего изящества.
"ГДЕ ?" -спрашиваю я, - "НА УЛИЦЕ ???"
"Ну, да", -отвечает официантка кокетливо, поправляя серую (когда-то, в далеком прошлом, видимо,  белую) наколку на прическе типа "кукиш". "Мы, девушки, такие..".
Ну, что... Двадцать лет, спирт, водка, ночь (впрочем, там всегда ночь, я уже, кажется, говорил).
Я обмотался двумя шарфами и пошел...
На улице резко потеплело до -45, но поднялся свежий ветерок.
Каким то чудом, совершенно обмороженный, задыхаясь не только от невозможности вдохнуть, но и от дефицита кислорода, ослепнув, потому что глаза "ни хрена, ни щелочки", я ввалился в промежуточную точку — дверь междугороднего переговорного пункта, и просто упал на скамейку. Полчаса просидел в ступоре, не чувствуя ног, проклиная, что вышел из гостиницы, что пил водку, что вообще сюда приехал. Выпил, разумеется, из фляжки еще. Посидел, потом хлебнул опять.
Нет, думаю. Надо хоть посмотреть. Хоть раз взглянуть. "Что там", - думаю..., "За кинотеатром...".
Отпил еще и рванул... Дошел... У каждого свой Эверест...
Стоит стайка. НА УЛИЦЕ. ВЕТЕР. МИНУС СОРОК ПЯТЬ ГРАДУСОВ.
СТОЯТ!
Да еще шубки такие какие-то такие... Не разберешь сквозь замерзающие на ветру слезы.. Покороче, что ли...
"ВСЮДУ ЖИЗНЬ", - картина маслом. Можно рисовать. Где художник Ярошенко?

Послесловие...
Пришла мысль такая вот... Илон Маск вот тут Марс собрался колонизировать. Планы такие, прям серьезные. Надо начинать с главного, на мой взгляд. Построить там площадь с местным райкомом партии. Над ним кумач не забыть растянуть, “Перфтораты - Родине”, например. Композицию площади завершить зданием районного управления КГБ и кинотеатром "Мир" (я не против, кинотеатр можно и на новомодный манер  назвать, ну там "Межпланетный", например).
Чтобы за ним ОНИ стояли. В скафандрах. Ну таких каких-нибудь, интересных... Покороче, что ли.

19 Ноября 2019


Рецензии
Да-а-а... Отлично описали и погоду и обстановку в этом городе.
Читала и такая яркая картинка...
А вот в послесловии... Я с Вами согласна - правильно, надо на Марсе такое построить. И, конечно же, чтобы были те, кто будет в интересных скафандрах...
Тогда точно - жизнь будет и можно будет рапортовать, что Марс освоен и колонизирован на века.
Спасибо Вам!
С искренним теплом и улыбкой,

Григорьева Любовь Григорьевна   05.10.2021 10:03     Заявить о нарушении