Музыка на шпильках

        Мы присутствуем при рождении нового жанра, представляющего собой смешение концерта классической музыки и стриптиза.  Самым ярким представителем этого жанра служит Лора Астанова, представляющая слушателям, и что не менее важно зрителям, синтез Рахманинова и порнографии (как известно, очень трудно в точности определить порнографию, но все наверное знают, что это такое).  Одежды на Лоре Астановой совсем немного, но непременны футовые шпильки-каблуки. Как и во всяком ином жанре в нем уже появились оттенки и градации. Прекрасная пианистка Хатия Буниатишвили менее откровенна нежели Лола, но щедро дает зрителям насладиться и Листом и своим незаурядным бюстом. Об этом ярко и эмоционально, как и положено пианистке, писала Елена Кушнерова в очерках  “Концерт Рахманинова или Bikini-party” и «Феномен Ланг Ланга» («7 Искусств», 4 (109), апрель 2019).
      Попробуем снизить эмоциональный накал и следовать завету Спинозы «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». А задуматься есть, о чем, ибо мы присутствуем при невероятном, катастрофическом цивилизационном сломе, в первую очередь, вызванному изменением нашего восприятия действительности, определенным асимметрическим устройством головного мозга.1-3 Правое и левое полушарие головного мозга, заведуют различными функциями, и по-разному обрабатывают поступающую в них информацию. Тысячелетиями мировая культура (уточним, то, что принято называть иудео-христианской культурой) была левополушарной. Хорош или плох был до-телевизионный, левополушарный мир, но он держался на слове, устном и писанном. «Согласно традиционным   выводам   нейрофизиологии, у взрослых людей (в подавляющем большинстве случаев правшей) левое полушарие считается доминантным, главным. Оно управляет движениями главной правой руки и речью (… некоторые    важные функции, связанные с   речью, исполняет    другое    полушарие; в этом смысле термин «доминантный» несколько    условен).  Функции правого полушария, которое у правшей ведает левой рукой, до последних лет оставались неясными, хотя удивительная для того времени догадка о них, теперь подтвердившаяся, была высказана  английским неврологом    X. Джексоном еще 100 лет назад. Джексон полагал, что правое полушарие занято прежде всего наглядным   восприятием    внешнего    мира, в отличие от левого полушария, которое преимущественно управляет речью и связанными с ней процессами».1
        В левополушарную эпоху, ключевой фигурой был человек наделенный необычайным даром речи: шаман, колдун, пророк, заговаривавшие массы; в Новое Время колдун-говорун мутировал в писателя и поэта. Иногда дар речи был столь велик, что этот медиум выдумывал и язык (Данте, Пушкин). До ХХ века школа учила в основном, читать, писать и говорить (искусство риторики, заметим, сегодня отмерло вовсе). Реформаторы, затеивавшие переход от классического образования к реальному, воистину не ведали, что творили, запуская механизмы перехода от левополушарного мира к правополушарному. Ведь в ремеслах, инженерии, физике визуальное восприятие мира играет ключевую роль.       
С начала ХХ века, с изобретением кинематографа и трансляции изображения, главнейшим искусством, как верно угадал своим звериным инстинктом Ленин, становится кино. Братья Люмьеры-телевидение-смартфон этапы большого пути превращения мира во все более правополушарный. Наше восприятие мира становится все более визуальным и все менее книжным. Груды книг, подпирающие мусорные баки, – тому свидетельство. Появление в самой большой политике обворожительных деятелей-красавчиков типа Зеленского, отнюдь не случайно; сегодня то, как выглядит политик, отнюдь не менее важно, чем то, как и что он говорит. Гибель умения говорить, вполне естественно повлекла за собой отмирание умения слушать. Да, что политика: отбирая физика-теоретика, отдел human resources университета при прочих равных условиях, не таясь, предпочтет более лощеного и обаятельного кандидата.
     Почти синхронно с кино росла и крепла оглушающая роль музыки. Битлз, Роллинг Стоунз и Фредди Меркьюри стали культовыми фигурами в самом точном смысле этого слова, еще более определяя доминирование правого полушария. Действительно,  «наблюдения над многими музыкально одаренными людьми в норме позволили прийти к выводу, что правое полушарие ведает музыкальным творчеством».1 Как же было не объявиться обнаженным скрипачкам и пианисткам, Классическая музыка – эротична, но ее эротизм, скрытый, потаенный, литературный; эротизм темного, мерцающего фона, на котором разворачивается ее таинство. Моцарт – эротичен и без прелестей Лоры Астановой и Хатьи Буниатишвили. И мне и Елене Кушеровой обнаженка мешает слушать музыку. Наше восприятие напоминает поведение больных, перенесших комиссуротомию – операцию, разделяющую два полушария головного мозга, у которых правая рука борется с левой. «Один больной, в частности описывал такой случай: однажды он обнаружил, что его левая рука борется с правой при попытках надеть брюки. Одна рука тянула их вверх, в то время как другая вниз».2 Левое полушарие велит нам одеть пианисток-стриптизерш, а правое хочет слушать музыку и ничего не имеет против их округлостей. Заметим, что очень строгие еврейские кодификаторы равно против Моцарта и обнаженки.  Менее строгие не возражают против Моцарта.
     Отнюдь не верно думать, что правое полушарие вовсе не имеет отношения к речи. Оно заведует непроизвольным произнесением междометий, восклицаний, непристойностей.3 Поток обсценной лексики и воплей «вау», заполонивший информационное пространство, свидетельствует о том, что правое полушарие определенно берет верх.
****
     В связи с вышесказанным заметим, что поперечность евреев современной культуре будет только нарастать, ибо левополушарные евреи навсегда останутся народом Книги. Впрочем, герметически отгородиться от всего мира – невозможно. Детишки в моей синагоге читают кошерные комиксы, отупляющие и развеселые, по образу и подобию окружающего информационного пространства.

1. Иванов, В. В. Чет и нечет, М. 1978.
2. Спрингер С., Дейч И. Левый мозг, правый мозг, М. 1983.
3. Манин Ю. И. Математика, как метафора, М. 2008.
    


Рецензии