Не толкайтесь, пожалуйста

      Река, два озера, смешанный сосново-лиственный лес, рядом небольшой уютный городок, украшенный собором, церковью, парком и великолепным музыкальным фонтаном. Лучшего места для отдыха и лечения  трудно себе представить. Именно здесь полвека назад была построена, ставшая впоследствии знаменитой, лечебница. В день моего приезда санаторий  праздновал свой юбилей.
      С погодой повезло: солнце сквозь кружевные тучки периодически посылало свои улыбки, теплый ветер  нежно ласкал  землю жасминовым ароматом. Люди стояли и сидели на траве перед наскоро построенной эстрадой, поглощенные музыкальными импровизациями местных знаменитостей. На ветках молча теснились вороны, галки и небольшие птички, которые очень красиво пели весь день, а сейчас молчали, завороженные чарующими звуками.  Деревья,  украшенные неоновыми лампочками, сверкали как новогодние ёлки.
     Вдали, на фоне ярко зеленых кустов, маячил силуэт  крупной снежно-белой птицы с чёрной каймой на крыльях.
     - Что за красавец так безбоязненно прогуливается по территории санатория? - тихо спросила я у соседки. - Просто настоящая Жар-птица!
     - Ну, не преувеличивайте,- улыбнулась она.- Это белый аист, поселившийся  в лесу, недалеко у озера. Там, где он сейчас стоит, местность болотистая. Вот длинноногий и  выискивает в трясине пресноводных и лягушек. Мы   к нему привыкли, относимся с уважением, ведь он считается символом мирной жизни и семейного счастья.
     - Почтительное отношение людей к аистам давно известно,- согласилась я.- Но  ведь почти в каждом доме окрестных жителей есть собаки. Как же они реагируют  на столь    непривычное для них зрелище?
     - Реагируют обыкновенно, по-собачьи, - улыбнулась собеседница,- облаивают, рычат, иногда делают агрессивные выпады в его сторону.
     - Чем же это заканчивается?
     - Как видите, это пернатое существо не из пугливых. Приходилось как-то наблюдать его дуэль со свирепым псом, ринувшимся на врага с раскрытой пастью. Птица же  с явным презрением невысоко взлетела, развернулась, пошла в атаку, и изо всей силы  клюнула агрессора в нос. Тут и выяснилось, что нападавший   не отличался бесшабашной смелостью. Поджав хвост, он с визгом исчез  в лесу.
     Юбилейный концерт продолжался. Идиллическая картинка явно просилась на полотно художника. Все довольны, программа отлажена. В этот момент  большой пернатый красавец, по-видимому, услышав голос предков, наградивших его любовью к музыке, спокойно и величественно  направился к зрителям. Подойдя вплотную к толпе, он начал толкаться и попытался проникнуть в ее середину.
    - Господа, вы же на концерте! Не толкайтесь, пожалуйста! Так нельзя себя вести! - возмутился кто-то и тут же замолчал в изумлении. - Вы, ты…на концерт. Господи, что это? Слушай, длинноносый, ты откуда и куда? Тоже музыку любишь?
     Несколько человек обернулись на шум. Кто-то встал, кто-то потеснился, но первые ряды не знали о пришельце и стояли плотной стеной. Они закрывали обзор  новому слушателю, рост которого не превышал одного метра. Интересно, что  же предпримет пришелец в этой ситуации. Логично было бы,  молча отойти и слушать. Как бы не так. Пернатый красавец  нашел прекрасный  выход из положения. Не долго думая, взлетел на крышу стоявшего здесь автомобиля технического обслуживания и вытянул шею в сторону представления.
      Теперь его увидели. Толпа колыхнулась, любопытные хотели поближе подобраться к   любителю музыки, ублажить его чем-нибудь вкусненьким.
     - Давайте угостим его квасом,- предложил пожилой мужчина.
     - Лучше кока-колой,- возразил улыбающийся юноша в дырявых джинсах.
     - Нет, нет,- буквально зажглись ребята,- пусть попробует сливочное мороженое. За уши не оттянешь!
     К аисту протянулись руки с кружками кваса, кока-колой, фантой, мороженым. Всё было с удовольствием выпито и съедено под одобрительные возгласы удивленной публики. Нахлебник стоял и одобрительно щелкал клювом, запрокидывая голову. Концерт тем временем закончился, музыканты выглядели обиженными, а белый аист, гордо взмахнув не прощанье  крыльями, удалился. Позже его видели  гуляющим по дну  фонтана и жадно пьющим привычную проточную воду.
     На следующий день в лечебном корпусе, где по утрам собирались пациенты, жарко обсуждалась новость юбилейного вечера. Ведь многие очевидцы впервые в непосредственной близости видели аиста, да еще посетившего концерт. Восторгам не было предела:
     - Подумайте, ведь он пришел слушать музыку!
     - И не только слушать, но и наблюдать за исполнителями с крыши авто!
     - Это не помешало ему уплетать разные вкусности!
     - Вы просто ничего не знаете обо всех его подвигах,- авторитетно включилась в беседу немолодая дама в модном спортивном костюме, явный завсегдатай этой здравницы. - Я то хорошо знаю этого субъекта. Не могу без смеха вспоминать, как однажды этот "герой" решил поправить свое здоровье, и посетил лечебницу.
     - Как же он проник в санаторный корпус, ведь  там стеклянные двери?- удивились слушатели.
    - Вы, наверно, забыли, что "часовым" прозрачных створок  работает фотоэлемент. Главный его объект- туловище. А что к нему приделано, руки или крылья, прибору  как-то все равно.
    - Насколько я помню,- продолжала рассказчица,- грязевые процедуры, которыми аист насытился в болотах, ему не понравились. Это удовольствие  он ежедневно получал  на природе. Пернатый посетитель, наверно, подумал, и чего вы, люди, здесь, паритесь, приходите в гости, я организую вам это развлечение бесплатно, да еще под лягушачью симфонию. Но вот   хвойная  ванна поманила, как магнитом. Издав победный клич, новоиспеченный пациент собрался кувыркнуться и испытать незнакомую водную процедуру с потрясающим лесным ароматом.   Однако здесь с ним обошлись не любезно. Его, как обыкновенную утку, схватили за шею и хвост и вышвырнули из кабины, дав хорошего тумака. Пришлось на всех парах улепетывать, роняя перья и оставляя мокрые следы. Выскочив из-под белоснежных сводов "неприветливого строения", переволновавшаяся птица   направилась к минеральному источнику и, умело подставляя клюв под кран, стала  пить целебную воду.  Видимо, перед этим сытно позавтракала лягушками, да еще ко всему получила неожиданный стресс.
      В заботах и процедурах прошел день. Уставшие пациенты подтягивались к столовой, где их ждал питательный шведский стол. С другой стороны к зданию уверенно приближался  белоснежный пернатый гость. Входная дверь безотказно сработала, и новый посетитель важно  поднялся  на второй этаж. Отдыхающие были в восторге: аист, шагающий по ступенькам -  зрелище незабываемое.
    - Обратите внимание,- восторгались они.- Он не летит,  не подпрыгивает, а преодолевает лестничный пролет очень спокойно, с чувством собственного достоинства.
    - Может быть, его прогнать? Все-таки здесь столуются люди.
    - Что вы такое говорите! А когда этот волшебник приносит вам детей, вы же радуетесь и приветствуете его.
     - Не трогайте "добра молодца"! Лучше давайте проверим  реакцию птицы  на лечебную еду. Что же из диетической пищи придется ей по вкусу?
      Аист медленно обошел стол, что-то понюхал, что-то клюнул и, не найдя здесь ни лягушек, ни насекомых, ни кузнечиков, посмотрел с сочувствием на своих наблюдателей: чем же вы, дорогие, питаетесь! Удалился так же грациозно, как и пришел, а затем улетел в сторону озера.
     Дни пробегали незаметно, в заботах о процедурах и  медосмотрах. Пробегая мимо фонтана, я нередко видела нашего любимца, бродившего по воде. Как выяснила позже, эта птица совсем не умеет плавать. Частенько она отдыхала на травке, обрамляющей водоем, или искала живность в своих любимых кустах около леса. Даже частые дожди не были ей препятствием. Наблюдение за нею доставляло одно удовольствие. Посчастливилось мне видеть, как  вместе со своей подругой аист недолго парил над лесом. Они летали очень красиво, вытягивая шею вперед, а ноги назад. Зрелище - непередаваемое.
     Но вдруг произошло событие, которое, на какое-то время, заставило меня поставить под сомнение чарующее впечатления об аисте, как доброй и безвредной птице.
     Началось всё с того, что  общий любимец санатория исчез, и целую неделю мы не видели его на привычном месте у кустов.
    - Наверняка что-то случилось,- предположили обитатели санатория.- Так надолго он никогда не исчезал.
    - Не забудьте, что у аистов  есть враги: орлы, лисицы, бродячие собаки.
    - В книгах пишут, что главный враг этих красивых, величественных созданий  -
человек, а именно -  браконьер, который занимается незаконной охотой.
    - И все-таки,- завершил спор один из пациентов,- предполагаю, что наш любимец   произвел окончательную чистку в  болотных закромах  и перебрался на новое место.
     Без белого красавца стало немного скучновато, но  жизнь в данном случае диктовала, видимо, свои законы. Кушать-то всем хочется.
     Как-то вечером  все обитатели санатория собрались в столовой на ужин. Ливень наконец-то прекратился. В раскрытые окна  нежной волной вливался летний теплый воздух. Вечер был спокойным, умиротворяющим. Сидящие за столиками отдыхающие  тихо беседовали.
      Неожиданно откуда-то сверху донесся  душераздирающий крик ворон, и  в воздух рванулась целая армада взволнованных птиц. Они метались, кружились, то сбивались в одну кучу, то разлетались в разные стороны. Оставив тарелки на столах, многие бросились на улицу узнать причину такой истерики. Через минуту всё выяснилось. По крыше, где у труб находилось воронье гнездованье, бегал знакомый аист и  нещадно расшвыривал  в разные стороны гнезда, вместе с находившимися там птенцами. Иногда он клевал их своим длинным клювом. Попытка родителей защитить выводки ни к чему не приводила. Аист в гневе сбрасывал с крыши появившихся защитников  вместе с гнёздами. Не известно, чем  бы кончился этот погром, если бы  у дежурного сотрудника санатория  не оказался ключ от чердака. Увидев человека, нарушитель спокойствия ретировался и улетел. Улетел, пропал, и  больше я его не видела.  На душе у меня было почему-то очень тревожно, и на следующий день я отправилась на озеро, к месту его обетования.
      Было раннее утро. Птичий гомон оглашал лес, на поверхности озерной воды  красиво извивались следы плавающих уточек. Но где же тут искать аиста? Неподалеку, на мостике, стоял человек с удочкой,  знакомый мне по скандальному происшествию на крыше. Осторожно, чтобы не спугнуть рыбу, я направилась к нему. Клёва не было, и мужчина пригласил меня в свой уютный домик, что спрятался здесь же, в зарослях. Вокруг его жилища непринужденно разгуливали куры, ожесточенно дрались воробьи, теснились кормушки, клетки, скворечники. Жизнь лесных обитателей была его жизнью. 
     - Аист, о котором вы спрашиваете,- сказал он,- мне хорошо известен. Мы с ним многолетние  друзья. Гнездо свое он построил прямо на крыше моего дома. Я часто наблюдал, как вместе со своей подругой они царственно парили над лесом. Но во двор он всегда приходил один. Дело в том, что когда-то давно его подругу  ранил охотник. Она могла некоторое время  находиться в воздухе, но лишилась возможности передвигаться по земле. Он в одиночестве   улетал в теплые края, но всегда возвращался к своей любимой, и они вместе выращивали птенцов. Папаша в данном случае  был главным кормильцем. Пока его не было, я ухаживал за самочкой, приносил еду, поил, укрывал в морозы. А весной влюбленные радостно встречались. В этом году  лето выдалось очень дождливым. И вот в одну из прогулок спутница аиста  зацепилась за высоковольтный провод и погибла.
    - Ужас какой! А что же бедный аист?
    -  Целые сутки   стоял  он рядом с ней, как онемевший. А когда она упала на землю, он направился в сторону санатория. Вот тут и случилось это происшествие с воронами. Сюда, на крышу моего дома, он больше не вернулся.
     Я покидала гостеприимный дом, испытывая одновременно и грусть и уважение к одной из самых известных, загадочных и любимых птиц в мире. Недаром люди сложили о ней   множество легенд. В христианской мифологии утверждается, что семейные пары аистов неразлучны. В случае гибели одного из супругов, другой добровольно расстается с жизнью, или,  очень редко, находит себе новую пару. Говорят, что аисты понимают человеческую речь, плачут слезами и имеют душу человека. Белые аисты считаются символом неба, солнца, ветра, грома, свободы, вдохновения, изобилия и плодородия.
   …Автобус увозил меня домой. Дождик моросил, стекая ручейками по стеклу. Или нет, это мои глаза наполнились слезами. Где ты, снежно-белая птица? 
     Вдруг над лесом появились два аиста. Они направились в сторону шоссе, сделали круг и, вытянувшись в струнку, скрылись в голубом просвете  темных облаков, заслонявших небо. Жизнь продолжалась.


Рецензии