de omnibus dubitandum 114. 223

ЧАСТЬ СТО ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ (1911-1913)

Глава 114.223. МАШКА-АЗИЯТ…

    В 1912-1913 годах появились модные танцы «полька» и «вальс», и гармонист обязательно их заиграет. Молодежь увлекалась ими и сразу выходила танцевать. Но пожилые люди этих танцев не любили. Особенно наша мать. На эти танцы она смотрела с большим презрением и говорила: «Ну что это за танец? Это каждая репанка-дыня станцует. То ли дело, вдарить казачка с удалым казаком или краковяк. Вот это, я понимаю, пляски!».

    Тут старики начинают кричать: «Гармонист, играй казачка!»…
Гармонист вдарит «казачка». Старики начинают выкликать имена: «Донька, Мархутка, Аксютка, Дашка, Наташка, чего стоите? А ну вон с Максимом, Иваном, с Гришкой, с Тишкой, с Микишкой выходи! Выходи на пару! Пляшите!».

    По желанию стариков выходили и плясали на пару. Но были плясуны, которые танцевали поодиночке.

    Дядя Поликарп меж тем смотрел на плясунов и думал: «Обождите, вот Машка выйдет — она вам покажет, как надо плясать «казачка»!».

    Он своей племянницей Машкой, нашей матерью, так гордился и считал ее лучшей плясуньей в станице Ильинской. Она была веселая, и петь, и плясать за компанию, и выпить была мастерица.

    Моя мать была азартная плясунья. Она уже дрожит и ожидает — когда дядя Поликарп прикажет ей выступить. И вот вдруг слышится голос большого баса: — А ну-ка, Машка, выходи, спляши!

    И тут же крикнет на какого-нибудь молодого парня лет 19-20, которого он сам подобрал ей:

    — Ты, Козьма, выходи плясать с Машкой! А наша мать — ей уже за тридцать, стоит и ждет.

    Дядя вновь кричит, командует:

    — Дайте больше круга! Расступитесь, расступитесь! Машка плясать будет! Мать выйдет и даст гармонисту наказ сыграть ей малороссийского казачка, а сама вытянет из кармана платочек, станет перед своим кавалером и с улыбкой пошлет ему вызов: «Ну что, вдарим, докажем?».

    И притом сильно топнет своей ногой об пол и потом пойдет по кругу так быстро и плавно, что от трех-четырех юбок, которые на ней, все разлетается в сторону, в воздух.

    Потом начнет выбивать всякую дробь — вперед, назад, в стороны. Кавалер в это время делает присядки, а она руки в боки и плывет павою над кавалером.

    Потом притопнет ногой и вскинет голову вверх, дескать, вот тебе! И, подхватив обеими руками свои широкие юбки и приподняв их до колен, сама пойдет плясать вприсядку и при этом так засвистит, как у нас на пастбище в степи свистали чабаны или табунщики.

    Этим молодецким свистом она заканчивала свою пляску и побивала всех. Окружающие же начинают смеяться, хлопать в ладоши и кричать: — Браво, Машка! Браво, азиат! Она любила иногда сплясать так, как плясали мужчины-казаки. Умела она скакать и на лошади без седла. Вообще она была очень смелая на все.
 
    Источник: Гавриил Солодухин. Жизнь и судьба одного казака.


Рецензии