Животные и душа

                1
                Моим внукам посвящается



Марина Рассо
05. 06. 2018 г.              РАЗМЫШЛЕНИЯ


 
     Животные и душа

Только по заслугам Иисуса
Христа и по Его ходатайству Бог Отец
послал в мир грешный и погибающий
Духа Своего Святого и Животворящего,
творящего чудеса и знамения
и тем самым являет истину и спасительность
Православной веры Христовой.

Св. Прав. Иоанн Кронштадтский.

«Неужели у нашего кота Абрикоса нет души?»

Удивлённо спросил внук бабушку, выходя из храма, после водосвятного молебна в честь Святого Духа. День этот приходится на следующий, после праздника Святой Троицы.
Утро, в первый июньский день было безоблачным, тихим и тёплым. Солнце нежно освещало древний город, природа благоухала. Свежесть зелёной листвы, аромат цветущих кустарников и деревьев проникал в каждую клеточку, вызывая чувство парения и полёта. Находиться дома в такой светлый день было грешно и бабушка предложила внуку - Роману съездить в Иверский Храм, который находится на окраине их древнего города. Десятилетний мальчик с удовольствием согласился  побывать в загадочной, тихой, безлюдной балке, вдоль которой протекает речушка, и тут же впадает в голубой залив Чёрного моря. Древний Храм, построенный генуэзцами в 14 веке,  расположился на ровном плато  живописной, зелёной долины, где его и омывает эта полноводная, весной, речка. По одну  сторону от долины, на высоком холме, находится защитная стена Генуэзской крепости, а по другую, древний район города - «Карантин». В древние времена на этом месте располагался причал и
2
рыбаки уходя в море, молили Господа об удачном улове и благополучном возвращении.
Православные христиане, в конце двадцатого столетия,  начали восстанавливать древнюю святыню и Рома не раз приходил сюда с младшими сестричками - Марьяной и Эмилией, поливать цветы на клумбочках, заботливо выложенных из камней прихожанами.
Молитва читалась монотонно, мальчику трудно было разобрать библейский язык и он незаметно выходил погулять вокруг храма по мостовой, уложенной ещё в древности большим булыжником. В загадочной тишине ему, видимо представлялось, как по этим плохо отёсанным камням, ходили и тысячи лет назад горожане, бегали такие же смышлёные ребятишки. Воодушевлённый свободой, внук побежал к морю, где не заметил стаи злых собак, отогнавших его от берега.
Вдоволь нагулявшись, Рома вернулся к началу проповеди и с вниманием слушал отца Александра о Душе и Святом Духе. Проповедь была очень интересная, но когда речь зашла о душе и духе у животных, батюшка  утвердительно сказал, что у животных нет души. Слушая с огромным интересом батюшку, бабушка не заострила внимание на моменте присутствия души у животных, а её пытливый внук не успев выйти из Храма  стал с удивлением спрашивать: «Как это у его любимого кота Абрикоса, нет души? Кот всё понимает, только сказать не может! А соседская собака, любимица всех ребят - Линда? Это вообще кладезь ума!» Внук уверенно заявил, что батюшка не прав! Что делать, как найти истину? И бабушке пришлось твёрдо  пообещать разобраться.
В первую очередь она обратилась к прихожанину Храма Сергею, который увлекался православной литературой и подтвердил, что отец Александр не прав и обещал обосновать явления Духа Святого и Души, работами известных православных мыслителей.
  В лихие девяностые не все специалисты с высшим образованием смогли уйти в бизнес или торговать, многие пришли в Храм Божий за моральной поддержкой, в том числе и Сергей. Среди прихожан оказались; - учителя, врачи, инженеры, которым трудно было решиться зарабатывать на хлеб, путём предложенным Западом. Молодой настоятель храма, отец Антоний, молитвами восстанавливал душевное состояние прихожан, а своими проповедями наставлял на преодоление душевных и материальных недугов по заповедям Божьим.
Так оказалась среди прихожан и одноклассница бабушки Елена. Выслушав, попавшую в затруднительное положение подругу, Елена протянула руку и достала с книжной полки небольшую книжечку.
«Надеюсь, эта книга поможет разобраться в твоей проблеме» и протянула небольшую книжечку, «Дух, душа и тело» архиепископа Луки Крымского
3
(Войно-Ясенецкого). А также предложила познакомиться с альбомом «Священный образ Тавриды» изданным к 20-летию служения Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на Крымской кафедре.
  Елена, как прихожанка храма, участвовала в конкурсе художников «Православные святыни Крыма», репродукции четырёх её картин вошли в этот бесценный, познавательный труд, который был преподнесён   Митрополитом Крымским Лазарем художнице.
А небольшая на вид книжечка «Дух, душа и тело», оказалось раскрывает такие глубины и тайны познания мыслителей человечества, что удивляешься тончайшей нежности души сурового не раз униженного учёного.-.врача. Научный труд Святителя Луки не догма, есть и другие мнения православных мыслителей и учёных, предупредила подруга.
Рано утром, поднимаясь в гору, бабушка Галя захватила с собой и книжечку святителя Луки. Она надеялась прочесть её, отдыхая на свежем воздухе. Небольшой участок земли на горе Тепе — Оба с видом на море и чистейшим воздухом, ей оставили родители, где в звенящей тишине восстанавливала здоровье. На этой каменистой, глинистой земле был высажен виноград, плодовые деревья, (которые нечем полить, т. к. нет рядом ни какого источника воды), да две грядки зелени. Всю весну, пока влажная земля, всё в цветении. По очереди цвели: - кизил, миндаль, далее косточковые и цветы - начиная с подснежников, тюльпанов и заканчивая розами, цветущими до самых морозов, но в июльскую жару выгорало всё, даже листья на деревьях увядали
Спрятавшись в полдень от жары в деревянном сарае, с удовольствием и волнением зачиталась книгой  - «Дух душа и тело».
Солнце село, а вопросов появилось ещё больше.
На следующее утро, приготовив чистую тетрадь и ручку,  решила конспектировать каждую главу. Понять, что представляет собой душа, оказалось не просто.
В 1903 году Валентин Феликсович Войно — Ясенецкий закончил Киевский медицинский институт и в 1916 году защитил докторскую диссертацию хирурга. В период с 1917 по 1945 год, из-за религиозных убеждений, архиепископ  постоянно находился в ссылках - это была Сибирь и Узбекистан, где оперировал и лечил раненных, что и спасло ему жизнь.
Талантливый доктор — хирург Войно — Ясенецкий и одновременно
Архиепископ, отдавший свою жизнь служению людям и Богу, находясь шестнадцать лет в тюрьмах и лагерях за православную веру, написал научные труды по проблемам медицины. В феврале 1945 года за исключительные заслуги перед Русской Православной Церковью
4
святитель был награждён правом ношения бриллиантового креста на клобуке. А в январе 1946 года стал лауреатом Сталинской премии, которую получил за научный труд «Очерки гнойной хирургии». Являясь архиепископом Русской Православной Церкви он носил второе имя — Лука. Божественный закон и наука для него нераздельны. Он описывает состояние духа, души и тела в своей книге, которая так и называется «Дух, душа и тело». Выдержки из книги профессора медицины, святителя Луки Крымского, бабушка Галя решила оставить своим внукам в надежде, что героическая жизнь в служении Богу, а так же научное объяснение работы сердца, мозга, нервов у всего живого, заинтересует внуков и они с таким же волнением прочтут его потрясающую автобиографическую повесть и научный труд, тем более, что Романа  заинтересовала проблема души у животных, а обещания  необходимо обязательно выполнять.
 
Выдержки из книги: «ДУХ, ДУША И ТЕЛО»  Архиепископа Луки (Войно- Ясенецкого).


««СЕРДЦЕ
КАК ОРГАН
ВЫСШЕГО ПОЗНАНИЯ
 

«Народное чутьё» уже издавна верно оценило важную роль сердца в жизни человека. Сердце перестаёт биться — жизни пришел конец, поэтому некоторые называют сердце «мотором жизни». Мы хорошо
теперь знаем, насколько  физическое и духовное благополучие зависит от правильной функции сердца.
Сердце «страдает», «болит», «тоскует», «радуется», «чувствует» и т. д. Таким образом, сердце сделалось как бы органом чувства, и притом чрезвычайно тонким и универсальным.
Современный цивилизованный человек путём работы над собой приучается скрывать свои мышечные рефлексы, и только изменения сердечной деятельности всё ещё могут указывать нам на его переживания. Таким образом,
сердце осталось для нас органом чувств, тонко указывающим наше
субъективное состояние и всегда его изобличающим.
Великий физиолог академик И. П. Павлов («Курс физиологии» под ред. Проф. Савича, 1924) Иннервация сердца поразительно богата и сложна. Оно всё оплетено сетью волокон симпатической нервной системы через неё теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом.
5
Целую систему церебральных волокон получает оно от блуждающего нерва, по которым передаются ему многосложные воздействия центральной нервной системы и, весьма вероятно, посылаются в мозг центростремительные чувственные импульсы сердца.
Таким образом, наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас  считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения.
Но Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше. Сердце по Священному Писанию есть орган общения человека с Богом, а следовательно есть орган высшего познания.
Поистине всеобъемлюща, по Священному Писанию, роль  сердца в области чувств. Оно веселиться, радуется, скорбит, терзается до того, что псалмопевец кричит, рвётся от злобы, и горит трепетным предчувствием у Клеопы. Оно негодует на Господа, в нём гнездится гнев, прелюбодейная страсть, зависть, надменность, смелость и страх и т. д. Но оно воспринимает, и утешается, способно к великому чувству упоения на Бога и сокрушению о грехах своих. Может быть вместилищем  кротости и смирения (Мф. 11, 29) Читаем и у Иоанна Листвичника: Огонь духовный, пришедший в сердце, воскрешает молитву: по воскрешении и вознесении её на небо, бывает сошествие огня небесного в горлицу души.
  Различать Духа света от духа тьмы необходимо по состоянию благодатном и добром ощущении сердца и по воздействию на сердце духа сатаны, который рождает в нём смутную тревогу, жжение, холод и безграничное беспокойство. Именно по этим ощущениям сердца советуют подвижники оценивать своё духовное состояние и различать Духа свята от
духа тьмы. Не только о способности сердца воспринимать воздействия Духа Божьего говорит Писание, но представляет его органом, который совершенствует и исправляет Бог, как центр нашей духовной жизни и Богопознания.
«Вложу законы Мои в сердца их». «Любовь Божья излилась в сердца наши» «Бог,...озарил наши сердца».
Сердцем мы молимся, и одна из великих форм молитвы есть безмолвный вопль к Богу. Так и сердце любящих матерей сопутствует во всём детям их.
Сердце предназначено не только для чувствования и для общения с Богом. Священное писание свидетельствует, что оно есть и орган желания, источник воли, добрых и злых намерений. «Много замыслов в сердце человека.» (Притч. 19, 21) Именно желаниями и стремлениями сердца определяется всё поведение человека, выбор жизненного пути. Чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но  сердце не
6
только определяет наше мышление; как оно ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме, как органе мышления и познания, именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познаёт.
«Он дал им(людям) смысл, язык и глаза и уши и сердце для рассуждения»(Сир. 17,5). «Для чего такие мысли входят в сердца ваша?(Лк. 24,38).
Если входят в сердце, то значит не рождаются в нём? Писание не противоречит физиологическим фактам и не отрицает роль мозга в мышлении и во всех психических процессах. Мышление не ограничивается деятельностью коры головного мозга и в ней не заканчивается. Известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, но нет в нём центра чувств. Никому не известны центры радости и печали, гнева и страха, эстетического и религиозного чувства. Хотя  от всех органов чувств и всех вообще органов тела направляются в мозг все чувствительные волокна, но они несут ощущения зрительные и слуховые, вкусовые и тепловые и т.д. Но это только ощущения. Не делать различий между ощущениями и чувствам — значит впадать в самую глубокую психологическую ошибку. Мысли выхваченные из мозга оказались бы не законченным, сырым материалом, подлежащей глубокой очистке в сердце — горниле чувств и воли. Каким образом мысли передаются в сердце, мы не знаем, и мысль не нуждаются в анатомических исследованиях, т. к. является психологической, не нуждаются также и чувства, возникшие в сердце.
Но не только из мозга сердце получает эти обратные мысли, сенсорные восприятия, но и само обладает чувствительной, важнейшей
способностью получать из мира духовного экзогенные, нисколько не адекватные органам чувств, ощущениям самого высшего порядка.
И эти ощущения  из сердца передаются уму, в мозг и в огромной степени определяют, направляют и изменяют все психические процессы, в уме и духе происходящие. Обратимся к другим текстам из приведенных выше.

  Да откроются помышления многих сердец.

Мудрость почитает в сердце разумного.

Безумие в сердце их.

В 17 веке, гениальный математик и мыслитель Блез  Паскаль сумел найти предел и бессилие разума и предложил заменить его познавательной
7
способностью, пригодностью для исследования истины. Назвал чувством тонкостей, чутьём суждения, чувством, вдохновением, сердцем, инстинктом.
Разум, - говорит  Паскаль, - действует медленно, чувство действует в одну секунду и всегда готово действовать. «Сердце имеет свои причины, неизвестные уму.», «Сердце, а  не разум чувствует Бога.» Б. Паскаль.
И. Павлов исследованиями долей мозга на животных и людях, а также учёный Бергсон пришли к выводу, что «Мозг не что иное, как нечто вроде центральной телефонной станции его роль сводится к выдаче сообщения или к выяснению его. Он ничего н прибавит к тому, что получил. Вся кора полушарий состоит из бесчисленного множества анализаторов и анализирует не чувства, а ощущения».
У молодого раненного я вскрыл огромный абсцесс ( около 50 см.куб гноя), который несомненно разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. …..
Если, таким образом, мозг нельзя считать органом чувств и исключительным органом высшего познания, то это в огромной мере подтверждает учение Священного Писания о сердце, как органе чувств вообще и особенно высших чувств.
   





               
                МОЗГ И ДУХ.
ДУХ В ПРИРОДЕ


Ум и дух — не одно и тоже.
Ум, конечно, не дух, но лишь выражение, проявление духа. Ум относится духу как часть к целому. Дух гораздо обширнее ума, но в силу нашей неизменной интеллектуалистической концепции мы видим в уме весь дух.(Франк Гранман)
Дух выступает за пределами мозга со всех сторон.
Мозг ограничивается переводом в движение небольшой части того, что происходит в сознании.
О духе много в Священном Писании и не мало явлений духа в природе и человеке.
8
Есть люди близкие по духу и ощущают друг друуга на огромных расстояниях.
Таинственные психические явления отвергаются  официальной психологией как сказки и суеверия.
Доктор наук Котик, написавший весьма  важную книгу  о несомненно установленных им фактах передачи мысли («Эманация психофизической энергии», Висбаден, 1908), объясняет их таким образом: «Мысль есть энергия излучающаяся наружу….». Есть вещи испускающие какую-то вибрацию и их можно узнать, хотя они не мыслят.
Таинственным образом мысль одного человека сообщается мыслям других людей. Мы не изолированы, мы в неведомой связи со всеми людьми. И несомненно, есть истина в том, что называют «духом толпы». Мощный поток симпатии или гнева, негодования или энтузиазма вызывают в собрании, объединённом в театре, на форуме или парламенте, почти единодушное единство. Это поток сносящий все плотины. Разве  нельзя сравнивать эту эмоцию толпы с передачей мысли в эксперименте? (Рише)
Беззаветный порыв одного храбреца может увлечь всё войско. Этот мощный поток духа храбрости и отваги, излившийся из одного пламенного сердца, воспламеняет сотни других сердец, воспринявших его, как антенна  воспринимает радиоволны. Чем, если не могучей духовной  энергией, назвать эту всепобеждающую силу, порождавшую в середине века целые психические эпидемии, безрассудно и  неудержимо увлекавшие сотни тысяч людей в крестовые походы!
Разве не ясно, что поток злой энергии, злого духа изливается в наше сердце и мозг, когда  видим мы искажённое ненавистью лицо врага нашего, мечущие искры глаза его и сжимается в страхе сердце наше?
       Тихим и радостным потоком света озаряется душа человека, всегда творящего дела любви и милосердия, когда коснётся её благодать Божия.
«Излию от Духа  Моего на всякую плоть».(Иоил.2,28) Бог есть дух. Бог есть любовь и  есть излияние любви его на всё  живущее. Любовь творит. «Дух животворит»(Ин.6.63). Всесозидающим и всепоглощающим, бесконечным потоком духовной энергии Божественной любви создана вселенная. Она создана из ничего, в том смысле из ничего, что не было первичной…..
Вечной материи нет, как вообще нет материи, а только энергия в её различных формах, концентрация которой и является в форме материи.
Нетленный Твой Дух пребывает во всём(Прем. 12,1)
В Его руке душа всего живущего(Иов.12.10).
Надо призадуматься над глубиной слов многострадального Иова: От духа Его великолепие неба.
9
Всему живому свойственна чувствительность. Но методы тонкого исследования показывают, что материя не только крайне подвижна (ртуть в термометре поднимается от прикосновения руки), но что она обладает бессознательной чувствительностью, превосходящей сознательную чувствительность живых существ.
Велико, глубоко важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. Более того , дух творит формы.
Это ярко выражено в формах тел человеческих. Они, правда,, не всегда соответствуют духовной сущности человека. Не только глаза — зеркало души, но все формы тела и его движения соответствуют душе, духу его, как в образе человека лукавого у Соломона (Притч.6, 2-14) Во всей внешности человека ярко отражается духовная сущность его. Дух грубый и жестокий уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создаёт отражающие его грубые и отталкивающие формы. Дух чистый и кроткий творит себе полное красоты и нежности жилище. Вспомните Мадонн Рафаэля, Джоконду Леонардо да Винчи. Поразительный образ Моны Лизы создан теми тончайшими чертами, которые Леонардо да Винчи в течении нескольких лет придавал этому женскому лицу.
Ансамбли и элементы красоты и безобразия в природе, воспринятые духом человеческим, трансформируются в нём  в произведения искусства и науки, эти великие двигатели духовного развития человечества.
Дух вечности и беспредельности изливается в души наши от мириад звёзд ночного неба. Такую радость и покой навевают нежные краски зари и озарённые лунным светом поля и озёра. Высшую ценность нравственной красоты и мерзость безобразия, являет природа в кротких и чистых глазах
добрых людей, в отталкивающем виде злодеев и бесчестных .
Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было в нём красоты форм, созидаемой духом.
Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божьих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие кротко глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудесный аромат. Ну разве не очевидно, что это  немая проповедь душевной  чистоты?
Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы. Естественно, что женщины особенно любят цветы, и это делает честь их сердцам.
10

ДУХ РАСТЕНИЙ И
ЖИВОТНЫХ


Одухотворённость животных совершенно ясно свидетельствует Священным Писанием.
Боже, Боже  духов и всякой плоти! (Чис. 16,.22),
Господь  Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц  небесных, и привёл (их) к человеку, чтобы видеть , как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19)
В растениях нет вегетативной нервной системы, без которой у человека и высших животных невозможны процессы питания, дыхания, обмена веществ, и тем не менее все эти процессы совершаются в растениях (Фехнер).
Растение, может быть, гораздо глубже, чем животные, чувствуют все тончайшие свойства почвы, в которой с таким богатством разветвляются его корни, от которой, как от света и воздуха, зависит вся его жизнь (Фехнер).
Удивительны инстинктивные движения вьющихся растений. Растение сперва вытягивается в высоту, потом нагибает свой стебель горизонтально и описывает круг, отыскивает себе опору.
Известны явления сна у растений, когда листья или нагибаются, или складываются, цветки наклоняют свои головки и закрываются.
Вечером на цветущем лугу всё множество цветков поворачивается к солнцу, точно посылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо
засыпают, чтобы утром, повернувшись на восток, опять встретить его утренней радостной молитвой.
Между миром растительным и миром животных нельзя найти определённой границы, ибо в области простейших одноклеточных много почти совершенно похожих форм, из которых одни служат началом растительного мира, другие — животного, и различить их почти невозможно. Такие простейшие формы животных, как речная гидра, вольвокс, совершенно похожи на растения и по своим животным функциям почти не отличаются от них.
Совершенно несомненно, что весь растительный и животный мир обладает, по крайней мере, низшим из даров Святого  Духа — духом жизни.
Наше убеждение в одухотворённости растений, конечно совершенно  не противоречит мнению св. Антония Великого о недопустимости признавать в растениях душу. Вот его слова: Против тех, кто дерзает
11
говорить, что растения и травы имеют душу, написал я сию главу к сведению для простейших. Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют. Человек называется разумным животным, потому что имеет ум и способен приобретать познания. Прочие же животные земные и воздушные, у которых есть голос, имеют дыхание и душу. Всё растущее и умаляющееся можно назвать живым потому, что живёт и растёт, но нельзя сказать, чтобы всё такое  имело душу. Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены — каковы  ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание, каковы люди; иные имеют дыхание и душу — каковы животные; а иные имеют только жизнь — каковы растения. Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия; но и прочее всё без жизни быть не может. Всякая человеческая душа есть приснодвижна (Добротолюбие, т.1,стр. 93).
Антоний Великий, говоря о душе животных, конечно, имел в виду высших животных, а не таких, как кишечнополостные, моллюски, губки, даже инфузории, о существовании которых или о принадлежности их к  животному миру он и представления не мог иметь.
Конечно, эти низшие животные формы,в отношении к их духовности, стоят не выше растений, а даже ниже, и им принадлежит только дух жизни, как и всякому животному.

Вникнем поэтому в то, что доступно познанию нашему о духе высших животных и человека.




                ДУША ЖИВОТНЫХ
И ЧЕЛОВЕКА


По представлению физиологов, деятельность сознания, т.е. психическая деятельность, должна быть представлена как  колоссально сложная  система безусловных и условных рефлексов, прежде возникших  и постоянно вновь  обнаруживающихся, как огромная цепь восприятий, приносимых рецепторами в мозг, подвергающихся в нём анализу для выработки ответной двигательной  реакции.
В участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью легко  образуются новые условные рефлексы и успешно вырабатываются дифференцировки. Это есть в данный момент, так сказать, творческий отдел больших полушарий.
12
Если бы можно было видеть через черепную коробку и если бы место больших полушарий с повышенной возбудимостью  светилось, то мы увидели бы на сознательно думающем человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине, причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окружённое на всём остальном протяжении полушарий более или менее значительной тенью.
Чтобы представить наше понимание сознания, мы должны разделить его на акты, состояния и объём сознания.
Мысль течёт как ручей. Мысль вспыхивает ярким светом. Мысль роет недра бытия.
Спокойные и обдуманные волевые акции. Внезапные волевые взрывы — удар ножом в сердце оскорбителя. Постоянное напряжение воли в потоке жизни, направленное к достижению основных планов и целей.
Тихая, лишённая страсти любовь. Глубокое, спокойное эстетическое наслаждение. Бурные страсти — ярость, страх. Глубокая постоянная преданность Богу, всю жизнь направляющая.
Это акты сознания.
Они вызываются: 1) восприятиями органов чувств, 2) органическими ощущениями нашего тела 3) восприятия от нашего трансцендентального существа, 4) восприятиями из высшего духовного мира, 5) воздействия нашего духа.
Эти состояния сознания беспрестанно изменяются, ибо акты сознания находятся в беспрерывном движении.
Таково наше представление о полноте психической деятельности человека. Но не только люди, а и животные имеют душу. Душа животного
в крови его. И животное, как и человек, состоит из духа, души и тела.
Что же такое душа? В простейшем её виде, у животных — это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных — это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лестнице существ растёт их духовность, и к дыханию жизни  присоединяются зачатки ума, воли и чувства.
У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в её деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами Святого Духа, которые св. пророк Исаия(1, 1-3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости, Духом Господним  или даром благочестия и вдохновения в высшей степени.
13
Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу(1 Кор. 2, 14). Есть как мы говорили, люди — скоты, люди — травы, есть и люди — ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела ни души.
Итак душу можно понимать, как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям. О них говорит апостол Иуда: Эти люди душевные, не имеющие духа (Иуд. 1, 19)
В различных смыслах употребляется в Писании слово «душа». То, как в просторечии, она обозначает  просто всего человека: « Ни одна душа», « никакая душа». Ни одна душа из вас не погибнет, - говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам.
Душа согрешающая, она умрёт (Иер. 18, 20).
То душа является синонимом жизни.
Умерли искавшие души Младенца (Мф. 3, 20).
Хлеб их - для души их (Ос. 9, 4)
Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить. Мф. 2, 20).
А вот ряд текстов, в которых явно идёт речь о том, что можно было бы назвать «живой душой».
Нерадивая душа будет терпеть голод (Притч. 19, 15)
Голодному снится, будто он ест...и душа его тоща...снится, будто он пьёт...и душа его жаждет (Ис. 29, 8).
          Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 31. 12).
(Здесь речь идёт о благах земных)
Прилепилась душа его к Дине (Быт, 34, 3)
Отвращается... душа его от любимой пищи (Иов, 33, 20).
Что желает душа твоя (1 Цар. 20, 4).
  Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо  в большинстве мест Священного Писания, где речь идёт о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой.
Как тело без духа мертво, так и вера без дел  мертва (Иак. 2, 26).
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21).
Господе Иисусе! Прими дух мой (Деян. 7, 59).
Изыдет не душа, а дух, и возвратится к Богу, Который дал его.
14
И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном.
Мысль о бессмертии духа животных, явно содержится в словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-21).
Но мы и говорим, что при жизни дух и душа соединены в единую сущность, которую можно назвать душой. (по мнению  автора конспекта — душа и дух, сгусток энергии, который находится рядом с сердцем и который горит огнём в момент, обращённых только на него, пронзительных взглядов  многих десятков людей ( пик ощущения волнения?).
В этом смысле надо помнить и те тексты, в которых речь идёт о душе Господа Иисуса Христа.
Не оставлена душа Его в аде (Деян. 2, 31).
Душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26, 38)
Душа Моя теперь возмутилась (Ин. 12, 27)
Господь страдал и умер по человеческой  Своей  природе, и потому понятны эти тексты.
Но и о душе Самого Бога говорится в следующих текстах:
И отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня (Зах. 11, 3).
Любящего насилие ненавидит душа Его (Пс. 10,5).
Не потерпела душа Его страданий Израилева (Суд. 10, 16).
Выше мы говорили о самосознании. Как понимать его? Сознание своей личности складывается у человека из органических ощущений, получаемых от своего тела, из восприятий, получаемых от органов чувств,
из всей совокупности воспоминаний, из понимания своего духа, характера, настроений.
Где же складывается из этих элементов самосознание, кто субъект его? Не ум, как обычно понимают, а дух. Но часть не может объять целого. Это важное заключение, на которое мы сошлёмся позже, когда будем говорить о бессмертии. И оно не произвольно, а основано на словах апостола Павла: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает кроме Духа Божия? (1 Кор. 2, 11-12). Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией понимаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога
Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.(Кор. 15, 46). Это значит, что  духовность есть высшее достижение человеческой души.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5 22-23).
Дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26,41).
15
Отвергните от себя все грехи ваша, которыми согрешили  вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух( Иез. 18, 31). Здесь мысль о тесной связи между сердцем и духом, подтверждающая то, что мы говорили о первенствующей роли сердца в сознании.
Откуда же родился дух сатаны?
Гордость — антитеза смирения, злоба и ненависть — антитеза любви, богохульство — антитеза любви к Богу, самолюбие и корыстолюбие — антитеза любви к людям. Отрицательное возникает при потере положительного, и неуклонно развивается. Тьма возникает при при потере света, холод при потере тепла, неподвижность и застой — при потере движения. Дух сатаны родился при потере любви к Богу. (антитеза — сопоставление противоположных мыслей).
Дух Божий и дух сатаны действует повсюду и на  всё живое. Об этом образно говорит апостол Павел: Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? ( 2 Кор.2, 16)
Что скажем о духе животных?
Они, как и люди, бывают от природы носителями определённого духа. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и весёлые. Им не свойственны высшие духовности — религиозность, нравственные чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. Но любовь и
зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным.
Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю.
Степень духовности у животных тем ниже, на более  низкой ступени зоологической лестницы совершенства форм стоят они. Исключение из этого правила — любовь у птиц. В параллель с этим можно до некоторой степени поставить тот факт, что высшие формы любви и религиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными. Высшие животные, носители хотя бы органической духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме.
Разве собака не могла бы сказать; мне холодно, я больна, со мной дурно обращается хозяин. Степень самосознания животных определяется развитием их ума и доступной им степенью духовности.
 ДУХ НЕ БЕЗУСЛОВНО СВЯЗАН
  С ДУШОЙ И ТЕЛОМ
16
Каково же соотношение между духом, душой и телом?

Всё, что происходит в организме, и само анатомическое строение его, кладёт глубокий отпечаток на психику. Различным конструкциям тела соответствуют те или иные формы характера, а характер — одно из важнейших проявлений души и тела.
Ведь та же физиология и особенно великие открытия И. П. Павлова и его школы выяснили, что центральная нервная система главенствует над всеми соматическими процессами, определяет и направляет работу всех органов, их рост и трофическое состояние, могущественно воздействует на течение физиологических процессов.
Поэтому мы вправе считать все воздействия центральной нервной системы на органы и ткани психическими воздействиями
Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном   воздействии врача на больного — общепризнанный, дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней.
Узко и необоснованно утверждение, что только материальным определяется духовное, ибо необходимо признать, что есть и обратное мнение — духовное воздействие на материю тела через  нервную систему
— орган психики.
Дух не только творит формы материальных тел, направляя и определяя процесс роста, но может сам принимать эти формы — материализоваться.
Что дух может иметь существование отдельно от души и тела, доказывается также передачей по наследству духовных свойств родителей детям. Это свидетельствует о разделении духа, души и тела.
Факты наследственности духа известны и несомненны. В  двадцатых годах прошлого столетия в Америке жила молодая женщина, чрезвычайно развращённая. Приговорённая уже в ранней молодости к повешению, она избегла наказания — вышла замуж и имела много детей. Через 60 лет число её потомков по прямой линии достигло восьмидесяти. Из них 20 подверглись карам закона за преступления, а остальные 60 состояли из пьяниц, помешенных, идиотов, нищих.
Во французском, известном в истории семействе Лемуанье уже в конце 17 века заметили наследственную передачу самых благородных свойств. Это одно  из тех семейств, в которых рождаются, кажется, только для справедливости и милосердия, в которых добродетель передаётся с кровью, поддерживается советами и возбуждается великими примерами (Флешье).
Факты такого рода чрезвычайно многочисленны и несомненно достоверны.
17

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЕ,
ДУХОВНЫЕ СПОСОБНОСТИ


(Трансцендентальный — выходящий за пределы, недоступный познанию, «потусторонний» (словарь ин-х. слов авт.)

Господь Иисус Христос шел в дом Иаира, чтобы воскресить его умершую  дочь. Его теснила  сопровождающая Его толпа народа. Женщина, страдавшая неизлечимым кровотечением, тайком прикоснулась к Нему с твёрдой надеждой, что получит исцеление. Кровь тотчас остановилась. Остановился и Господь Иисус Христос и спросил: Кто прикоснулся ко Мне? Ученики удивлены этим вопросом: Наставник! Народ окружает тебя и теснит. Ответ Иисуса был удивительным: Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую от Меня.
Возложением рук святые апостолы  передавали благодать  священства посвящаемым на это служение избранникам. Возложением рук
они исцеляли больных. Возложением рук архиерейских и ныне совершается таинство священства.
Что происходило и происходит во всех этих случаях?
Мы очень далеки от умения объяснить поразительные факты, это дело будущего, если оно вообще возможно. Но факты совершенно бесспорны. Наблюдениями над медиумами несомненно установлено, что от медиума, находящегося в трансе (так называется состояние, подобное самому глубокому сну), но иногда даже в нормальном состоянии, исходит, экстериоризуется ( т.е отделяется от него) часть его двигательной силы. Этой экстериоризацией объясняются удивительные спиритические явления движения, даже полёта различных предметов, стуки, автоматическое письмо самодвижущейся ручки или карандаша. Внушение в гипнозе или наяву может быть объяснено экстериоризацией (отделением от неё0 мысли  гипнотизёра и восприятие её гипнотизируемым.
Когда заканчивается спиритический сеанс, при котором происходит перемещение тяжелых предметов, медиум чувствует большое утомление, ибо из него исходила мышечная сила.
Господь Иисус Христос чувствовал, что из него изошла сила, исцелившая кровоточивую женщину. Это факты одного и того же порядка, но выходящие из рамок физиологических явлений. Факты трансцендентального порядка.
Мы  обладаем не только пятью чувствами. Есть у нас способности восприятия высшего порядка, неизвестные физиологам.
18
Способность такого фатасмагорического представления всего пережитого у умирающих, сопровождающегося сжатием целых годов их жизни в несколько секунд и созерцанием отдельных фаз их жизни в виде степеней развития их духовного существа, была известна уже в древнейшие времена и считалась отличительной способностью человеческой души. Философ Платон в «Энеадах» говорит: Но со временем, к концу жизни, являются другие воспоминания из более ранних периодов существования… ибо освобождаясь от тела, она ( душа наша)  вспоминает то, чего здесь не помнила.
В этих удивительных фактах воспроизведения в две- три минуты событий целой жизни, длившейся десятки лет, нас поражает, во-первых, сверхъестественная быстрота течения воспоминания, во вторых, удивительная полнота и ясность их.
Как мы уже говорили, жизнь духа нераздельно и теснейшим образом образом связана со всей нервно- психической  деятельностью. В нём (духе) отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — всё то, что происходит в нашем феноменальном сознании. Это нечто иное, чем те следы и отпечатки в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют  память.
Ещё важнее другая сторона дела.
В мозгу должны сохраняться следы не отдельных изменений в единичных клетках, а целые динамические  ассоциации, как говорит Т. Рубо. В течение целой жизни в мозгу происходит совершенно неисчислимое количество   таких динамических ассоциаций, беспрестанно сменяющихся. Число их также безмерно, как число метров от Земли до Сириуса. А число мозговых клеток, хотя и очень велико (6 миллиардов по Майнерту), но всё-таки совершенно ничтожно по сравнению с числом психических процессов, которые, как предполагается, запечатлеваются в них. Именно поэтому в памяти сохраняется только кое-что, наиболее яркое, и совершенно невозможно допустить, чтобы мозг мог сохранить навсегда все мельчайшие события нашей жизни со всеми их деталями, их чувственной окраской и нравственной сценкой.
Поэтому необходимо признать, что, кроме мозга, должен быть и другой, гораздо более важный и могучий субстрат памяти. И мы считаем таким субстратом дух человеческий, и в котором навеки  отпечатлеваются все наши психофизические акты.
Дух сразу обнимает всё и мгновенно воспроизводит всё в его целостности.
В дополнение к этому нашему мнению уместно привести ценные слова  Рише: Дух может работать без ведома сознания  о его работе; очень сложные интеллектуальные операции проходят мимо нашего сознания.
19
Целый мир неведомых для нас идей трепещет в нас.


О ВНУТРЕННЕМ ЧЕЛОВЕКЕ


Из всех названных фактов, новых и старых, мы заключим ещё лишний раз: в природе существуют неизвестные «вибрации», которые приводят в движение человеческий интеллект и которые открывают ему факты, сообщить о которых бессильны его чувства.
Блаженны люди, для которых всё так просто и ясно. Им незачем утомлять своё поверхностное мышление глубокой работой изучения и объяснения нового и неведомого. Новое принимается только тогда, когда к нему привыкнут. И лошади  перестали шарахаться от автомобилей, когда привыкли к ним.
Чем выше духовность человека, тем ярче выражена эта способность высшего познания. При некоторых особых условиях и у людей в высшей
степени сенситивных (чувствительных авт.) она проявляется с необыкновенной силой в ясновидении, предчувствии и пророческом предвидении в неведомом и таинственном шестом чувстве, которым они узнают многое о людях по вещам, принадлежащим им. Это значит, что для проявления трансцендентальных способностей нашего духа для обнаружении сверх сознания необходимо, чтобы угасло или, по крайней мере значительно ослабло нормальное феноменальное сознание.
Пока наше жизнь протекает в калейдоскопе и шуме внешних восприятий, пока в полной силе работает наше феноменальное сознание, - скрыта никогда не прекращающаяся деятельность сверх сознания.
Трансцендентальная жизнь духа была хорошо известна древним индийским мудрецам и греческим философам, особенно философам александрийской школы.
У недосягаемого по глубине мысли И. Канта наш трансцендентальный субъект безусловно признан. Его современники мало интересовались магическими силами человеческой души и плохо верили в них. Но Кант, могучий логик, ни к чему не подходил с предвзятой мыслью и считал невозможным только то, что содержит в себе логическое противоречие. Он утверждал, что мы ничего не можем предписывать опыту и должны брать у него всё , что он нам даёт, как бы оно ни было для нас странно.
Умопостигаемый человек Канта — это то, что он называл «вещь в себе», Шарль Дю- Прель - «Трансцендентальным Я», а апостол Павел - «внутренним человеком».
20
Для нас важнее слова апостола Павла. Он говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.(2 Кор. 4, 16).


БЕССМЕРТИЕ


Весь мир живых существ, даже вся природа  являет великий закон постепенного и бесконечного совершенствования форм, и невозможно допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе, -  духовность человека, не имело дальнейшего развития за пределами земного мира.
Невозможно допустить, что все бесчисленные звёздные миры были только грандиозными массами мёртвой материи, чтобы мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что небесные тела служат местом обитания
бесчисленных, живых разумных существ, высших форм интеллектуальности?
Против этого обычно возражают, что никакая органическая жизнь невозможна при тех физических условиях, какие существуют на звёздах и планетах (за исключением, может быть, только Марса). Но разве бесплотные духи нуждаются в определённых физических условиях жизни, подобно существам органическим? И наконец, разве не могут существовать формы телесности совершенно иные, чем земные, приспособленные к физическим условиям, отличающимися от земных?
Почему бы не признать существование разумных, могущественных существ, не принадлежащих к доступному нашим чувствам миру? По какому праву мы, с нашими  ограниченными чувствами, нашим несовершенным разумом, нашим научным развитием, едва исчисляющимся тремя веками, смеем утверждать, что в неизмеримом космосе человек, - единственное разумное существо, а что всякая разумная реальность всегда нуждается в нервных клетках, орошаемых кровью?
Существование разумных существ, отличных от людей, имеющих совсем иной тип организации, чем человеческий, - это не только возможно, но и в высшей степени вероятно. Можно даже утверждать, что это достоверно. Абсурдно думать, что человеческий разум — единственный в природе и всякая разумная сила непременно должна быть организована по типу человека и животных и иметь мозг как орган мысли.
Если допустить, что во вселенной, во времени и пространстве,
21
которым подчинена наша рудиментарная (зачаточная -словарь иностранных слов, авт.) психология, существуют одарённые разумом силы, вмешивающиеся иногда в нашу жизнь, то мы получаем гипотезу для полного объяснения фактов, изложенных в этой книге.
До сих пор мы говорили только о бессмертии духа. Но по ясному свидетельству Откровения, и тела наши воскреснут в жизнь вечную и будут причастны блаженству праведных или нескончаемым мучениям грешников.
В этом тоже камень преткновения для неверующих и  глубокая тайна для верующих.
Считают невозможным восстановление и Воскресение тел, совершенно уничтоженных тлением, или сгоревших превратившихся в прах и газы, разложившихся на атомы.
Ничто не исчезает, а только видоизменяется.
У святых апостолов  Петра и Иоанна Богослова находим мы до некоторой степени разъяснение тайны Воскресения тел человеческих. Они ясно говорят о кончине мира, о великой и страшной катастрофе, которая
произойдёт во всей Вселенной во время второго пришествия Господа Иисуса Христа.
Прийдёт же день Господень, как тать ночью, и тогда НЕБЕСА С ШУМОМ ПРЕЙДУТ, СТИХИИ ЖЕ, РАЗГОРЕВШИСЬ, РАЗРУШАТСЯ, ЗЕМЛЯ И ВСЕ ДЕЛА НА НЕЙ СГОРЯТ(2 Пет. 3,10).
И святой апостол Иоанн в своём Откровении ярко изображает эту всемирную катастрофу в отдельных её фактах
Что же дальше? Какова цель этого катаклизма?
Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3, 13)
Святой апостол Павел в значительной мере раскрывает нам тайну Воскресения тел в 15 главе первого послания к Коринфянам (15, 35-44): Но скажет кто-нибудь; как воскреснут мёртвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт. И когда ты сеешь, не сеешь ты тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое  какое; но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело… Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе, сеется тело душевное, восстаёт тело духовное.
В землю посеянное, закрытое зерно как бы истлевает, оно перестаёт существовать как семя, но из него вырастает гораздо большее, чем оно, несравненно более совершенное и по сложности и по форме новое растение. Бог даёт ему форму и красоту и полную пользы и прелести жизнь.
22
Конечно, бессмертие не будет иметь для твари того значения, как для человека. Её  примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении новой светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет  мучить и истреблять её. Ему будет  цельно и гармонично в будущем новом мироздании, и всякой твари найдётся место в нём.

  БУДИ БУДИ!»»




      Таким образом бабушка Галя прикоснулась к научным рассуждениям Святителя Луки Крымского. Ей так хочется передать тот восторг и удивление, такому естественному описанию сложнейшего состояния духа, души и тела. Она так надеется, что внуки и те кто прочтут эти строки разделят её волнение от соприкосновения с такой сложной медицинской, философской и религиозной темой.
А биография этого удивительного человека потрясает преданностью православной вере, такими, данными Богом, тончайшими познаниями в медицине и рассуждениями о жизни на Земле. Удивительное упорство, жизнелюбие пронизывают всю его в лишениях и постоянном труде жизнь.
Оставить после себя такой яркий след, удаётся единицам на земле. Сотни миллиардов людей, живших и живущих сейчас на нашей земле, представляются муравейником на круглой, нежнейших коричнево- зелёно- голубых тонов, сверкающей во вселенной планете, созданной Богом! Жаль, что в таких уникальных условиях на земле столько распрей, страданий, бед, издают законы, но настолько разделённые, и не понимающие чего-то очень важного, что люди не могут прожить спокойно хотя бы 80 лет. Ни одно поколение не знало покоя. Может быть от того, что люди не изучают и не понимают тонкие вибрации необходимые человеку? Удивительно, кажется неправдоподобным, но возможно в них таится разгадка пребывания жизни на земле? Почему мы такие духовно разные? Почему это так интересно и непонятно бабушке Гале? Она уверена, что есть объяснение такой жизни на земле, только в Библии! И только такие выдающиеся учёные, как архиепископ Лука, могут натолкнуть к разгадке тайны цивилизаций.
Так оказался близок нашей, желающей найти истину пожилой женщине этот уникальный, святой человек, видимо, ещё и потому, что ей, ещё юной девочке, случайно оказавшейся на ступеньках кинотеатра
23
Симферополь, посчастливилось с любопытством и волнением наблюдать за необычным, грандиозным шествием похорон святителя Луки. Транспорт был остановлен, а улицы плотно усыпаны бутонами роз, такой скорби тысяч людей ей не приходилось  видеть никогда.
1) Вот уже семь лет, как узнала наша бабушка Галя о Раке установленной с мощами святого Луки в соборе, в центре Симферополя, где ежедневно в 7 часов утра совершается молебен в его честь. И теперь  она изредка приезжает к 7 часам утра на молебен еженедельно проводимый святителем Крымским Лазарем в честь архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).

Крым, апрель, 2019г.

Р.S. Лето пролетело быстро и вот уже 1сентебря. Провожая внука после школы на тренировку, бабушка Галя вдруг вспомнила, что не рассказала ему о результатах своего исследования, о возможном присутствии души у животных. Мальчик уже поднимался по ступенькам задней двери автобуса, когда она крикнула ему: « Рома, а ты оказался прав, у животных есть душа!», на что он повернулся и ответил: « Я же говорил». В этот момент захлопнулась дверь автобуса, который повёз его к стадиону  «Динамо» на занятия по лёгкой атлетике.

М. Р.

                               


Рецензии