Молодой старик...

    Ветер разносил неповторимый и удивительный по своим свойствам  пьянящий аромат цветов. Залетая в раскрытые окна  железнодорожной больницы г.Красноярска, даря больным людям надежду на выздоровление. Природный врач – терапевт,  делал вечное и доброе дело, помогая восстанавливаться в болезни. Напротив больничных корпусов действующий Храм  Апостола Луки …
     Движение автомобилей ограничено, нет привычной городской суеты, самое безопасное место для прогулки с  маленькими детьми… Внук гоняет голубей, я наблюдаю за внуком.
  Через декоративный кованый забор  мы часто наблюдали и любовались Енисеем.
    -Смотри Сёмка.
    -Куда смотреть?
    -Торопится, показывает буйный характер, спешит Енисей.
    -Дедушка куда, к кому спешит? Ещё ни чего  понимая, о чём идёт речь, внук задаёт, а я пытаюсь передать смысл сказанных мною слов…
    -К своей красавице Ангаре, чтобы передать от нас привет? Внук маленькой ручонкой машет плывущему по Енисею катеру и, радуясь чисто по-детски, улыбается, убегает, чтобы опять погонять голубей, как он за голубями, так я за внуком. 
    -Можно рядышком с вами? - тихо спросил незнакомый мужчина…
    - Да, садитесь, брони нет….
    - Сын ваш?- на вас похож.
    -А у меня детей нет, полная неразбериха в жизни, вздохнул  и выдохнул незнакомец – не сложилось…
    Я, невольно уловил взгляд собеседника, который был направлен на внука.  О чём он думал в  эти минуты, одному Богу известно…Мне показалось, что ещё чуть - чуть и  расплачется.
    -Меня зовут Александр, я назвал своё…
    -Нет, это внучок Сёмка, дети уже взрослые…
    - Дети плод двух любящих детей, в них продолжение рода, а мои цветы ещё не посажены и вряд ли когда-либо зацветут и порадуют меня и маму.
    - Мама ждёт внучат, а я такой радостью не могу её порадовать…
Я смотрел на этого молодого человека, и мне казалось, что произошло то, что разочаровало в жизни…
    -Что всё так плохо?
    -Да, что тут хорошего, пять иностранных языков, пять высших образований,  доктор технических наук, а я бездарно проживаю отпущенное время …
  Мне хотелось понять, что дают человеку такие преимущества, и для чего ему пять высших образований? настроение никакое, одна меланхолия.  Я не старался лезть в его душу, но спросил:-
    -Саша, а что  у тебя не так?
    - Вот вы, сколько знаете иностранных языков?
    -Только русский, ответил я…
    -А образование, какое?
    -Высшее юридическое…
    -Вот видите, вам хватает одного родного языка и высшего образования.
    Александр говорил с такой досадой, казалось, что парень завидует, не зная меня и моей жизни, мне завидует. Сидел и слушал собеседника…
    Я не знал, что нужно делать в таких случаях, дать человеку выпустить пар или утешать? Чтобы понять человека нужно побыть в его шкуре…
    -Душа болит! Если бы вы только знали, какая это мука. Кажется, что внутри кошки «гадят» и загребают своё дерьмо под  сердце, причиняя нестерпимую боль душе.
   -Вот так и живу. Постучав пятью пальцами по грудной клетке, добавил.
   - Знаешь Михаил, хочется плакать, а слёз нет. Душа как вот тот камень, и показал  на камень, лежащий на обочине  пешеходной дорожки. В эту минуту Семён подбежал к камню, на который только, что показывал собеседник, поднял его с земли и швырнул в сторону, что было силы в детских руках…
   -Вот так и жизнь меня бросает с одной ситуации в другую, учит и учит… А кроме боли я ничего в замен…
   -Разве это справедливо?  Зазвонили церковные колокола.
   -Вслушайтесь, что может быть лучше колокольного звона, разве что тишина после молитвы, душе нужен покой…
   - Я  даже Богу не нужен…Мама каждый день молится за меня, я даже родной матери не верю, что её молитва поможет…  Его руки задрожали, и он заплакал…
   -Ладно, побудь один на один с собой, помогает. Я только собрался подняться и уйти, он произнёс:-
   -Простите за такую слабость. Я достал носовой платок и протянул Александру…
Но он достал свой и вытер застывшие капли слёз с лица, успокоился.
   -Я тоже не сразу пришёл к «Вере», понадобилось  несколько десятков лет,  он внимательно выслушал мой рассказ…
   - Да, у каждого своя дорожка к Богу. Вы не такой как все люди. Что-то особенное в вашей душе, доброе и нужное .
   -Кто Вы, если не секрет?..   
   -В чём меня подозревают?
   - Да нет, всё нормально Михаил, в хорошем смысле этого слова. Вы с философским взглядом на жизнь…
   - Да, какой из меня философ.  Жизнь научила разбираться в жизненных ситуациях только и всего…
   - Анализы плохие. Ничего живого внутри и будто спохватившись чего-то, вздохнул и выдохнул во всю грудь своими переживаниями…
   - Да будет Вам! Всё будет хорошо! – я попытался поддержать и успокоить собеседника.
   - Я  «молодой старик»! Я «молодой старик»! Я «молодой старик»!- громко произнёс он. Все рядом сидящие и стоящие слышали голос отчаявшегося и разочаровавшегося в жизни человека, повернулись в его сторону. На его лице просматривалась  отрешённость, уставшее лицо, но лицо не старика, седых волос и морщин я не увидел…Ко мне подошёл внук, взял меня за руку, сжал мою руку ручонками что есть силы…
  -Всё хорошо, успокоил я внука, иди, гуляй, я рядом  с тобой. Внук погнался за стаей  голубей, что ему ни забот, ни тревог, время придет, и у него появятся заботы и тревоги…
   - Да, какой вы старик. Вы просто стариков не видели. Я рассмеялся, понимая, что Александр намного младше меня, но не мог понять, в чём смысл  сказанных им слов. 
   -А что вы так смеётесь? вам меня не понять.
   -Ну почему не понять, если хорошо объясните, возможно, и пойму?
   - Вначале доживите до моих лет, и станет ясно, о чём я.
Я рассмеялся детским смехом, но получилось более чем громко, и задумался. Что означает «молодой старик»? В это понятие я  вкладывал иной смысл, молодой человек и такая самооценка…
   -Саша, а сколько вам  лет?
   - Через девять дней  сорок  два, почти прожитая жизнь, можете мне верить, я знаю, о чём говорю…
   - Да, если это так, то это аргумент весомый,  внутренний смех выдал  мою иронию, всё было написано на моём лице…
   -Сорок два года, а я уже как старик, «молодой старик»…
   -Мне бы да твои годы, да жаль, что так не бывает, произнёс я вполголоса …
   - А что вы  так смеётесь, вот вам сколько лет?
   - Да, до ваших лет точно не доживу, это в принципе не возможно.
   -Что у Вас дела  хуже, чем у меня, почему не доживёте до моих лет?
   - Саша, наша беда в том, часто доверяем своим глазам, что могут глаза, душа может пропустить…Сейчас в семьдесят женятся и рожают детей и ничего, живут и не рассуждают про старость…
   - Что-то я никак не пойму вас. 
   -Да всё просто, ещё никому ни удалось вернуться в  рассвет прожитых лет, я уже прожил эти прекрасные годы. В декабре  я буду старше вас на двенадцать с лишним лет. На лице Александра замешательство и потрясение. Толи  от того, что я   старше  или то, что  нельзя  вернуться в прошлое… А как вернёшься, когда ты уже прожил те годы о которых шла речь…
   -Да ладно, может не стоит так шутить?
   - Да, пятьдесят пять лет. Я уже не знал,  то ли старый, то ли я снова  молодой?  Наверное, не поверил…
   - Он снова произнёс я « Молодой старик», словно подводил итог всей прожитой жизни. А в моей голове никак не вмещались слова «Молодой старик». Все ли так думают,  в свои сорок с лишним лет . Или я ничего не понимаю? Саша обернулся ко мне и спросил:
   - А что вы делаете, если так  хорошо выглядите …
   - Ничего особенного. Получая  боль,  прощаю сердцем,  не держу обид, переживаю за тех, кого обняла беда, не даю совета, когда не просят. Молюсь за семью и друзей, за  врагов , не осуждаю за совершённые ошибки,  со своими  глупостями разобраться нет времени, я не судья и не палач людям. Сделав добро, не жду обратного эффекта. Для меня семья выше  человеческих принципов…
   - И всё!..
   -А разве этого мало? Наступила минута молчания, он о чем-то думал, я старался не мешать… И вдруг меня спросил:-
   - Вы смерти боитесь? - можете не отвечать...
   - Да нет, отвечу, если это так интересно?
   - Интересно ответил он, я  часто над этим задумываюсь. Порой бывает страшно, что однажды не станет меня. Как мама одна будет без меня?- она уже старенькая, не переживёт смерть единственного сына…
   - Нет, не боюсь, на всё Божья воля, рано или поздно придёт днём раньше, днём позже, уснул на земле, просыпаешься на небесах. Заговорили о душе и о Боге, долго разговаривали на эту тему…
   -Да, я «Молодой старик» и мы оба рассмеялись. Придя на следующий день в больничный дворик, я не увидел Александра, он не появился ни через неделю, ни через месяц,  от  знакомого врача я узнал, что Александр ушёл в свои неполные сорок два года из жизни, не вышел после операции, не выдержало сердце, рак .
   Что означали его слова - «Молодой старик» - снова и снова я думал о его словах…Чистота та, что светится в  глазах, звуки души, которые слышатся в  речах, мысли - которые как ветер гуляют внутри организма, детская непосредственность? или человек  с характером меланхолика? Уставший человек от земной суеты. Не знаю, в моей голове был совершенно не тот образ молодого старика.
  Неужели его душа настолько  устала, что раньше срока дошла до придела, через который дальше никак нельзя.
  Молодой человек, размышляющий как старик - это мудрец?
  А если нет? Ты рассчитываешь жить лет до 70, а разум подсказывает, что жизненные силы достигли наивысшего предела сорок два года? 
  Кто знает, может, задумался  человек о смысле жизни, а смысла то и нет - для него нет. Жены нет, детей нет, здоровья нет, единственный родной человек - мама. Да, есть ради кого жить, радеть и за кого переживать ...
  А вдруг, он, раньше? Какие непомерные муки для мамы - ушёл единственный, любимый сын, ушёл её смысл жизни, - навсегда, безвозвратно... Самое страшное горе матери пережить детей, что может быть страшнее?.. Умереть, не дождавшись внучат, наверное, для матери это страшно и не только для матери...
  А если раньше мама?.. Бедный никчёмный и потерянный сын - для кого, для чего и кому ты отдал  лучшие годы!?.. Да ты и маму сгубил, не осчастливив её внучатами... А ведь она жила этой надеждой, лелеяла, холила её, молилась за неё из последних сил, которых оставалось всё меньше и меньше, да и не осталось, совсем!   
  Думал ли так Александр, я не знаю. Возможно, такая мысль не давала ему по ночам уснуть.… Ведь мы сколько угодно можем обвинять ту самую жизнь, но не себя… Я не знаю, нет у меня на этот вопрос ответа. Глупо обвинять тех людей, которые появляются в жизни. Одни приходят, чтобы  успокоить нас, другие, чтобы унизить - для чего всё это нам?.. - Наверное, для того, чтобы мы научились отличать добро от зла.
   И кто он такой, тот самый «Молодой старик» и долог ли будет ЕГО УСТАВШИЙ ВЕК???   Храни всех «Молодых стариков» Всевышний!!! И не лишай надежды дожить до седовласой старости….
 
Автор: Михаил Мёд-Мелешенко  21.05.2019  картинка с интернета





   



 


Рецензии