21 мая - день КТОФ

Сегодня, 21 мая, очередная дата со дня образования Тихоокеанского флота в 1932 году. В ту пору, когда я служил, была аббревиатура КТОФ, т.е. Краснознаменный Тихоокеанский флот. Почему-то после развала СССР в «суверенной» России перестали чтить то, что было отмечено как подвиги во времена Советского Союза, и флоты в одночасье перестали быть Краснознаменными.  Не правильно это, согласитесь.

А Тихоокеанскому флоту есть что вспомнить.  Хотя он и образовался в 1932 году, вместе со многими другими, но имеет славную историю.
Начало морских плаваний русских на Тихом океане относится к XVII веку, когда суда путешественников и первопроходцев вышли в Великое Ламское (Охотское) море, получившее своё название из-за проживавших вдоль его побережья ламутов (эвенов).

В октябре 1639 года посланный из Бутальского острога отряд казачьего сотника Ивана Москвитина, поднявшись по реке Алдан и спустившись на ладьях по реке Улье, вышел к Охотскому побережью, где зазимовал. Казаки соорудили «плотбище» (верфь), на которой выстроили два 17-метровых мореходных коча, на которых в следующем 1640 году обследовали побережье до района нынешнего Магадана и Шантарских островов. В 1641 году Иван Москвитин вернулся в Якутск, составив подробный отчет («скаску») о своем плавании.

До конца XVII столетия ещё несколько русских первопроходцев совершили плавания по морям Тихого океана. К числу наиболее известных относятся:
• возвращение на мореходном судне-дощанике Охотским морем из устья Амура экспедиции казачьего головы В. Д. Пояркова в 1645—1646 годах;
• переход в 1647 году казачьего десятника Семена Шелковникова Охотским морем от устья Ульи к реке Охоте и основание в её устье Косого (Охотского) острога;
• поход на парусном судне в 1648 году казака Алексея Филиппова на восток от устья реки Охоты и составление первой лоции северного побережья Охотского моря.
• экспедиция промышленника Ф. А. Попова и казака С. И. Дежнева, кочи которых в 1648—1649 годах прошли из устья Колымы до Камчатки (предположительно) и до Анадырского острога, соответственно.
• экспедиция казачьего десятника М. Стадухина обследовавшая на судах-шитиках северо-восточное побережье Охотского моря от устья реки Пенжины до Охотска в 1651—1652 годах.
Важным событием для тихоокеанского мореплавания стало основание в 1716 году в Охотске военного порта, который в течение 140 лет оставался единственной русской военно-морской и судостроительной базой на Дальнем Востоке.

В мае 1716 года корабельный мастер К. Плотницкий построил в Охотске ладью «Восток», которая стала первым и до 1727 года единственным русским военным кораблем на Тихом океане. С июля 1716 года по май 1717 года эта ладья в составе экспедиции казачьего пятидесятника К. Соколова и Н. Трески совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки. С этого времени начались регулярные военно-транспортные и экспедиционные рейсы из Охотска на Камчатку.

В 1720—1721 годах офицеры русского военно-морского флота геодезисты Иван Евреинов и Фёдор Лужин на ладье «Восток» составили первую карту района Камчатки и Курильских островов.

В 1723 году казенный отряд в Охотском море увеличился на одну ладью, в 1727 году в Охотске был построен шитик «Фортуна», в 1729 году — боты «Лев» и «Восточный Гавриил». Годом ранее, в 1728 году, Первая Камчатская экспедиция капитана 1 ранга В. И. Беринга построила в Нижнекамчатске первое на Тихом океане специальное научно-экспедиционное судно — бот «Святой Гавриил».

Эти корабли, пока ещё не оформленные организационно в соединение флота, активно участвовали как в завоевательных походах и военных операциях, так и научно-исследовательских плаваниях, а также регулярно совершали транспортные рейсы из Охотска на западное побережье Камчатки.

Новый этап в создании Тихоокеанского флота России положен был 21 мая 1731 года, когда в Москве был издан именной указ императрицы Анны Иоанновны об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске — первого постоянного военно-морского подразделения России на Дальнем Востоке. Созданная флотилия несла дозорную службу и охраняла рыбные промыслы, побережье и острова, открытые русскими мореплавателями и землепроходцами.

Дополнительный толчок к развитию военного русского флота на Тихом океане получен был в 1733 году, когда по указу императрицы Анны Иоанновны и Правительствующего Сената организована была Великая Северная экспедиция. В рамках её в июне 1740 года в Охотске были спущены на воду два 14-пушечных однотипных пакетбота «Святой Петр» и «Святой Павел», имевших длину 23 метра и водоизмещение около 100 тонн каждый. На них капитан-командор Витус Беринг и капитан-лейтенант А. И. Чириков отправились к берегам Американского контитента и Японии. Хотя экспедиции и не удалось решить все поставленные задачи, а сам Беринг в декабре 1741 года умер на острове, названном в его честь, собранные её участниками естественнонаучные и картографические материалы отчасти окупили затраты на её организацию.

Для увеличения корабельного состава, который к концу XIX века был невелик, и в связи с заметным обострением русско-японских противоречий, в 1898 году была принята специальная судостроительная программа «для нужд Дальнего Востока». Однако на практике она реализовывалась очень медленно.

В 1900 году корабли Тихоокеанской флотилии, в частности, мореходные канонерские лодки «Гиляк» и «Кореец», принимали активное участие в подавлении союзными европейскими державами освободительного восстания ихэтуаней в Китае.

Военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли к началу 1904 года из 1-й Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии, базировавшихся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была учреждена главная база Тихоокеанского флота.

В день разрыва дипломатических отношений с Россией 6 февраля 1904 года японский флот получил приказ о начале военных действий, и вышел в море к Порт-Артуру для атаки русской эскадры. Практически сразу, в результате внезапной минной атаки, были частично выведены из строя 3 боевых корабля, два из которых — броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», — являлись самыми сильными кораблями в эскадре (впрочем, в скором времени отремонтированные).

В неравном бою с японским флотом также потерпел поражение крейсер «Варяг», дальнейший осмотр корабля показал, что исправить повреждения уже невозможно. Учтя все это, командир крейсера В. Ф. Руднев принял единственно правильное решение, единодушно одобренное советом офицеров — взорвать корабль. На самом деле корабль был затоплен на рейде Чемульпо. В 1905 году поднят и после ремонта вошёл в состав японского императорского флота.

Несмотря на героизм и самоотверженность русских моряков, основные силы русского флота на Тихом океане во время русско-японской войны погибли. В Цусимском сражении с военно-морским флотом Японии погибла 2-я Тихоокеанская эскадра, которая до этого совершила переход из Балтийского моря до Цусимского пролива, обогнув пол земного шара.
Во время Революции 1905—1907 годов моряки-тихоокеанцы активно участвовали в революционном движении, в вооружённых восстаниях во Владивостоке.
К 1914 году в состав Сибирской флотилии входили крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», канонерская лодка «Манчжур», 8 эскадренных миноносцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок.

После Второй мировой войны Тихоокеанский флот по праву считался самым сильным в советском Военно-морском флоте. 

После 1991 года Тихоокеанский Флот, как наиболее удаленный от оперативно-командных центров ВМФ, оказался в наихудшем положении среди флотов РФ. В кратчайшие сроки из боевого состава были выведены наиболее боеспособные единицы: тяжёлые авианесущие крейсера  «Минск» и «Новороссийск»;  «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»); большие десантные корабли океанской зоны проекта «Носорог»; все большие противолодочные корабли проекта «Беркут»; 2/3 эсминцев УРО проекта  «Сарыч», а также большой атомный разведывательный корабль «Урал». Критическое положение складывалось и с подводной составляющей флота. Атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БДР практически выработали свой полный жизненный цикл. Самая «молодая» лодка этого класса «Рязань» была введена в строй в 1982 году, и нуждалась в модернизации или замене. Суда вспомогательного флота, в основном танкеры и буксиры были отданы в аренду коммерческим предприятиям.

Взамен выведенных боевых единиц с начала 1990-х годов Тихоокеанский флот не получил ни одного нового надводного корабля 1 и 2 рангов, ни одного большого десантного корабля. В состав флота в 2003 году был принят только один ракетный катер проекта 12411 «Р-29». И была построена только одна многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б» (К-152 «Нерпа»), которую позже передали в долгосрочную аренду Индии.

Продолжилось объединение и сокращение береговых частей. В 1998 году в составе Тихоокеанского флота было сформировано оперативное объединение — войска и силы на Северо-Востоке. В её состав вошли часть сил Тихоокеанского флота, войск Дальневосточного военного округа, войск и сил ПВО, дислоцированных на Камчатке.
По существу, только к концу 2000-х годов началось строительство для Тихоокеанского флота военных кораблей и судов вспомогательного флота.

К началу 2010-х годов Тихоокеанский флот практически не способен был выполнять в полном масштабе боевые задачи на океанском театре военных действий и предназначался, в основном, для выполнения оперативно-стратегических задач в закрытых внутренних морях, эскортных операций или борьбы с пиратами. Так, наиболее активно используемые корабли проекта 1155, были постоянно задействованы в операциях по борьбе с сомалийскими пиратами. 6 мая 2010 года российские моряки с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников» освободили танкер «Московский университет», захваченный 5 мая 2010 года в 240 милях от побережья Сомали. Состав флота должен существенно измениться по программе развития вооружений ГПВ-2020.

В 2017 году в состав Тихоокеанского флота вошёл корвет проекта 20380 «Совершенный». Вернулся в строй после модернизации средний разведывательный корабль  «Карелия». В постройке находятся фрегаты  «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков»; корветы «Громкий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», «Резкий», «Гремящий» и «Проворный»; ракетные подводные крейсера стратегического назначения  «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III». Продолжается модернизация: тяжёлого атомного ракетного крейсера  «Адмирал Нахимов» и большого противолодочного корабля  «Маршал Шапошников»; подводных лодок проекта 949А К-132 «Иркутск», К-442 «Челябинск» и К-186 «Омск»; подводных лодок проекта 971 К-391 «Братск», К-331 «Магадан» и К-295 «Самара»;

В настоящее время Тихоокеанский флот  — оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота.
Тихоокеанский флот России, как составная часть ВМФ и Вооружённых Сил Российской Федерации в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своём составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.
Штаб Тихоокеанского флота располагается во Владивостоке. День флота — 21 мая.
Флагман — гвардейский ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг».

Хочу поздравить всех тех, кто служил на Краснознаменном Тихоокеанском флоте с праздником, а тем, что продолжает службу,  пожелать крепкого здоровья и семь футов под килем, а подводникам, чтобы число погружений было равно числу всплытий.


Рецензии
Интересный и познавательный очерк.
Прочел с удовольствием.

Реймен   06.05.2023 10:45     Заявить о нарушении