У них хватит терпения

Прислал мне друг ссылку на публикацию о хранении в специальных контейнерах стрелкового вооружения в Спрингфилдском арсенале.

А я вспомнил одну историю, которую слышал от одного уважаемого мной человека.

Обстоятельства не подразумевали возможности задать рассказчику уточняющие вопросы, о чём я безмерно сожалею.

Дело происходило после Великой Отечественной войны, в конце сороковых годов.

Рассказчик служил тогда в Советской Армии.

Однажды ему пришлось охранять место, где происходила закладка на длительное хранение бронетанковой техники, а именно Т-34-85.

Для этого в сибирской тайге, вдали от человеческого жилья, но вблизи от железнодорожной колеи, выбирались специальные места.

Это были пониженные участки местности, которые впоследствии могли быть затоплены.

Или, устройством плотин, вода временно отводилась от существующих водоёмов.

Выбранная для хранения местность предварительно прочёсывалась солдатами, а затем, устанавливалось оцепление.

После этого с эшелонов сгружались танки, которые следовали к месту хранения своим ходом.

Там же они техническими специалистами подвергались консервации.

Рассказчик упоминал о толстом слое пушечного сала, которое наносили на корпуса танков.

"Пушечное сало (жарг. пушсало), смазка ПВК пушечная — консервационная (защитная) смазка; нефтяное масло, загущённое петролатумом и церезином; содержит антикоррозионную присадку. Основные эксплуатационные характеристики: высокие адгезионные и консервационные свойства, водостойкость, удерживается на наклонных и вертикальных поверхностях. Работоспособна при температуре ;50…+50°С. Область применения: защита от коррозии металлических изделий, предотвращение ржавления изделий из черных и цветных металлов, консервация металлических изделий и механизмов. Внешне напоминает литол, содержит около 1 % ингибитора коррозии. Основное предназначение — консервация артиллерийского и стрелкового вооружения, а также прочей военной техники."(c)
 
Больше я ничего не помню из рассказа.

Остальное доделало воображение и соображение:

"Бесконечные ряды танков скрываются под тёмной водой, в которой отражается хмурое небо и кроны деревьев. Следы танков на земле уничтожаются боронением и заметаются еловыми ветками. Место разгрузки у железной дороги очищается от обломков брёвен, по которым танки съезжали с железнодорожных платформ. Оцепление снимается. Всем участникам приказывается всё забыть.Эшелон уходит и наступает тишина. Где-то далеко-далеко, за толстыми железными стенами сейфов, лежат карты с нанесёнными на них точками, где в пересечении координат..."

Много десятков лет прошло с той поры.

Уже не стало с нами того рассказчика.

Уже стал и я забывать тот рассказ, когда прочитал у Виктора Бурцева (псевдоним) в романе "ПЛЕННЫХ НЕ БРАТЬ!" (рекомендую):
 
"Этот парень однажды едва не поймал меня. В Сибири, где я занимался постановкой на консервацию легенды Второй мировой, «Т-34». Мало кто знает, что в тайге, на огромных вырубленных площадях, стоят в толстом слое смазки готовые к бою «тридцатьчетверки». Мне иногда кажется, что про них забыли все. Даже Министерство обороны. А танки стоят. Ждут. У них хватит терпения. Тогда, в черт знает каком году, я принимал составы с техникой и жил в большой шатровой палатке, с группой техников и охраной."

-Опа! - подумал я, -Значит не только мне рассказывали об этом! Значит было!

И опять прошли годы забвения, пока друг не прислал мне письмо про арсенал.

Я пересказал другу о таёжных озёрах, на дне которых стоят танки.

Друг на это ответил:

"По способу консервации танков есть вопросы и Ты знаешь какие - как обеспечивалась сохранность оборудования, пушки, двигателя... С наружными поверхностями понятно , слой смазки, но герметичности танкового корпуса нет. Когда идёт подготовка танков к форсированию водных преград, законопачиваются все щели, устанавливается оборудование ОПВТ - шнорхель, к примеру... Но это разовые вещи, а вот длительное хранение в водной среде, это вопрос. Найдешь подробности - отпиши..."

Я порылся в Сети:

"Осенью 1943 года Военной Академией БТ и MB был оборудован и испытан танк Т-34 подводной буксировки. Танк буксировался пол водой по дну с противоположного берега другим танком или трактором. Для оборудования был взят серийный танк Т 34, который был подвергнут предварительной герметизации.
Все люки и пробки в днище герметизировались установкой простых резиновых прокладок. В ходовой части оси балансиров опорных катков уплотнялись резиновыми хомутами с наружной стороны, закладываемыми в зазор между осью и корпусом. Зубчатые соединения кривошипов направляющих колес набивались тавотом.
В корме стыки и петли откидного броневого листа уплотнялись путем заливки смолой. Верхняя часть корпуса танка герметизировалась при помощи специального чехла, изготовленного из прорезиненной ткани. Кромки чехла, обклеенные снизу зубчатой резиной (аназотом), прижимались к броне корпуса посредством специальных прижимных приспособлений. Кромки чехла закладывались под поручни для танкового десанта, на них укладывались нажимные угольники и прижимались винтом струбцины. В носовой и кормовой частях корпуса танка монтировалось по две продольные балки, на которых нажимными колодками крепились концы чехла. Крепление чехла обеспечивало быстрый монтаж (4 человека за 1 час) и демонтаж (15 минут), а также простоту в изготовлении."(c)

В Сети никаких (кроме пары строк в романе Бурцева) упоминаний о таком способе хранения танков мною не обнаружено, а потому я отписал другу, что вероятно так и консервировали танки в конце 40-х, просто рассказчик помнил только о пушечном сале...

Не знаю...

Тут подвернулись ещё эти танки из Лаоса.

На фига их сюда привезли?

Куда свои "тридцатьчетвёрки" подевали?

Тем более, как утверждается, что Т-34-85 прибывшие из Лаоса, были сделаны не в СССР, а в ЧССР, в Чехословакии (такой страны уже не существует).

"Доподлинных сведений о находящихся на хранении танков Т-34 на российских арсеналах нет. В самом Минобороны сейчас отрицают их наличие, хотя еще с десяток лет назад их было достаточное количество, по крайней мере на Дальнем Востоке, где после окончания Второй мировой и осталась большая часть этих танков. Вероятно, что проводимая экс-министром обороны Анатолием Сердюковым активная утилизация армейской техники коснулась и легендарных тридцатьчетверок. Т-34 пускали на металлом и ранее, в частности 206-й бронетанковый ремонтный завод в Уссурийске отправил на переплавку несколько тысяч танков."(c)

"Из числа выпускавшихся на территории СССР в 1944—1950 годы десятками тысяч Т-34-85 к настоящему времени в распоряжении Вооруженных сил РФ и разнообразных российских структур (государственных и частных музеев, военно-технической кинобазы «Мосфильм» и других) осталось порядка двух-трех сотен «тридцатьчетверок». Условно четверть из них находится на ходу или может быть сравнительно легко доведена до ходового состояния."(с)

"Было бы больше, если бы в 1990-е колоссальное количество сохранявшегося ранее в «закромах» Минобороны ЗИПа для Т-34-85 не было сдано в металлолом...
Т-34-85 производился в СССР с января 1944 года по 1950 год — до начала массового производства Т-54[2]. По лицензии СССР 3185 танков этого типа произведено в Чехословакии в 1952—1958 годах и 1980 танков — в Польше в 1953—1955 годах.
Всего танков Т-34-85 (с учётом произведённых в ЧССР и ПНР) выпущено почти 30,5 тысячи..."(c)

 Итак,  советскими заводами выпущено около 25 000 тысяч "тридцатьчетвёрок".

Боевые потери, переплавка - это понятно...

Но, двадцать пять тысяч..?

Почему молчит Минобороны и везёт чешские танки из Лаоса?

Может быть старые карты лежат в сейфах Росрезерва?

Может быть старые танки ещё ждут своего часа: "тогда нажмут водители стартеры
и по лесам, по сопкам, по воде..."?

У них хватит терпения.


Рецензии
Как рассказывал знакомый мне человек, служивший в начале 60-х в армии в должности аккумуляторщика,
однажды в их часть (кажись Ленинградская область) поступило, если не ошибаюсь, две с половиной тысячи Т-34. Их доводили до ума, проверяли на полигоне ходовую и огневую, а затем отправляли на консервацию.
Вполне возможно, что в тайгу...

Хомуций   01.06.2019 12:56     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за внимание!

С уважением,

Краузе Фердинанд Терентьевич   01.06.2019 17:36   Заявить о нарушении