Средство от болезни короля

           Эта история произошла в тридесятом государстве в те давние времена, когда страной правил король.
           Его приказы считались законом, и королевские глашатаи зачитывали их на рыночных площадях. Но в последнее время глашатаи почти никогда не трубили в свои медные трубы, созывая народ выслушать очередное повеление. Все потому, что из-за загадочной болезни королю было уже не до приказов, день ото дня он чувствовал себя все хуже и хуже. Ему казалось, что сердце его сдавила пудовая гиря, и он скоро задохнется под ее тяжестью. Только вот окружающие никаких признаков серьезной болезни не замечали. Хитрые придворные лекари богатели день ото дня, предлагая ему новые  порошки и мази и обещая чудодейственный эффект. Но ничего не помогало – ни порошки из толченой коры дуба и жареных хвостов ящериц, ни отвары сизого можжевельника, ни мази из слизи улиток, ни амулеты из когтей ястреба. Отчаявшийся король пригрозил лекарям смертной казнью, если они не вылечат его в течение недели. Те сразу приуныли и признались, что бессильны ему помочь, но посоветовали обратиться за помощью к мудрому отшельнику.
           Пришлось королю со своей свитой отправиться в лес на поиски отшельника. Побеседовал мудрый отшельник с королем и сказал, что выздороветь он сможет только после того, как сделает хотя бы одного человека счастливым.
          – Неужели этого достаточно? Может, кроме этого ты дашь мне еще какую-нибудь мазь или настойку из чешуи саламандры?
           Отшельник возразил, что болезни души никакими мазями не вылечишь, и хотел дать несколько советов, но король ответил, что ничего сложного в этом не видит, и заторопился обратно.
          – Я же король, так что осчастливить кого-нибудь для меня легче легкого. Ради выздоровления ничего не жалко, даже половины государства. Зачем мне оно, если я умру? – размышлял король. - Только вот кого мне сделать счастливым?
           Думал он думал и наконец приказал доставить во дворец какую-нибудь бедную девушку.
           Слуги, недолго думая, взобрались на самую высокую башню дворца и в подзорную трубу разглядели на одном из ближайших лугов юную пастушку, гнавшую к ручью стадо овец. Стражники силком привели испуганную заплаканную девушку к королю.
          – Слушай мое решение! – сказал ей король, убедившись, что девушка молода и миловидна. – Я женюсь на тебе, тогда ты станешь королевой, получишь золотую корону, половину королевства, будешь сидеть на троне и издавать приказы.
           Пастушка зарыдала пуще прежнего.
          – Чего же ты ревешь, дурочка? Я же хочу сделать тебя счастливой! – разгневался король.
          – Не нужна мне половина королевства! Не нужна мне тяжелая железяка на голове! Не хочу замуж за старого больного короля! Не хочу сидеть дни напролет взаперти! – выкрикнула в ответ пастушка.
          – Я же тебе объяснил, что это не железяка, а корона из чистого золота. А если я сделаю тебя счастливой, то выздоровею. И не такой уж я старый. А как вообще можно от половины королевства отказываться? Даже не знаю, поможет ли чудодейственный порошок из толченой коры дуба и жареных хвостов ящериц избавиться от такого скудоумия, – сокрушенно покачал головой король.
          – И за что мне это наказание? Ох, бедная я, несчастная! – причитала девушка.
          – Не понимаю я тебя. В чем же по-твоему счастье? Как сделать человека счастливым?
          – Надо дать ему свободу.
          – Это хорошая идея. Возможно, я тебя недооценил, – повеселел король. – Думаю, чем дольше человек был лишен свободы, тем более счастлив он будет, получив ее, и тем быстрее я снова стану здоров. Сейчас проверим.
            Через некоторое время стражники ввели во дворец бледного седого старика с трясущимися руками.
           – Мне доложили, что ты провел в заключении почти сорок лет.  Но с этой минуты я дарую тебе свободу! – торжественно провозгласил король.
            Старик поднял на короля слезящиеся глаза и дрожащим голосом спросил:
           – За что?
           – Да просто так. Сегодня я добрый и решил сделать тебя счастливым. Ты можешь идти, куда хочешь.
           – За что мне на старости лет такое наказание? Неужели я мало страдал? Не губите меня! – и старик попытался встать на колени.
           – Да что опять не так? Тебе не нужна свобода? Разве не в свободе счастье?
           – Если бы мне предложили свободу тридцать лет назад, я не желал бы для себя ничего лучшего. Тогда я еще был достаточно молод и силен. Но сейчас я стар и немощен, не могу заработать даже на кусок хлеба. Я стану лишь обузой своим родным, если кто-то из них вообще узнает и примет меня. А здесь у меня кров, постель и тюремная похлебка.
           – У меня такое впечатление, что вы все сговорились свести меня в могилу, – возмутился король. – Но я это так не оставлю.
            Король со своей свитой вновь отправился в лес к мудрому отшельнику.
           – Твой способ лечения совсем не помог, – сказал он вместо приветствия. – Никто не позволяет сделать себя счастливым. Пастушка отказалась от короны и половины королевства, а заключенному не нужна свобода. Ты можешь мне объяснить в чем дело?
           – Боюсь, что, пытаясь сделать этих людей счастливыми, на самом деле ты думал только о себе. Или я не прав? – усмехнулся мудрый отшельник. – Из-за своего эгоизма ты мерил всех по себе и даже не пытался понять, что действительно доставит им радость. Интересуйся  жизнью и проблемами других, учись слушать и слышать людей.
            Вернувшись во дворец, король позвал пастушку и поинтересовался у нее, чего бы ей больше всего хотелось.
           – Больше всего я хочу покинуть дворец и вернуться со своими овечками в деревню, нас ведь там хватились уже, ищут, беспокоятся, – вздохнула девушка.
           – А мечта у тебя есть? – с интересом спросил король.
           – Мечтаю об умной и преданной собаке-помощнице. А еще все жители нашей деревни переживают, что  старую дубраву вырубят на новую мебель для Вашего дворца.
          – Хорошо, ты можешь идти домой. Возьми себе любого щенка моей шотландской овчарки, он станет тебе прекрасным помощником. И передай односельчанам, что дубраву вашу никто не тронет.
          – Вот спасибо! Вот уж не ожидала! И совсем Вы не такой ужасный, как я думала раньше, а очень даже неплохой. Значит, совесть Ваша еще жива!
          – Неужели сейчас ты счастлива?
          – Конечно! И не только я – вся деревня от радости петь будет!
            Когда девушка ушла, ведя за собой пушистого рыжего щенка, король еще раз поговорил с седовласым заключенным. Тот попросил новый соломенный матрас для себя, а также свободу для молодого соседа по камере, «ведь он уже раскаялся и хотел бы честно работать и растить сына».

            Оставшись, наконец, наедине, король вместо привычной тяжести ощутил необыкновенную свободу в сердце.  Он понял, что здоров, но ему так понравилось делать людей счастливыми, что он начал прислушиваться к их мнениям и вскоре прослыл мудрым и справедливым правителем.
         


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.