Пинок фюреру часть 2

ВОЗВРАЩЕНИЕ В НЕБО

   V.
   3 сентября 1939 года. В этот день верная своим дипломатическим обязательствам Англия объявила войну Германии, напавшей на Польшу. Великобритания вступала в новую Мировую войну! Объявлена мобилизация Военно-Морского флота, объявлена мобилизация сухопутных войск, объявлена мобилизация Королевских Военно-Воздушных Сил... А калека Бэйдер - неужели он останется в стороне?..
   Призывные пункты полны народа: резервистов распределяют по различным частям, и строем отправляют к месту назначения. Даглас выстоял длинную очередь и подошел к усталому, измотанному офицеру:
   - Даглас Бэйдер. Бывший пилот-истребитель Королевских ВВС.
   - Хорошо. Истребители будут нужны нам, как воздух! Ваше приписное свидетельство...
   - У меня его нет. Я «списан под чистую». Но я хочу летать!
   - Ну, тогда давайте то, что у вас есть. Удостоверение пилота, медицинскую карточку... - офицер вымотан, нервен, а за этим человеком еще тянется огромная очередь!
   Он бегло пролетел глазами по бумагам «Дагги» - и вдруг словно споткнулся: его брови удивленно взлетели вверх, глаза негодующе уперлись в Бэйдера.
   - Вы... Вы... Что мне голову морочите?.. У меня и так дел по горло! Мне сейчас не до шуток... Вы же калека! Вы не то, что в истребительную авиацию - вы даже в обоз не годитесь! Отправляйтесь домой, и забудьте о службе...
   Даглас оперся сжатыми кулаками о стол и наклонился к самому лицу офицера. Глаза Бэйдера хищно блестели:
   - Слушай, лейтенант... Мне сейчас тоже не до шуток! Моя страна в опасности, и мне не все равно, что с нею будет завтра... Я - летчик, я имею опыт. Я могу принести пользу. У меня дядя - начальник Апевонской авиашколы. Он согласен взять меня инструктором. А освободившийся инструктор отправится на фронт - Англия получит еще одного опытного истребителя! В школе я буду обучать новичков, и за полгода дам стране еще пару десятков летчиков - ну, что ты на это скажешь? Так ли уж я никуда не гожусь?..
   Офицер внимательно рассматривал этого странного человека. Да, с таким ему еще встречаться не приходилось... Но это же черт знает что! Это же против всех законов армии... Однако как этот калека убедителен! И он не сумасшедший - это видно по его глазам. Он не охвачен пьяным угаром патриотизма, который пройдет уже завтра - у этого парня все четко рассчитано! А может он действительно принесет пользу стране?..
   - Сэр... Я не уполномочен решать такие вопросы. Но я попытаюсь поговорить с моим начальством. Я попробую уговорить его. Подождите меня здесь, сэр...
   
   VI.
   ...Через три дня лейтенант Даглас Бэйдер представлялся маршалу Сирилу Барджу по случаю вступления в должность инструктора Апевонской авиашколы!
   - Я рад, что ты опять в строю, мой мальчик. У нас много работы. Мы будем с тобою трудиться по двадцать часов в сутки! Я нашел тебе подходящую должность - так как полеты тебе не доступны, ты будешь преподавателем по технике.
   - Сэр! Разрешите - только один раз! - обратиться к вам не как к маршалу, а как к моему дяде...
   - Я слушаю тебя, малыш.
   - Дядя, я прошу забыть о моем физическом... «недостатке»! Я чувствую себя в форме и хочу летать. Я способен на это, дядя! Поверь мне!
   Пожилой седой маршал, ветеран Великой войны подошел к Дагласу вплотную и заглянул в его упрямые глаза:
   - Ты понимаешь, о чем ты просишь, малыш? Чем все это может кончиться?
   - Знаю. Я готов к этому. Но я уверен - все будет в порядке. У меня получится.
   - Хорошо... Лейтенант Бэйдер, принимайте под командование третий отряд курсантов. Неделя на изучение новой техники, и начинайте тренировочные полеты. После Рождества ваши подопечные должны отправиться по боевым частям! Вы свободны.
   - Есть, сэр! - обрадовался Даглас и, четко повернувшись, вышел из кабинета.
   - Удачи тебе, мой мальчик! Господи, что я скажу его матери... - тихо пробормотал Сирил Бардж.
   
   VII.
   Даглас изучал новые машины, поступившие на вооружение Королевских ВВС за время его отсутствия и работы в компании «Шелл»: очень верткий биплан Глостер «Гладиатор» и самолет совершенно революционной для британской авиации конструкции - моноплан Хоукер «Харрикейн». Свое главное внимание «Дагги» уделял второму самолету - только сев за его штурвал, Даглас сразу понял: именно такие машины будут определять результат будущих воздушных боев! Этот великолепный «Харрикейн» своей невиданной еще для «отставшего от жизни» летчика скоростью и огромной разрушительной мощью размещенных в крыльях восьми пулеметов действительно напоминал Бэйдеру ураган!
   «Дагги» летал много, очень много: едва рассветало, он уже поднимался в воздух, чтобы «разогреться» - восстановить утерянные за восемь лет навыки пилотирования маневренного истребителя. Когда же его подопечные под контролем сержантов вставшие, сделавшие зарядку и позавтракавшие, являлись на летное поле, Бэйдер был уже готов к рабочему дню и начинал гонять мальчишек «по полной программе»: взлет, посадка, фигуры высшего пилотажа, штурмовка наземных объектов, учебные воздушные бои... А вечером, когда курсанты отправлялись в казармы, чтобы отдохнуть, поужинать, написать письмо родным, Даглас, наскоро проглотив сэндвич и чашку кофе, вновь влезал в кабину «Харрикейна», поднимался в темнеющее небо и летал, летал - до наступления полного мрака. Вернувшись поздней ночью в свою маленькую комнатку рядом со спальней уже давно мирно сопящих на койках курсантов, «Дагги» ставил рядом со своей кроватью таз горячей воды, снимал опостылевшие протезы, и начинал отмачивать истертые в кровь ремнями ноги - тихо завывая сквозь прикушенные от боли губы, вытирая наворачивающиеся на глаза слезы... И вновь, едва над горизонтом появлялось солнце, Бэйдер - свежий, умытый и улыбающийся - садился в кабину «Урагана»... «Дагги» изматывал себя непрерывными тренировками не из склонности к мазохизму - в его голове давно созрела одна сумасшедшая идея, и теперь он изо всех сил стремился к ее осуществлению...
Сирил Бардж не мог не заметить исступленных тренировок Дагласа, и однажды он вызвал племянника в свой кабинет:
   - Дагги! Говори честно - что ты задумал? Я ведь тебя знаю. Ты изнуряешь себя не просто так, из прихоти. Ты явно что-то придумал... Говори, что?
   - Сэр! Приближается Рождество. Приближается выпуск моих курсантов. Их отправят в боевые части. Я хочу уехать с ними! Мне пора на фронт - защищать Великобританию!
   - Я так и думал, что нечто подобное рано или поздно придет тебе в голову, - вздохнул дядя Сирил. - Ну, что я могу тебе сказать? Что такие преподаватели, как ты, нужны и здесь? Вряд ли тебя это удовлетворит... Это не удовлетворяет и меня - я подал уже два рапорта с просьбой доверить мне строевую часть, но пока без ответа... Чем еще тебя остановить? Тем, что твои мать и жена проклянут меня, узнав, куда я тебя отправил? Так решивший что-то настоящий мужчина меньше всего обращает внимание на рыдания переживающих за него женщин - а ты давно уже стал настоящим взрослым мужчиной... Как ты теперь летаешь, я знаю: видел своими глазами. Это не полет - это виртуозная игра, словно на скрипке... Ты теперь настоящий «маэстро воздуха»! Я верю, что ты не только выживешь в бою, но и будешь побеждать врага... То, что сейчас идет какая-то странная «сидячая война», и практически нет боев, неважно - это временное явление. Я воевал в прошлой войне, я изучил «бошей» - они не успокоятся на достигнутом. Сейчас они просто собираются с силами после Польши, чтобы затем обрушиться на Францию. Это произойдет скоро - очень скоро! И тогда начнется такое...
   - Хорошо! - подумав, решил маршал Бардж. - После выпуска курсантов я отправлю тебя в строевую часть, а там будь что будет... Но до этого ты должен изучить новый секретный самолет, который только начинает поступать на вооружение. Пока его имеют всего два эскадрона. Однако поверь старому пилоту: он скоро станет нашим основным истребителем. Твой любимый «Харрикейн» просто «старый драндулет» по сравнению со «Спитфайром»! На днях наша школа получила один экземпляр «Огневержца» - его пока будут изучать только офицеры-инструкторы... И ты станешь первым из них!
   
   VIII.
   В начале февраля 1940 года свежеиспеченный старший лейтенант Даглас Бэйдер прибыл на должность командира звена в только что оснащенный новыми истребителями «Спитфайр» 222-й эскадрон, стоявший в Линдсее. «Дагги» был рад, что благодаря протекции дяди Сирила ему удалось - словно полноценному летчику! - попасть в боевую часть. Однако... эта «боевая» часть не вела боев! Как, впрочем, и все Королевские ВВС. Странная «сидячая война» продолжалась - политики еще надеялись, что получивший желаемую Польшу Гитлер успокоится и утихомирится... Наивные! Сирил Бардж был абсолютно прав в своих прогнозах: немцы только собирались с силами и ждали весны, чтобы начать новую кампанию! Но вот наступил апрель - и началось... События следовали одно за другим, война стремительно раскручивала свой смертоносный маховик. Германия совершенно неожиданно для англичан одним хищным прыжком оказалась... в Норвегии! Прежде, чем британцы успели опомниться и понять, что немцы одним выстрелом убили двух зайцев - захватили стратегически важную территорию северной Европы и обеспечили себя скандинавским никелем, без которого просто невозможно производить боеприпасы, Германия уже перегрызла горло Норвегии и Дании, и стремительно прыгнула на юго-запад - на границу с Бельгией и Францией. Немецкие части ворвались в нейтральную Бельгию, захватили Голландию, стремительно прошли сквозь «непроходимые» Арденны и вломились во Францию - в обход неприступной линии Мажино, на которую так надеялись легкомысленные французы... От того, что творилось во Франции, у Дагласа Бэйдера кружилась голова: Господи, что же это происходит? Ведь немцы действуют по стандарту - именно так они начинали бои против Франции и в 1914 году! А все военные «гении» Франции и Великобритании, долгие годы учившиеся на этом ставшем классическим примере стратегического обхода, вновь, как и 26 лет назад, «прошляпили» столь очевидный ход противника!
   Немцы между тем продолжали показывать врагу свои беспощадные стальные клыки: германские бомбардировщики без предупреждения разнесли вдребезги центр мирного Роттердама - погибло 900 человек гражданского населения! Потрясенная этим ужасом Голландия поспешно капитулировала, за нею последовала опрокинутая на лопатки немецкими танками и самолетами Бельгия... «Панцеры» Гудериана стремительно катились по северу Франции - но не на Париж, как было подумал «Дагги». Они неожиданно для всех повернули к Ла-Маншу! Стальной танковый клинок немцев с хрустом взрезал стык французской армии и британского экспедиционного корпуса, и вышел к Дюнкерку, зажав в страшном кипящем котле 40 английских, французских и бельгийских дивизий - около полумиллиона человек, за спинами которых было только море!
   Началась Дюнкеркская трагедия: под огнем германской артиллерии, под бомбами и пулями немецких самолетов англичане пытались на кораблях вывезти из котла попавших в окружение союзнических солдат. Это была не просто спасательная операция - от удачи или неудачи проводимого мероприятия зависела судьба Великобритании! Если эти полмиллиона человек погибнут в Дюнкерке или попадут к немцам в плен, то в будущем отражать десантирующуюся на побережье Англии германскую пехоту будет просто некому...
   Вот тогда-то англичане и бросили в бой все находившиеся до сих пор в резерве истребительные части. И «Дагги» вступил в первую в своей жизни настоящую «собачью свалку» - над Дюнкерком!
   ...Его звено подошло к затянутому огромным дымным облаком горящему городу-порту на высоте 12 тысяч футов. Над этой черной горелой тучей уже шел ожесточенный бой - в смертельной карусели крутились немецкие Мессершмитты и британские «Спитфайры». Бэйдер дал по радио команду на атаку своим ведомым, и с жаром ворвался в «свалку». В глазах замелькало: фюзеляжи, крылья, прозрачные нимбы бешено вращавшихся винтов, черные кресты, трехцветные круглые кокарды... Вот один из «Мессов» крутнулся в вираже прямо перед носом «Дагги» - так, попался! Даглас тут же «завиражил» за немцем, вогнал его в сетку прицела... Палец вдавился в гашетку так, что она, бедная, захрустела... Огненный ковер трассирующих пуль восьми крыльевых пулеметов метнулся вперед и уперся в хвост Мессершмитта! От того назад - прямо в лицо Бэйдеру! - пронесся блестящий дождь рваной дюралевой крошки... «Месс» задрожал, завибрировал, его пропеллер стал вращаться медленнее - «Дагги» различал теперь каждую лопасть... Летчик продолжал давить на гашетку, забыв обо всем. От «стодевятого» уже отрывались целые куски, но он - словно заговоренный! - продолжал держаться в воздухе. Секунда, другая... Боезапас тает, как масло на сковороде… И - вот оно! «Мессер» вспыхнул, превратился в летящий по небу костер... От него отлетел, взблеснув на солнце, стеклянный фонарь... Из кабины вывалилась черная фигурка человека и, кувыркаясь, полетела вниз... Дело сделано! Довольный Бэйдер оглянулся на ведомых: ну, видели, как я его?.. И тут Даглас разинул рот: откуда-то снизу сверкнула короткая, словно кинжал, трасса. Она хлестнула по брюху «Спита» его левого ведомого - и тот взорвался, мгновенно превратившись в яркий огненный клубок, из которого во все стороны летели обугленные обломки! А мимо Бэйдера вверх стремительно пронесся Мессершмитт, пронесся так близко, что «Дагги» хорошо различил нарисованную на его борту мышь с сигарой в зубах...
   
   IX.
   Спасение дюнкеркской группировки из лап немцев закончилось более-менее успешно: около 300 тысяч солдат удалось вывезти из разрушенного до основания порта в Великобританию прежде, чем танки Гудериана появились среди руин, когда-то бывших улицами... А вскоре немцы взяли Париж; прошло еще немного времени - и Франция капитулировала! Англия осталась одна - лицом к лицу с хмельным от побед Гитлером... Фюрер считал, что война почти закончена. Но это было не так: разъяренный британский лев встал на дыбы, выставив вперед свои оскаленные клыки и когти! Король Великобритании и премьер-министр Уинстон Черчилль дружно заявили, что Англия не сдастся, Англия будет сражаться - до конца! Стране предстояла великая битва - «Битва за Британию», которая станет болью и гордостью англичан...
   Командование Королевских ВВС готовилось к предстоящей схватке, и эта битва - это было видно уже сейчас! - станет битвой воздушной. Высадиться на Островах немцы смогут, только перетопив британские корабли; но уничтожить мощный английский флот немцам удастся исключительно при помощи авиации - ведь их ВМС значительно слабее... Следовательно, прежде чем начать высадку, немцы должны завоевать господство в небе Великобритании!
   Авиачасти Королевских военно-воздушных сил получали новые самолеты, из училищ в строевые эскадроны спешно направлялись недоучившиеся курсанты. Но особое внимание командование ВВС уделяло разбитым во Франции истребительным частям экспедиционного корпуса - ведь их летчики были уже обстреляны, они имели боевой опыт! Однако некоторые, особо пострадавшие эскадроны полностью потеряли боеспособность - и вовсе не из-за отсутствия самолетов...
   ...Дагласа Бэйдера вызвал к себе сам командующий Ноттингемской истребительной группировкой маршал Лайг Меллори - старый сослуживец и приятель дяди Сирила.
   - Капитан Бэйдер! У нас возникла проблема с 242-м эскадроном...
   - Канадские добровольцы, сэр?
   - Да. Этих ребят здорово потрепали под Парижем - они воевали на устаревших бипланах. На «Гладиаторах»...
   - Бедняги... И много их осталось - в живых?
   - Совсем мало. Однако каждый из этих людей для нас - на вес золота!
   - Понимаю, сэр.
   - Но у них беда: канадцы «сломались»... Поражение во Франции, гибель большинства летчиков, потеря всех наличных самолетов - есть от чего впасть в уныние! Оставшиеся в живых отказываются воевать... Говорят, что с них хватит - они свою «порцию» уже хлебнули! Все пилоты эскадрона - ВСЕ! - подали рапорты с просьбой вернуть их домой, в Канаду... Мы не можем заставить канадцев воевать - они добровольцы, представители другой страны... Но они нужны нам, нужны «позарез»! Их опыт, их знания о технике и тактике врага приобретены в бою - это не заменишь никакими учебниками.
   - И вы хотите... Сэр?
   - Да. Я приказываю вам - именно вам! - принять 242-й эскадрон под командование. И возродить угасший боевой дух канадцев. Думаю, это не удастся никому так, как вам. На это есть причины - и вы их отлично знаете... Сегодня же отправляйтесь в Колтишелл!
   
   X.
   Даглас смотрел на стоявшую перед ним жиденькую цепочку летчиков. Это были жалкие остатки полнокровного когда-то эскадрона. И каждому из этих пилотов не было цены: да, их разбили, да, их дух угас, но все они уже побывали под пулями, они сражались с врагом, причем сражались на архаичных бипланах против лучших истребителей мира - и остались живы! Каждый из этих людей сейчас был ценнее, чем десяток «зеленых» необстрелянных новичков в любой другой части... Они - уже готовые бойцы, нужно лишь разбудить их дух, раздуть тлеющую в них злость в яркое пламя ненависти к врагу, который пытался поставить их на колени... Но как это сделать?
   Бейдер, ни слова не говоря, влез в кабину «Харрикейна» и пошел на взлет. Развернувшись, он пронесся на бреющем над строем пилотов и выдал на сверхмалой высоте целый каскад самых сногсшибательных фигур высшего пилотажа. Четко приземлившись, «Дагги» спрыгнул на землю:
   - Вот на этой машине мы и будем воевать... Времени на «раскачку» у нас нет - к изучению «Харрикейна» приступаем немедленно!
   - Хоть «Гладиатор», хоть «Харрикейн»... Все одно нас побьют! - хмуро отозвался из строя один из канадцев. - У них такие летчики... Нам подобная выучка и не снилась...
   - Да, летчики у них прекрасные... - согласился Бэйдер. И, мгновение подумав, вдруг вздернул вверх штанины своего летного комбинезона. - А такие летчики у них есть?
   - ...твою мать! - только и донеслось, как стон, из опешившего строя.
   - Вот именно! - подтвердил «Дагги». - А теперь вольно. Перерыв десять минут. Кто считает себя слабаком - несите мне рапорт об отчислении, я его подпишу. Кто же согласен воевать под моей командой - по окончании перерыва собираемся у «Харрикейна». Начнем изучение с общей характеристики машины и с устройства двигателя.
   За эти десять минут в кабинет Дагласа не вошел ни один человек. Когда же Бэйдер вышел из канцелярии и подошел к «Харрикейну», весь эскадрон в полном составе сидел на траве перед открытым капотом истребителя.
   - Благодарю вас, джентльмены, - чуть склонил свою голову, пересеченную аккуратным пробором, «Дагги». - С такими героями, как вы, мы еще дадим Гитлеру ха-а-рошего пинка! Это так же верно, как дважды два - четыре. А теперь - приступим к изучению машины, которая станет нам верным другом. Нужно сразу сказать правду: истребитель «Харрикейн» заметно уступает Мессершмитту в скорости и вертикали, но значительно превосходит его в горизонтальном маневре. Самолет оснащен бронестеклом и бронеспинкой, на вооружении имеет восемь пулеметов винтовочного калибра, способных своим залпом - словно пилой! - перепилить «Месса» напополам...
   ...Следующее утро преподнесло «Дагги» неожиданный сюрприз: выйдя из казармы, Бэйдер обнаружил на капоте своего командирского «Харрикейна» неизвестно кем сделанный рисунок: летный сапог, на котором было выведено «242» – номер эскадры, давал пинка под зад самому Гитлеру! Канадцы, наблюдая за реакцией капитана, весело хихикали.
   - Господи, что это за «художества»? - пытался сохранить серьезность Бэйдер. - В королевских ВВС запрещено разрисовывать самолеты личными эмблемами!
   - А мы не англичане. Мы - канадские «ландскнехты», - ответил Дагласу Вилли Мак Кнайт. - И хотя бы в этом вопросе не желаем подчиняться чопорной Англии. Что хотим, то и рисуем, где хотим, там и рисуем! Может, с такой «росписью» нам веселее сражаться?
   Даглас рассмеялся: если канадцы занялись «картинками» и стали спорить с начальством по поводу своих шуток, значит, их боевой дух возрождается...
   - Ладно! Раз нарисовали - буду летать с «пинком фюреру» на борту. Но вы хоть сфотографируйте меня на фоне такого «шедевра» - на память, пока командующий еще не приказал замазать рисунок краской...
   
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…


Рецензии