Умер Ники Лауда

Любители автоспорта помнят, как в начале 90-х годов на экраны ставшей «демократической» России вышли репортажи с этапов гонок «Формулы-1». Не хочу сказать, что фанат этих гонок даже по телевизору,  но как всякий уважающий себя мужчина, знал о существовании этого соревнования автомобилистов.

Формула-1» (англ. FIA Formula One World Championship) — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колёсами.
Чемпионат мира «Формулы-1» проводится каждый год и состоит из отдельных этапов (имеющих статус Гран-при). В конце года выявляется победитель чемпионата. В Формуле-1 соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов.

Команды, участвующие в гонках «Формулы-1», используют на Гран-при болиды (гоночные автомобили) собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота и обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид. Но бывают и исключения. Например, шасси команд Red Bull Racing и Scuderia Toro Rosso были очень похожи, почти идентичны, вплоть до 2009 года. Они были спроектированы и изготовлены компанией Red Bull Technology (болиды Торо Россо создавались на базе Минарди и имели существенные отличия от основной конюшни, а какое-то время продолжали выступать с устаревшими двигателями V10, с изменённым рестриктором воздухозаборника), так как обе команды и компания-изготовитель принадлежат концерну Red Bull GmbH.

Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.

Болиды участников чемпионата должны соответствовать техническому регламенту «Формулы-1» и пройти тест на ударопрочность. Регламент и вся гоночная серия находится под управлением Международной автомобильной федерации FIA.

Во время проведения репортажей  гонок в разных странах часто мелькали лица легенд этой гонки, в том числе и одного из трехкратных чемпионов Ники Лауды.

Весной 1995 года меня пригласили поучаствовать в работе Европейского конгресса, посвященного 100-летию открытия Рентгеном своих Х-лучей. Пригласила участвовать фирма «Филипс», с которой наш край сотрудничал при поставках рентгеновского оборудования. К тому же я по первой своей специальности врач-рентгенолог, и со специалистами  этой был знаком лично.

В один из дней во время участия в конгрессе меня пригласили пообедать с руководителем европейского отдела этой мировой корпорации. Обед состоялся в центре Вены, рядом в огромным католическим храмом.  Руководитель отдела не владел русским языком, поэтому вместе с нами был и руководитель московского представительства фирмы Геннадий Лукьянчиков.  Во время обеда, оглянувшись по сторонам, Гена, с которым мы знакомы уже несколько лет по его приездам в Хабаровск, обратил мое внимание на сидевшего за соседним столом мужчину с обезображенным лицом:
- Посмотри осторожно. Это Ники Лауда, бывший чемпион мира  в «Формуле-1».  Ты слышал о нем?

Конечно, я читал о нем. На «Гран-при Германии» — 1976 Лауда попал в серьезную аварию: его машина ударилась в ограждение, загорелась и вылетела обратно на трассу, в нее врезался другой болид. Несколько пилотов смогли достать Лауду из горящей машины, но не сразу. Лауда получил обширные ожоги головы, а после в больнице впал в кому. После аварии на его голове и лице осталось множество шрамов, которые Лауда всегда прикрывал ставшей его фирменной красной кепкой.

Лауда пропустил только два этапа и вернулся в гонки через 42 дня после аварии. Он проиграл чемпионский титул Джеймсу Ханту потому, что на последней гонке сезона добровольно сошел из-за очень плохих погодных условий — в Японии шел сильный дождь. Хант опередил Лауду всего на одно очко.

Я осторожно, как бы мимоходом, посмотрел туда, куда показал Лукьянчиков. Да, это Ники Лауда, живая легенда мирового автоспорта.  Нескольких мимолётных взглядов  - вот и все, что я позволил себе.

И вот сегодня я прочитал, что трехкратный чемпион мира скончался в возрасте 70 лет. Ники Лауда родился в 1949 году и умер в 2019.  Это  — австрийский автогонщик, трехкратный чемпион мира «Формулы-1» (1975, 1977, 1984).

После завершения карьеры работал менеджером, экспертом, комментатором и неисполнительным директором «Мерседеса».

Основал две авиакомпании, иногда сам пилотировал.
После аварии в 1976 году у него не раз возникали проблемы со здоровьем, в 1997 и 2005-м он перенес операции по пересадке почек, летом 2018-го ему провели трансплантацию легких.

Вот что можно прочитать в мировых СМИ по поводу кончины Ники:
— С глубокой скорбью мы сообщаем, что горячо любимый Ники покинул нас в понедельник, — говорится в заявлении семьи Лауды. — Его уникальные достижения в качестве спортсмена и предпринимателя останутся навсегда. Его неутомимый интерес к жизни, его прямолинейность и смелость остаются образцом для подражания для всех нас. Вдали от публичной жизни он был любящим и заботливым мужем, отцом и дедом. Нам будет его не хватать.

В 2013 году о событиях чемпионата-1976 вышел художественный фильм «Гонка» с Даниэлем Брюлем в роли Лауды и Крисом Хемсвортом в роли Ханта.

— Сегодня печальный день для «Ф-1». Большая семья «Феррари» с глубокой печалью узнала о смерти друга Ники Лауды, трехкратного чемпиона мира, дважды побеждавшего в составе нашей конюшни (1975,1977). Ты останешься навсегда в наших сердцах.

— Все в «Макларене» глубоко опечалены, узнав, что скончался наш друг, коллега и чемпион мира «Формулы-1» Ники Лауда. Ники навсегда останется в наших сердцах и будут частью нашей истории.

— Легенда покинула нас. Покойся с миром, Ники, — написал Дженсон Баттон.
— Шокирующие и грустные новости. Покойся с миром, Ники, — написал Фернандо Алонсо.
— Дорогой Ники. Спасибо за все, что вы сделали для меня. Я многому у вас научился. Вашему азарту, вашему боевому духу и желанию никогда не сдаваться, и даже вашему терпению по отношению к нам, молодым.
Я и все ваши 100 миллионов поклонников по всему миру, которых вы также вдохновили никогда не сдаваться в трудные времена, думают о вас и вашей семье и желают вам покоиться с миром, — написал Нико Росберг в своем Инстаграме.

— Нахожусь в шоке. Он был настоящей легендой в «Формуле-1» и человеком, которого я очень уважал. Покойся с миром, — написал Макс Ферстаппен.

За эти годы покинуло этот мир много выдающихся спортсменов, но ни об одном у меня не возникло желание написать.  А вот о человеке, которого я мимоходом увидел в далеком 1995 году, мне захотелось  черкануть несколько слов. Покойся с миром, Ники Лауда.


Рецензии