Путешествие Степана. Часть 2, глава 2

2.
БИТВА ПРИ ХЛУДОВЕ
Наконец, мы добрались до города ХлУдова, откуда я получил челобитную от кожемяки Ермила. Большой город Хлудов стоял на высоком берегу реки Хлуди, заросшем кустарником и мелким лесом.

Когда поздним вечером мы поднялись на холм и подъехали к воротам крепостной стены, из сторожевой будки вышел стражник и, стараясь перекричать шум ветра, прокричал:
– Кто такие? По каким делам вы приехали в наш город?
– Торговать, – так же громко ответил Даниил, боясь показать, что мы скоморохи.
Другой стражник заглянул в наши повозки, осветив нас светильником, увидел гуся и Кабанчика и крикнул:
– Проезжайте!
Медведя стражники не заметили, потому, что мы прикрыли его рогожей.
Мы въехали в городские ворота под тёмной башней. В этот день дул сильный ветер. Мы видели по пути, как он повалил немало деревьев в лесу и ломал ветки, которые едва не падали на нас и на наши повозки, пугая нас и коней. За крепостной стеной ветер дул поменьше, но облака, как обезумевшие от страха овцы, мчались по небу, то открывая луну, то закрывая. А ветер, точно небесный волк, злобно завывая, догонял их и разрывал в клочья.
Поэтому людей на улицах почти не было и первый человек, попавшийся нам, показал, где живёт кожемяка Ермил. Когда мы подъехали к его дому, то увидели, что там ещё не спят, потому что в окне горела свеча. Даниил постучал в дверь, и мы увидели через окна, как свеча поплыла по избе. Дверь отворилась. Свечу держал в руке высокий, бородатый мужчина, а из-за его спины выглядывало испуганное женское лицо. Пламя свечи заколыхалось на ветру, но мужчина прикрыл свечу ладонью.
– Кого это Бог прислал ко мне в столь поздний час? – спросил он. – Кто вам нужен? Я не знаю вас.
И сурово глядел на нас.
– Мы приехали по твоей челобитной, посмотреть, как ты живёшь, – сказал Макар Емельянов.
– Проходите в избу тихо, детей не разбудите, – сказала жена Ермила. – Милости просим, дорогие гости. Как вас много! Мы не сможем вас всех здесь разместить.
Мы вошли в горницу и сели на скамью. В избе было тепло и тихо.
– Арина, засвети ещё две свечи, – сказал Ермил, – и дай каши гостям.
– И у нас есть еда, – сказал повар Серапион и стал доставать из мешка и ставить на стол кушанья, которые он готовил в дороге.
– Мы поедем ночевать на постоялый двор, – сказал Даниил.
– А поговорить можем и завтра, – добавил я.
– Нельзя вам жить на постоялом дворе, – сказал кожемяка. – Вас сразу заметят и выгонят из города. Стариков мы оставим у нас, а остальных, после того как поедите, я развезу к своим друзьям, чтобы спрятать вас. А ночью мы поговорим о том, что у нас творится. Лошадей и повозки оставим у каретника. Животных я оставлю у себя в сарае. Каждый день будете встречаться на базаре.

После ужина меня и сказителя Ермил оставил у себя, а других скоморохов отвёз кожевнику, портному, скорняку, сапожнику, каретнику, кузнецу, а Фёклу и мою Евдокию — к вязальщице. И вернулся домой.

Почти до утра мы говорили с Ермилом. Сначала он рассказал нам, что происходило в городе девять лет назад, и о том, что происходит сейчас. Затем сказитель рассказал в свой черёд кожемяке о новом правителе города Хлудова и судье, которых он знал раньше, когда они жили в столице. А я хорошо знал их друзей — бояр и своего злейшего врага — князя Терентия Трубицына, и на что они способны. Из этих трёх рассказов, как из трёх кусков, мы в конце ночи сложили одну ясную картину о том, что происходит в городе.

Вот что у нас получилось:
Город Хлудов, один из самых важных городов в нашей стране, находится на пересечении трёх путей — на запад, восток и юг. Поэтому уже два столетия за овладение городом Хлудовом с нами вели непрестанные войны цари и ханы, приходящие с войсками с востока и юга. И мы с трудом отбивали эти нашествия. Последняя война была девять лет назад, когда Ермилу было двадцать лет. Хан Мурляй привёл тогда к Хлудову огромное войско кочевников и осадил город, обстреливая тысячами стрел его жителей, спрятавшихся за крепостными стенами. Наш царь, отец моей Ирины, собрав войско, поспешил в Хлудов, на помощь, но врагов было намного больше. После двух дней безуспешных боёв царского войска с ханским хлудовцы ночью открыли северные ворота и помогли царскому войску войти в город. Но теперь царь с войском были заперты в городе, и хан уже заранее праздновал свою победу в шатрах. И принялся снова разрушать крепостные стены и обстреливать горящими стрелами город и его защитников. А царь с нетерпением ждал, когда придут нам на помощь ещё два наших войска. Но они, видимо, задержались в пути, а в городе уже начались голод и болезни. На одиннадцатый день припасы в городе заканчивались, и царь приказал своему войску приготовиться к последней битве на смерть с врагами, надеясь на чудо.

За десять дней осады города хлудовские умельцы и кузнецы днём и ночью изготавливали для царя и войска лёгкие, непробиваемые кольчуги, которые не могли повредить ни стрелы, ни сабли. Ружей тогда ещё не было. Кольчуг было изготовлено больше сотни.
И когда царь с войском приготовился к битве, с крепостных стен раздались радостные крики:
– Наши пришли!
Воевода Хомяков хоть и запоздал к нам, но всё-таки пришёл со своим войском и в это утро внезапно напал на войска хана, выйдя из леса.

Царь приказал, чтобы в церквях колокола ударили в набат и собрали для битвы всех жителей города. Он велел открыть городские ворота и, возглавляя войско, под громкий звон колоколов выехал из города, во главе войска, рубя мечом врага. И тут же больше двадцати стрел кочевников попали в царя, но не ранили его и не остановили, как и его воинов, одетых в кольчуги. Они ринулись на врага вниз с холма, как лавина. А за царским войском бежали горожане с топорами, копьями, луками и стрелами. И тоже принялись бить врагов. Те отступали, одновременно отбиваясь от атаки царского войска и войска воеводы, хотя их было больше, и неизвестно, чем бы кончилась эта битва, как вдруг в полдень шум битвы перекрыл громкий, резкий звук охотничьего рога, возвещавшего, что на поле появился с войском князь Филипп Трубицын — отец Терентия Трубицына, моего врага. Он собрал войско из своих крестьян и из крестьян соседних владений и опытных дружин из города Старограда. Свежие силы подошедших воинов ударили по врагам с западной стороны, и тогда войско хана обратилось в бегство.

Хану удалось спастись, но больше трёх тысяч басурман сдались в плен, и было захвачено много продовольствия, оставленного врагом.
Через неделю хан захотел встретиться с царём в Хлудове. На переговорах с ним он признал своё полное поражение и поклялся навсегда покориться царю. И привёз ему дорогие подарки на трёх арбах, а также обещал через два месяца привезти царю в столицу большую дань золотом и серебром за своё нападение на наши земли. А царь сохранил жизнь хану и позволил его народу селиться в наших землях, уравняв его в правах с нашим народом. И пообещал, что получив дань, освободит всех пленённых воинов хана.

Когда хан Мурляй ехал со свитой к царю по городу, его и арбы с дорогими подарками охраняла сотня воинов с обнажёнными саблями. Они ехали за ханом на конях и на верблюдах. Могущественный хан ехал на лошади, и люди увидели, что это  невысокий, толстый мужчина с большими усами, в зелёных шароварах, жёлтом тюрбане и красной рубахе. Горожане, собравшиеся на улице, радовались победе и заключённому миру.

Однако в этой битве погиб князь Филипп Трубицын. Это был умный и справедливый человек, смелый полководец, не раз спасавший нашу страну. В его владениях крестьяне жили хорошо и почитали князя. Был ранен и старый воевода Хомяков, но остался жив, хотя уже не мог возглавлять войско. Царь сделал его правителем города Хлудова. Бывший воевода оказался хорошим правителем. При нём Хлудов стал свободным, вольным, богатым городом, где появилось много новых ремесленников, торговцев и купцов. И население города увеличилось в четыре раза за пять лет правления Хомякова. Через Хлудов ехали купцы с товарами с севера, востока и юга нашей страны и других стран по пути в город Староград, в столицу и дальше, в богатые западные страны. Здесь жили умелые ремесленники: кожевники, кузнецы, сапожники, скорняки, портные и прочие умельцы. Товары здесь были дешевле и лучше, чем в других городах. Мудрый правитель этого богатого города, бывший воевода Хомяков умер через пять лет. И тогда в Хлудове и в столице начались споры и распри среди бояр, богатых купцов, князей и их сыновей, кто теперь станет правителем в городе. Царь прекратил эти раздоры, попросив моего врага, князя Терентия Трубицына, сына великого военачальника, самому выбрать правителя в город Хлудов из достойных семейств нашей страны. Терентий никогда не воевал, не занимал больших постов и не делал великих дел, но был очень похож лицом и статью на своего отца. Царь сделал ошибку, приблизив к себе Терентия. Но не все дети вырастают равными своим родителям. И в хорошем стаде бывает паршивая овца. Ещё в детстве Терентий научился добиваться всего, что ему хотелось, не трудом и терпением, а хитростью и обманом. И стал водиться с такими же хлыщами — детьми из знатных семейств, которые были близки к царскому двору. И вот теперь Терентий понял, что наконец настало время получать деньги не самому, а с помощью своих прежних друзей. Это были Пахтурин и Бушков. Они так же не хотели работать и воевать, а хотели только жить в своё удовольствие. Они уже были с виду важными мужчинами, кичливыми и гордыми. Почуяв добычу, они могли притвориться кем угодно, и, ловко болтая, обманывать простых людей. Как говорится, «воры не родом ведутся, а кого бес свяжет».

Князь Терентий Трубицын добился указа от царя об их назначении в город Хлудов. Вместе с Пахтуриным и Бушковым он приехал в карете из столицы в Хлудов, собрал всех горожан на площади и прочёл указ царя. Затем он представил Ефрема Пахтурина, нового правителя города, толстого, лысоватого человека с круглым лицом, весело и добродушно улыбавшегося людям. Всем сразу понравился новый правитель, и люди поверили, что он добр, прост и с ним легко будет ладить. Понравился горожанам и новый судья Бушков. Это был рослый человек плотного сложения, с большой широкой бородой, пышными усами, маленьким лбом и мохнатыми бровями. Он так мрачно глядел, разглядывая стоящих перед ним горожан, что многие зашептали: «Строгий, грозный человек! Таким и должен быть судья!» А другие говорили: «Наш царь плохих людей не пришлёт!»

Честные люди не сразу разглядят хитрецов. Но были в Хлудове и воры в разных сословиях, которые каким-то образом сразу почуяли своих собратьев. Видимо, черти, которые живут в душах у таких людей, подсказали им. И теперь эти люди захотели поскорее встретиться с новыми судьёй и правителем и предложить им свои услуги. Четыре месяца хлудовцы жили спокойно, как и прежде. Но после по городу пошёл слух, что хан Мурляй обманул царя и собирается вскоре напасть с новым войском на страну и первым городом на его пути будет Хлудов. За это время новый правитель уже узнал от своих «собратьев», как и сколько зарабатывают ремесленники в городе и как можно обмануть их. Слухи о новом нашествии хана в городе усилились, и, чтобы «успокоить» людей, правитель объявил, что отныне каждый работающий человек кроме прежних податей должен ежемесячно отдавать ещё и четвёртую часть своих доходов в казну города, чтобы построить новые крепостные стены с башнями, ведь город вырос уже в четыре раза. Никто не хотел, чтобы хан снова напал на город, и люди послушно понесли деньги правителю и говорили: «Лишь бы не было войны!»

Прошёл год, но крепостную стену построили только на сорок саженей. И некоторые люди стали догадываться об обмане, несмотря на то, что весёлый и добродушный правитель очень любил поговорить о жизни с простыми людьми, ходить к ним на свадьбы и на праздники и плясать с ними.

Два строителя посчитали, что на такие деньги, которые получал от города правитель, можно было построить в десять, а может быть, даже в тридцать раз больше крепостных стен за год, да ещё три десятка башен. Купцы, которые возвращались из столицы и из других городов, где они побывали, рассказывали, что нигде в стране не платят таких денег правителям.

И в Хлудов постепенно съезжались жёны, тёщи, тести, свекрови, девери, шурины, сёстры, братья и прочие родственники правителя и судьи, которые потребовали, чтоб им строили новые дворцы, дома и кареты, и чтобы они были не хуже царских. Простой люд уже догадывался, что их обманывают, видя, как часто веселятся родственники правителя и судьи. Каретники, кузнецы, сапожники, строители и прочие жаловались друг другу, что родня правителя и судьи не платит денег за их работу. Сначала они платили половину цены, а после и вовсе перестали платить, обещая, что всё отдадут позже. Раз в полгода в город приезжал князь Терентий Трубицын, встречу с которым праздновали в пирах правитель и судья с роднёй. Они отдавали князю бОльшую часть денег. Обманутые люди не знали об этом, и, вспоминая отца князя, славного Филиппа Трубицына, шли с жалобами к его сыну. Он качал головой и говорил: «ПотерпИте немного, сейчас такое опасное время, и в столице так же живут, как и вы, и терпят, и никто не жалуется». Люди верили князю, и, вздыхая, уходили домой. Но некоторые стали посылать челобитные царю, описывая всё, что происходит в городе. А дьяк Головатый в царском дворце отдавал полученные челобитные тому же Трубицыну, который их прятал или сжигал, а после сообщал правителю Пахтурину, кто жалуется, и тех людей хватали и сажали в темницу. Ходили люди и к судье, веря, что он поможет, но он кричал на них, запугивал или обещал разобраться и наказать правителя.

2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии