Комментарий к Психософии

_____________________________________________



* На иллюстрации наглядный пример психопатологии, связанной с волевыми механизмами в психике человека. В Психософии они называются функциями.


_____________________________________________





Познакомившись  N-е количество времени назад с Соционикой и начав её изучать, я спустя некоторое время столкнулась с другой типологией, которая с некоторых пор стала едва ли не популярнее самой Соционики – Психософией.





~      ~      ~



ЦИТАТА:


«Психософия – типология, созданная А.Ю.  Афанасьевым в середине 80-х годов. В ней имеется четыре аспекта: Воля, Логика, Эмоция, Физика, которые можно условно сопоставить соответственно с четыремя сферами Бытия: Духом, Разумом, Душой и Телом. Любой из аспектов может стоять на первом месте в списке приоритетов (или иначе занимать первую функцию), на втором (занимать вторую функцию), на третьем или на четвертом (занимать третью или четвертую функцию), но при этом ни один аспект не может занимать два места одновременно у одного человека. То, на какую позицию попадет аспект, определяет, как он будет у человека проявляться, как человек будет относиться ко всему, что с ним связано, насколько субъективно ценным будет для него сфера этого аспекта.

--- Аспекты психософии ---

Воля — ощущения цели, смысла существования человека, его места в мире, восприятие жизненных задач и желаний. Воля – это стержень личности, движущая сила, которая заставляет изменять другие составляющие мира.

Логика — мир идей, всего того, что является продуктом деятельности ума человека вне зависимости от того, имеют ли они материальное воплощение или нет. Позиция Логики определяет степень субъективной ценности умозаключений, красоты и завершенности идей и концепций, вне зависимости от того.

Эмоция — сфера внутренних переживаний человека: чувств, эмоций. Кроме этого, Эмоция отвечает за отношение к искусству и красоте окружающего мира вообще.

Физика — мир всего материального. Позиция Физики отвечает за отношение собственному телу и его потребностям, важность обладания материальными благами, физическому труду и работе вообще, за биологическую агрессивность и готовность к силовому решению конфликтов.

--- Функции в психософии ---

Первая функция («молот») – основная функция человека. По ней он более всего уверен и воспринимает ее как наиболее ценную. В области этой функции человек часто проявляет себя с избытком, не замечая реакции окружающих.

Вторая функция («река») – нормативная функция. Наиболее умеренная и гармоничная, умеет соотносить свои интересы в данной области с интересами окружающих людей.

Третья функция («язва») – болезненная, беспокойная, неуверенная в себе. С одной стороны, человек испытывает потребность проявить себя в этой области, с другой – не уверен в своих силах и опасается критики и отрицательной оценки. С другой стороны, эта функция хорошо видит недостатки других в данной области и охотно их критикует.

Четвертая функция («пустячок») – наименее значимая для человека и поэтому спокойная и отрешенная. Часто по ней человек не имеет собственных предпочтений в данной области и легко подстраивается под чужие.



~      ~      ~






Ознакомившись с Психософией я пришла к мнению, что она не обладает достоинствами Соционики, а точнее – математической точностью и предельной конкретикой. Определения Психософии показались мне крайне размытыми, характеристики – туманными, как будто взятыми с потолка. При этом, если заглянуть в интернет-сообщества, посвященные соционике, то можно сразу же заметить, что количество постов, посвященных Психософии занимает как минимум 50% контента, а то и больше. То есть, людям интереснее обсуждать Психософию, чем Соционику. Почему так?..

- Почему так популярна Психософия, если она настолько неказиста?  – удивилась я.

Ну действительно: зачем придумывать кривой и шатающийся костыль для человека, который не страдает болезнями ног и прекрасно ходит и бегает? Соционика лично для меня является совершенным инструментом для понимания человеческой психики, она позволяет с минимальными погрешностями просчитывать поведение людей – зачем мне Психософия? Зачем мне усложнять процесс типирования, включая в него дополнительные размытые градации, если я прекрасно справляюсь с типированием и так?..

Но вот для других людей Психософия кажется даже более интересной, чем Соционика. Почитав обсуждения в соционических сообществах, пообщавшись вживую с людьми на соционических встречах, я наконец-то поняла, в чем заключается привлекательность Психософии для большинства людей: они используют Психософию для подгонки соционического ТИМа в случае неправильного соционического типирования.

Выглядит это так: человек, являясь, например, Сэнсорно-Этическим Экстравертом («Наполеон») страстно желает выглядеть для окружающих людей логиком. А логика у него болевая, то есть крайне слабая. Но логиком-то быть хочется! При типировании или прохождении соционического теста этот человек всеми силами разыгрывает из себя логика, говоря в ответ на вопросы не правду, а то, что он хочет о себе думать – в итоге, типирование действительно может выдать как результат ТИМ с логикой (например, Логико-Интуитивный Интроверт). Но человек-то в действительности логикой не обладает! И окружающие (да и он сам) замечают это – и что в таком случае остается им делать?

«Человек считает себя логиком, - рассуждают люди, - значит он логик! А то, что он не очень-то похож на логика, можно, наверное, как-то объяснить… Да, объясним все Психософией! Этот человек логик, но вовсе не логичный из-за того что у него третья логика и первая воля! Тогда все несоответствия можно подогнать под ТИМ и не надо будет париться!»

Вот благодаря таким людям Соционику считают лженаукой – потому что табунами по земле ходят этики с болевой логикой, которые утверждают что они логики. И глобальная проблема всех российских соционических школ в том, что зачастую сами руководители этих школ не умеют типировать правильно – и все дыры при неправильном типировании замазывают этой проклятой Психософией. Однажды я присутствовала на соционической встрече и там основательница местной соционической школы называла себя ЛИЭ («Джэк»), в то время как на самом деле была ЭИИ («Достоевским») – господи, если глава школы не может сама себя правильно протипировать, разве сможет она типировать правильно других???...

Не так давно смотрела видео, опубликованное на Ютубе одним из соционических центров, где проводилась групповое интервью ЛСЭ («Штирлиц»). В шок меня повергло то, что среди 5 участников этого интервью НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО ШТИРЛИЦА. То есть, все участники протипированы неправильно, но сидят и усиленно пытаются изображать из себя Штирлицев. Как можно называться центром Соционики, если ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ИЗ 5 ЧЕЛОВЕК ХОТЯ БЫ ОДНОГО ПРОТИПИРОВАТЬ ПРАВИЛЬНО?.. 
 

Ссылка на видео - https://www.youtube.com/watch?v=UVvsU06paHE 


В общем, в моих глазах Психософия была дискредитирована такими вот некомпетентными социониками, которые, не научившись пользоваться соционикой как математически точной моделью, пытаются свои ошибки прикрыть при помощи Психософии. Для меня всегда было сигналом не верить человеку, который, называя свой ТИМ, прибавлял: "А по Психософии я ТАКОЙ-ТО ТИП" – ибо если человек берет себе костыль в виде Психософии, значит он или сомневается в своем ТИМе или хочет казаться тем, кем он не является.

Однако, не так давно я проштудировала учебник по судебной психиатрии. И внезапно для самой себя обнаружила там описание психологических состояний, которые соответствуют Психософическим функциям… То есть, особенности, отраженные в аспектах Психософии имеют место быть (Афанасьев не взял с потолка идею о 4-х аспектах), но являются они частью психопатологических состояний – частью психологических комплексов, влияющих на отражательную функцию психики.

В психиатрии высшей форма психического отражения является МЫШЛЕНИЕ – что соответствует логике в Психософии. Низшая форма отражения – ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ  (соответствует физике у Афанасьева). Кроме этих двух форм, в психиатрии существует механизм Воли – он напрямую влияет на способность человека переносить стрессовые ситуации и полноценно функционировать (подавляющее число психических заболеваний в первую очередь разрушают волю человека – поэтому один из первых симптомов психического расстройства является депрессия, апатия, невозможность прикладывать усилия для выполнения повседневных обязанностей). Ну и про аспект Эмоций, который есть у Афанасьева, тоже можно найти упоминание в психиатрии: паталогия, связанная с эмоциями, также указывает на психическое расстройство - как на депрессию, так и на психопатию.

Словом, Афанасьев заметил реально существующие сдвиги в психологических состояниях человека, и решил, как говорится, организовать свою типологию – с блэкджеком и шлюхами. Однако, для того, чтобы его типология приносила хоть какую-то пользу, нужно, чтобы 100% людей в мире имели серьезные патологические изменения в поведении, потому что для здоровых людей эта типология бесполезна (исключая случаи, когда этик хочет выдать себя за логика). Почему именно серьезные патологические изменения?  – потому что слабые патологические состояния как правило исправляются психикой самостоятельно, без участия сознания, и поэтому не влияют серьезно на поведение человека; или может быть так, что человек некоторое время страдает от определенной психопатологии, однако со временем его психика стабилизирует сама себя и симптомы патологии пропадают.

Представим ситуацию, когда человек, находясь в состоянии активной действующей психопаталогии проходит типирование по психософии. Тест или типировщик выдает человеку результат: вот у тебя такая-то воля, такая-то физика т.д.  Человек смотрит на описание, кивает – мол, да, это так, я действительно так себя чувствую. Но спустя пару месяцев обострение проходит, психическая деятельность возвращается к нормальным значениям – и результаты типирования теряют свою актуальность. Бывает, конечно, что человек долгое время находится в состоянии психопатологического обострения (когда, например, постоянно живет в стрессовой среде – которая заставляет его психику постоянно функционировать в режиме: «Бей или беги») – тогда патология закрепляется в поведении и начинает восприниматься как норма, однако, опять же, это касается лишь небольшого процента людей в мире.

Как я уже сказала, на момент существования психопаталогии, Психософия может выявлять одни результаты у человека, а после выздоровления – совсем другие. Тогда смысл типировать человека по Психософии, если, по сути, его психологическое состояние может измениться и перестанет быть актуальным? По сути, Психософия при психопаталогиях совершенно бесполезна – тут прекрасно справляются терапевтическая психиатрия и психология.

И в очередной раз я вижу превосходство Соционики над Психософией. Потому что соционический ТИМ не зависит от уровня стресса в жизни человека, он не появляется внезапно посередине жизни человека в виде патологий восприятия и поведения и не уходит в никуда, когда психика справляется с патологическим состоянием. Человек может находиться в депрессии или прибывать в состоянии психического перевозбуждения – однако при этом его Тип Информационного Метаболизма останется неизменным.

Мое мнение: Психософия как типология – бесполезный механизм. Когда люди научатся пользоваться инструментами соционики как следует, то необходимость в кривом костыле в виде Психософии отпадет сама.


 


Рецензии