Знакомство со школьной шпаной 50-х

Миниатюра из сборника "На этой улице подростком"
Продолжение. Начало здесь: http://www.proza.ru/2019/05/20/1637
   

  На следующий день после того, как «кто-то» примочил мне в «сапатку», выхожу я из своего двора на улице Горская и направляюсь в школу, которая была неподалёку, между переулками Педагогический и Каляевский. 
На углу переулка Боевой поджидал меня пацан из нашего класса и говорит:
 
- Вчера Исай собирал кодлу и решили тебя сегодня отметелить.

- А хто такый Исай? И шо цэ такэ «кодла»? И як цэ «метелить»?

- Исай – это Толик Исаенко, вожак кодлы нашего класса, а «кодла» - такие же приблатнённые, как и он, только с других классов. Кореша они! Там и «Исай», и «Хачик», и «Джюля», и «Микит», и «Гендос», и «Аси», и «Бугай» и «Жеребец». Каждый день кого-нибудь заставляют воровать из дома и приносить в школу им деньги. Тем, кто не приносит «дань» - тут же устраивают «тёмную» в закоулках школы или в туалете.
 
- О цэ да! Так цэ ж бандюкы! И ты у тои «кодли»? Мабудь «Жэрэбэць»? – Он якый здоровый.
 
- Никакой я не «Жеребец», я – «Шаляпин», Саша Попов, живу в РИИЖТе в профессорском доме. Мне по пути, если хочешь, давай вместе в школу ходить. Вот тут на углу Горской и Боевого  я тебя буду ждать. Ты, Миша, смотри в оба, а то эти придурки и финку под ребро всадить могут.
 
Так состоялось моё первое знакомство с одноклассником не из «кодлы».
Я с Сашей шли по «Каляевскому». Там входа не было во двор школы, а была дыра в заборе. В ту «дыру» валом валили школьники, кому этот путь был ближе от дома. Неподалёку от той дыры встретили нас с десяток пацанов «кодлы».
 
Затронул меня пацан из нашего класса. Запомнился он мне на всю жизнь с прищуренными глазами, в которых светилась какакя-то хищная сила, словами:
 
- Ты, козёл, бабки есть?

- У мЭнэ нэ тилько бабкЫ е, и дидЫ, и дядькЫ и тёткЫ, а тиби якэ дило до их?
 
- Ты чё, козёл, прикидываешься? Давай бАбки я сказал. Не то тебе Гендос не только ещё раз сапатку расквасит, а и перо в бок вставит.
 
- А ты мэнэ нэ пугай, Исайка, чи як тэбэ. А Гэндос ваш дэ?
 
Исаено кивнул головой в направлении пацана из нашего класса, Генку Кошкина.
 
- Так цэ ты мини вчёра юшку пустыв? Пацаны кодлы начали паскудно лыбиться, а я и говорю:

- А сёдня хай твои дружкы подывяться, хто кому юшку пустэ.  Быться будэмо навкулачкы там жэ дэ и вчЁра, на второй пэрэменки, - сказал я и пошёл к входу в школу.
  Прежде чем драться «навкулачкы», должен выдать вам одну из множества тайн  - «военную тайну».  Живя в хуторе неподалёку от Александровского (Панского) леса, в котором во время войны базировались партизаны Азова и Александровки, я хотел в своей пацанячей жизни быть только партизаном. Поэтому и создал свой «партизанский» отряд имени Чапаева, где и был командиром.

Был в отряде и мой верный «Петька» - Шурка Копылов. Была и «Анька пулемётчица» - Лидка Бурдюгова. У «Петьки» после разрыва снаряда, из которого он добывал трубчатый порох, была одна нога короче другой и он не ходил, а «шкандылял». Но пацан он был сильный и мог завалить любого, кто и не «шкандылял».

При кулачных боях, которые меж хлопцами нашими (харьковчанами)  и соседнего хутора (полтавчанами) бывали, Шурка (по кличке «Брыгадный») как-то ловко приседал на свою короткую ногу и, крутнувшись в пол-оборота, другой ногой, как кочергой, цеплял ногу противника, делая подсечку, и, как бы в довесок, кулаком бил в глаз. От такого «фертеля» никто на ногах устоять не мог и «цюловав зэмлю» как говорили мужики на бригаде, где и жил Шурка «Брыгадный» со своей мамой и сестрёнкой.

Во время войны несчастная мать с детьми приблудились в хутор, где им отвели комнатушку на колхозной бригаде. На той бригаде кучковались и мы, хуторские пацаны, как в красном уголке, где было забавно среди взрослых. Мужики потешались, провоцируя нас на «навкулачку». Видимо, вспоминали своё детство, или войну, когда ходили в рукопашную на поле боя. На бригаде мы впитывали в себя многое, чему не учили в школе. Как говорится, «с кем поведёшся, от того и наберёшься».

Так что взрослый мат мы знали раньше и лучше, чем таблицу умножения. И много ещё чему учили нас бывшие фронтовики!

 Хромоногого «Петьку» с его «кочергой» при «навкулачках»  побаивались даже дюжие парни! Он был настоящий партизан! И меня, как «командира отряда», Шурка тренировал каждый день. Так что приёмчик  тот я освоил, много раз «нюхать зэмлю». Заветной мечтой нашего «партизанского отряда» было уйти в Кубанские «дыки плавни», но очутился в «плавнях» полудикого города «кодл» и урок, который они величали «Ростов-папа».

  Так вот – вызов Гендоса на «навкулачку» каким-то «чужаком», разнёсся по школе скорее цыганской почты. На вторую перемену площадка второго этажа была забита пацанами и любопытными девчонками. Все жаждали «навкулачку», предвкушая увидеть кровавую отбивную, которую Гендос гарантировал сделать из меня. На его бахвальство я ответил молниеносно:

- Падло, я тэбэ зараз научу як зэмлю нюхать! – и бросился на Гендоса. Он не успел и глазом моргнуть, как покатился по ступеням лестницы со второго на первый этаж. А на площадке меж этажами стоял гипсовый бюст вождя мирового пролетариата – дедушки Ленина, под тумбу которого и прикатился Гендос «нюхать зэмлю»!
Метод  «Петьки» - Шурки Копылова сработал безотказно, как тот взрыв снаряда, что укоротил его ногу. Рвануло так, что Гендоса отхаживала медсестра школы, пока не приехала «Скорая» и доставила его в больницу, где под рентгеном проявились переломы рёбер.
 
  Меня же немедленно доставили к директору школы, Тихону Алексеевичу, который мне сказал тихо-тихо:

- А ведь ты убить его мог.

Я же ещё не отошёл от «навкулачкы» и, зыркая глазами, как волчёнок, почти выкрикнул:

- Я их, гадив, усих научу зымлю нюхать. Хай тилько тронуть мэнэ!

«Навкулачка» принесла мне «славу» не только среди пацанов, но и девчонок. Сразу же образовалась «боевая группа». Я, Юрка Зубачёв и Витька Крылов, в боевом содружестве обспечивало безопасность, во всяком случае, ребят и девчонок  нашего класса. Правда, из моего класса такие как «Исай», «Гендос» и «Хачик», притихли, но злобу на меня затаили надолго.

Взрослея, вчерашняя школьная шпана держала и несла блатную «мазу» дальше, но об этом я расскажу в следующий раз.


Рецензии
Михаил, привет!
Твою биографию в том ключе, в каком она представлена в двух рассказах о школьных годах в Ростове-папе, нахожу очень яркой и интересной. Считаю, именно там началось твоя закалка и становление как настоящего мужчины. Если ты свою родословную (историю своего рода) сдобришь такими рассказами (не только о себе, но и о других своих родичах), то она превратится в автобиографический роман, пусть не дотягивающий до бестселлера, но, без сомнения, привлекательный, интересный и активно читаемый.
Так держать и дальше. Успехов!!!

Только зелёная.

Вадим Прохоркин   26.05.2019 07:56     Заявить о нарушении
Благодарю, Вадим, за поддержку моей задумки написать родословную именно в таком ключе. Если Бог даст ума и сил, постараюсь воскресить дорогих мне родичей, вплетая их жизнь в историю моей РОДИНЫ.

Ещё раз - спасибо, и наилучшие тебе и твоему семейству пожелания.

Михаил Ханджей   25.05.2019 17:44   Заявить о нарушении
Значит только вперед и только успехов!
За пожелания спасибо. Тебе и твоим близким тоже всего наилучшего!
Обнимаю -
Вадим

Вадим Прохоркин   25.05.2019 18:12   Заявить о нарушении
Вадим, как ты находишь, если о своих родичах (разных фамилий)я буду в общий текст вкрапливать вот в таком духе как в "...на побывку едет молодой моряк... в разделе "Юмористическая проза"?

Естественно, когда всё мною, с божьей помощью, будет сводиться в единую работу, редактирование будет, но пока так. Я спрашиваю у тебя не только как имеющего опыт в написании родословной, а ещё как у человека способного оценить нечто необычное, а свою работу я именно таковой и нахожу. Ты у меня как бы первый редактор, перед которым я снимаю шляпу за ум, честь и совесть.

С добрыми тебе с супругою пожеланиями.

С добрыми

Михаил Ханджей   27.05.2019 19:45   Заявить о нарушении