Российское государство 31

 Очерк истории восьми диктатур (862–2000–20??)

     МОЯ ЗЛОСЧАСТНАЯ РОССИЯ

 Автор Игорь Бестужев-Лада.

Игорь Васильевич Бестужев-Лада(1927-2015), советский и российский учёный, историк, социолог и футуролог, специалист
в области социального прогнозирования и глобалистики. Доктор исторических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат золотой медали Н. Д. Кондратьева 2001 года «за выдающийся вклад в развитие общественных наук».
Автор нескольких десятков монографий и брошюр, свыше двух тысяч статей в периодических изданиях.

  https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бестужев-Лада, Игорь Васильевич

             СОВЕТСКИЙ  СОЮЗ (1917-1991)

   «Диктатура пролетариата»(чиновничье-номенклатурного)

Продолжение 31 очерка.
Продолжение 30 http://www.proza.ru/2019/05/21/1361

 «На юге в Северном Причерноморье и в Крыму оставалась еще белая армия П. Н. Врангеля. Собрать против неё подавляюще превосходящие силы красным было теперь еще легче. В упорных боях белые были разбиты и отступили в Крым за укрепления на Перекопском перешейке. В ноябре 1920 г., не считаясь с огромными потерями, красные лобовыми атаками и форсированием мелководного залива Сиваш опрокинули белых и ворвались в Крым. Кто из белых смог – эвакуировался на судах Антанты. Кто не смог – сложил оружие, положившись на честное слово красных. Нашли, на кого положиться!  Многие тысячи безоружных «беляков» были зверски утоплены в море.

 В 1921-22 годах красные сломили сопротивление белых на Дальнем Востоке и заняли Владивосток. Гражданская война  1918-1922 годов в России закончилась победой красных. К 1921 году на Дальнем Востоке ещё шли бои с остатками белых армий, но было уже ясно, что Гражданская война выиграна большевиками. Победа досталась красным дорогой для страны ценой. Страна лежала в развалинах. Трижды ограбленное сельское хозяйство было при последнем издыхании. Летом 1921 года была засуха, неурожай и голод в Поволжье, охвативший территорию с населением в 35 млн. человек.

 Это было первое из трех таких стихийных бедствий подобного масштаба в первой половине ХХ века, остальные два произошли в 1932-33 и 1946-47 годах. Причём первое вряд ли можно назвать стихийным, это было скорее рукотворное, точнее, злодейски-рукотворное. Как позже, в 1990-х годах, остановилось большинство промышленных предприятий, были нарушены экономические связи. Транспорт работал с перебоями. Паровозы топили дровами. Сотнемиллионные купюры вконец обесценились. Город сидел на карточках. Процветал «чёрный рынок». Всё это, вместе взятое, носило официальное название «военный коммунизм», а неофициальное – «разруха».

 И это еще не все. Против горстки фанатиков, засевших в Московском кремле, поднялась практически вся страна. По сути, началась Крестьянская война, четвертая по счёту, если считать Болотникова, Разина и Пугачёва. Начались забастовки рабочих. Появился миллион безработных. Наконец, Кронштадтский мятеж (март 1921 г.) показал ненадежность 5,5-миллионной Красной армии.

 В марте 1921 года Ленин настоял на переходе от «военного коммунизма» к «новой экономической политике» (НЭП). Фактически это была первая «перестройка», сегодня мы переживаем седьмую, попытка совместить преимущества капитализма с сохранением утопии «казарменного социализма». «Продразвёрстка», трехлетние реквизиции крестьянского урожая, была заменена «продналогом». Разрешено частное предпринимательство, и возник класс новой буржуазии («нэпманы»), открыты нормальные рынки, резко сузившие сферу «чёрного рынка», наконец, «дензнаки» заменены конвертируемыми червонцами, обеспеченными золотом.

 Всё это на целых семь лет оживило экономику и культурную жизнь страны, которая поднялась почти на уровень дореволюционной. Правда, не стоит забывать, что основные рычаги власти остались в руках фанатиков-большевиков, продолжавших жить надеждой на «мировую революцию». Кстати сказать, тысячи из них покончили с собой, видя в НЭП-е отказ от своих идеалов. И репрессии продолжались, как прежде.

 В Соловках на базе разгромленного монастыря был устроен СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), через который за три десятилетия прошло более миллиона заключенных, многие погибли там. Сеть таких лагерей постепенно охватила всю страну. А. И. Солженицын метко назвал её «Архипелаг Гулаг» (Главное управление лагерей НКВД). Пока что она охватывала сотни тысяч заключенных. В следующем десятилетии счёт пошёл на миллионы. Подчеркнём еще раз, что в принципе большевики сохраняли курс на «мировую революцию». Ленин публично обещал, что «молодое поколение будет жить при коммунизме».
 В мае 1922 года Ленин тяжело заболел. У него обнаружилась тяжелейшая болезнь головного мозга. Поэтому встал вопрос о преемнике. Решено было разделить функции вождя. Обязанности председателя правительства вместо Ленина  стал исполнять А. И. Рыков, обычный партийный функционер, неспособный стать лидером партии. Систему «советов» с 1919 года возглавлял М. И. Калинин, бесцветная фигура, приспособлявшаяся к любому лидеру. Наконец, для делопроизводства собственно компартии был создан пост генерального секретаря (генсека), поначалу планировавшийся только для координации текущей оргработы.

 И на этот казавшийся чисто техническим пост был поставлен устраивавший большинство членов ЦК малозаметный и малоавторитетный И. В. Сталин, в то время, как и Калинин, всего лишь «тень Ленина». Никому не приходило в голову, что в руках генсека сосредоточиваются кадровые дела и что он начнёт ставить на ключевые посты «своих» людей. В результате уже через несколько месяцев позиции Сталина настолько укрепились, что он стал соперником наиболее вероятного (по авторитету в партии) преемника Ленина, Л. Д. Троцкого, в руках которого была армия и несколько крупных партийных организаций, начиная с петроградской, вообще парторганизаций  ряда крупных городов, исключая Москву.

 Политическая фигура Троцкого была еще более ужасна, чем Ленин. Он был еще более страстным фанатиком «мировой революции», и трудно сказать, какие кровавые авантюры пришлось бы пережить России (которую он считал, образно говоря, «удобрением мировой революции»), если бы он дорвался до власти. Однако Троцкий не учёл реального соотношения сил в правящих кругах. За Сталиным, с его лозунгом «построения социализма в одной, отдельно взятой стране» встало подавляющее большинство нового высшего класса общества – партгосчиновников разного уровня, от районного и областного до общегосударственного.

 Эти чиновники к тому времени обзавелись роскошными квартирами и дачами, прислугой и автомашинами, «спецпайками» и «спецбольницами», «спецсанатариями» и даже «спецгаремами» в лице секретарши и буфетчицы, в дополнение к собственной супруге. Формально в стране существовала «диктатура пролетариата». Фактически это была диктатура партгосчиновников – номенклатуры ЦК, обкомов и райкомов партии. Именно эти люди решили судьбу поединка Троцкий – Сталин. Троцкий был сначала сослан, затем выслан заграницу и, наконец, уже в 1940 году, как водится в мафиозных кругах, убит подосланным киллером, который, что знаменательно, получил за это орден Ленина. Фактическим главой государства стал Сталин.

 Последним крупным мероприятием Ленина в 1922 году было создание СССР – Союза Советских Социалистических Республик: РСФСР, Закавказской СФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР. Как и при введении НЭП-а, Ленин настоял на этом решении вопреки большинству ЦК компартии. В данном случае он исходил из своей навязчивой идеи о «мировой революции». Действительно, невозможно было себе представить, чтобы в РСФСР вошли германская, французская, английская и т. д. социалистические республики. Между тем, герб СССР недвусмысленно изображал весь земной шар, перекрещенный серпом и молотом, увитый лентами с надписью союзных республик.

 Со временем число союзных республик возросло с четырех до шестнадцати. В некоторых из них появились автономные республики, автономные области и национальные округа. Сталин, как и большинство членов ЦК, был вначале за сохранение РСФСР, но потом махнул рукой. Он понимал, что всё это фикция, потому что на самом деле вся власть сосредоточивалась в руках секретаря компартии республики, области, района, жестко подчинённых генсеку, который смещал и назначал любое начальство по своему усмотрению (где надо – с инсценировкой выборов).

 Внешне эта четырехзвенная иерархия тоже выглядела привычно. В мире того времени все государства тоже делились на великие державы с их послами, просто государства с их посланниками, малые государства с министрами-резидентами и зависимые государства с консулами. Подчеркнём, что СССР на всём протяжении своего существования был самым унитарным государством в мире.

 Никому не приходило в голову, что через несколько десятилетий эти «мины замедленного действия» начнут взрываться одна за другой, что две союзные республики (Азербайджан и Армения) передерутся из-за автономной области, еще одна республика (Молдавия) вступит в конфронтацию со своей автономной областью и еще одна (Грузия) окажется в состоянии войны с автономной республикой и автономной областью. Не говоря уже о развале СССР и переименовании его в непонятный (разумеется, тоже фиктивный) «Союз Независимых Государств».

 Продолжение очерка в следующей публикации.

  22.05.2019


Рецензии