В поле не воин

В образовательном поле Израиля.

Один.

Потому что образовательное поле Израиля - подчиненный компонент бо-о-ольшой политической системы.

I. Бо-о-ольшая политическая система.

Снова и снова концептуально обрисовываю ту контекстную систему, вне которой не имеет смысла обсуждать практически никакой элемент израильской жизни.

В ментальности евреев издревле укоренилась и поддерживается тысячелетиями жизненная парадигма: социальные верха, используя манипулятивное религиозное и светское управление низами, сдают низы под угнетение и уничтожение более сильным соседним народам и этим получают для себя возможность и качество существования.

В наше время «соседи» Израиля - весь мир, в котором нарастает межцивилизационное противоборство.

Еврейским населением Государства Израиль осуществляется, осознаваемо и не осознаваемо, две стратегии. Огромная часть населения, в соответствии с традиционной ментальностью и ведомая манипулирующим руководством, реализует указанную традиционную парадигму. Значительно меньшая часть пытается, тоже осознаваемо или интуитивно, не вести себя и остальной народ к предопределенной гибели под ногами гигантов-участников межцивилизационного противоборства, - пытается искать и реализовать жизнеспасительное маневрирование.

Ну, а в моем непосредственном «жизненном пространстве» /скоро меня заплюют и выгонят :)/ - в сообществах неинтегрированных страной бывших советских ученых и специалистов - выделяются свои маргинальные манипулянты, которые играют на уродстве наших человеческих душ - сосредоточенность на личном праздном проживании, отвлекаясь от гибельной перспективы собственных детей-внуков-правнуков и израильского еврейского населения в целом.

В контексте угрозы военной схватки глобальных гигантов «союзные» интересанты («союзные» - потому что уничтожение Государства Израиль для них не является самоцелью, а в кавычках - потому что Государство Израиль на случай масштабной войны является для них «расходным ресурсом») отводят две роли для израильского населения:

- концентрация высококачественного интеллектуального ресурса в компактных организационных структурах типа старт-апов с высокой эвакоспособностью. Носители ценных компетентностей, оборудование и материалы могут быть оперативно эвакуиированы с угрожаемой территории;

- два эшелона притормаживания и ослабления вероятного противника «Запада». Первый эшелон это боеспособная часть населения, численно существенно уступающая противнику и потому обреченная на гибель. Второй эшелон это небоеспособное население, традиционная вакханалия глумливой расправы над которым на какое-то время задерживает и изматывает противника.

Обозначенная стратегическая перспектива предопределяет отношение «союзных» влиятельных интересантов и их внутриизраильских партнеров к назначению израильской системы образования. Логично предположить следующие ожидания этих интересантов и внутриизраильских партнеров в отношении образованности (имея в виду сочетание интеллект + нравственность + воля) израильтян:

1.Израильтяне не должны быть настолько образованы, чтобы поставить и решать задачу «справедливого» партнерства с «Западом». Партнерства, при котором израильская территория и израильское население рассматриваются как плоть от плоти с «западным»; военная защита израильской территории и населения осуществляется совместными усилиями с использованием военного персонала «союзников», а, в случае необходимости отступления с этой территории, израильское население своевременно и обустроенно эвакуиируется, как если оно действительно является сродственной частью «западного» мира.

2.Израильтяне должны быть целенаправленно подготовлены (интеллектуально обучены, ориентированы и побуждены) к тому, чтобы предельно использовать ресурс боевитости в отражении антизападного наката и, по исчерпании боеспособности, сдать свои семьи, как это было на протяжении двух тысячелетий, под вакханалию проходящего захватчика.

II. Один из «проектов» для израильского образования

В доступной моему ограниченному взору перспективе, уже более четверти века многие бывшие советские ученые и не ученые пытаются быть полезными или попиариться предложениями к усовершенствованию или радикальному улучшению израильского образования.

В эти дни прочитал и прослушал статью и доклад Николая Голубева. Электронный журнал «Наука и жизнь Израиля», публикуемый Олегом Фиговским (главка «К пониманию фигуры эксперта», http://www.proza.ru/2018/10/12/1288), представил автора и докладчика:

- профессор, закончивший в 1972г. Факультет хорового дирижирования СПбГУКиИ, в 1975 году психологический факультет Ленинградского Государственного Университета, защитил кандидатскую диссертацию в НИИ Художественного Воспитания (Москва, АПН СССР); в 1989-1996 гг. ассистент, доцент, профессор РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург); в 1990-1992 году стажировался и читал лекции в Мэрилендском Университете (США). В Израиле с 2015 г. и здесь он действительный член академии ИНАРН, ассоциированный исследователь Института Евро-Азиатских Еврейских исследований (IEAEI, Израиль). Автор 9 монографий по проблемам психолого-педагогической диагностики и методологии педагогических измерений. и более 50 статей на русском и английском языках в Израиле сфокусировал свой научный интерес на анализе системы школьного образования - за 4 года издал 6 статей о проблемах израильского образования.

Для меня знакомство с проектом профессора Николая Голубева его интеграции в Израиль началось чтением авторской статьи «Синергетическая парадигма педагогической диагностики», Вестник ИНАРН, апрель 2018 г.

С опорой на цитату из авторитетного труда Томаса Куна, бывшего профессором Калифорнийского университета в Беркли, университета в Принстоне, в Массачусетском технологическом институте, - Николай Голубев определяет современный глобальный кризис, как побуждающий к смене парадигмы педагогической диагностики.

Цитирую профессора: «Для нас важна мысль Т.Куна о том, что накопление «аномалий» вызывает кризис, который ведет к смене парадигм».

По отношению к традиционной парадигме выживания еврейских общин на территориях рассеяния - выживание путем сдачи верхушечной часть общины низовых масс под угнетение и уничтожение - парадигма выживания общины в целом путем выявления и осуществления особо «умного» маневра, действительно, явилась бы аномальной.

Озабоченный утверждением себя, как педагогического диагноста, он не разглядел тот развивающийся кризис в мировом сообществе, который несет смертельную опасность народу Государства Израиль.  Декларирует неполное, а потому - неверное определение «кризиса, в котором мы живем»:

- «вторая великая миграция народов, смена векторов культур одновременно с возникновением глобальной системы
коммуникации».

III. Там, где для него светло

Вспоминается известный анекдот. №-10029365 по https://www.anekdot.ru/id. 
Пьяный мужик что-то ищет под фонарем. Тут к нему под ходит милиционер и спрашивает: "Что вы тут делаете?" Мужик отвечает: "Ключи от квартиры ищу". "А где потерял?". "В парке". "А зачем здесь ищешь?".
"А здесь светлее ".

Просмотрел два доклада Николая Голубева, сделанных прктически в одни и те же дни, на:

- междисциплинарной научной конференции «Многофакторные подходы к формированию комфортной среды», г. Нетания (Израиль), 15 ноября 2017, есть в интернете;

- научно-практической конференции «Общество, окружающая среда и экология», г. Ашдод (Израиль), ноябрь 2017г., есть в интернете.

Рассматриваются проблемы, «определяющие отсталость и неэффективность системы образования в Израиле.  Большое внимание уделяется необходимости внедрения инновационных методик преподавания и целей, которые ставит современная педагогика. Акцентируется экстренная необходимость подготовки учителей со степенями бакалавров и магистров для работы в современной школе. Подчеркивается важность не на словах, а на деле государственной
политики в области образования».

На мой взгляд.

Адекватно реалиям, можно различать три позиции в оценке уровня системы образования в Израиле:

a)позиция влиятельных интересантов. Система образования в Израиле, в пределах допуска, вполне соответствует указанной метастратегической цели - эффективно использовать территорию и население Государства Израиль в противоборстве с иноцивилизационным противником.

b)позиция поверхностных наблюдателей типа Николая Голубева и имитаторов ученности Льва Прейгермана, Михаила Козлова («Универсал интеллектуального гетто» http://www.proza.ru/2018/04/21/180, «Явные признаки аферы» http://www.proza.ru/2018/10/24/1906). Система образования в Израиле показывает признаки отставания от уровня, который должен быть у образовательной системы благополучного государства, участвующего в сотрудничестве и мирном соревновании с другими государствами. Наличие этих признаков дает этой группе наблюдателей возможность демонстрировать свою ученность, профессиональную и гражданскую озабоченность.

c)позиция тех предполагаемых израильтян, которые, вопреки традиционному еврейскому менталитету, видят гибельную перспективу метастратегии цивилизационных «союзников» и пытаются, опять-таки, вопреки укорененной за тысячелетия традиции, найти и осуществить общенародный маневр для спасения всей нации при вызревании угрозы глобальной военной схватки на территории Израиля.

Носителем третьей позиции мне представляется премьер Нетаниягу, которого всячески пытаются уничтожить внешние интересанты с первой позицией + внутриизраильские приспособленцы к ним и, в силу интеллектуальной и нравственной несостоятельности, субъекты второй позиции (сборник "Проблема выживания современного Израиля", 1916 г.).   

Цитирую профессора, академика «досуговой» (мое определение) Академии ИНАРН.

«Новая реальность требует нового подхода к образованию. От освоения суммой знаний школа должна переходить к обучению навыкам принятия решений в условиях неопределенности. Учащиеся должны овладеть способностью креативно и критически мыслить, проявлять когнитивную гибкость.
У школы возникает дихотомия задач – с одной стороны необходимо сформировать навыки самостоятельного мышления, осознанного принятия решений, умений, позволяющих находиться на самом передовом фланге освоения современных технологий.
Но свойственная многим людям погруженность в интернет-реальность, по словам Дугласа Рашкоффа, вызывает значимые последствия, воздействуя на сознание, в первую очередь на детскую аудиторию, у которых значительно ослабевает желание запоминать важную информацию».

Из поля зрения академика ИНАРН упущена подсистема системы факторов, обуславливающих потребные качества образовательной деятельности - политические факторы. Потребные качества образовательной деятельности определяются не только и не столько непосредственно экономическими потребностями с развитием науки и техники, здесь определяющее влияние оказывают интересы политических сил. 

Для уверенного существования нации и государства в международном контексте, действительно, «необходимо сформировать навыки самостоятельного мышления, осознанного принятия решений, умений, позволяющих находиться на самом передовом фланге освоения современных технологий». Но для врагов нации/государства, эгоцентричных влиятельных «союзников» и их пособников внутри нации/государства такие навыки и умения у ОБРЕКАЕМОЙ ими нации/государства - противоречат интересам: при таких навыках и умениях нация/государство, несмотря на принципиально малые размеры, может найти и осуществить маневр вывода значительной части народа из-под непосредственной схватки цивилизационных гигантов. Гиганты будут решать свои проблемы, прежде всего, за счет своих потерь.

IV. Системная взаимообусловленность господствующей политики и образования

Подсказывает российский социолог

Суровов Сергей Борисович, 2012 доктор социологических наук, профессор, ректор Саратовской государственной юридической академии.

«Развитие образования в современных условиях зависит от многих факторов, связано со многими аспектами общественного развития. Существенное воздействие на образовательный процесс оказывают экономика и культура, идеология и международная обстановка и особенно — политическая система. Именно политическая система определяет масштаб всех остальных влияний. Исследование процесса политического воздействия на образование, взаимодействие образования и политики представляет научный и практический интерес».

Имеется в виду ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ  политическая система - поле влиятельных политических интересантов, по отношению к которому видимая административно-политическая структура может быть просто камуфлирующим прикрытием.

Цитируемый российский социолог отмечает:

«при изучении проблем развития образования в различные исторические периоды, в разных странах подавляющее большинство отечественных авторов фиксируют внимание на нескольких традиционных направлениях:

- законодательстве об образовании, структуре образовательных учреждений,
материальной базе,
- содержании и методической стороне процесса обучения,
- подготовке и положении преподавательских кадров,
- качестве образования.

Однако связь образования с политической властью рассматривалась в самом общем виде. Вопросы

- политической направленности образования,
- развития системы образования в связи с особенностями политической системы,
- государственного устройства,
- взаимодействия различных политических систем с образовательными системами

не получают должного освещения».

Примениельно к Израилю я рассуждаю следующим образом.

«Общество» не является определенным интересантом - оно нецелостно, внутренне противоречиво. Общество сначала нужно представить как систему, тогда можно содержательно его рассматривать.

Сегодня поддержание современного уровня образования возможно только в результате целенаправленной государственной политики. Израилю нужна эффективная система образования, иначе он не сможет сохранить своего самостоятельного положения в мировом сообществе, а в худшем варианте может даже утратить экономическую и политическую независимость.

Повышение эффективности образовательной системы — многопрофильная и долговре
менная задача, от решения которой зависит конкурентноспособность страны для Израиля - выживаемость; его конкурентоспособность - в маневре с «западом» и «исламизмом». Она требует радикального увеличения финансирования этой отрасли, совершенствования ее структуры и управления, использования новых передовых технологий и методик.

Для тех влиятельных израильских интересантов, интересам которых соответствует консолидированное, под их стратегию, израильское общество с единым /в соответствующем варианте/ образовательным пространством с учетом особенностей национальной культуры /соответствующих и противодействующих их целевой концепции/... потребно развитие образовательной системы с учетом четкого распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

Современное состояние системы израильского образования характеризуется, скорее, сдержанным влиянием на развитие общества как из-за противоречий внутри самой системы, так и за ее рамками. Опираясь на такую внутренне противоречивую систему образования, государство в то же время возлагает на нее задачи реформирования общества. Очевидно, что решение этой проблемы требует не только устранения противоречий, но и объединения усилий всех общественных и государственных органов управления на основе происходящих в образовании модернизационных процессов: для достижения идеальной цели — стратегического развития общества на пути выживания в угрожающих условиях нарастания межцивилизационного противоборства.

Взаимоотношения политики и образования протекают в разных формах. Обе эти сферы активно и постоянно влияют друг на друга: при равновесии влияния господствуют согласие и сотрудничество, при нарушении этого баланса возникают столкновение интересов, конфликт и даже борьба между сферами. Но преимущество здесь, как правило, у политической системы. Поэтому при возникновении конфликта 
«ущемленной» стороной выступает образовательная сфера, которая может обращаться за поддержкой ко всему обществу, однако, общество таково, какое есть.

Возможности влияния у политики обширнее, мощнее и эффективнее. Она влияет на образование, прежде всего, через (подсказывает интернет):

а) законодательство (встраивание всей системы образования в определенные рамки, а его сотрудничество с другими общественными структурами — в регламентированные нормы. Монополия государства на законотворчество позволяет ему осуществлять правовое регулирование образовательной системы);

б) финансирование (здесь не все определяется государственными органами и структурами политической системы, чаще всего они играют решающую роль в финансовом обеспечении образовательных учреждений и задают тон в определении основных направлений их развития);

в) государственную идеологию (способна либо возбуждать, либо подавлять интерес и стремление населения к образованию. В использовании этого фактора политическая система активно применяет средства массовой информации, национальные традиции, факты международного характера, научные концепции и целевые установки);

г) администрирование (его методы наиболее быстродействующие и в то же время наиболее конфликтные. Они чаще, чем другие способы влияния, вызывают разрыв существовавших контактов и начало противоборства. При любой политической системе использование административных способов влияния на образовательную сферу требует осторожности и прогнозирования возможных социально-политических и иных последствий).

Влияние образовательной системы на политическую сферу общества имеет меньшие возможности, но при стратегических расчетах их можно оценить как весьма основательные, действенные и определить как фундаментальные факторы воздействия.

Во-первых, это влияние на формирование общей и в т. ч. политической культуры населения. Именно в сфере образования рождаются новые парадигмы политического, экономического, культурологического мышления, которые затем трансформируются в направления нового мышления и соответствующих общественных действий, возникают, развиваются и утверждаются новые политические традиции, новые элементы политической культуры.

Во-вторых, непосредственное участие образовательной системы в формировании политических элит - некоторые образовательные учреждения готовят управленцев высшего уровня, многие подпитывают политическую элиту различными разработками, идеями.

В-третьих, политико-правовое просвещение и воспитание самых широких слоев населения, формирование таким путем политически убежденной и активной личности.

В-четвертых, в стабильно развивающихся странах образовательная система постоянно воспроизводит политическую - воспроизводит, хотя и в трансформированном виде, иерархию социального мира с делением на уровни, соответствующие делению на социальные страты, на специальности и профессии, отражающие разно образие социального деления (Бурдье П. Социология и политика. М., 1993. С. 32).

Действительно, образовательная система постоянно скрепляет политическую систему и содержанием обучения, и структурой образовательного процесса, и
утверждением определенных, сложившихся социально-политических отношений. Непрерывно связывая поколения граждан, система образования как бы распространяет во времени важнейшие характеристики политической системы и преобладающее отношение к ней со стороны общества.

Предполагаю, что образовательная система в Израиле поддерживает извечную политическую парадигму еврейской общины. Сегодня это грозит очередной масштабной катастрофой.

V. Вывод

В пространстве досуговых израильских сообществ бывших советских ученых и специалистов отсутствуют действительные научные компетентность и добросовестность. Утвердились имитация и карьерное политиканство. Это не только зряшное расходование некоторого потенциала маленького Израиля. Это прямой вред государству и народу тем, что а) обращениями в реально действующие структуры (министерства, университеты, парламентские партии и т. д.) отвлекается время и силы этих структур, б) провоцируются недоброкачественные проявления этих структур, формирующие ложные ориентиры для общественности (пример - пафосные одобрения откровенно глупым публикациям).


Рецензии