Разрушающая любовь. Новелла 1. Нерон и Поппея

                Этюды о разрушающей любви.
Новелла 1. (предисловие)
При формировании межличностных отношений (дружба, половая связь, семья) не стоит полностью поддаваться чувствам; это — опасно.  Еще хуже при выборе партнера подчиниться чужой воле, и пойти на поводу мнения большинства, традиций, рефферентной (морально господствующей) группы. Также стоит помнить, что за деньги, ни дружбы, ни любви не купишь.  Быть захваченным влечением, в основе которого лежат химические реакции и примитивные инстинкты  унизительно для личности.  Неконтролируемая разумом страсть всегда приводит к осложнениям разного рода. Влечение проходит, а человек остается. За неправильный выбор приходится долго и тяжко расплачиваться.  Момент призрачного счастья может погубить жизнь.
    Недаром время усиленного взаимного влечения измеряется месяцем, который называют медовым. В одном из рассказов Чехова сказано примерно следующее: «Их медовый месяц  продолжался уже шестьдесят дней». Под этим ссылка от автора: «Не верю!». Японцы, во всем доходящие до максимума, зная, что совместное слияние вещь недолгая, придумали совместные (двойные) самоубийства, пытаясь поймать и сохранить навсегда счастливый момент.
Вопросы личной жизни являются глубоко интимными, и при их решении должна царствовать свобода воли. Но свободная воля должна, как известно, ограничиваться разумом. При любви интересы двух индивидуумов совпадают, что подтверждается разумом и чувством.
Другое дело – страсть. Человек, охваченный страстью, фактически не осознает, что делает. Он не способен рассуждать и самостоятельно мыслить и действовать. Это является следствием полного подчинения чужой воле или захваченностью идеей (мономания). Здесь мы имеем дело с болезнью, застрявшим на высшей точке аффективным состоянием. Если говорить психиатрическим языком, то страсть – это патологическое влечение, при котором резко снижены тормозящие функции коры головного мозга. Предметом страсти может быть не только человек, но и предмет: деньги, прекрасно описано это состояние Пушкиным в «Пиковой даме», «Скупом рыцаре» или некий процесс, например рулетка, карты («Игрок» Достоевского). Страсть, как каждый психоз, отнимает много душевных, физических сил, и часто заканчивается официально признанным сумасшествием. Людей, попавших в подобный ураган нельзя оценивать с позиций разума, а тем более судить, их можно только наблюдать, и, по возможности изолировать от окружающих и самих себя.
Дружбу можно рассматривать как платоническое, а, в случае мужчины и женщины заторможенное, влечение.
Эти состояния: влечение, дружба, любовь, страсть, надо пытаться различать. Так в жизни Марии Стюарт были: глубокая дружба (Франциск 2), влечение (Генри Дарнлей), страсть (Босуэл), а вот любви, похоже, не было. Она могла бы полюбить отца (Иаков 4), но он умер сразу после рождения наследницы.
    Возьмем несколько драматических коллизий из истории, в которых именно неправильный выбор партнера, потакание болезненным страстям, стремление к власти и эгоизм привели к фатальным последствиям. В то же время автор расскажет об известных ему случаях из нашей повседневной жизни. Эти практически никому не известные истории не менее интересны. 
О любви мы говорить не будем. Мне кажется, что в описанных ниже случаях о любви не было и речи, потому что любовь — это нечто противоположное болезненному эгоизму, который захватил большинство людей. Любовь – это уникальное явление, многим не знакомое. Она не бывает односторонней, всегда взаимна и не подвержена тлетворному влиянию времени. Апостол Павел ставил любовь выше других светлых чувств (вера, надежда). С другой стороны, обуревающие нас страсти, накатывающие как волны, и так же уходящие, оставляя лишь разочарование. Это  –  смертельно опасные игры в любовь.
    Еще Аристотель говорил, что страсти необходимо умерять разумом, чтоб прожить долго и достойно. Возникает мысль, что основная причина описанных ниже катастроф — это нежелание или неумение заранее предвидеть результат такого значимого поступка, как выбор партнера. Воистину, страшно наказывают ошибки на этом пути. Я уверен, что все герои представленных ниже рассказов при наступлении трагической развязки весьма жалели о внутренней слабости, приведшей к роковой ошибке, и мечтали повернуть все вспять; но это,  к сожалению, невозможно.
    Вот характерный пример. Одна из многочисленных жен английского короля Генриха восьмого  — Анна Болейн завела романчик с пажом. Их быстро накрыли;  мир не без добрых людей, которые сообщили о легком адюльтере. Я абсолютно убежден, что когда с молодого красивого дворянина живьем сдирали кожу, он горько пожалел о флирте с королевой, который так тешил его самолюбие.  Впрочем, он успел это сделать накануне казни во время бесчеловечных пыток. Красавица Анна, несомненно, проклинала свою неуместную ветреность, когда готовилась к отсечению головы. Для этого она попросила принести ночью в камеру брусок, на который утром придется класть голову. Своеобразная тренировка.
Еще один пример: многим известная, в основном благодаря гениальному роману Дрюона, история Нельской башни. Две золовки короля Франции Филиппа Красивого завели любовников  —  конюших. Предлагали присоединиться и третьей, но та, наблюдая за всем с интересом и завистью, отказалась. Эта спасительная осторожность спасла ей жизнь, и позволила со временем стать королевой. Учитывая характер этих особ, можно предположить, что любовниками могли быть и другие красавчики, которыми кишел французский двор. Но именно эти позабыли, что кроме красивого, Филипп имел прозвище — Железный, и в случае поимки им не стоит ждать пощады. Кто и как сдал не важно, «Сколько веревочке не виться…» и т.д. Об этом, по большому счету, не нужном романе, у несчастных братьев было время поразмыслить в пыточных застенках и на эшафоте, а у развенчанных принцесс в тюрьме.
Любить всякого рода королев можно только как граф Орлов и ему подобные: открыто и получая роскошные подарки и должности. Он, и ему подобные, любил женщину, обладавшую абсолютной властью. С такой как Екатерина  ничего не грозило. Скорее, опаснее было отказаться от любви с ней. В каждой ситуации важны нюансы, которые необходимо просчитывать как ходы на шахматной доске. Естественно невозможно отрицать мощнейшего влечения к чувственной любви, особенно в юные годы, но есть вещи более важные. Это здоровье и свобода; их ценность мы обычно осознаем только после потери.
Чехов говорил: «Нет прекраснее вещи, чем свобода, но кто кроме отпущенников мечтает о свободе». В «Палате №6» главный герой много рассуждает о высоких материях, но ломается, лишившись элементарных жизненных удобств.
У человека, достигшего умственной зрелости, всегда есть выбор. Каждый обязан взвешивать плюсы и минусы в любой ситуации, предвидеть результаты своих поступков. Свобода выбора лежит в основе осмысленной человеческой деятельности, это касается и любви. Неотвязная страсть  —  удел умалишенных.
Трагедии на сложной стезе любви  постоянно случаются и сегодня, может их описание помогут хоть кому-нибудь не совершить ошибку на всю жизнь.
Погружаясь в исторические глубины, вспомним сакраментальное высказывание Карамзина:
«История ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков».
Наш первый пример из истории Древнего Рима.

                Нерон и Поппея.
Форум был забит до отказа как всегда. Царила тишина. Это было необычно. Но и событие было не из банальных. Это было ни состязание колесниц или гладиаторов, ни массовое распятие христиан. Сегодня Рим хоронил свою Августейшую правительницу; императрицу Поппею. Посреди площади на возвышении возлежала прекрасная покойница. Надрывались плакальщицы. После отпевания забальзамированное тело отправится в мавзолей, построенный императором Августом. Вдруг все стихло. Ворота, ведущие на арену, раскрылись. Под руководством трибуна, вышел отряд преторианцев. Воины выстроились в два ряда, образовав коридор к помосту.
Вышел человек с кифарой в руках, с одутловатым безбородым лицом на толстой шее. Нерон начал воспевать достоинства убитой им женщины. Это был трагифарс, который прославил актера на весь тогдашний мир.
Великий философ сидел, и наблюдал это оскорбление рода человеческого. Сенека склонился к ближайшему человеку.
—  Ему надо было надеть трагическую маску. А так Пизоний и тебе и всем видно, что он радуется!
—  Да ты прав, такого ничто не огорчит.
—  Только невозможность попоясничать на собственных похоронах.
— До которых  я надеюсь недалеко.
—  Тихо друг Пизоний, мы и так привлекли внимание.
Казалось, игрался последний акт трагедии «Любовь императора», так ошибочно думал Нерон, заходясь в фальшивом экстазе. Его путь к концу только начинался. Но представим историю  с начала.
                ______

Мы опять на Форуме; Колизей, как всегда полон. Представление началось с бега на колесницах. Император болел за «зеленых», и они естественно выиграли. Мало того, одного из «красных», который не успел отрезать вожжи, лошади протащили по всей арене. Мучения и смерть его были страшными. Он был известен, и во время его похорон один из поклонников бросился в пламя. Все это вызвало у Нерона улыбку на жирном лице, с которой он обернулся к своей прекрасной спутнице, которую звали Акта. Но та к его удивлению и досаде ревела навзрыд. Он посмотрел направо. Там сидела его целомудренная жена – Октавия. На ее лице не отражалась ни одна эмоция. Присутствие вольноотпущенницы и любовницы мужа ее не смущало. Она не испытывала к ней ненависти. Актавию, с ее добрым характером, невозможно было ненавидеть. Эта женщина могла составить счастье Нерона и всей империи. Это не случилось; пока император взирал на безмятежное лицо номинальной жены. У истеричного актера это спокойное выражение одной, вызвало еще большее недовольство, чем слезы другой. И тут его рассеянный взгляд упал на женщину, которая, казалось, упивалась, происходящим на арене. Та обернулась, и улыбнулась.
—  Кто это Петроний?
—  Как, кто – Поппея  —  знаменитая шлюха.
Затем начались гладиаторские бои. Первыми вышли Акробанты. Шлемы не позволяли им ничего видеть; приходилось махать мечом, и защищаться щитом вслепую. Кому знаком страх, незнающего, откуда придет неизбежное страшное страдание, или  смерть? Только тем, кто испытал  его. Выигравшим,  ланисты позволяли в следующий раз биться как всем.  В страхе акробанты отступали друг от друга, но тогда в дело вступали мастигофоры. Они подталкивали дерущихся раскаленными на огне остриями трезубцев. В итоге двое валялись на арене, истекая кровью. Поппею это привело в восторг, что понравилось Нерону. В этот момент судьба его была решена. Если бы женился на слабой и чувствительной Акте, дожил бы свой век, и умер спокойной смертью, но он предпочел связаться с дьяволом в обличии женщины.
На арену вышли добивальщики раненых.  Скорбные, темные фигуры были наряжены, кто Хароном, кто Меркурием. Добивальщики приветствовали императора, и стали ждать указаний. Нерон посмотрел в сторону Поппеи. Та улыбнулась, и сделала жест большим пальцем вниз, причем два раза. Приговорила обоих. Нерон удивился, но повторил движение красавицы. В тот же момент акробанты были буквально растерзаны. «Перфектум ест» (кончено) прошептал с ядовитой улыбкой актерствующий маньяк.  Ко многому привыкшая публика, угрюмо молчала. Но вот, засыпали песком кровь, на поле вышла новая пара, на этот раз зрячих. Один из них, с вилами и сетью, был весьма известен, к тому же являлся свободным гражданином. Раздались веселые крики; идущие на смерть, и публика, приветствовали императора.
В жестокости Нерона не было ничего необычного. Все население Рима обожало кровавые побоища, к ним привыкали с детства. Да, под  рукодством матери Агрипины, Нерон отравил сводного брата Британника. Это убийство было принято народом и плебсом как политическая необходимость. Британник – родной сын императора Клавдия – имел, несомненно, больше прав на престол, чем его брат сводный. Нерон был усыновлен Клавдием по настоянию жены – Агрипины, вскоре, после чего император, благополучно скончался. Британнику было всего тринадцать лет, и на трон был возведен Нерон. Но малолетие —  дело проходящее, а двоевластие дело череватое. История знает примеры, когда двое пытались сидеть на одном стуле (троне). Было такое и в России. Но брат Петра 1 был слаб и безобиден, было ясно, что скоро умрет. Британник был опасен и вполне способен к развязыванию гражданской войны. Так что, по логике того времени, ничего не поделаешь. Клавдий, усыновив Нерона, собственного сына приговорил к смерти, вероятно и себя.
Но дальнейшие поступки Нерона, после того как он сошелся с Поппеей, превзошли грань понимания, даже такого народа, как древнеримский, привыкшего к жестокости и самодурству правителей.
Со второй попытки он убил мать. Агриппина чудом спаслась со специально приготовленного для убийства корабля. Это можно было понять как волю Богов, запрет. Но неугомонный сын приказывает мать зарезать. При конфликтах сына и матери, самое большое, что признавалось  —  это почетная ссылка. Нерон нарушил табу, и до конца дней прожил с клеймом матереубийцы.
Затем, по наущению Поппеи, он убивает жену  —  дочь Клавдия Октавию. Это преступление тем более страшное, что оно, не имело смысла. Октавия тихо жила во дворце, согласившись с ролью брошенной женщины. Политика здесь не причем, она была виновата в том, что занимала чужое место.
Поведение императора было экстравагантным, и подчеркнуто игнорировало Древнеримские идеалы. Хотя при нем было выиграно несколько войн и положение укрепилось, народ  не мог простить любви к Греции в ущерб национальным интересам. По мнению армейских кругов, Нерон подрывал боевой дух. Ну а сенат с удивлением и беспокойством наблюдал рост трат, что сыграет в дальнейшем решающую роль в падении. Привычка актерствовать была явно излишней и шла во вред. Боги хотели погубить Нерона, лишив его разума. А новая жена? Она только потворствовала безумным выходкам.
Недаром все так быстро поверили, что Рим был сожжен по приказанию Нерона для появления уникальной живой сцены. Толпы обезумевших от жара и страха людей метались по городу, а император, глядя на это, пел, акомпонируя себе на кифаре. Было ли так на самом деле? Уже не докажешь. Важно, что поведение Нерона способствовало  появлению  такой версии.
Известно, что император активно участвовал в тушении пожара (возможно, уже после музицирования). Затем был отстроен новый город. В нем соблюдались правила пожароопасности: широкие улицы, дома не должны были соприкасаться друг с другом, иметь каменную нижнюю часть. Кроме того был найден козел отпущения; в поджигательстве были обвинены члены секты Христиан. Их не любили за странности в поведении и замкнутость. Кроме того антихристианские настроения подогревали живущие в Риме Иудеи. Они говорили: «христиане верят, что мир должен погибнуть в огне, прежде чем снова явится их спаситель. Вот и решили спалить самый великий город в мире, чтобы ускорить второе пришествие». Те, кто попроще, охотно верили в эту малоискусную ложь, кто поумнее охотно принимали. По многим данным, Поппея была иудейкой.
Сотни христиан сожгли заживо на глазах восхищенной  публики. Эти живые факелы  вновь вернули Нерону расположение плебса. После этой массовой казни к Нерону навсегда прилепилось имя Антихриста.
    Сенат и армия были задобрены.  Но ситуация была нестабильной, многие не поверили императору. Надо было соблюдать сугубую осторожность.  Не смотря на это, Нерон ухитряется совершить свою последнюю, фатальную ошибку —  он строит Золотой дворец. Судя по рассказам очевидцев и недавним раскопкам, это было действительно чудо света. Дворец был построен посреди сгоревшего Рима. Огромные деньги были брошены на строительство, в то время как многие влиятельные люди потеряли в огне свои дома и богатства. «Вот жилище для нормального человека» заявляет Нерон, разгуливая по бесчисленным галереям и залам. А в это время легионы начинают испытывать недостаток в средствах; а это Рим не простил бы никому. Империя затрещала по швам.
Поппея конечно приложила руку к этому новому безумству. В то время она имела большое влияние на мужа, будучи беременной.
Видимо Поппея принадлежала к тому, весьма распространенному типу женщин, которые  способны радоваться лишь в момент приобретения очередного жизненного плюса; их душевное удовлетворение длится мгновение подобно математической производной. А дальше новое недовольство и новые просьбы; надо всем и всегда доказывать свое превосходство. А эта дама хотела быть равна небожителям.  Будучи на вершине власти, она могла почти безгранично отдаться этому захватывающему чувству неуемного стяжательства, но всему бывает предел. Можно подумать, что ее мало волновала собственная судьба и, главное судьба будущего ребенка. Она была из породы психологических проституток, которые  не способны любить никого, включая себя. Садо-мазохистический тип личности, с полной атрофией позитивных чувств.
Но Нерон то себя любил, да еще как. С ужасом увидев перед собой бездну, он пытается активно противостоять надвигающейся грозе. Но старые рычаги не работают. Мало того, что бунтуют провинциальные войска, всегда верная гвардия не проявляет прежней активности и раболепства. Преторианцев и их префекта можно понять: одно дело расправиться с кучкой заговорщиков, как во время заговора Пизона, другое дело пойти против народного мнения, которое выражал Сенат. Смертельный ужас охватывает Нерона, и он, как затравленный зверь, мечется по уже ненавистному дворцу. В его голове рождается не совсем безумная идея, что во всех несчастьях виновата Поппея. Все чаще в бреду является мать с того света, чтобы покарать ненавистную соперницу. А этой плевать, что у мужа земля уходит из под ног, ей надо все больше власти. Мало того, что ее называют Божественной Августой, и поклоняются как небожителю, Поппее возжелалось, чтобы на монетах рядом с императором печатали и ее изображение. Это видимо послужило последней каплей, в своем неистовстве она видимо забыла, что именно из-за монет начался конфликт Нерона с матерью Агриппиной.
Погиб сын Поппеи от первого брака Руфрий Криспин. Он утонул во время совместного купания с другими детьми. Несчастный случай? Современники и затем историки обвиняют в этой смерти Нерона. Всеми признается версия, что мальчика утащили под воду, подостланные Нероном убийцы. Какие основания для такого предположения? Император не проявил и тени сопереживания к горю жены. Если бы он действительно совершил это совершенно бессмысленное преступление,  как комедиант, наоборот, изобразил бы бурю страстей, чтоб еще раз потешить публику. Скорее, этот несчастный случай послужил лишним поводом продемонстрировать презрение к ненавистной женщине, скандалы с которой становились ежедневными.
Во время одной из перепалок, Нерон ударил жену в живот. Затем, несмотря на все старания врачей, она скончалась, не выжил и ребенок. Что могло привести к трагедии? Можно фантазировать. Возможно, Нерон уговаривал Поппею бежать, пока не поздно. Куда? Куда угодно: к парфянам, германцам, в Египет, где много любящих его греков… Главное из ненавистного Рима. Была возможность бегства, пока сохранялись остатки власти. Она, привыкшая к немыслимой роскоши и всеобщему преклонению, отказывалась. Он заклинал ее именем еще не родившегося ребенка, и это не действовало. Наступил момент истины. Нерон вдруг понял, что жил и многим пожертвовал для человека, которому он сам был собственно не нужен. Он был ступенькой, которую бы выкинули при случае, если было бы куда подниматься. Такие потрясающие основы души открытия делались, делаются и будут делаться людьми, пока они верят в чистую любовь.
После  убийства жены и ребенка Нерон сам себя ведет к краю пропасти: Quos Deus perdere vult… Кого Боги замыслили погубить, у того они отнимают разум. Почти ежедневные казни и просто убийства, по приказу императора, стали обычным явлением. Никто не мог чувствовать себя в безопасности; ни отчаянно смелый, ни рабски покорный. Погибали лучшие, такие, как философ Сенека, писатель Петроний, военачальник Карбулон.
В этой ситуации политического брожения, Нерон не нашел ничего лучшего, как отправиться на гастроли в Грецию. С ним тысячи преторианцев с добрыми кнутами и мускулистых квакеров (профессиональных болельщиков) что бы поддерживать публику в состоянии экстаза. После очередной победы на турнире поэтов, Нерон освобождает Грецию от уплаты налогов. Как можно обижать такую благодарную публику. Народ, весь состоящий из утонченных ценителей прекрасного,  счастлив. Можно представить, что на эту тему думают в Риме, особенно люди, ответственные за финансы. Надо сказать, что одним из первых указов следующего императора Веспасиана была отмена этих немыслимых для государства налоговых льгот. Гастроли звезды продолжались аж полтора года, на которые государственные дела были оставлены. В это время полновластным властителем в Риме и империи был вольноотпущенник Гелий. Может поначалу его эта честь радовала и тешила самолюбие бывшего раба, но это быстро закончилось. Доморощенный правитель стал буквально кожей ощущать неустойчивость своего положения, вокруг нарастало напряжение и недовольство, причем во всех классах населения от плебеев до сенаторов. Гелий стал писать своему господину, пытаясь вернуть того в столицу. Но тот все не уставал собирать лавровые венки и богатые приношения. В конце концов, отпущенник не поленился, и сам отправился к заигравшемуся императору. Это решило дело, Нерон отправился обратно в ненавистный город. Въезжал как триумфатор, только вместо военных трофеев и пленных, вез многочисленные призы и подарки почитателей. Большинство, конечно, воспринимало этот триумф как дурную пародию, и, несмотря на всю свою самовлюбленность, Нерон почувствовал это. Да, римляне – это не греки: грубы и неотесанны. Теряя почву под ногами, Нерон отправляется в Неаполь; в этом итальянском городе большая греческая диаспора.
А в это время в провинциях империи начинаются мятежи. Виндекс объявляет себя полновластным властителем Галлии, и намерен бороться за императорский венец. Легионы поддерживают его. Гальба то же самое делает в Испании. Откалывается Африка. Собираясь в поход против ослушников, Нерон думает о театральном реквизите. В столице  - голод, а на кораблях из Египта вместо хлеба привозят мелкий нильский песок для театра императора. Когда этот факт стал известен, любовь плебса к Нерону окончательно преобразилась в ненависть.
Дальнейшая судьба Нерона – это агония, которая закончилась в маленьком домике на берегу лазурного моря. Он знал, что погоня близко. Сдаться – значит обречь себя на истязания и страшную смерть. Значит, надо спешить. Вот он хорошо заточенный, обоюдоострый нож, который поможет быстро со всем покончить. Но как трудно умирать таким молодым! Нерону было всего лишь 31. Вбегает раб, да он и сам слышит знакомый стук коней преторианцев. Пора…
Постскриптум.
Нерон был, несомненно, талантливым, и в начале своей деятельности удачливым человеком. Мы не знаем, каким он был артистом и поэтом. Восторженные отзывы об его игре и музицировании не объективны, а из стихов до нас дошло лишь несколько строк. Но он, несомненно, поднял престиж творческих профессий, выдавал большие премии лучшим, приучал публику к более эстетическим удовольствиям, чем гладиаторские бои. Появились игры, аналогичные Олимпийским. В общем, совершил культурную революцию.
Как император, Нерон, особенно в первые пять лет правления, проявлял себя, как хороший политик. Например, во время восстания в Британии: вовремя отозвал успешного военачальника Светония, задумавшего уничтожить всех участвующих в мятеже и сочувствующих. Если бы эти планы осуществились, остров бы обезлюдел. Вместо Светония править стал прокуратор Юлий Класенциан. При нем воцарился мир, который продолжался в Британии до конца правления Нерона.
На Востоке империи была остановлена экспансия парфян. Армения, переходя из рук в руки, стала буфером между двумя воинственными государствами. После нескольких поражений, военачальником на парфянском фронте был назначен Карбулон. Это оказалось мудрым решением. Армения стала вассальным государством. Присягать императору и Риму Тиридат явился лично. Это было впервые в Римской истории. Коленопреклоненный с мечом прибитым гвоздями к ножнам, восточный царь приносил клятву Империи. Когда Карбулон излишне усилился, его казнили по недоказанному обвинению в заговоре. Возможно, это было жестоко, но политически  правильно, т.к. зять военачальника был взят с поличным.
    Когда преторианцы постучались в дом Веспасиана, он был уверен, что ему доставили приказ совершить самоубийство (форма казни для высокопоставленных преступников). Он был в опале, т.к. дерзнул заснуть, когда коронованный комедиант услаждал публику пением. Тем более недавно был казнен Карбулон и многие другие высшие сановники. Но оказалось не смерть, а большое дело и крепкую власть принесли императорские глашатаи. В Иудее вспыхнуло восстание, которое  из-за поражений римлян приняло характер настоящей народной войны. Иерусалим, другие города и многие крепости, в том числе неприступный Масад в руках мятежников. Нерон почувствовал опасность и, забыв неприличную обиду, вспомнил о Веспасиане  —  победителе в Британии, Германии, Африке; когда болит мозоль, вспоминают о старом башмаке. Веспасиан с сыном Титом, одержал победу в кровавой Иудейской войне, уничтожил сотни тысяч восставших и мирных жителей, и вырвал, наконец, из тела Империи занозу под названием Еврейский сепаратизм. Нерон мог принимать поздравления, он не знал, что проложил дорогу будущему императору.
Жестокость была свойственна Нерону с юности. В компании подобных себе он гулял по ночному Риму и издевался над прохожими, в основном над подгулявшими богачами и их подружками. К примеру, мужчин заставляли купаться в нечистотах, а, визжащих от страха женщин подбрасывали на одеяле. Но большинство населения воспринимало эти бесчинства, как невинные проказы. Правителю и во время самых страшных дел нельзя терять головы и соразмерять свое поведение с общественным мнением, иметь опору в своих безумствах. Возьмем для примера Петра 1. В юности он сам рубил головы стрельцам, драл бороды боярам. Собственноручно пытал сына, и в итоге забил до смерти. Жестокость, с какой он расправился с первой женой и ее любовником, не поддается описанию,  как, впрочем, с сестрою и многими другими. Зато весьма удачно второй раз женился. Екатерина поддерживала мужа, не пытаясь влиять на его решения. В браке Петр оставался свободным.
Что можно сказать и об Иване 4, ошибочно называемом Грозным (так звали его деда Ивана 3)? Женщины вообще не имели на него влияния. Может это и позволило ему, несмотря на все жестокие сумасбродства и фатальные ошибки, процарствовать так долго. Жестокости и ошибки Павла 1 не шли ни в какое сравнение с художествами царственных предков, но всякая мелочь была поставлена ему в укор. Стоит вспомнить о его жене, не боявшейся плести интриги, и толкавшей мужа на крестный путь. При этом сын противопоставлялся отцу. Чувство вины, которое вылилось в тяжелую депрессию не оставляло императора Александра 1 (сына убитого Павла) до последних дней.
Этот маленький экскурс в родную историю показывает, что жизнь наказывает монарха не за жестокость, а за потерю самостоятельности в решениях. Так было и с Нероном, который был, не более жесток, чем Тиберий или Калигула, но в отличие от них, в последние годы потерял свободу воли. Падение началось с убийства матери. Кому была выгодна смерть человека, потерявшего всякое политическое влияние, и спокойно доживавшего свой век? Только Поппее. Агриппина мешала ее матримониальным планам. Нерон совершил это святотатственное убийство, чтобы его любовница стала императрицей. Ему это было невыгодно как человеку и как императору. В конце концов это безнравственно даже по понятиям того времени. Совершивший подобное навсегда  терял престиж и уважение. Он поступил наперекор собственным интересам, а правитель, как впрочем, и каждый человек, обязан быть по разумному эгоистичен. Нерон стал рабом чужой воли, и это было началом быстрого конца.
Та же история, но еще более драматическая, с Октавией. Чистая девушка, отданная без ее воли за беспринципного юнца, терпела все его выходки. Затем безропотно проживала под одной кровлей с любовницей мужа, и даже разделяла с ней трапезы. Терпела пьяные выходки ополоумевшего царственного клоуна, и оскорбления от окружающих, прежде всего Поппеи. Когда потребовали, Октавия безропотно согласилась на развод. Но даже эта покорность не удовлетворила, не Нерона, а Поппею; будем называть вещи своими именами. Актер вульгарно оформил свой развод. Рабынь Октавии стали пытать, чтоб вырвать у них показания против госпожи, доказать ее виновность в измене. Процессом руководил префект флота Аникет. Именно он за три года перед этим со второй попытки убил Агриппину. В этот раз он объявил себя любовником Октавии. После собранных «доказательств» Аникет был отправлен в почетную ссылку на Сардинию, где спокойно дожил свой век в достатке и довольстве. Умер он своей смертью и, я подозреваю, с чистой совестью; пачкать было нечего. Все рабыни признали, что от них требовали, лишь одна, несмотря на муки, бросила палачу: «Лоно моей госпожи чище твоего рта!». Октавия была сослана на практически необитаемый остров. Но и это было ненадолго. Приехали палачи и, связав несчастную женщину, вскрыли ей вены на руках и ногах. От страха, кровь плохо выходила из сосудов, и тело пришлось перенести в парилку. В этой истории был и высший по мерзости аккорд. Поппея потребовала, чтобы ей привезли голову несчастной соперницы, которую она долго с интересом рассматривала.
Дальше последовало множество казней друзей и сподвижников Нерона, и, кажется, что он действовал под каким - то гипнозом. Свобода —  это высший дар судьбы или Господа, как хотите называйте, и не за какие блага мира не стоит ей жертвовать.



Рецензии