Личный День Победы

   
     Часто задают вопрос: что для Вас, лично, означает День Победы?
Для меня это воспоминания моих родных. И, конечно, дорогие мои, говорю Вам, спасибо!

   Спасибо, что пережили те страшные годы. За то, что шли в бой и защищали нас, еще не родившихся, нас, очень смутно представляющих сегодня, как вам было страшно.
      Для меня этот День, это много слез. Смотрю фильмы о войне и сжимаюсь вся, напряжение во всем теле, потому что страшно, потому, что где-то на подкорке чувствую большую боль моих родных, которые были в этом пекле, воевали, жили в оккупации. Мои родственники ушли рано, когда я была еще маленькой, и рассказывали о войне очень мало, скромно, сухо.

     Помню первые фильмы о войне, например "Воздушный тихоход". В моем детском представлении фашисты были глупыми и смешными, и вполне закономерно, что наши герои их победили.


     Возможно, в то время специально создавали такое кино, уж, слишком близки были события, и память разрывало сердце.
Для меня День Победы — это цветы, которые я с бабушкой несла к памятнику погибшим военным морякам. Сначала и не осознавала почему! Потом уже мне рассказали, что мой родной дедушка — подводник погиб в 1942 году. Подводная лодка была потоплена.

Мемориал подводникам-черноморцам, 1941-1945, Севастополь фото

    А еще День Победы, это отрывочные рассказы родных о том, как они жили в оккупации. Боялись всего вся, и жили. Работали, скрывали свои чувства и верили, что этот ужас когда-то закончится.
      Война для меня — это рассказ моего дяди, как он пригвоздил фашистов у себя дома. Чтобы его не забрали к ним служить, или не отправили в лагеря, он натирал руки, предварительно израненные, по локоть перцем. Получались страшные, воспаленные раны, похожие на экзему. А фрицы очень боялись инфекции.
     Они слали ему повестки, он их собирал и нанизывал на огромный гвоздь, вбитый над порогом.
Немцы в один из дней пришли за ним, но, увидев его больные руки, испугались и больше не приходили.
- Проказа, проказа! - причал он им.
Я видела этот гвоздь с листками. Жуть!
- Вот они, где у меня все,- грозно говорил дядя.- Вот я как, фашизм -на гвоздь, на гвоздь!
      Можно только предполагать, как ему удалось спрятать троих детей в избе, уберечь от лагеря. А вот его жена погибла, умерла от разрыва сердца. Села на стул посередине избы, после того, как немцы, смеясь, обстреляли землю вокруг дома автоматными очередями, приложила руку к сердцу и затихла.
     Как говорил потом дядя, сердце у нее разорвалось, аж черный круг на груди остался.
Справочно: В День Победы, 9 мая, не всегда организовывали парад. В СССР 17 лет не праздновали День Победы. При Сталине и Хрущеве 9 мая был рабочим днем. И лишь при Брежневе, в 1965 году, в год 20- летия Победы, 9 мая был объявлен праздничным днем.
    Добавлю, что военный парад, в том виде, как он проходит сейчас, стали проводить с 1995 года. В 1945 году парад Победы прошел на красной площади 24 июня, под командованием маршала Советского Союза Константина Рокоссовского, принимал парад заместитель верховного главнокомандующего, маршал Советского Союза Георгий Жуков.
    В параде участвовало около 2 тысяч единиц военной техники, к подножью Мавзолея были брошены 200 знамен фашистских войск.
Впервые Знамя Победы участвовало в Параде в 1965 году.  Очередной парад Победы был проведен лишь в 1985 году, затем в 1990 году, 1995 году. И уже с 1995 года парады стали ежегодными.

     Все эти моменты в годы моего детства мне были не известны, а потому, о войне я знала только то, что показывали по телевизору и было написано в учебниках, то рассказывали родные,.

      Дома в День Победы бабушка готовила обед и собиралась семья. Вспоминали подвиги, говорили о хорошем, а вот страхи и ужасы-опускали.
Хвалили тетю Нину, и шуткой вспоминали ее героический поступок, когда она, проявив бдительность, а была зенитчицей, сбила вражеский самолет, а оказывается, это был советский разведчик. Потому и летел секретно, и со свастикой на борту.
     Нинку сначала под трибунал хотели отдать, но потом, разобравшись, представили к награде, за проявленную бдительность.

Вспоминая этот случай, бабушки смеялись, громко, задорно, а потом вдруг замолкали. И в этой тишине слышен был тихий вздох из глубины души...
Рассказывали, как стирали шинели, как вымачивали их и убирали пятна крови. Вспоминали, как на свидания бегали под пулями. Влюблялись, строили семьи, и жизнь шла своим человеческим чередом.

      Нинка на фронте познакомилась со своим будущим мужем, дядей Федей. Он служил в специальных войсках.
После войны скупо говорил о войне. Потому что горько было и воспоминания были страшны. Ведь ему приходилось поднимать пехоту в атаку, и заставлять бойцов идти только вперед, только в наступление. Назад дороги не было. Назад — это значит расстрел!
     После войны у него отнялись ноги, и он долго не ходил. Пил. Много пил. Прошло время, взял себя в руки и бросил пить. Вскоре стал ходить. Хвастался, говорил, что его с постели молоко подняло.
Каждый день он выпивал три литра молока.
Нинка за ним, как за ребенком ухаживала и выходила, подняла.
Деда Коля, мой неродной дедушка. Был командиром БЧ 5 на подводных лодках.
Войну также вспоминал скромно.
     Порой начинает что-то говорить, и задыхается, слова теряются. Он покряхтит, откашляется и чувствуется, что глотает сухие слезы.
Много боли было. Он никак не мог простить себе, что его экипаж погиб, а он не успел приехать вовремя, хотя должен был на этой подлодке идти в поход. Лодка ушла без него. И все погибли. Он один остался жив. Погиб и его друг детства, Павел, отец моей мамы, которая родилась в 41-ом.
      В память о друге и, чувствуя в какой-то степени вину перед его семьей, деда Коля взял мою бабашку в жены. Время было сложное, и одной поднять дочь было трудно.
Прожили они жизнь вполне достойно, дружно и уважительно друг к другу. А погибшего Павла всегда вспоминали, и горевали, что он не вернулся с войны.

Дедушка служил на подводной лодке Щ-212

     Для меня День Победы, это переживания моих родных, это война из их воспоминаний и переживаний, медали и ордена дедов на парадных мундирах, фронтовые фотографии, последнее письмо моего погибшего деда и похоронка.
      Это рассказ бабушки, как ее эвакуировали из Севастополя. Как она с маленьким ребенком, моей мамой, ехала в товарном поезде. Уж куда они ехали и как оказались в Мариуполе, бабушка не говорила.
     Я так поняла, она чудом перебралась к родным, в этот приморский город, где жили ее мама и брат.
Много упущено, много осталось неизвестным.
Ушли из жизни бабушка и дедушка, дядя и тетя. Ушли с ними и истории.
Главное осталось, что победили!

Вот победили и все!
И сегодня мы намного больше уже знаем о войне, чем тогда они могли нам рассказать, но молчали, ведь главным была для них не война, главным была Победа!
     Спасибо Вам, родные мои!
     Спасибо!

Ваша Татьяна Тес


Рецензии
главное - Победа. молодец.

Мария Кравченко 2   27.05.2019 12:49     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая за отклики !!!!

Татьяна Тес   30.05.2019 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.