Первый трижды Герой Союза ч. 31
Утром от мощных залпов орудий и «катюш» задрожал воздух. И сразу всё на аэродроме ожили. Казалось, самое тяжёлое теперь было позади. Над передним краем обороны противника стояла сплошная стена огня, дыма и пыли. Львовско-Сандомирская операция началась. Вскоре в воздухе появились армады бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Прикрываемые истребителями авиакорпуса ген. Утина, они шли на запад. Наступило время и дивизии Покрышкина выполнять задачу по прикрытию войск 13-й армии, прорывающих вражескую оборону. В воздух, точно по графику уходит первая восьмёрка истребителей. Противник не ожидал наступления 1-го Украинского фронта. К этому времени немецкое командование перебросило основные силы бомбардировочной авиации для действий против стремительно продвигающихся к Висле Белорусских фронтов. Враг был уверен, что на данном участке не удастся быстро и скрытно сосредоточить большие силы советских войск. Первый день был характерен ожесточёнными боями с группами «фоккеров» и «мессеров». Их в первом и последующих вылетах было сбито несколько. Потом ведущий группы доложил, что подбит Руденко, позже выяснилось, что он сел в расположение своих войск. Успехи в боях у некоторых лётчиков ослабили чувство самоконтроля. Это привело к тяжёлым последствиям на второй день наступления. Утром на прикрытие вводимых в прорыв подвижных войск вылетела группа, руководил которой комполка Борис Глинка. Как затем стало известно, ведомым в свою пару он взял молодого лётчика-стажёра. И это несмотря на строгий запрет: руководящему составу идти в бой только с постоянными ведомыми, опытными лётчиками. Встретив группу «мессеров», восьмёрка Б. Глинки атаковала в лоб.
Проскочив самолёты противника, Глинка развернул восьмёрку для удара в хвост группе врага. Сам он лично разворот сделал на пределе и оторвался от своих. От него отстал неопытный ведомый. Борис Глинка первым ворвался в группу противника. Преследуя «мессершмитта», был атакован сам. Ведомый не смог его прикрыть. Очередь фашиста прошила истребитель Глинки. Из горящего самолёта он выбросился, но ударился о стабилизатор. С переломанной ногой и ключицей Борис приземлился на парашюте в расположение наступающих советских войск. Надо отметить, что лечился Глинка до окончания войны. Его не раз навещали в госпитале сослуживцы. Получив сообщение о том, что сбит Б. Глинка, Покрышкин срочно покинул передовой пункт наведения и прибыл в ИАП. Предстояло разобраться в причинах, навести порядок и помочь организовать дальнейшие действия в связи с потерей в бою комполка. После опроса всех, кто участвовал в этом вылете, картина боя была восстановлена. Обращено внимание на конкретные ошибки лётчиков. Затем была составлена группа для патрулирования. Ударную восьмёрку возглавил сам комдив, а обеспечивающую четвёрку Андрей Труд. После взлёта у Александра Ивановича неожиданно отказал радиоприёмник, как оказалось, из-за нарушения контакта при тряске самолёта на взлёте. Он понял, что его возвращение внесёт дезорганизацию в боевой вылет и решил лететь, благо что передатчик работал. В районе патрулирования, севернее уже окружённой бродской группировки противника, висела многоярусная облачность. Её нижний край был на высоте около 2 тыс. м. Это очень затруднило скоростной маневр при поиске самолётов противника.
Уже в конце патрулирования на фоне облаков обнаружили до 40 бомбёров и штурмовиков «Хеншель-129» в сопровождении «фоккеров». Они шли в район, который прикрывала группа Покрышкина. Он приказал Труду четвёркой атаковать «фоккеров», а свою восьмёрку повёл в лоб. Экипажи Ю-87, в панике сбросив бомбы в поле, стали в круг для взаимной защиты. Четвёрка Труда проскочила внутрь круга и Покрышкин сверху произвёл первую атаку по ближайшему бомбардировщику. Прошитый очередью, он взорвался и комдив, уклоняясь от взрыва, резко развернул самолёт в левый боевой. Во второй атаке изнутри и сверху Покрышкин поджёг ещё одного бомбёра. Тут же зашёл с левым доворотом в атаку и вдруг увидел выше правого крыла мощную трассу снарядов. Резко полупереворотом ушёл под «фоккера». Тот взмыл вверх, где попал под огонь пары Жердева и Сухова. Не дожидаясь, пока отставший ведомый Голубев займет место рядом, Покрышкин снова пошёл в атаку и сбил «хеншеля». Далее, нанося удар по уходящей группе Ю-87, Покрышкин поджёг ещё одного бомбёра. И вдруг увидел - на него в лобовую идёт «Хеншель-129». Доворот на него и враг в прицеле. Навстречу потянулись трассы снарядов и пуль. Чуть не врезавшись в «хеншеля», комдив резко выхватил истребитель на крутую горку и тут же услышал взрывы в своём самолёте. «Хеншель» стал разворачиваться вслед за уходящими бомбардировщиками и «фоккерами». Считая, что самолёт получил серьёзные пробоины, Покрышкин решил не преследовать врага. После осмотра воздушного пространства выяснилось, что рядом нет ни своих, ни чужих. Лишь ниже приземлялся на поле горящий Ю-87, сбитый Покрышкиным в четвёртой атаке. Комдив стал уходить курсом на свой аэродром, и восточнее обнаружил свою группу.
Вскоре от неё отделился самолёт ведомого Голубева, подошёл и занял своё место в боевом строю. После посадки лётчики были собраны и состоялся нелицеприятный разговор: – Вы что ж это, оставили командира дивизии одного, на съедение «фоккерам»? Речкалов стал оправдываться: – Горючего оставалось мало, и я дал команду уходить. – А кто дал вам это право?! Вы были только ведущий звена. Командиром группы был я. Вы же хорошо знали, что у меня приёмник неисправен, я об этом доложил всей группе, и вашу команду не услышу. У Речкалова это был не первый случай, когда он выходил из боя, хотя лётчики группы ещё продолжали схватку. Покрышкин отчитал его, подчеркнув при этом, что в бою необходимо полное доверие, уверенность в правильных действиях товарища. иначе победить нельзя. Несмотря на определённые нарушения в прошедшем бою, всё же группой было сбито 8 бомбёров и 3 «Фокке-Вульф-190». 0б этом на другой день пришло подтверждение от наземных войск и с пункта наведения. Участие сильных групп в патрулировании всегда приносило успех. Это показали последующие боевые события. Главная ударная группировка в составе 3-й гвардейской и 4-й танковых армий подходила с востока к г. Львову. Прикрываемые авиадивизией Покрышкина подвижные войска на правом крыле фронта, разгромив окружённую в районе Броды вражескую группировку, стремительно продвигались к рекам Западный Буг и Сан, пытаясь упредить отходящего противника, не дать ему занять заранее подготовленную оборону на этих берегах. Основные силы авиадивизии были сосредоточены на предотвращении ударов вражеской авиации по передовым отрядам танков и кавалерии. Воздушные бои носили ожесточённый характер. В одном из боевых вылетов группу из 12 истребителей 104-го гв. ИАП возглавлял заместитель Покрышкина подполковник Горегляд.
Уже в конце патрулирования с передового КП корпуса подали команду: – Горегляд, с севера-запада на подходе большая группа бомбардировщиков! Атакуйте! Не допускайте к конникам! – Задачу понял! Выполняю! Группа пошла на сближение и вскоре обнаружила четыре девятки бомбардировщиков Ю-87 в сопровождении 16 «Фокке-Вульф-190». Вражеские истребители сопровождения прозевали подход наших групп. Неожиданно свалившись сверху, Горегляд последовательно сбил двух Ю-87. Бобров своей шестёркой нанёс удар по второй девятке бомбардировщиков и, сбив одного, сразу же устремился на «фоккеров», связал их боем. Этим воспользовались лётчики группы Горегляда. В короткий период они сбили из других девяток ещё трёх Ю-87. Бомбардировщики, сбросив неприцельно свой груз, стали поспешно уходить на запад. Потеряв двух «фоккеров», вражеские истребители также вышли из боя. Применение в прикрытии наземных войск крупных групп истребителей оправдывало себя, хотя и создавало дополнительную нагрузку на лётный состав. Однако иногда командиры полков, недооценивая противника и стремясь дать отдохнуть лётчикам, уменьшали количество вылетов, посылали на патрулирование небольшие группы. В боях с превосходящими силами противника такие вылеты не давали высоких результатов и группы несли неоправданные потери. В одном из таких боёв погиб смелый и талантливый летчик, заместитель командира эскадрильи Александр Ивашко. Его группа вылетела рано утром на прикрытие танков, форсирующих р. Западный Буг. Четвёрка Ивашко встретилась с восемью «Фокке-Вульф-190». Во время лобовой атаки вражеский снаряд разорвался в кабине самолёта Ивашко и он, раненный, пытался уйти на свой аэродром.
Продолжение следует в части 32 http://proza.ru/2019/05/24/1228
Свидетельство о публикации №219052301700