Авторское предисловие к новой редакции Брянского ф

Авторское предисловие к новой редакции "Брянский фронт первого формирования в свете электронных источников"

Изначально планировалось работу посвятить только Рославльско-Новозыбковской наступательной операции 1941 г., использовав в ней документы выложенные в открытый доступ в Интернете. Но в процессе работы я так увлекся, что решил расширить хронологические рамки истории Брянского фронта и описать в общих чертах всю историю его существования, тем более, до недавнего времени история существования фронта была слабо изучена. Дело в том, что Брянский фронт долго обходили вниманием исследователи, уделяя больше внимания тому же Резервному фронту, которым командовал Г. К. Жуков (потому что им командовал сам "главный победитель немцев"), и под руководством которого была проведена успешная "Ельнинская операция". Так вот, успешность данной операции обеспечена и силами Брянского фронта. Задним числом теперь понятно: наступление под Ельней отвлекло слишком много советских сил, которые могли бы помочь в наступлении, например, на Стародуб. Немцы заранее спланировали отступление с "Ельнинского выступа", оставив хорошо подготовленное к обороне прикрытие. В это время южнее, в полосе действий Брянского фронта, поворачивала на юг танковая группа Гудериана с целью замкнуть кольцо возле Киева, окружив тем самым киевскую группировку советских войск. Ставка о том еще не знала, поэтому в задачу Брянского фронта входило разбить "подлеца Гудериана", который, по мнению Ставки направлял свой танковый удар на Брянск. К сожалению, разбить танковую группу без массовой поддержки танковых соединений вряд ли возможно, да к тому же немецкая авиация в первую очередь выбивала советскую артиллерию, ведь в то время, из-за нехватки танков, именно артиллерия становилась главным союзником простой пехоты в деле наступления и в деле истребления вражеских танков. Оценивая постфактум расположение и силы сторон, самая многочисленная, свежая и боеспособная 50-я армия Брянского фронта помогала осуществлять наступление Резервного фронта на Ельню, а южнее, сильно потрепанные три армии пытались остановить численно превосходящего противника, главным образом, по танкам. Одна из армий - 21-я -  отступала на юг и осуществлять управление ею командованием Брянского фронта оказывалось невозможным делом, а затем и вовсе нецелесообразным, её передали под командование Юго-Западного фронта. Еще одна армия - 13-я - уже вела бои, и по своему боевому численному составу значительно уступала 50-й армии (соотношение, примерно, 1:3). Таким образом, самая полнокровная 50-я армия помогала осуществить захват Ельнинского выступа, а самые обескровленные армии пытались остановить мощный немецкий удар, направленный на захват левобережья Днепра, чтобы замкнуть кольцо вокруг киевской группы советских войск. Итоги наступления на Рославль и Новозыбков оказались довольно скромными и даже в чем-то не очень утешительными (фронт истощил резервы и не смог хорошо заделать стык с Юго-Западным фронтом).
 
В целом наступательная операция 2 - 12 сентября 1941г. не имела значительного успеха. Танковые части Гудериана замкнули "киевский котел" с севера. Далее, во время проводимой немцами наступательной операции под названием "Тайфун" части Брянского фронта попали в оперативное окружение, понеся тяжелые потери. Да это и не мудрено, поскольку фронт с 250 тыс. человек удерживал линию обороны в 330 км (т.е. меньше 1 тыс. человека на км.). Ударный кулак для того и формируется, чтобы на определенном участке фронта (не слишком узком, но и не слишком широком) сосредоточить более плотное количество войск, нежели у противника, чтобы численно подавить противника. У фронта не имелось ни одного шанса. Специально следует отметить, что советские войска, как правило, еще не рыли окопы, длинные траншеи, где можно было бы укрываться и вести прицельный огонь по противнику. Чаще приходилось укрываться за тем, чем придется - за деревьями, танками, домами и т.д. Иногда рыли углубление для одного человека, чтобы хоть как-то "врыться" в землю. Понятно, что в степи и на открытом пространстве, особенно на территории Украинской ССР, держать позиции, особенно, когда у противника преимущество по танкам и авиации, крайне тяжело, если вообще возможно.

Тем не менее, ни одна из армии Брянского фронта не капитулировала перед противником. А у немцев впервые стал появляться страх перед русскими, которые дерутся до последнего патрона. Из дневников Федора фон Бока можно узнать, что ему попадались оборванные и голодные пленные воины Брянского фронта. Русофобы вовсю используют эти замечания,дескать вот каких оборванцев бросала на убой советская власть, не удосужившись узнать контекста записей. А по мемуарам и докладам различных сторон, окруженные отдельные отряды Брянского фронта, не имея в наличии продовольствия, продолжали сражаться до последнего патрона, после чего им ничего не оставалось другого как сдаваться в плен. Я думаю,  осенью 1941 г. в лесах Брянска и под Вязьмой у немцев произошел психологический надлом: русских невозможно победить. Они не ожидали, что теперь придется отвоевывать каждый метр советской земли, сражаться с каждым "русским", что это уже не легкая прогулка по чужим территориям, где тебя встречают с музыкой и цветами, а в плен сдаются сотни тысяч солдат противника - это настоящая война.
 
Наступательный порыв нацистов на Москву фактически выдохся, благодаря героическим действиям советских войск осенью 41-го. Под Мценском советскими войсками был разбит уже почти выдохшийся зверь. А в разгроме 2-й немецкой армии нацистов под Елецком ( 6 - 16 декабря 1941г.) приняли участие две армии расформированного Брянского фронта - 3-я и 13-я. Для немцев "разгромленные" осенью советские армии, получившие пополнение и подкрепление, такой поворот событий оказался полностью неожиданным. Немцы были на пределе своих возможностей. Им требовалось время для восстановления численного состава, но на смену ведь приходили уже не те опытные командиры младшего и среднего командного состава, прошедшие Голландию и Польшу, а менее опытные. Так что, у немцев уже к началу 1942 г. начались серьезные проблемы с командным составом и проблемы в самом составе: резко стало усиливаться дезертирство, так что, ни о каком заваливании трупами врага советским руководством не может идти и речи. 
 
Надо еще сказать, многие люди как-то не берут в расчет причин огромных потерь советских войск в первые месяцы войны. Все мы знаем, что нацисты напали внезапно и получили все козыри для ведения общего успешного наступления: деморализованные и не имевшие приказов советские войска попадали в окружение, после чего сдавались в плен. Часть войск пыталась выходить из окружения, но в хаосе и общем смятении никакой продуманной обороны организовать было невозможно. Таким образом, немцы получают преимущество, они планируют направления ударов и стягивают войска в нужных направлениях. Советскому командованию требуется спешно закрыть хотя бы бреши в линии обороны. Всё это делалось тоже в спешке и сумбурно. Как показывают личные записи Гальдера, начальника генштаба Вермахта, благодаря воздушной разведке немцы знали куда и в каких количествах приходят советские эшелоны с войсками и вооружением, значит с этих направлений будет начинаться планируемые наступательные операции, соответственно, готовились противные меры для отражения советских атак, собственно, почему советские котратаки в какой-то своей части не достигали большего эффекта.
 
Раненных и заболевших немцев увозили в тыл на лечение и восстановление. Раненных советских солдат часто не имелось возможности отвезти в безопасное место. Учитывая многочисленные окружения немцами советских войск и бомбардировку ими наших санитарных поездов, шансов на излечение раненных у советских солдат было меньше, чем у немцев. Самая большая концентрация больных и раненных, естественно, находилась вблизи зоны боевых действий. Немцы прилагали все силы, чтобы закончить войну к зиме, поэтому старались держать высокий темп наступления. Вывезти всех раненных из окруженных или из оказавшихся под ударом территорий, не представлялось возможным. Больные и раненные попадали в плен. Немцы содержали пленных в нечеловеческих условиях, поэтому людям с серьезными ранениями или серьезным нарушением здоровья выжить в плену становилось практически нереально. Отсюда проистекают те огромные цифры потерь, которые нам приводят в справочниках и документальной литературе. Причем следует такая тенденция к некоторому преувеличению потерь с советской стороны и преуменьшению с немецкой. Но здесь дело скорее в методике подсчета, нежели в  целенаправленном желании занизить потери с нашей и преувеличить потери с вражеской стороны. Например, перешедших на сторону немцев солдат, тех же власовцев, записывают в наши потери, в то время как они, живые и боеспособные, сражаются на стороне немцев. Немцы в число военных трофеев записывают, судя по всему и гражданское население (впрочем, из-за особенностей документооборота, советские потери по немецким источникам можно подсчитать дважды). Комфронта А.И. Еременко ехидно пошутил по этому поводу, что немцы по своим отчетностям захватили и убили столько солдат, сколько не воевало в советской армии за все годы войны. Здесь проблема подсчета сводится к двум факторам - 1) отсутствие источников (зачастую документы уничтожались при попадании войск в окружение, ведь это ценная информация для врага; возможные иные причины утраты или недоступности документов) и 2) вытекающая из первого пункта методика подсчета потерь.
 
Отдельные записки по Брянскому фронту первого формирования я начинал еще в 2011 - 2012 гг, не зная что по этой теме пишет диссертацию А.А. Гавренков. Диссертацию он защитил в декабре 2014г., а я материал закончил и опубликовал в Интернете летом того же года. К тому же в моем распоряжении не имелось рассекреченного в 2006 г. боевого журнала Брянского фронта, где указывалась его численность. Впрочем, думаю, мой материал не потерял своей актуальности по части научной и документальной состоятельности, а так же, надеюсь, даст общее представление того, что происходило летом-осенью 1941 г. на участке линии обороны Брянского фронта к моменту начала немцами операции "Тайфун", и то, какой ценой немцы подошли на максимально близкое расстояние к Москве.


Рецензии