Осознать себя - сексология, идентичность, и Исаев

В январе 2017 г. кандидат медицинских наук, психиатр во втором поколении Дмитрий Исаев читал в Москве курс лекций по сексологии. Я, несмотря на начало занятий чуть ли не на следующий день после Нового Года, решила посетить данный курс, состоящий из лекций и практических занятий (в виде семинаров, диспутов и деловых игр! - говорю для любителей «клубнички», сгорающих от любопытства, что же было на этих «практических занятиях по сексологии»?! ;) )

В тот период пластических операций я ещё не делала, электро-эпиляции лица были в самом разгаре… То есть до завершения далеко, мордашка с синькой. Гормональной терапией и не пахнет; справки никакой нет. На улице до -30 С с лишним, занятия – где-то в центре Москвы, с 9 утра. Ехать с Подмосковья. Вставала в 4 часа, брилась, мазала лицо кремом от раздражения, завтракали с Викулей, и она начинала процесс моего преображения. ; Да, в то время я ещё самостоятельно мало что делала хорошо. Но туда, на занятия к Исаеву, было необходимо ездить в абсолютно безупречном образе!

После двух, иногда 3 часов работы над макияжем и одеждой, накрашенная, утянутая жёстким корсетом, не только фиксирующим живот и корпус, но и зажавшим накладные груди и бёдра, в густом длинном парике, заранее расчесанном, уже вымотанная до головокружения, но наконец-то одетая, я вызывала такси...

Вообще в тот период я выходила на улицу в Образе максимум один – два раза в неделю. Для трансвестита, коим я тогда и являлась, это очень даже часто. Ибо щетина должна отрасти так, чтобы можно было пинцетом зацепить каждый волосок и выщипать. Брить нежелательно – кожа грубеет, щетина становится жёстче. Так вот в те дни приходилось только бриться. И к концу курса у меня лицо уже просто горело, а каждый раз после бритья было ощущение, что кожу сдирают живьем. Поняла, что чувствовали белые переселенцы, когда с них живьем снимали скальп...

Но как только я заходила в аудиторию – просто растворялась в этом духе обучения. Меня всегда завораживали аудитории, я всегда любила учиться. А уж такой теме! А уж у такого препода! ; К тому же увидела там много новых интересных людей, ну и старых знакомых. Но главное знакомство – конечно же, с Дмитрием Дмитриевичем.

В то время меня просто вымотал самый главный вопрос, вопрос моей идентичности. До сумасшествия хотелось стать женщиной, но также до холодного пота ночью терзали сомнения. А вдруг это ошибка? Вдруг потом пожалею?? В то время ещё не было новой справки Минздрава, и для смены Документов было необходимо сотворить с собой т.н. «необратимые изменения», чаще всего подразумевалось - операцию по коррекции пола. Это сейчас можно юридически стать женщиной, не трогая мужские гениталии вообще. И это огромное достижение российской медицины, юриспруденции и гуманизма в целом. И вот представьте себе мои терзания – надо сделать шаг, не зная точно, как и что будет в дальнейшем… Шаг вслепую. Некоторые радикальные транс-шовинисты могут начать истерические выкрики, мол, значит никакой ты не трансгендер. Настоящие, мол, ничтоже сумняшеся. ; Отвечаю – никто заранее не знает, что в нём запрограммировано. Я, будучи Иваном, мучился, но не знал, насколько серьезно вшита в меня Трансгендерность. Поэтому идти на операцию, чтобы потом, только потом, сменить документы и начать жить в женском гендере - имея сорок лет мужской жизни за спиной, любимую жену и ребёнка, свою недвижимость и налаженную работу – идти и не сомневаться – может только идиот. Сомневалась и я. И пошла на консультацию к Дмитрию Дмитриевичу. Естественно, это не было полноценное исследование, как во время прохождения комиссии, но предварительный результат он мне дал. Как вы, наверное, догадываетесь – это был результат в пользу Ладочки, но не Ивана. ; Так я получила двойную пользу от посещения занятий. Начальные знания по сексологии, в том числе ЛГБТ-людей, и главное – уверенность в своей трансгендерности… Именно эти курсы и эта консультация, полученная после занятий, в гостях у Дмитрия Дмитриевича, и стали той самой точкой опоры. Которую искал Архимед. А нашла Ладочка. ))

СЕКСОЛОГИЯ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ. РАСШИФРОВКА СЛАЙДОВ
Усаживайтесь поудобнее, и изучайте )) Чтоб говорить потом грамотно )))

Здесь даны расшифровки слайдов с лекции. А также иногда мои комментарии, с пометкой: Лада. Следует понимать, что некоторые слайды даны как «антигерои» науки и наиболее смешные стереотипы. Д.Исаев любит постебаться иногда над стереотипами. Поэтому не расслабляемся, и все читаем, не теряя критического восприятия. Именно тогда рождается Личность, по словам Дмитрия Дмитриевича, когда человек САМ может выйти из доминирующего в обществе дискурса. И уж тем более когда может критически оценивать сказанное и показанное ))) Итак, поехали! ))

Что такое сексология, сексуальность?

• Сексуальность можно определить как совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Дерягин Г.Б. 2011

А теперь слайды )))

№1. Для Фуко сексуальность есть форма социальной рефлексии, качество субъекта, определяемое манипуляциями власти.

• Личное становится публичным через механизмы управления и подчинения.

• Сексуальность – элементарная модель управления, но, кроме того, это повод для власти управлять индивидом. Поскольку власть, выраженная в форме сексуальности, освоена каждым человеком, она есть часть субъективности.

• Власти остается лишь контролировать сексуальность, чтобы субъективность не отклонилась от сложившегося порядка

№2. (Сарказм Исаева). Стереотипы.
• Мужчины – настоящие животные.

• Мужчины приручены обществом и удерживаются по большей части в определённых границах. Но этого подчинения недостаточно, чтобы скрыть их природную сущность. Отсюда – просмотр порно фильмов, беспорядочные половые сношения, и бесконечные жадные взгляды на женщин.

№3. Факты.
• Хотя мужчины много говорят о сексе, они гораздо более скрытный в этом отношении, чем женщины. Например, в одном американском исследовании опросили 52.000 молодых мужчин. По ответам, девственников среди них – только 1 %. Фактически таковых оказалось 22 %

№4. Миф о моногамии.

• Наши мечты и обещания быть вместе навсегда - неизбежно вступали в противоречие с нашей сексуальной сущностью.

• Моногамия для женщин стала своеобразной культурной клеткой – одной из многочисленных клеток, устроенных социумом и искажающей либидо

№5
• Стереотип по отношению к женщинам: для осуществления желания требуется не близость, а сохранение дистанции.

• Есть различия и важно понимать различие между тем, что вы цените в жизни, и тем, что является притягательным источником страсти

• Женщины придают большое значение идеалам близости и взаимопонимания, постоянству и уверенности в партнёре. Но было бы неправильно думать, что именно это и есть основной источник женской страстности.

№6 Фантазии о насилии.
Опрос полутора тысяч человек в Канаде, средний возраст – 30 лет, показал:

• Почти 65 % женщин фантазировали о доминировании над ними.

• Более половины фантазировали о возможности быть связанной для сексуального удовольствия

• Почти треть фантазировали о принуждении к сексу

Лада: Однако надо чётко понимать, что абсолютно никто не мечтает быть изнасилованной маньяком в действительности (это моя ремарка, для особо ретивых молодых людей ; БДСМ хорош в меру, именно как игра).

№7. 4 этапа развития идентичности по Канадскому исследователю Джеймсу Марсия.
Неопределённая, размытая идентичность. Когда не выработано чётких убеждений, человек не столкнулся с кризисом идентичности.
2. Досрочная, преждевременная идентичность – включение в систему отношений в результате не критичного принятия чужих ценностей, следуя чужому примеру или авторитету.

3. Этап моратория – нахождение в процессе нормативного кризиса самоопределения. Поиск своего пути.

4. Зрелая идентичность – кризис завершен, переход от поиска самого себя – к практической самореализации.


№8. Успех поддержания идентичности зависит от наличия у человека следующих способностей:

• Способности к ролевому дистанцированию

• Эмпатии

• Толерантному отношению к противоречиям

• Способности к успешной презентации своей идентичности

Лада. На мой взгляд, имеющий четвёртую способность – имеет и все предыдущие три


№9 «Я -другой». Люди – музыкальные инструменты; их звучание зависит от того, кто к ним прикасается.

№10. Гендерная идентичность. Определение.
Гендерная идентичность, как один из компонентов личностной идентичности, представляет собой психологический конструкт, в значительной степени основанный на личностной переработке -

° Своей половой принадлежности

° Самовосприятия своей сексуальности

° Своих психологических особенностей, пропущенных через стереотипную гендерную схему, сконструированную обществом


Лада: МОЙ ЛЮБИМЫЙ ТЕЗИС!
№11. The difference between Genger identity and sexual orientation (Различие между гендерной идентичностью и сексуальной ориентацией) - is the difference between who are you and what you love (Это различие между тем кто вы есть и тем что вы любите).

№12. Категоричность по гендеру – я мальчик, я девочка – не является добровольной и не зависит от внутреннего выбора. И в этом случае принятие Гендерной идентичности оказывается принудительным.

№13. Сексуальная ориентация. Определение
° Термин, обычно используемый для описания любовного, эмоционального или сексуального влечения к другому человеку. Сексуальная ориентация отличается от Гендерной идентичности, которая относится к внутреннему чувству - является ли он мужчиной или женщиной.

° Некоторые считают, что сексуальная ориентация является зафиксированной. Но фактически она формируется в течение всей жизни. Человек может осознавать, что он гей, лесби или бисексуал на разных этапах своей жизни

№14. Определение

° Сексуальная ориентация характеризует отклик человека на Гендерно-окрашенные стимулы.

° Человек может испытывать сексуальное и/или эмоциональное влечение только к женщинам – не ко всем подряд, только к мужчинам – не ко всем подряд, и к мужчинам и к женщинам, к гермафродитам, трансвеститам, трансгендерам и другим людям, не вписывающимся в существующие Гендерные нормы.

° Люди, безразличные к гендерно-окрашенным стимулам считаются асексуальными.

Биполярная шкала Кинси
№15. Последние 60 лет самым распространённым инструментом для измерения сексуальной ориентации была биполярная шкала Кинси. На одном полюсе исключительная гетеросексуальность, на другом – исключительная гомосексуальность. По большей части – разные варианты бисексуальности.

№16 Ортогональная модель. По оси Х – гетеро сексуальность, по оси Y– гомосексуальность.

Лада: Не очень ясная модель, на мой взгляд.

№17. И далее как раз в тему: Л. Гарнетт указывает на четыре принципиальные позиции, нуждающиеся в ревизии

° Сексуальную ориентацию надо рассматривать не как биполярную дискретную шкалу, а как два отдельных и независимых измерения. В разной степени интенсивности связанных с влечением к мужчинам – и влечением к женщинам.

Лада: повторяю – два независимых измерения. Главное здесь – слово независимых.

° Сексуальную ориентацию определяют не только сексуальное поведение. Но и фантазии, эмоциональные привязанности, статус текущих отношений, самоидентификация.

° Бывает и допустима несогласованность между желаниями, поведением и сексуальной идентичностью.

° Сексуальная ориентация не обязательно стабильна и неизменна в течении жизни. Она изменчива, причём более изменчива у женщин, чем у мужчин.

№18. Пальцевый индекс. Или показатель уровня пренатального тестостерона. Проще говоря – количество тестостерона при формировании в утробе матери
° У мужчин указательный палец обычно короче, чем безымянный.

° У женщин одинаковой длины, или – безымянный короче.


№19. Наше понимание природы и причин той или иной сексуальной ориентации развивается в зависимости от того, какие вопросы мы задаем, какими методами ищем на них ответы, и как интерпретируем данные


№20. Для формирования ориентации нужно очень много последовательных факторов. Один раз надеть мамину одежду – ещё не стать гомосексуалом или трансгендером.


№21. Что проще изменить? Биологию или социальный конструкт?
Ответ однозначен. Даже биология более изменчива, чем социальный конструкт. Для трансформации социального конструкта требуется изменение дискурса очень многих людей, которые привязаны к своим нынешним смыслам и определяют происходящее по ним.


№22. Терминология. Транссексуал.
Этот термин был предложен в 1923-м году Магнусом Хиршфельдом. С 1949 г. слово транссексуал относилось к людям, которые имели чёткое ощущение, что родились в неправильном теле. Транссексуальность характеризуется представлениям о несовместимости с существующим телом и желанием иметь другое тело, совпадающие с Гендерной идентичностью


№23. Трансгендер.
Термин трансгендер относится к людям, Гендерная идентичность которых находится в противоречии с биологическим полом. Широкое понятие, может включать транссексуалов, трансвеститов, кросс-дрессеров...

Лада: насчёт кроссдрессеров думаю Дмитрий Дмитриевич погорячился. Или это не его слайд. ; Ибо кроссдрессер – название увлечения, а не характеристика гендерной идентичности. Так можно и рыбаков сюда притянуть. ; В беседе во время перерыва Д. Д., напротив, говорил, что даже трансвестит – не трансгендер. Хотя я не была бы так категорична. Трансгендер, но только на час ;


№24. Формирование медицинской модели.

° Бенджамин утверждал, что если бы хирурги отказывались принимать таких пациентов, транссексуалы занялись бы членовредительством и суицидом

° Именно Бенджамин и Мани способствовали развитию понятия «Гендерная дисфория». Которое с семидесятых годов стало заменять термин «транссексуал» во многих медицинских работах.

Лада: к сожалению, это относится к какой угодно стране, но в наименьшей степени – к нашей. У нас даже новой в справке Минздрава говорится о транссексуализме и "половой переориентации", и не используется понятие «трансгендер».

° Понятие Гендерная дисфория также предполагает, что те кто хочет начать гормональную терапию и мечтает о коррекции пола, родились и живут в неправильном теле.


№25. ВАЖНЕЙШИЕ ПОСТУЛАТЫ!!!

° Быть трансгендером не означает иметь психическое или иное медицинское расстройство

° Новый академический стандарт дал право трансгендерам исправлять свои тела, делать с ними то, что они хотят.

° Гендерное разнообразие приобретает видимость в современном обществе.


№26. Идентичность. На примере понимания FtM:
° Главное – не выраженная маскулинность, а мужская идентичность. Не изображать мужественность, а – являться мужчинами.

° Мужчина может быть мужчиной, даже не будучи маскулинным. Равно как и женщина может быть женщиной, не будучи феминной.

° Это не выбор – быть мужчиной. Они и так мужчины!

° Они просто делают то, что могут, чтобы убедиться, что другие поняли, что они мужчины


№27.
° Ассимиляции в Гендерную бинарную модель не является универсальной целью трансгендеров

Лада: однако мои наблюдения показывают, что большинство, да почти все (!) ядерные транссексуалы придерживаются очень ярко выраженной бинарной модели! Вплоть до отрицания «Дня видимости трансгендеров». Мол, зачем нас видеть? Мы перешли в свое тело, в другой лагерь – и ушли в stels, жить обычной жизнью.

° Отношения между гендерной идентичностью и презентацией перемещаются и развиваются в процессе перехода.

Лада: ну естественно, чем дольше переход и лучше пасс – тем легче тебе презентоваться, тем легче жить. Для этого и делают переход. Чем лучше пасс, чем легче самопрезентация – тем увереннее ты в своей гендерной идентичности.


№28. Одно из исследований показало, что:

° Среди детей лишь 3-4 % демонстрируют выраженное трансгендерное поведение.

° И даже из них очень немногие, кому в детстве был поставлен диагноз «нарушение гендерной идентичности», вырастая, становятся трансгендерами. Почему-то чаще всего становится геями, лесбиянками или бисексуалами.

° Менее половины детей с диагнозом Гендерная Дисфория сохраняют идентификацию с гендером, выбранным ими самими и отличными от биологического пола.

Лада: вероятно, у трансформации гендера и трансформации сексуальной ориентации одинаковые внешние проявления.


№29. Факторы риска психических расстройств у трансгендеров. (Лада: тут написано транс* популяции, но мне эта фраза не нравится)

° Виктимность. Социальная стигматизация (Криминализация в восприятии основной массой). Дискриминация. Трансфобия. Сексуальное надругательство, насилие.

° Трудности доступа к медицинской помощи и социальным услугам.

° Межличностные проблемы. Транс-люди получают меньше поддержки от семьи и друзей.

Лада: я уже писала во многих своих статьях, что есть рецепт. Надо поднять правую руку вверх, вдохнуть полной грудью, и резко, с выкриком – "Ну и Х… с ними!" – опустить руку. Проверено. Помогает. Друзья, которые отвернулись – не друзья. Появятся новые. Общайтесь в тематических пабликах, ищите новых друзей!

° Все эти факторы риска часто приводят к психическим расстройствам, чаще всего – к депрессии, у транс-людей.

Лада: не у всех. Вам решать, попасть ли в этот список.

Защитные факторы против данных факторов риска:

° Социальная и родительская поддержка.

° Завершенный переход.

° Раскрытие своей идентичности. В качестве трансгендера.

Лада: Золотые слова! Переход действительно – нужно совершать как Суворов через Альпы. Стремительно. А вот родительская поддержка и раскрытие перед всеми – кому как повезёт. Хорошо если есть, но рассчитывать на это не стоит. Чтобы не разочароваться в дальнейшем. Если есть – здорово, нет – и ладно.


№30. Проблема сексуальности. Слайд для сарказма (напоминаю, Исаев любит постебаться, а вы учитесь самостоятельности :) ). Как вам?
° Доминирующая модель трансгендерности рассматривала трансгендеров как асексуальных людей.

° Медико психологические практики настаивали, что истинные транссексуалы имеют низкое либидо и аутоэротичны.

° Чувствуя отвращение к гениталиям, транссексуалы занимаются мастурбации редко и реже вступают в сексуальные отношения.

Лада: ну бред и есть бред. Противоположные примеры – вокруг и рядом.


№31. Проблема депатологизации. (Патологизация - рассматривание трансгендерности как расстройства. )
° Постоянная необходимость отрицания трансгендерности как психического расстройства. Ибо:

° Трансгендерность – это социальное «расстройство» в кавычках, имеющее корни исключительно в культурном дискурсе, но не в природе или в психике.

° Следовательно – трансгендерности не существует вне примата гендера в общественном устройстве.

ТЕЗИСЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ О СЕКСУАЛЬНОСТИ. КОНСПЕКТ. Исаев, янв. 2017

Современная медицина занимается не человеком, а – патологиями. Но если исходить из этой точки зрения, то медицина и не нужна для описания сексуальности. Ибо сексуальность – это норма, а не патология.

С точки зрения Дерягина сексуальность можно определить, как совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека. Связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.

Для М. Фуко сексуальность есть форма социальной рефлексии, качество субъекта, определяемое манипуляциями власти. Личное становится публичным, через механизмы управления и подчинения.

Сексуальность – элементарная модель управления, но, кроме этого, повод для власти управлять индивидом. Поскольку выраженная в форме сексуальности власть освоена каждым человеком, она есть часть субъективности. Власти остается лишь контролировать сексуальность, чтобы субъективность не отклонилась от сложившегося порядка.

**

Сексуальность – не инстинкт. Инстинкт – это императив, которому невозможно сопротивляться. У человека нет инстинктов.

Главная задача нынешней официальной сексологии – бороться с патологиями. Ни чувственность, ни переживания – не учитываются при постановке диагноза. Только – действия. И существует какой-то заговор молчания о сексе и сексуальности, даже в психиатрии. В СССР, а теперь и в РФ, сексуальность рассматривают как биологический аспект. А за рубежом – как психологический. Например, педофилия – патология не из области сексологии, а из области психиатрии.

Любое описание человека – как объекта - характеризует прежде всего личность самого автора описания, тестов, анкет и т.п.

По Фрейду сексуальность – окно в мир. А психоанализ отличался пансексуальностью.

Мозг начинает думать в результате неудовлетворённости чувств. Чувственный человек – это бунтарь! Ибо – мне говорили что это плохо, а это – хорошо!… :-)

Новая любовь – это новая жизнь (справедливое высказывание).

Незрелой личности требуется кнут и пряник, нормативность. Зрелой – нормативность не нужна.

Телесный аспект партнёрских отношений и есть сексуальность.

БДСМ. Чаще всего Насильник думает, что жертва этого хочет. Лишь 4 % насильников возбуждается от власти и осознания, что жертва не хочет быть изнасилованной.

Частые причины ранней детской мастурбации – неадаптированность, нервное напряжение. Средство снятия напряжения.

Взрослея, человек становится собой, лишь научившись отделять себя от доминирующего в обществе дискурса. Как только человек научился выходить из этого доминирующего дискурса – он родился как личность.

Новая концепция психиатров – не тянуть пациента до «нормы», с точки зрения общества, а оказать помощь тем кто в ней нуждается.

Биоэволюционные теории.

Исторически сложилось, что мужчина – добытчик, а женщина – ищет добытчика. Согласно опросам, количество партнёров у мужчин и у женщин не совпадают. Семь против четырёх. Что говорит о большей скрытности женщин. И все опросы отражают не фактическое положение дел, а климат в обществе. Мол, женщина не должна в полной мере раскрыть свою сексуальность. Ибо иначе ни один мужчина не сможет её удовлетворить.

Сексуальность может повышаться от напряжения в отношениях. От нестандартной ситуации. От необычных игр типа бдсм. Особенно в неожиданном месте. Чтобы освежить отношения, необходимо создать управляемое напряжение. Сила страсти, яркость оргазма, зависят от особенностей мозговых структур, от эмоционального напряжения и от стимуляции эрогенных зон.

Однако регулярный стресс понижает сексуальность.

Социализации – это тренинг. Сохранить себя как личность можно, лишь если успевать за требованием времени.

Идентичность.

Идентичность – попытка упорядочить свою жизнь. Построении своей целостности. Человек состоит из одной идентичности. Слово «идентичность» приходит в замену слова «личность». Употребляется чаще. Хотя личность – то что вы есть; а идентичность – это то, что вы делаете, что с вами происходит. Человек сам сочиняет роман о себе, является и автором, и главным героем. Психоаналитик Роберт Stoller в 63-м году сформулировал термин Гендерная идентичность.

Гендер – это фундамент, на которой стоит каждый человек. Фундамент из одинаковых кирпичиков, но сложенных индивидуально у каждого человека. В итоге Гендерных идентичностей столько же, сколько людей на земле. И одна из проблем каждого человека – найти другого, «понимающего меня и значимого для меня». В итоге мне нужен я, но другой я. «Я – другой».

Трансгендерность.

В нынешней современной медицине нет понятия гендера, есть только пол. НФП - Нарушение формирования пола. Однако сейчас термин «пол» заменяют термином «Гендер».

Каждым человеком трансгендерные особенности вспоминаются с разного возраста. Но именно тогда, когда произошёл кризис. Например, дома мальчик одевался как хотел, пришел в школу – и там ему все высказали…

#ЛадочкаПреображенская


Рецензии