Пушкинский бал

Сценарий бала, проведённого в 2007 году в ЗКГУ города Уральска.

На сцене ансамбль скрипачей играет торжественную мелодию. Во время её звучания проходит слуга в ливрее и зажигает свечи на столах гостей. Затем выходит Ведущая.

Ведущая: Уважаемые дамы и господа! Мы приглашаем Вас на наш Пушкинский бал. Но это не просто бал. Здесь сегодня с вами будет говорить сам Александр Сергеевич Пушкин, дух его «поэзии живой и ясной, высоких дум и простоты».
Разрешите представить вам наших высокоуважаемых гостей.
Бал начинается!

Снова звучит торжественная мелодия, под неё выходит Пушкин, осматривается.

Пушкин: 
Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит.
В райке нетерпеливо плещут,
И взвившись занавес шумит.

Танец №1 Полонез

Пушкин:
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слёзы лью:
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.

Свет в зале гаснет, прожектор высвечивает стол, на котором свеча, гусиное перо. За столом Татьяна. Идёт диалог с няней от слов: «Не спится, няня, здесь так душно…» до слов: «Я…знаешь, няня, влюблена…» Далее Татьяна пишет письмо, читая вслух первую строфу текста.
Затем прожектор переводится на авансцену, по которой проходит девушка в казахском национальном костюме и читает письмо Татьяны на казахском языке (перевод Абая).
После окончания чтения, прожектор снова переводится на Татьяну, которая читает последнее четверостишие письма: «Кончаю, страшно перечесть…» После чего Татьяна уходит. Выходит Пушкин.
Пушкин:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.

Танец №2 Менуэт

Музыку исполняет со сцены струнный ансамбль.
Во время танца по залу проходят Ленский с Онегиным.

Пушкин:
Богат, хорош собою Ленский.
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский,
Все дочек прочили своих.
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна.
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца ,как луна…

Ленский исполняет арию «Я люблю Вас, Ольга» из оперы Чайковского «Евгений Онегин».

Пушкин:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой…

Танец № 3  Вальс

Пушкин:
В саду служанки на грядах
Сбирали ягоду в кустах,
И хором по наказу пели.
(Наказ, основанный на том,
Чтоб барской ягоды тайком
Уста лукавые не ели,
И пеньем были заняты.
Затея сельской остроты.)

На сцене хор девушек исполняет хор из оперы «Евгений Онегин» «Девицы-красавицы»

Пушкин:
Вновь в залу высыпали все
И бал блестит во всей красе…
Танец №4  Полька

Танец играет ансамбль скрипачей. Во время танца по залу проходит Татьяна в бальном платье, садится, с кем-то разговаривает.

Пушкин:
Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит,
Вот села тихо и глядит.

Татьяну видит Онегин, прогуливающийся по балу, он подходит к Гремину.
Онегин:
Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?
Гремин:
Ага, давно ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я…
Онегин:
Да кто ж она?
Гремин:
Жена моя.

Исполняется ария Гремина «Любви все возрасты покорны».

Пушкин:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком.

Танец №5  Мазурка

Во время танца Татьяна и Онегин проходят мимо друг друга. Он пытается её остановить, но Татьяна не обращает внимания.

Пушкин:
Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три.
Порой одним поклоном встретит,
Порой и вовсе не заметит.
Исполняется ариозо Онегина из шестой картины третьего акта оперы Чайковского.

Танец №6  Котильон

Пушкин:
Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою
И вод весёлое стекло
Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы…

Исполняется дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама» «Уж вечер…»

Танец №7  Вальс «Аламан»

Во время танца стол, за которым писала Татьяна, покрывается зелёным сукном. На нём карты, свечи, деньги, мел и т.д.  Идёт игра в карты, за ней наблюдает Германн.
Пушкин:
Столы зелёные раскрыты,
Зовут задорных игроков.
Бостон и ломбер стариков,
И вист, доныне знаменитый.

Исполняется ария Германна из оперы «Пиковая дама». «Что наша жизнь? Игра!» После арии выходит задумчивый Пушкин.

Пушкин:
Быть может, (лестная надежда)
Укажет будущий невежда на мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был поэт.

Выходит Ведущая, подходит к Пушкину.

Ведущая:
Здравствуйте, Александр Сергеевич! Зачем же так мрачно?
Пушкин:
Здравствуйте, мадемуазель ( целует руку).
Я впервые встречаю Вас в Петербурге. Откуда Вы?
Ведущая: Я из Уральска ХХI века.
Пушкин:  Уральск… Ах, да. Яицкий городок. Я был там недавно. «Приняли меня славно, наперебой давали мне известия, в которых имел нужду…»  Да ещё я записал там чудесную легенду о степных влюблённых.
Ведущая: Не эту ли?

Оба смотрят на сцену, там начинается пантомима «Козы Корпеш и Баян-слу»

Пушкин: Да, да, эта. Но скажите, меня ещё помнят в Уральске двадцать первого века?
Ведущая: Конечно. В атаманском доме, где Вы останавливались, теперь Ваш музей. В нашем университете утверждена стипендия Вашего имени.
Пушкин: Это приятно, но скажите главное, поэзия моя не забыта?
Ведущая: Судите сами, Александр Сергеевич.

Начинается чтение стихов Пушкина студентами разных факультетов на русском и казахском языках ( 5-6 стихотворений).
Пушкин: Значит, не зря я написал в своём «Памятнике», «И назовёт меня всяк сущий в ней язык».

В это время чтецы со свечами выстраиваются в зале по диагонали. Пушкин с горящей свечой подходит к первому, тот зажигает свою свечу от Пушкинской и читает первую строфу «Памятника» на русском языке. Затем, свечу зажигает второй чтец, и читает то же самое на казахском, далее стих звучит на английском, французском, немецком, эсперанто, татарском. В конце все свечи участников ярко горят.

Пушкин: (Ведушей) Я счастлив! Разрешите пригласить Вас на вальс.

Звучит вальс. Хореографы приглашают гостей, участников, все танцуют.


Рецензии
Не довелось присутствовать .Но прочёл и ощутил атмосферу бала. Галина Герасимовна-Вы по факту-картину написали. Яркую, образную ,живую.Кстати-Пушкиным ни Владислав-ли Букреев был? Я хорошо знал этого человека.Букреева-разумеется.
С уважением-Павел

Павел Козырев   16.05.2023 20:54     Заявить о нарушении
здравствуйте. Нет, все роли исполняли студенты. Это внутриинститутское мероприятие. Я поставила три разных Пушкинских бала. Это сценарий первого. Спасибо за отзыв.

Галина Гурьева   19.05.2023 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.