Анализ уничтожения эсминца Ковентри

© Панищев Алексей Леонидович,
кандидат философских наук, доцент, профессор РАЕ.

Анализ уничтожения эсминца «Ковентри»
аргентинской авиацией в Фолклендской войне 1982 года

В современной истории военно-морского флота уделено большое внимание событиям парусного флота времени немеркнущей славы Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова. Существует огромное количество научных, исследовательских работ по русско-японской войне, Первой мировой войне. Вместе с тем, следует отметить, далеко не всегда отдельные исторические статьи могут принести современному читателю какую-либо серьёзную пользу с точки зрения тактики ведения боя. Бесспорно, есть вечные темы, связанные с духовным благочестием и мужеством воинов, есть темы, сохраняющие во все времена практический смысл (например, по логистике, по средствам снабжения морских или сухопутных сил). Тем не менее с середины ХХ века развитие ракетного вооружения  практически свело на «нет» те тактические приёмы, которые были когда-то эффективными. Например, Ф.Ф. Ушаков блестяще вёл бой по шаблону буквы «Т», когда русский малочисленный флот мог образовывать своей линией перекладину над линейным строем многочисленного турецкого флота, концентрируя эскадренный огонь на головных кораблях и лишая срединные и концевые корабли возможности принять непосредственное участие в бою. Впоследствии С.О. Макаров доработал данную тактику для паровых кораблей, а японский адмирал Хэйхатиро Того в Цусимском сражении в мае 1905 года успешно применил её против русской Тихоокеанской эскадры. Полагаю, такого рода сведения полезно знать любому человеку и обязательно надобно знать каждому военному моряку, тем более офицеру.
Однако история военно-морских сражений не оканчивается на Первой мировой войне или Второй Мировой войне, ибо и во второй половине ХХ столетия также происходили драматические события на море, которые необходимо анализировать. Такие морские сражения разворачивались в ходе арабо-израильских, индо-пакистанских войн, конфликтов за острова Спратли и т.д. Нельзя исключать того, что и российскому флоту придётся защищать свои родные земли от современного олигархического империализма, который в своей инфернальности способен на бесчеловечные вещи. Так, в свете необоснованных, преступных претензий японского правительства, зависимого от США, на Курильские острова вероятность Курильской войны между Россией и Японией достаточно велика. Разумеется, помимо флота, в ней будут играть важную роль авиация, береговые ракетные и артиллерийские комплексы, но главное то, что таковая война вполне возможна. Все рассуждения о том, что мы живём в цивилизованном XXI веке, выглядят по большому счёту неубедительно. Приведём наглядный пример: мало, кто из современников знает, что в 2008 году формально закончилась Великая африканская война. К 2008 году среди её жертв числилось пять миллионов человек [1], но, беря во внимание то, что она продолжается и по сегодняшний день, число погибших людей уже превысило десять миллионов. В ходе этой войны массово насилуются женщины, девушки, а также девочки, включая трёхлетних детей. Уместно подчеркнуть то, что даже среди диких народов такая сатанинская жестокость вызывает чувство отвращения. Стало быть, нельзя с уверенностью отрицать вероятность войны с применением различного вооружения. Особенно безумно, аморально выглядит применение ядерного, химического или биологического оружия. В данной статье идёт речь о гипотетически подразумеваемой вероятности войны на море с использованием традиционных видов вооружения. Поэтому надобны исследования сражений, в которых использовались относительно современные виды вооружений.
В качестве объекта анализа некоторых сторон современной войны на море обратимся к событиям Фолклендской войны. О причинах этого вооружённого конфликта между Великобританией и Аргентиной свидетельствует само наименование войны по Фолклендским (Мальвинским) островам, но в предлагаемой статье ограничимся исключительно одним эпизодом, связанным с потоплением английского эсминца «Ковентри». Задачами данного анализа станут:
1. Освещение некоторых аспектов совместного действия кораблей.
2. Исследование возможностей и ограниченностей различных видов современного вооружения (в данном случае зенитно-ракетных комплексов).
Ведение современной войны требует не только высокого профессионализма самих военнослужащих, но и развитых технологий, промышленности, культуры производства и обслуживания техники. В противном случае все профессиональные качества военных могут обесцениться из-за отказов в работе РЛС, ЗРК, не долетающих ракет, не доплывающих торпед, не разорвавшихся бомб. Скажем так: в ходе Фолклендской войны 80 % бомб, попавших в английские корабли с аргентинских самолётов, не разорвались.
В ходе этой войны Королевский флот осуществлял не только доставку, но и прикрытие морских пехотинцев. Любая высадка вооружённых сил, где бы то ни было, должна быть прикрыта с воздуха и с моря, иначе десантные корабли вместе с живой силой будут уничтожены в море. В рамках одной из десантных операций для того, чтобы аргентинские самолёты были отвлечены от десанта надводными силами, 25 мая были выдвинуты к северной оконечности острова Западный Фолкленд два корабля: эсминец «Ковентри» (проект 42, полным водоизмещением 5350 тонн) и фрегат «Броутсворд» (проект 22, полным водоизмещением 4400 тонн). Оба корабля на тот момент были современными и передовыми. «Ковентри» вошёл в состав Королевского флота в 1978 году, а «Броутсворд» – в 1979 году (в 1995 году этот фрегат был продан ВМФ Бразилии, где продолжает использоваться по своему назначению). Здесь необходимо обратить внимание на ПВО этих кораблей. Не случайно Д.Б. Татарков пишет: «В который раз английскому командованию приходилось рассчитывать на взаимодействие комплексов ПВО «Си Дарт» и «Си Вулф» [2]. Разумеется, эсминцы и фрегаты несут разнообразное вооружение, но, беря во внимание то, что действовать им пришлось против авиации, проанализируем их ЗРК.
Нужно учесть то, что сам по себе Королевский флот Великобритании, как часть сил НАТО, должен обеспечивать ПВО и ПЛО в Северной Атлантике в рамках противостояния Северному флоту и стратегической авиации СССР, а сейчас – РФ. Поэтому англичане большое внимание уделяют ПВО своих эскадренных миноносцев. Эсминец «Ковентри» был оснащён ЗРК «Си Дарт» («Sea Dart» – морской дротик), который мог быть эффективным против высотных бомбардировщиков. Также РЛС «Си Дарт» могла применяться для дальнего обнаружения воздушных целей и раннего предупреждения об атаке. Этот комплекс начали производить в 1967 году, но он стоит на вооружение и сейчас – в XXI веке. Дальность поражения ракет этого комплекса достигает 75 км, а высота – 18,3 км. (В 1990-х годах в ходе модернизации дальность поражения увеличена до 150 км, а помехозащищённость стала заметно выше). Комплекс «Си Дарт» имеет и слабую сторону: слабую эффективность против низколетящих целей (он и не предназначается для этого). Английское командование знало об этом, поэтому вместе с «Ковентри» был отправлен и фрегат «Броутсворд», ПВО которого было представлено ЗРК ближнего действия «Си Вулф» («Sea Wolf» – морской волк). Данный ЗРК был разработан в 1979 году и стоит на вооружении в настоящее время. Это комплекс ближнего радиуса действия, зона поражения ракет которого, в зависимости от их модификации, составляет от 6,4 до 10.1 км. Минимальное расстояние поражения ракетами «Си Вулф» – менее одного километра. Таким образом, мы видим, что ЗРК «Sea Wolf» наиболее эффективен против низколетящих целей. Следовательно, эсминец обеспечивал ПВО на средней дальности, а фрегат – на ближней. Вместе они образовывали эшелонированную оборону от аргентинской авиации. Помимо ЗРК, на обоих кораблях было и автоматическое оружие, прежде всего универсальные орудия.
На вооружении ВВС Аргентины состояло несколько типов самолётов, среди которых насчитывалось около ста штурмовиков А-4 «Skyhawk» в различных модификациях. Этот штурмовик разработан в американской компании Douglas Aircraft Company и впервые поднялся в воздух в 1954 году, так что к началу 1980-х годов считался безнадёжно устаревшим самолётом. Тем не менее дешевизна, манёвренность, простота, живучесть и неприхотливость данного самолёта обеспечили ему значительную привлекательность (А-4 «Skyhawk» лишь в последние годы снимается с вооружения в ряде стран). Именно этот самолёт стал особенно результативным в Фолклендской войне.
25 мая аргентинцы отправили на боевое задание штурмовики А-4. Стремясь избежать радиолокационного обнаружения, аргентинские пилоты шли к целям на очень малой высоте, причём настолько малой, что фонари их кабин нередко были забрызганы морской водой. Обычно аргентинские лётчики для того, чтобы не быть обнаруженными РЛС, также использовали рельеф островов, прячась за его холмами от радиолокационных излучений. Набор высоты для аргентинских пилотов оказывался смертельно опасным, поскольку на средней высоте они оказывались нетрудной добычей для ЗРК «Си Дарт». Как раз незадолго до своей гибели «Ковентри» смог таким образом сбить аргентинский штурмовик А-4, пилот которого погиб.
Итак, аргентинские штурмовики вылетели на боевое задание. Английские моряки были заранее предупреждены о вылете штурмовиков с аргентинских аэродромов (на материке действовали английские шпионы). Используя рельефные складки островов, пилотам удалось незаметно выйти на английские корабли, расположенные недалеко от берега, и атаковать их. Успешности действия паре аргентинских штурмовиков способствовало то, что они летели в настолько плотном строю, что РЛС воспринимала их в качестве одного самолёта, а при их разделении бортовой компьютер РЛС корабля давал сбой. Отметим, в современных РЛС уровень точности обнаружения и сопровождения целей значительно выше. Первая атака «Скайхоков» привела к тому, что бомба одного из них, отрикошетив от воды, поразила вертолётный ангар фрегата, разрушив в нём вертолёт «Lynx», вылетела с другого борта и упала в море, не взорвавшись.
В это время подошли ещё два штурмовика, которые пошли в атаку, при этом в качестве цели ими был выбран эскадренный миноносец. Низкая высота их полёта не позволила РЛС ЗРК «Си Дарт» захватить цель (единственная выпущенная ракета дала промах). Тем временем РЛС эсминца зафиксировала на северо-западе воздушную цель (вероятно, это был английский самолёт «Си-Хариер», который должен был прикрывать корабли, но был отозван, чтобы не попасть под «дружественный» удар сил корабельной ПВО). Поскольку неизвестная цель находилась со стороны кормы, которая для РЛС ЗРК эсминца проекта 42 была «мёртвой зоной», капитан «Ковентри» приказал повернуть вправо. Однако в результате такого поворота корпус «Ковентри» оказался между атакующими самолётами и фрегатом, перекрыв тем самом зону действия РЛС фрегата и его ЗРК «Си Вулф». Ввиду этого фрегат не мог выполнить задачу ближней противовоздушной обороны. Данное обстоятельство позволило штурмовикам успешно атаковать эсминец «Ковентри», получившему три прямых попадания авиабомбами, две из которых разорвались. В итоге современный эсминец затонул под ударами устаревших самолётов. На «Ковентри» погибли девятнадцать моряков [3]. Тем не менее, несмотря на потерю эсминца, англичане смогли добиться поставленной цели: успешно высадили десант, но это уже тема другого исследования.
Сделаем соответствующий вывод: уязвимость эскадренного миноносца «Ковентри» стала следствием несогласованности действий двух кораблей. Фрегат должен был прикрывать эсминец, обеспечивая ПВО в ближней зоне, однако эсминец совершил манёвр, в результате которого сделал невозможной работу ЗРК фрегата. Взаимное ракетное прикрытие может быть эффективным при согласованном перемещении кораблей, что в ходе данного боя не было соблюдено. Говоря о тактике боя применительно к настоящему времени, это обстоятельство гибели «Ковентри» необходимо помнить и учитывать при организации коллективной обороны в совместном плавании или при атаках на группы кораблей. Поэтому при совместном плавании капитаны и старшие офицеры кораблей должны заранее согласовывать свои действия при той или иной ситуации. При этом будет целесообразно провоцировать противника на совершение манёвров, в ходе которых действия других вражеских кораблей окажутся затруднительными. Данные сведения полезны и для офицеров морской (береговой) авиации.

Список используемой литературы
1. Полонский Илья. Великая африканская война. За что погибли пять миллионов человек. – Режим доступа в Интернете: 2. Татарков Д.Б. Сражение над «долиной смерти» // Конфликт в Южной Атлантике: Фолклендская война 1982 г. – Режим доступа в Интернете: https://military.wikireading.ru/67998
3. Surviving a Falklands 'suicide' mission. – Режим доступа в Интернете: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/6705387.stm


На фотографии эсминец "Ковентри" (тип 42). Фотография взята с англоязычного текста Википедии


Рецензии