Формирование канона рок-музыки

После того как Bob Dylan, выпустил пластинку «Highway 61 Revisited» в 1965г, стало понятно, что мир изменился. Критическая масса прорвала плотину и поток хлынул в поисках новых берегов, в которых он смог бы успокоится и обрести своё течение. Вроде все поняли, что пришло время новой музыки, но какой? Нужны были новые формы и средства выражения. Всё случилось, когда Chas Chandler, басист группы Animals, привёз из Нью-Йорка в Лондон никому не известного чёрного паренька со Стратокастером под мышкой.
Jimi Hendrix к тому времени переиграл во многих ведущих коллективах и был супер гитаристом и музыкантом. Но, в Америке ему светила карьера максимум в каком нибудь из расовых секторов музыки - блюз, соул, мотаун-поп. А он не вписывался ни в один из существующих форматов и поэтому понадобился Лондон, чтобы вырастить то, что Hendrix смог родить — рифовую музыку базирующуюся на звуке перегруженной электрогитары. Рифы были и до него, как и электрогитары, но именно он смог сформулировать — как строить новые рифы и конструкции из них, как добывать и использовать звук перегруженной электрогитары, и это сформировало лицо новой музыки. Плюс он был прекрасным поэтом и композитором именно европейского склада, тяготеющего к интересным гармоническим решениям, а не только способным напилить оригинальных рифов. Но и на этом дело не закончилось, как только у него появилась возможность Jimi нырнул с головой в студийные эксперименты и практически создал новую школу звукозаписи использующую спецэффекты для получения новых звуков и музыкальных решений. Звукозаписи, которая была необходима для этой музыки, без которой она вряд ли бы состоялась, оставшись феноменом концертных площадок.
Что произошло, наиболее ярко видно из сравнения первых двух альбомов группы Cream. Первый, когда они только искали новую музыку и второй, когда они услышали Jimi Hendrix. «Всё было пронизано энергией, но никто не знал — как это делать? И вот появился Он и всем стало понятно» (цитата из интервью, кого — уже не помню)) Именно с выходом в 1967г первого альбома The Jimi Hendrix Experience «Are You Experienced» рок музыка обрела форму и голос.
Единственной проблемой музыки Jimi Hendrix была её эгоцентричнось. Несмотря на гениальность и многогранность его талантов, в ней был только Он и тот кому разрешено, кто в него вписался. Ситуацию быстро поправили Cream. Три супер музыканта умеющие на сцене слышать друг друга и взаимодействовать, родили феномен коллективной импровизации, когда все трое, одновременно, практически, играют соло и остаются в контексте исполняемого произведения. Таким образом трёх минутные песни превращались в развёрнутые произведения на 10-15 минут.
Вот так в лондонской кузнице был выкован канон рок музыки. Основой его стал звук перегруженной электрогитары способный по своей чувствительности и нюансам исполнения подойти очень близко к человеческому голосу дав огромную палитру красок для самовыражения. Вторым пунктом идёт роковый риф и последующая за ним конструкция из его элементов. То есть риф сам по себе отличается от рифов блюзовых, джазовых и прочих, но ещё и отличается само построение произведения подразумевающее развитие самой рифовой конструкции. Третьим пунктом идёт коллективное исполнение, где вроде бы все солисты, но и одновременно аккомпаниаторы друг другу, почему и стал возможным феномен инструментальной рок музыки и почему рок группы не превратились в оркестры — от трио до квинтета максимум. К текстам тоже возникли определённые требования, помимо смысловой нагрузки он должен нести нагрузку ритмическую, вписываться в создаваемую конструкцию и формировать смысловой риф.
Хочется сказать ещё о паре групп не ставших супер знаменитыми, но оставившими глубокий, практически корневой, след из которого потом и вырос куст разных рок музык. Для такого случая было придумано название — группы влияния.
Fairport Convention — группа, которая возглавляла британское движение электрического фолка. И если в Америке фолк, это больше похоже на наше КСП (Клуб Самодеятельной Песни), то в Великобритании фолк базируется на традициях народной музыки ближе к современному понятию этно музыки. Фактически они это этно внесли и встроили в контекст рок музыки очень сильно обогатив её потенциал.
Traffic — группа музыкантов интуитивистов. Ещё до всяких революций цветов они попробовали жить коммуной. Сняли в деревне сарай без электричества и жили там вместе, пытаясь отыскать новые пути черпая вдохновение в совместном музицировании. Долго они не продержались, но что-то они нащупали и это что-то они смогли выразить в своих первых альбомах дав мощнейший толчок для развития экспериментального и арт рока. Оттуда вышли прекрасные музыканты обогатившие своим участием и другие проекты. Steve Winwood потом сотрудничал с Jimi Hendrix, Eric Clapton и многими другими, а после распада Cream участвовал в супер проекте Blind Faith.
Таким образом к 1968г всё было готово к появлению гигантов начала 70-х и может поэтому  и сошли со сцены к 1970-му году все действующие лица, стоявшие у корней. Но это уже другая история.


Рецензии