Вечная. Из цикла О любви

              Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2019/03/23/1651       


               
                Беда не в том, что ветром чувства не остудишь,
                Что на стекле цветы зимы не оживить,
                Беда не в том, что ты меня не любишь,
                А в том, что я тебя не в силах разлюбить.
                Мой вольный перевод

                Біда не в тім, що свище вітер лютий,
                Що січень на вікні малює мертві квіти,
                Біда не в тім, що ти мене не любиш,
                Біда, що я тебе не можу розлюбити.
                Из песни Николая Мозгового «Біда не в тім»


     Любовь бывает разная. И каждая имеет право называться настоящей. И французская, о которой уже написала, и платоническая, о которой вот-вот поделюсь своими мыслями, и… их много.
     Но в данной главе расскажу о вечной любви, которая проистекает будто бы из каждой, но имеет свое отличие. И именно оно не позволяет любви закончиться. Никогда.
     Если вам повезло, вы полюбили, и это чувство оказалось взаимным, а потом, как в сказке, «и жили они долго, и умерли в один день», в большинстве случаев, вечного великого чувства не случается. Потому что, как написал в своих гариках Игорь Губерман,

А Байрон прав, заметив хмуро,
Что мир обязан, как подарку,
Тому, что некогда Лаура
Не вышла замуж за Петрарку.

     В браке мы так много узнаем удивительных в своей приземленности вещей о супруге, что любовь вянет. Об исключениях не говорю. Во всяком случае, о великой любви, не в этой главе.   
     Я о вечной. Которая когда-то измучила, излилась из меня горючими слезами, истосковала мою грудь… утешила и греет до настоящего времени своим волшебным лучом, не имеющим конца. В математике, вектор (несущий) – характеризуется величиной и направлением. Если на нем не отложили отрезок, с точками А и Б, в виде семейной жизни, счастливым окончанием истории (заметьте, окончанием), или несчастливым – неважно, главное, если любви не дали закончиться тем или иным способом, она останется устремленной в века, и даже, в тысячелетия.
     Парадокс в том, что с одной стороны, ей не дали закончиться, а с другой – она была прервана на самом ее пике. Объяснение – в невозможности обстоятельств.
     Если кто читал «Берег» Ю. Бондарева, или смотрел фильм А. Алова и В. Наумова по этому произведению, то, может, вспомнит слова Эммы, главной героини: «Я ждала… Я думала, что вы приедете. Знаете, о чем я молилась? Мне страшно вспомнить, о чем я думала после войны. Господи, – молилась я, – пусть снова будет война, пусть снова стреляют, пусть меня насилуют, но только чтобы вернулся русский лейтенант… чтобы приехал в Кенигсдорф, в Гамбург со своими пушками, сказал бы: «Эмма, я люблю тебя», и я ответила бы: «Я умираю без тебя…». Два человека встретились посреди войны на короткое время, расстались, но пронесли взаимное чувство сквозь всю жизнь. И еще цитата из «Берега», размышления Вадима, главного героя: «И мелькнула мысль, что оба они жили словно на разных планетах, случайно встретившись в момент их враждебного столкновения, на тысячную долю секунды, вероятно, счастливо, как бывает в юности, увидев друг друга вблизи, – и со страшными разрушениями планеты вновь оттолкнулись, разошлись, вращаясь в противоположных направлениях галактики среди утвержденного уже мира. На каждой планете затем установилось несовпадающее время, непохожее годосчисление, несоприкасающиеся светлые и черные дни, и тоже чем-то несхожие страдания, беды, любовь и собственные подчиняющие людей закономерности».
     И им еще повезло, по воле автора. Им удалось встретиться спустя десятилетия. Пусть на короткое время, пусть снова в невозможности обстоятельств. Но случилось объясниться героям и объяснить писателю нам, что такое вечная любовь. Кстати, Бондарев не раз это делал в своих романах. Уверена, он живет с вечной любовью.
     И я с ней живу. И тоже уже не раз о ней писала под впечатлением своей истории.
     В шестнадцать лет я летела с подругой на самолете домой. Мы были веселы и счастливы, привлекая своим хохотом и хихиканьем пассажиров. В какой-то момент, обратила внимание, что впереди, на пару сидений от нас по диагонали, парень развернулся, сложил руки на спинку сидения, оперся подбородком на них, и неотрывно смотрел на меня. Не обращая внимания на других пассажиров, на мое смущение, на улыбку и толчки в плечо друга (он тоже летел не один).
     Понимаете ли, у такого поворота событий всегда есть продолжение. Откровенность в действиях говорила сама за себя. Да, он подхватил мой чемодан, какие-то начальные слова знакомства, но! Нам с подругой было по шестнадцать, в аэропорту нас встречали отцы. Краем уха я слышала, как друг говорил ему «ну что же ты?», краем глаза видела, садясь в машину, как ребята пошли на автобусную остановку…
     Я проплакала всю ночь. Тогда ощущала себя самой несчастной девушкой в мире. Но еще не знала о вечной. Ведь была влюблена до этого и после. А вот эта не забылась. Почему-то. Будто вчера произошло. Я как Эмма мечтала. Что увижу вдруг в местной газете объявление: «Ищу девушку, которая летела рейсом…». И много еще всяких фантазий. Да что там, все еще верю, что как-то случайно, на короткое мгновение, снова повстречаю свою вечную любовь. Ну, как герои Бондарева. Кстати, сына моего зовут Вадим. Когда я посмотрела фильм «Берег» в кинотеатре, а потом дважды прочитала роман на двух языках, а потом еще несколько раз смотрела фильм, наверное, тогда я раскрывала для себя суть любви, которая как вектор, несущий чувство по жизни, нескончаемо не оканчиваемое, навсегда поселившееся в уголочке моего сердца тонким острием копья, вынуть которое не могу и не хочу. 
     И раз уж я упомянула Алова и Наумова – режиссеров воспевающих вечную любовь в одном фильме, добавлю и о другом их творческом проекте – «Тегеране-43», где тема вечной любви так здоровски отражена Шарлем Азнавуром в его песне «Вечная любовь» на слова Жоржа Гарваренца. Уж извините за повторение.
     Наталья Кончаловская перевела на русский французский текст:

Я уйти не мог,
Прощаясь навсегда,
И видит Бог,
Надеясь, жду, когда…



                Следующая глава: http://www.proza.ru/2019/10/05/1566


_____
Шарль Азнавур и Мирей Матье: https://www.youtube.com/watch?v=lQwCAiUVO_w


Рецензии
Могу тоже, Наташа, подписаться под Вашими словами.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.07.2021 17:10     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Владимир, за визит в мой цикл "О любви", за отклик и за единомыслие :)
С ответным дружеским,

Наташа Шевченко   05.07.2021 17:56   Заявить о нарушении
Перечитываю, Наташа, то, что меня трогает.
Владимир

Владимир Врубель   11.11.2023 19:29   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.