Честнейший, порядочнейший русский интеллигент

                РУДНЕВ ВАДИМ ВИКТОРОВИЧ
                (1879-1940)
                Революционный и политический деятель


000
Был Вадим Руднев – московский городской голова в 17-ом. В силу своих умственных данных и исключительной совестливости и требовательности — к себе и к другим, он быстро приобрел авторитет и занял первое место в московской организации. Несмотря на его требовательность, все глубоко уважали Вадима, а многие и искренно любили. Но политически его совестливость иногда давала отрицательный результат: морально оправданные колебания его приводили к нерешительности или сомнениям в самый решительный и ответственный момент.
(М.В Вишняк)
000
В.В. Руднев не был Гамлетом. Наоборот, он был волевым и нередко упорствующим. И если "румянец воли" его по временам увядал, происходило это не столько от "бледного луча размышлений" сколько от раздвоения совести, от моральных сомнений.
(М.В. Вишняк)
000
В Рудневе сочетались противоречивые черты. Он был порой до застенчивости скромен и совестлив и в то же время мог быть неуступчивым и авторитарным, упорно настаивать на своем и придирчиво следить за тем, чтобы то, что ему казалось нужным и правильным, исполнялось именно так, как он того желал и требовал.
(М.В. Вишняк)
000
Молодой, подвижной, с продолговатым лысым черепом и крупным, крутым лбом, он очертанием головы и светлой бородкой клинушком чем-то напоминал Ленина, хотя общие черты его лица были много мягче, выразительнее и нисколько не походили на монгольские. Что еще бросалось в глаза, ; это его синие-синие глаза и иногда обворожительная, почти детская улыбка.
(М.В. Вишняк)
000
Не могу сказать, связывал ли он свой демократический социализм с религией, как более углубленной и потому более прочной основой, или демократический социализм являлся для Руднева одним из производных его общей христиански-православной установки. Но и то, и другое он ценил и твердо за них держался.
(М.В. Вишняк)
000
Он был постоянно озабочен справедливым решением личных и общественных проблем, пытливо допрашивая не только других, но и самого себя по всякому поводу. Все приобретало в его сознании значение проблемы потому, что в решение всякого вопроса он вносил элемент личной ответственности. Он не переставал взвешивать и колебаться, боялся принять решение не по недостатку мужественности –  мужества у него было предостаточно, –  а из-за заботы о других и за порученное ему или возложенное им на себя дело. И настолько очевидной была гипертрофия ответственности, которой страдал Руднев, что и политические противники обвиняли его уже не в безответственности, а, наоборот, –  в "боязни ответственности" и вытекавшей из нее нерешительности.
(М.В. Вишняк)
000
Он неизменно председательствовал на собраниях пропагандистов и на других партийных собраниях. И он не только председательствовал, а активно руководил работой, направлял, контролировал и зачастую распекал работников.
(М.В. Вишняк)
000
Руднев был и оставался всю жизнь человеком долга, и то, что он считал долгом своим или окружающих, он проводил настойчиво, самозабвенно, порой неистово. Ему многое прощали потому, как строг и требователен он к самому себе. Он пользовался всеобщим уважением и авторитетом, но мало кто был с ним интимно близок: входя во все детали работы, Руднев сохранял определенную дистанцию между собой и другими.
(М.В. Вишняк)
000
Руднев был не единственный среди эсеров, исповедовавший православие и соблюдавший все предписанные церковью обряды. Но он один из немногих стал после революции так подчеркивать свою принадлежность и верность православной Церкви. ...В православии Руднев видел не одно только выражение абсолютной истины, но и живую связь с русским народом, с верованиями и бытом, оторванность от которых Руднев ощутил еще в революции пятого года и продолжал ощущать в годы эмиграции.
(М.В. Вишняк)
000
Руднев не был оратором. Слово давалось ему с трудом. Он и не любил публичных выступлений. Но когда приходилось выступать, его доклады были всегда содержательны и убедительны. Он не обходил острых вопросов и не уклонялся от посильного на них ответа, который давал со всей присущей ему вдумчивостью и добросовестностью. Последнее подкупало, и выступления Руднева производили впечатление и на не согласных с ним.
(М.В. Вишняк)
000
Руднев ни в какой мере не был дипломатом, не любил и не умел лавировать и маневрировать, дорожил достоинством, своим личным и общественным.
(М.В. Вишняк)
000
Сине-детские глаза Руднева способны иногда приобретать серо-стальной отблеск и, суживаясь, пронизывать собеседника твердым и сверлящим взглядом.
(М.В. Вишняк)
000
Был Руднев честнейшим, порядочнейшим русским интеллигентом, социалистом, земским врачом.
(В.С. Яновский)
000
Бытовым образом В. Руднев тяготел к православию, любил русскую церковь и ходил туда по большим праздникам; но не понимал, как это можно спорить о религии или заниматься теологическими тонкостями.
(В.С. Яновский)


Рецензии