Менеджмент нам нужен
Предлагаемый ниже подход связан с различением между перспективным и текущим управлением.
В рамках первого ставятся долгосрочные цели для предприятия или организации, определяются основные пути их достижения. Второе связано с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, с обеспечением необходимыми материальными, человеческими, информационными и финансовыми ресурсами, с контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.
Текущее и перспективное управление направлены на несколько объектов, к которым можно отнести производство, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы. Рассмотрим их подробнее.
Управление производством включает выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции и оказания услуг, меру загрузки оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования, учитывает своевременный ремонт оборудования и техники, предполагает оперативное устранение сбоев и неполадок в технологических процессах, контроль качества.
Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции включает заключение хозяйственных договоров, закупку, доставку и хранение сырья, материалов, комплектующих изделий, а также производственных товаров, которые будут отправлены покупателям.
Управление инновациями, то есть нововведениями, имеет своим объектом организацию научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.
Управление маркетингом охватывает ряд сложных действий: направлено на изучение рынка, существующей и перспективной конъюнктуры, исследует формирование каналов сбыта, нацелено на выработку ценовой политики, на проведение рекламной кампании.
Управление кадрами, которое в настоящее время рассматривается в широком контексте - как социальное управление. Здесь решаются задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров, вопросы вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников. Обеспечиваются контакты с профсоюзной организацией, принимаются меры для решения трудовых споров и конфликтов.
Суть финансового управления заключается в составлении бюджета и финансового плана организации. В этой сфере обеспечивается формирование и распределение финансовых ресурсов, формируется портфель инвестиций, вырабатывается оценка текущего и перспективного финансового состояния предприятия, принимаются необходимые меры для его укрепления.
Многие из названных моментов рассматриваются в современной литературе весьма подробно. Укажу, например, на учебное пособие, автором которого является Д. В. Лёвин и которое называется "Самообразование для менеджеров". Только надо помнить, что всякое пособие дает дополнительный и вспомогательный материал к известным сегодня учебникам, а также предполагает наличие какого-либо скромного опыта практической деятельности в сфере управления. Подкрепление теоретических положений и выводов со стороны практики – лучшая гарантия успешного овладения новой профессией, именуемой как менеджмент.
Свидетельство о публикации №219052401032