Родина - духовная сущность, идеал, святыня, люди?

Понятие РОДИНА имеет сложную структуру.

1. Основу понимания сущности Родины составляет представление о ней как духовно-нравственной ценности, святыни.

Родина – это духовная сущность бытия нации, воплощения её умственного и нравственного строя, системы ценностей.

Родина – это духовные основы жизни человека, те ценности, которые являются для него священными и которыми он не может поступиться ни при каких условиях.

 «Родина, прежде всего… её дух и её святыни» [10, с. 318], это «нечто от духа и для духа» [11, с. 175]. (И. А. Ильин)

Бесспорная духовно-нравственная идеальность Родины подчёркивается С. Л. Франком [23, с. 127].

Родина - источник и детерминант (причина) всех помыслов и действий человека, его духовная основа и священный объект [16, с. 364]. (С. Н. Булгаков)

Как великую духовную силу рассматривает Родину М. О. Меньшиков [12].

Родина, прежде всего, духовная сущность, высшая ценность, идеал, к которому стремится человек, в котором он ощущает насущную потребность. Родина – это духовная идея, неуничтожаемая, если идея Родины жива, то не все погибло [22, с. 410]. Истинная Родина - духовное образование, средоточие культурной жизни (П. А. Флоренский), [22, с. 366]. 

Родина - святыня, прочно и неизменно занимающая место в иерархии ценностей (Б. К. Зайцев) [8, с. 6].

Родина должна быть для человека святыней, то есть единственной, незаменимой ценностью (Е. Н. Трубецкой) [21, с. 306].

Современные исследователи поддерживают тезис о том, что понимание сущности понятия Родина возможно только при условии рассмотрения его в качестве духовно-нравственной категории.

Родина - общественное, духовное целое, имеющее также телесную основу [4, с. 20]. (Г. Д. Гачев)

Родину необходимо понимать как «нечто духовное, духовную субстанцию» [5, с. 30]., основываясь на данных социологических опросов, приходит к заключению С. В. Гузенина.

 «Родина – это духовная сущность, Сверх-Мир» [2, с. 13] соглашается со справедливостью неокантианской философской дефиниции С. Н. Артановский.

Таким образом, основу содержания понятия Родины составляет представление о ней как о духовных основах жизни человека, тех ценностях, которые являются для него священными и которыми он не может поступиться ни при каких условиях.

2. В качестве следующего структурного уровня содержания понятия Родины необходимо рассмотреть синергетическую (согласно взаимодействующую)  совокупность личностей, которые объединены общим отношением к ней.

Родину в этом смысле составляют люди, которых объединяет единое отношение к ней, признание её в качестве приоритетной ценности, приверженность идеалам Родины, существование в лоне единой культуры.

 В публицистическом сборнике «Родные мы с Родиной люди» Родина понимается как совокупность личностей. «А люди – это и есть Родина». Предать, обмануть, обворовать людей, отнять у народа веру в справедливость – значит предать Родину [15, с. 54].

С этим тезисом согласен И. А. Ильин, который называет эмигрантов «живыми кусками нашей России» и рассматривает Родину как живое существо, которое воплощено во всех личностях, как проживающих, так и не проживающих на определённой территории [10, с. 206].

Ни этническое происхождение, ни реальное пребывание в том или ином государстве не определяет Родину для личности. Родину составляет та совокупность личностей, каждая из которых отдельно и совместно с другими является носителем определённой ценностной системы.

3. Следующий уровень структуры понятия Родины рассматривает её как многоуровневое пространственное объединение -  «Родимая земля, родная стран»

В этом смысле под Родиной понимается определённая территория. Широта пространства, ассоциированного с Родиной, может быть различна: от конкретного места, где человек родился и вырос, до страны, государства, гражданином которого он является.

Данный уровень содержания понятия Родины легче поддаётся вычленению и осмыслению. Неслучайно большинство классических дефиниций понятия Родины раскрывают именно данный аспект его содержания.
 
В. И. Даль помещает описание слова «Родина» в своём Толковом словаре в статью «Раждать» и понимает под ней родимую землю, чье место рождение. В широком смысле слова – это земля, государство, где кто родился, в узком смысле – конкретный населённый пункт, город или деревня [6, с. 453].

Родина рассматривается как место рождения человека [18, стб. 1805] в Справочном орфографическом, этимологическом и толковом словаре русского литературного языка под редакцией А. Н. Чудинова, изданном в 1901 году.

 «Родина» трактуется как «Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит» [20, ст. 1370]. Словарь Д. Н. Ушакова

Слово «Родина» понимается в двух смыслах: как Отечество, родная страна и как место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь [14, с. 681]. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова)

Под Родиной следует понимать, во-первых, страну, где человек родился и гражданином которой он является («большая родина»), во-вторых, место рождения кого-либо (малая родина) [19, с. 466]. (В. Н. Телия)

Родина - родная страна, родная земля, место, где человек родился и где живут его близкие. (Ж. Б. Есмурзаева) Такое понимание свойственно не только русской культуре, в английском языке ему соответствуют слова Homeland, Motherland, Fatherland [7, с. 54].

Проведённый в 2015 году С. Г. Воркачевым социологический опрос 200 молодых людей доказывает, что понимание Родины как определённого пространства является распространённым.

Понимание Родины как пространственного многоуровневого объединения связывает её с определённой территорией, страной. Пространственный уровень Родины придаёт ей конкретность и наглядность, подтверждая объективность существования.

4. Заключительный уровень структуры содержания понятия Родины составляют её образы, с которыми она ассоциируется. Естественные природные и создаваемые творчеством человека образы Родины формируют сознательное и бессознательное понимание её личностью, предопределяют отношение к ней.

Родину как «мир ощущений и чувств человека, мир его детства и взрослой ностальгии» [13, с. 127] понимает И. В. Наливайченко

Образы Родины могут быть результатом и осознанного конструирования в системе государственной идеологии. И. И. Сандомирская утверждает, что понятие Родины целенаправленно и сотворимо.
Но, не отрицая возможностей сознательного влияния на формирование образа Родины, отметим, что содержание понятия Родины в своей основе объективно и не может быть подменено идеологическим конструктом.

Образы Родины, создаваемые искусством, позволяют личности ощутить сопричастность к ней, интуитивно раскрыть её сущность.  Такую задачу, по мнению Л. Г. Зимовец и А. И. Пушкарь, решает русская литература [9, с. 171].

участники социологического опроса в 2012 году формулируют следующее образное понимание Родины:
это нечто чистое, светлое (березы), плодородное и бескрайнее (поля, небо),
иногда немного печальное (дожди) субстанциональное начало жизни (дирекция «все вообще»),
нечто милое, неприручаемое полностью (кот, леса, реки в лесу),
мощное (медведь, тигр), хотя не нападающее без причины (медведь в спячке), которое безропотно несет свою ношу-судьбу (лошадь, верблюд),
ей можно и должно служить бескорыстно (образы богатырей, героев ВОВ и памятников им),
это нечто заведомо нетоварное (идеология советских фильмов и книг) и отчасти данное в вере (собор В. Блаженного, образ церквей) и не данное в современных жизненных стереотипах [5, с. 33]. (С. В. Гузенина)

Необходимо обратить внимание на большее разнообразие ассоциаций, которые свидетельствуют об открытости и динамичности понимания Родины, связывание её с духовно-нравственными и природными элементами.

Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что как социально-философское понятие Родина имеет сложную структуру. Содержание её составляет духовно-нравственная составляющая, понимание Родины как святыни, синергетическая совокупность личностей, пространственное многоуровневое объединение, естественные и создаваемые образы, с которыми она ассоциируется.



Здесь представлено краткое изложение статьи «РОДИНА КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ» Автор: Чикаева Татьяна Александровна
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/7-2/57.html

Также рекомендую другие статьи Татьяны Александровны Чикаевой (кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Института социальных наук, г. Москва), которые можно найти в Инете.  Очень интересно, познавательно и актуально.


Список литературы к статье
1. Артановский С. Н. Понятие Родины: современные модификации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С. 6-10. 2. Артановский С. Н. Родина как культурно-исторический феномен // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2. С. 11-15. 3. Воркачев С. Г. Идея патриотизма в языковом сознании российской молодежи: социолингвистическое представление // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2015. № 3. С. 190-194. 4. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: общие вопросы, русский, болгарский, киргизский, грузинский, армянский. М.: Советский писатель, 1988. 445 с. 5. Гузенина С. В. Державность и народный патриотизм как фундаментальные составляющие российского менталитета // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2012. Т. 106. № 2. С. 28-33. 6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. Т. 3. П-Р. 576 с. 7. Есмурзаева Ж. Б. Концепт «Родина» (в русском и английском языках) в системе ценностных концептов языковой картины мира // Альманах современной науки и образования. 2008. № 8 (15). Ч. 2. С. 51-54. 8. Зайцев Б. К. Сочинения: в 3-х т. М.: Терра; Худож. лит., 1993. Т. 2. 588 с. 9. Зимовец Л. Г., Пушкарь А. И. Поиски духовности через постижение Родины в русской философии и литературе // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 171-173. 10. Ильин И. А. Родина и мы. Смоленск: Посох, 1995. 511 с. 11. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Рус. кн., 1993. Т. 1. 400 с. 12. Меньшиков М. О. Письма к русской нации. М.: Изд-во журнала «Москва», 2000. 560 с. 13. Наливайченко И. В. Образ Родины как объект патриотизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5 (11). Ч. 4. С. 126-130. 14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 944 с. 15. Родные мы с Родиной люди: очерки, статьи, интервью / сост. А. Тарасов. М.: Московский Парнас, 2011. 303 с. 16. Русская идея. М.: Республика, 1992. 494 с. 17. Сандомирская И. Родина в советских и постсоветских дискурсивных практиках // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2004. № 2-3. С. 16-26. 18. Справочный словарь орфографический, этимологический и толковый русского литературного языка / сост. под ред. А. Н. Чудинова. СПб.: Тип. Исидора Гольдберга, 1901. 2208 стб. 19. Телия В. Н. Рефлексы архетипов сознания в культурном концепте «родина» // Славянские этюды: сборник к юбилею С. М. Толстой. М.: Индрик, 1999. С. 466-476. 216 Издательство ГРАМОТА www.gramota.net 20. Толковый словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Астрель; АСТ, 2000. Т. 3. 1424 ст. 21. Трубецкой Е. Н. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с. 22. Флоренский П. А. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. 877 с. 23. Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. 607 с.


Рецензии
Родина - это ментальный сущностный образ той земли, где ты пустил свои корни (произошёл на свет), обрёл свой духовный смысл жизни, нашёл единение с лучшими и самыми духовно зрящими земляками (это понятие я беру от того места, где человек раскрыл свои самые лучшие качества). Каждый подобный тебе, кто обрёл осознание своей сопричастности к боли и радости своей земли, уже по праву может называть тебя своим родственником (от слова Родина). Таковы мои мысли.

Алексей Суслов   24.05.2019 17:56     Заявить о нарушении
Особенно понравилось ==...осознание своей сопричастности к боли и радости своей земли...===
Прекрасные и мудрые мысли, Алексей!

Славен Любомиров   24.05.2019 22:28   Заявить о нарушении