Фестиваль наших надежд

  Ещё два года назад я и представить себе не мог, что посещу Каварну и по такому поводу. Чуть ниже расскажу и вы всё поймёте. Это целая болгарская история. Лет двенадцать назад попросил меня человек посодействовать установить его болгарскую идентичность. А как я могу посодействовать – дал телефон в Болгарии друзей, в надежде, что они смогут что-то предпринять. Короче человек пробился в архивы и таки нашёл свой происход. Обрадовался, конечно, потому что влюбился в Болгарию безумно. А они с женой поездили по миру, как музыканты, около 40 лет.
И говорят, что лучше Болгарии нет на земле. Меня убеждать в этом необходимости нет, но слушать подобное я готов всегда. И вот спустя 10 лет они появляются у меня дома. А я и забыл об их существовании и говорят: - «Владимир Михайлович, благодарим вас за помощь и делаем следующее предложение, от которого вы не имеете права отказаться»!
- Хорошенькие дела, подумал я. А у меня ремонт в студии после пожара в разгаре. Финансов нет и делаю я всё сам. Руки у меня с головой не то что не дружат, просто мало знакомы и стою я весь в штукатурках с гвоздями и дюбелями и выслушиваю предложение.
- Давайте, Владимир Михайлович, создадим болгарский детский скрипичный ансамбль!
Я аж присвистнул.
-Детей, - говорю, - надо для начала наделать болгарских, а то у нас одни пенсионеры.
- Детей найдём, - спокойно отреагировали они.
Я поставил одно условие – в качестве арендной платы
Одну мою песенку в месяц ложить на ноты. Согласились.
И пошла ежедневная работа у меня на глазах.  Труд я вам скажу каторжный.  Дали объявление и пришли детки из многодетных семей и мало того с нашей болгарской кровушкой. У одних бабушка, у других дедушка у третьего мама наполовину гречанка, наполовину болгарка. Через пару месяцев Борис Михайлович Борисов, руководитель этой скрипичной банды мне говорит: - Давайте, Владимир Михайлович, показывайте ваши песенки. Взял я гитару и пробренчал ему и супруге его Вере Николаевне Акиньшиной, любимой ученице Спивакова, между прочим.  А Борис Михайлович в студенческие годы, обучаясь в консерватории, три года играл и пел в «Весёлых ребятах». А потом десятки лет они играли по королевским дворам классическую музыку. Это я к тому, что они профессионалы высочайшей пробы. Вот им я и показываю свои песенки.
Борис Михайлович,  выдержав паузу, изрёк:
- Песни ваши делать будем, но при одном условии, что петь их будете вы.
Капец! Я буду петь…
- Может, - говорю, шо-то таки в консерваториях надо подправить… Где это видано, чтоб я не умеющий танцевать человек, который пел только чтоб хор был погромче – буду петь. Только Чапаю могла придти в голову такая идея.
- Научим, - отрезали они.
И началась моя сладкая каторга. Тут тебе и скороговорки, «Карл у Клары украл коралы» с пробкой во рту, тут тебе и отсчитывать такт и самое противное сценические движения, на которые я совсем не рассчитан. Пузатость, угловатость, бородатость этому мало способствуют, но махнул я рукой и пустился в шоу-бизнес.  Ну не сидеть же на печи и стариться. Буду чему-то новому учиться, а там глядишь и Зыкину перепою…  Так я решил.
Детки через  три с половиной месяца давали концерт в Кропивницком. Сергея Юрьевича Осадчего надо благодарить за это. И я запел на старость лет 8 песен на музыку Бориса Михайловича, тексты естественно мои. Как это можно было сделать до сих пор не понимаю. Педагоги! Единственное тому объяснение. Хочу сказать вам, дорогие, братья и сёстры – детей обязательно надо учить музыке. Обязательно! Я бы и не знал этого не происходи это у меня на глазах. Во-первых все дети талантливы. Все без исключения. А музыка очень хорошо развивает их умственные способности. Не то что хорошо, а ничто так не развивает мозги, как музыка.  У нас ребенок Мишенька пришёл пятилетним. Ноты стал понимать раньше чем читать научился и ему значительно проще даётся школьная наука. Прислушайтесь – учите детей играть на баянах, скрипках гитарах, барабанах, сторицей воздастся. Учите.
Через год у нас уже получилась большая концертная программа. И сегодняшний уровень наших деток очень высокий. Вся музыка авторская. Все песни авторские и причём на трёх языках. Русским, Украинским и Болгарским.  Единственную не свою песню, которую мы поём «Моя страна, моя Болгария» Эмила Димитрова. Великая песня! Я плакал, когда её пел Илья Петрович Балев и никогда не думал, что сам смогу её спеть. Заставили и научили. Её мы выбрали для исполнения в Каварне. На фестиваль «С България в серцето», который проводит легендарный Илья Луков мы попали благодаря президенту Собора «Кубрат собирает потомков» Доре Ивановне Костовой и неутомимому болгарину Осадчему Сергею Юрьевичу. Он находил спонсоров на эту поездку. Вы себе представляете, каково это было для деток!  Переезд через таможни то ещё явление. Хозяевам жизни на земле не нравится, чтоб мы с собой везли мясомолочные продукты. Плюс к этому мне до выступления нельзя пить ни вина, ни ракийки, а мой младший друг и брат подполковник Евчев Илья Михайлович никак сего не понимает. Он видите ли, наточил две кановки вина, чтоб споить меня, как футбольного судью МалоПерещепинского футбольного турнира, а судья не пьёт. Умирает коррупция прямо на глазах.  И все эти паспортные контроли, контроли, контроли. Но вот мы на родной Болгарской земле и это ура! Разместили нас в шикарных номерах с видом на море. Чистенько, аккуратненько. И виданное ли дело, вода горячая есть. Причём вода минеральная прямо из кранов!  Обалдеть! 
В первый день фестиваля выступал Илья Фёдорович Стефанов. Тут-то я прозрел. Оказалось он тоже только начал певческую карьеру в 70 лет.  Но как он дал акапело «Градил Илия килия»! Капец!!! Природный Дар Божий у человека. Как его раньше не слышали..?  Куда смотрели? Хорошо, хоть на молодёжный фестиваль специальным гостем пригласили. Описывать все встречи и откровения не хватит места, так что извините, если кого не помяну. Хорошо, что с нами в поездке Антонина Корень. Она ничего не упустит, опишет. За два фестивальных дня раза четыре звучала «Бяла роза». Я бы предложил огркомитету учредить несколько номинаций – самая старая песня, к примеру и вообще репертуар предложить. Например известно что будут выступать 30 коллективов. По три песни. Вот и дать задание подготовить конкретные песни, чтоб избежать многочисленных повторений. Ну это так к слову. Оргкомитет разберётся и без меня. Тем более мэр Каварны Нина Ставрева молодая и симпатичная женщина, которая поёт и любит песню, а Илью Лукова вам и представлять не надо – легенда! Я подошёл к нему поблагодарить, а он спрашивает: - «а какая я легенда»?
- Ты когда впервые приехал к украинским болгарам, расплакался и сказал, что женишься только на болгарке из Украины. И так и сделал! Так что легенда об этом живёт полнокровной жизнью. Трое деток, трое болгарчат свидетельство тому!
Только улыбнулся Илья!
Первый день фестиваля, а голова уже кругом идёт. Осадчий выставку привёз с картинами Н. Садовского,
Участника освобождения Болгарии и картины были по этой тематике. Час я был гидом. Сказать, что выставка была воспринята с интересом – ничего не сказать. Великолепно она была встречена и воспринята. Кропивничане вообще молодцы! Валентин Кончаков, так вовремя и в десятку попал в это общество - готовит детей и к пению, и к танцам, и воскресная школа на нём. Очень серьёзный молодой человек, филолог , историк и умница. Именно такого болгарина   не хватало Кропивничанам. С Осадчего такой груз свалился. Валентин не отбывает номер, а любые занятия проводит ответственно, интересно и основательно.
Встречаю неистового българина Петра Русева. Как без него может обходиться фестиваль – не может. Петя с детками тут как тут. Человек он горячий, но справедливый. Детки его всегда вышколены, разодеты и плясать и петь готовы до утра. Борис Кичук тоже здесь. Я рад был их видеть, тем более они прошли проверку министерства образования Болгарии по воскресным школам.  Я не сомневался, что всё у них в порядке, но переживал.  Слава Богу всё в порядке.
С удивлением услышал на фестивале целый блок украинских песен.  Оказывается Антон Иванович Киссе поспособствовал их приезду сюда. Плюс Антон Иванович привёз мраморные плиты переданные Младеном Стояновым Арцизкому  храму. Перевозку, таможню оплатил Антон Иванович. Благороднешие дела, но как же было неприятно читать рекламные буклеты, распространяемые малоперещепинцами, в которых говорится, что Антон Иванович проводит ежегодные соборы  у Кубрата. Неужели не хватает славы. И какая-то такая тенденция наблюдается – отодвинуть Дору Ивановну Костову от собора. Дальновидный человек искал бы сотрудничества с таким человеком, а тут отодвигают и отдвигают.  Он может и не знает об этом, но тем не менее. Неприятный момент, но мы переживём.
На второй день было наше выступление. Деткам что – взяли скрипочки и играй себе в удовольствие, а меня всего трясёт. Вовремя вступить, слова не забыть, «петуха» не поймать… Опомнился уже на втором припеве. Как пел, что пел – не помню, но понял, что не запорол. Русев бежит поздравляет, Кичук кричит: - «Эй, брат, конкурент, ты мой дорогой – поздравляю»!
А я ракийки хочу, уже ж можно. Поднесли люди добрые. Уф! Тяжела и неказиста жизнь болгарского артиста…  А уж когда мэр Каварны Нина Ставрева отметила эту песню я даже вытребовал поцеловать её в щёчку! Мне было позволено. Так что завидуйте.
Всю дорогу назад мы обсуждали фестиваль. Вы бы видели огонь в глазах наших деток. Они надеются прехать сюда ещё не раз. Каварна подарила им эти мечты. Благодарен всем, кто способствовал этому.
Отдельное спасибо нашим педагогам
Борисову Борису Михайловичу и Акиньшиной Вере Николаевне!

Плач о дровах
               (Акиньшиной Вере Николаевне и
                Борисову Борису Михайловичу,
                педагогам Божьей милостью, посвящается)

Уже вот-вот придут снега
Порядок в космосе таков
Жизнь нынче стала дорога
И так зависима от дров.

А если Моцарту играть,
А пальцы мёрзнут в холода?
Как это можно понимать,
Имея толику стыда?

Не окупить, не обогреть
Земное наше бытие
Как от сего не озвереть -
Кому понравится сие.

Ужели он не заслужил
Своим стремлением к смычку
Да он немного лет прожил
Всего четыре на веку.

Но как и все уже сполна
Прозренья горького хлебнул
Пока, конечно не до дна…
Но впору крикнуть – «караул»!!!

Вопрос поставлен – где ответ,
Кому его адресовать?
И виноватых как бы нет
Одних геройствующих рать.

Но всё он может превозмочь
Одним движением смычка
Прибудет день, убудет ночь
Всё в этом мире до пока…

А Моцарт – это навсегда!
И как такого не согреть
Могли бы люди иногда
Хоть каплю совести иметь.


Рецензии