Житие русского архистратига, Святого Александра Су

            Некоммерческое православное издательство « Галилеянин»               





               
ЖИТИЕ РУССКОГО
АРХИСТРАТИГА АЛЕКСАНДРА,
СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО
КНЯЗЯ ИТАЛИЙСКОГО,
ГРАФА РОССИЙСКОГО (СУВОРОВА-РЫМНИКСКОГО).
 Город Суздаль2004 год

                ОГЛАВЛЕНИЕ                Проблематика составления жизнеописания А. В. Суворова …...3
Об Александре Суворове………………………………………3 - 4
Тайна рождения………………………………………………...4 - 5
Родители Александра ……………………………………………...5
Странное детство…………………………………………...…..5 - 6
Кто был духовным наставником Александра?…………….....6 - 7
Черный генерал……………………………………………….…….7
Кончина матушки………………………………………………7 - 8
Священная история…………………………………………….8 - 9
Сеча за истину………………………………………...……….9 - 10
Каким был Александр…...………………………………………..11
Вставать с петухами …………………………………...……11 - 12
Имения Суворовых…………………………………………..13 - 14
Ильинский храм………………………………………...…………14
Храм Василия Великого в селе Кистыш…………………….14 -16
Семья Александра Суворова………………………………...16 - 17
Архистратиг против ересей……………….…………………17 - 19
Божественные награды…………………………………….…19 -20
Благотворитель Суворов……………………………………..20 -21
Не мешало бы охладить пыл……………………………….…….21
Почитают за рубежом…………………………………………….22
Ранения………………………………………………….…………22
Исповедничество………………………...……………….…..22 - 24
Блаженства…………………………………………………….…..24
Прозорливость…………………………………………………….25
Шестопсалмие, монашество, схима…………………...……25 - 26
Святой Александр…………………………………………....26 - 27
Предвкушая Царствие Небесное……………………………27 - 28
Кончина Архистратига……………………………………....28 - 29
Духовное наследие…………………………………….………….29
Чудеса от Суворова……………………………………….…29 - 31
Молитва Архистратигу Александру………………………….…31
Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, составленный Архистратигом Александром (Суворовым – Рымникским) в 1778 – 1779 г.г……………………………..31 - 45




         ПРОБЛЕМАТИКА СОСТАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
                А. В. СУВОРОВА

   Двести с лишним лет прошло с момента ухода от нас самого известного из всех подвижников православной веры, её защитников от ереси супостатов, хулителей всего святого. За двести лет с момента ухода от нас Архистратига Александра Суворова многое стерлось временем,  безвозвратно утеряно, но то, что осталось, дает возможность собрать и составить уже не литературно-историческое описание жизни и деятельности А. В. Суворова, а житие, житие Святого подвижника РПЦ, всего мира христианского.
    Хотя события жизни А. В. Суворова были описаны еще при его земном пути, но все они и последующие за ними описания почти вовсе не касаются духовного пути, внутреннего жития души Суворова, как православного человека. Книги и романы о Суворове, все статьи и публикации отмечают только победы военачальника, воинские награды, видимые отношения его с окружающими людьми. Мы же впервые попробовали составить не роман, не историко-исследовательскую монографию о нем, а житие, пробу составления этого жития, попытку воспроизведения того, что менее всего известно современному читателю о Суворове. Все факты тех или иных явлений его духовной жизни собирались годами, тщательно выверялись, сопоставлялись и обдумывались. Молитва и пост, соборная молитва всех тех, кто знал и чаял прославления Святого Архистратига Александра, видимо, сделали свое дело, помогли составить этот первый штрих, первую пробу жизнеописания духовного пути русского гения, русского святого. В житии могут встречаться места малоизученные, быть может, только относящиеся к Священному Преданию нашей церкви.
    Очень многое надо будет дополнить, еще и еще раз проверить, осознать, расширить. Но таковая работа будет, видимо, вестись еще многие годы и даже десятилетия. Данное же житие, нижеследующее описание жизни и  подвига Архистратига Александра Суворова, не претендует на истину в последней инстанции, а только дает первое представление, первую возможность всем желающим узнать о духовном пути Суворова то, что узнать дано нам сегодня. Будущее принесет свои знания об этом. Да будет не так как нам угодно, а как Господу.



                ОБ АЛЕКСАНДРЕ СУВОРОВЕ

    Александр Васильевич Суворов. Эти три слова, эти имя, фамилия и отчество, давно стали святыми сердцу каждого русского человека. От мала до велика знают Суворова в России. «Ни один из русских героев не приобрел столь исполинской, всемирной славы, как Суворов», - пишет историк – исследователь Фаддей Булгарин в своей статье «Мысли о характере Суворова». Помимо России почитаемо его имя на Украине, в Польше, Чехословакии, Румынии, Германии, Италии, Франции, Австрии, Англии, Турции и многих других странах. Бог повелел ему быть на устах всех. И та же Воля Божия творит сегодня то, что Суворов возведен в лик месточтимых святых Владимиро-Суздальской епархии РПЦ.
    В 2000 году, в канун празднования на родовых Владимиро-Суздальских землях Суворовых 200-летия со дня кончины великого подвижника и защитника веры православной, по благословению Владыки Владимирского и Суздальского Архиепископа Евлогия, были собраны первые подписи для начала работы по сбору материалов и документов для возведения А. В. Суворова в чин святых угодников Божиих. За канонизацию его подписалось более 200 жителей города Суздаля и его гостей. К 2004 году созданы житие и икона Русского Архистратига Александра Суворова.
    Пришло время прославления одного из величайших русских святых не только на земле, но и на небе. Поэтому будем чтить память о нем в своих сердцах и наших молитвах.
   Святой Архистратиже Александре, защити нас!


                ТАЙНА РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА

    Архистратиг Александр Суворов родился по одним данным 6-го, а по другим 13 ноября 1730 года. «Загадка его рождения именно в России навсегда останется для нас всех тайной», - утверждала Императрица Государства Российского Екатерина II Великая. По одному из народных преданий о жизни Суворова известно, что «само его рождения сопровождалось явлением на небе каких – то красных хвостов которые, по объяснению новгородского юродивого, означали «рождение человека знаменитого и нехристям страшного». На вопрос крестьянина, где родился этот чудный младенец, незнакомец (юродивый - Авт.) отвечал, что никому не будет и не должно быть известно место рождения этого ребенка. Поэтому, добавляет это предание, не известно место рождение Суворова. Так одни говорят, что он родился в Москве, другие называют Финляндию, а мы добавим, что Суворов мог родиться и в Ундольском имении родителей своих, что в двадцати верстах от града Владимира или в Кистышском имении деда своего Ивана, каковое находится в десяти верстах от града нынешнего Суздаля.
     Как видим, одно из преданий о Суворове сбывается и по сей день. Действительно, никто не может точно доказать где же родился Суворов. Времена лихолетий и революционных смут ХХ века уничтожили многие исторические документы, по которым можно было узнать место рождения Архистратига Александра. Но, что Богом назначено, то человекам не разрешить. Тайна остается тайной поныне.


                РОДИТЕЛИ АЛЕКСАНДРА

    Родители маленького Саши были верноподданными Русской Империи и благоверными чадами Русской Православной Церкви. Отец, Василий Иванович, служил в преображенском полку и в конечном итоге дослужился до генерал-аншефа. Был близко знаком с самим Императором Петром I Великим. Мать, Авдотья Федосеевна, в девичестве Манакова, была и вовсе набожна до такой степени, что почиталась всеми знавшими её за особую подвижницу веры православной. Именно она ввела сына Александра в церковь таким чудесным образом, что вера и церковь для Александра стали теми самыми важными признаками жизни, без каковых не мыслил он себя человеком. У Александра было две старших сестры, а третья, младшая, скончалась в момент своего рождения.
    Александр родился осенью 1730 года. Был ноябрь. Роженица тяжело переносила последние предродовые дни, её тошнило, появилась отечность, боли в почках. Но, не смотря на это, 6-го, а может 13 ноября старого стиля, на свет явился младенец. Отец был неимоверно рад:
   -Наконец-то Бог послал наследника! - радостно объявил он окружающим и родным.


                СТРАННОЕ ДЕТСТВО

    Суворов родился мертвым, точнее говоря, не дышал. Повитуха, специально приглашенная Василием Ивановичем для облегчения родов, предприняла все известные ей способы для оживления младенца. Наконец ребенок вздохнул и крикнул: «А-А-А!»                Шло время, Саша рос, но с каждым годом отец Александра становился все грустнее. Мечты его о том, что сын буден наследником и офицером Русской армии таяли на глазах. Ребенок рос не то чтобы слабым, но Василий Иванович не видел в сыне богатыря, воина-гренадера, здоровяка, каковыми, с его точки зрения, обязаны были быть настоящие русские герои.
  -Эх, не выйдет из Александра солдата!- заявлял иногда своим близким Василий Иванович. – Не выйдет. Ростом не вышел.
    Однако, несмотря на то, что Александр действительно не был богатырем, он был среднего роста, сухощав, очень подвижен и вынослив. В своей среде, среди сельских детей, с каковыми отец не запрещал ему дружить, он отличался смелостью, храбростью, настойчивостью и даже физической силой. По крайней мере, в кулачных потасовках, каковых было предостаточно, равных ему в угодьях суворовых не было. Не было равных и в знаниях, так хорошо изучил Александр историю мировую и особенно военную. И это знание изменило всю его, казалось бы, предрешенную отцом судьбу помещика-домочадца.


                КТО БЫЛ ДУХОВНЫМ НАСТАВНИКОМ АЛЕКСАНДРА?

    Александру шел тринадцатый год. Отец вовсе перестал мечтать о военной карьере сына. Он готовил Сашу к хозяйственной деятельности в своих довольно крупных поместьях. Но произошло то, что и должно было произойти. Воля Божия изменила все планы Василия Ивановича и всю жизнь молодого юноши Александра Суворова.
    Авдотья Федосеевна была рада, что сын не будет военным, и потому отдавала все силы для обучения ребенка работе на духовном поприще, на духовной ниве, на служении Отечеству и церкви. Она мечтала, чтобы Саша стал епископом.
   -Помилуй Бог! – удивлялся Василий Иванович - да у нас в роду никогда, матушка моя, епископов не было. Откуда же Саше, вдруг, да и стать епископом?
  -А соседский сын Гриша ведь стал епископом? А у них тоже в роду не было епископов. Так чем наш Александр хуже? – парировала она мужу с отчаянием.
   Везде и всюду Саша был с матерью. А мать, как знали все окружающие, только и бывала что на службах в храмах да монастырях. Ни одного не пропустит богослужения, ни одного праздника церковного. Такая уж это была верующая женщина. Много помогала она храмам и монастырям благотворительностью, много молилась, оказывала помощь нуждающимся, была известной паломницей, хорошей рассказчицей о вере нашей православной и пророчествах старцев церкви. И всюду с ней был Саша. Она буквально ни на шаг не отпускала от себя сына, и как бы предвидя раннюю свою кончину и уход из мира сего преждевременный, спешила воцерковить, приучить Сашу к жизни ею любимой: церковной, монастырской, к осознанию и пониманию грядущей великой сечи Христа с антихристом.
  -Сделаешь ты мне из мужика бабу,- недовольно бурчал иногда Василий Иванович, глядя на материнскую ласку по отношению к сыну. – Хотел я иметь сына-героя, воина, а получится ни то, ни се, ни рыба, ни мясо.
   -Врага надо посекать вначале мечем духовным, а потом уже силами физическими, - уверенно отвечала Авдотья Федосеевна. -  Самые великие воины христовы были монахи.
    Прошли десятки и сотни лет с момента этих слов. Теперь уже очень сложно и трудно установить у кого училась Авдотья Федосеевна и сын ее Александр вере истинной, кто был ее и Сашин духовник, у кого они исповедовались? А ведь тот, кто вкладывал в сердца их веру православную, истинную любовь Божию, тот, кто вложил Слово Божие в живое Александрово сердце, и был, видимо, именно тем, кому мы обязаны рождением духовного Саши, рождением Святого Архистратига Александра. Кто был он, никому сегодня неизвестный священник или монах? Как смог он сделать так, что Саша стал тем великим и величайшим защитником веры православной?  Как велика роль его, этого никому не ведомого человека в ходе всей мировой истории, в ходе сечи за спасение мира истинного. Узнаем мы когда-нибудь имя этого величайшего подвижника или оно так и останется ведомо токмо одному Богу и навсегда сокроется тайной для мира нашего, мира земного? Да простит ему Господь все согрешения вольные и невольные, и дарует Царствие Небесное.

                ЧЕРНЫЙ ГЕНЕРАЛ

    Боевой  друг и соратник Василия Ивановича Ганнибал, мальчик-негр, выкупленный некогда из нищеты Петром 1, затем крещенный в православную веру, обученный ремеслам и военному делу, затем настоящий герой русско-шведской войны, прославленный генерал, неожиданно посетил имение Василия Ивановича. Приезд его был столь желанен, что все в доме Суворовых было наполнено торжеством ожидаемого события. Александр тоже с нетерпением ждал встречи с так называемым «черным генералом», как прозвали в народе русского героя-воина с черным цветом кожи. Ганнибал вдруг решил побеседовать с Сашей, и после беседы сообщил отцу и матери, что сын их отлично знает историю военную и он готовый офицер и защитник Отечества. Он требовал, чтобы Александр непременно заступил на службу воинскую. Это удивительное сообщение было столь уверенным и убедительным, что  отец, немного посопротивлявшись, все же уступил и согласился отдать сына в какое-либо боевое подразделение. Судьба Александра неожиданно для всех была предрешена. Сам Саша был счастлив, ибо давно мечтал только об одном – быть солдатом и защищать Отечество свое.


                КОНЧИНА МАТУШКИ

   Авдотья Федосеевна скончалась, когда Саше было только четырнадцать лет. Отец так навсегда и остался преданным своей супруге и более уже не искал иной помощницы и друга. Александр тоже был потрясен смертью любимой «маменьки» так, что любовь эту, нежную и трепетную пронес он до конца жизни своей. В конце земного пути Василий Иванович просил схоронить его рядом с верной супругой и вечным своим другом. Могилки их по сей день так и находятся одна подле другой, рядом с местным храмом. И это удивительное единство, эта истинная преданность были, несомненно, великим уроком и примером для супружеской жизни самого Саши, навсегда записавшего в своем сердце этот родительский пример веры и верности.


                СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ

    С древнейших времен понимание того, что люди не могут достигнуть гарантий безопасности и процветания, оставаясь в узких национально-государственных рамках, двигало великими объединительными стремлениями народов.  Одной из важнейших вех на этом пути всегда считалось судьба Римской Империи, охватившая около двух тысячелетий и служившая отправной точкой для важнейших историко-филосовских и религиозных раздумий о самых коренных вопросах жизни. Именно в Римской империи свершилось явление Иисуса Христа, ставшее основанием христианства, своей всемирностью покорившее страны  и народы. Рим стал и основой Византийского государства, определявшего судьбы Западной Европы на протяжении тысячи лет. В 1453 году столица Византии, бывший Царь - град – Константинополь (ныне Стамбул), была взята штурмом турками, но до этого, в 1204 году его захватили крестоносцы-католики. Второй Рим, прямой преемник «вечного города», пал. Это совпало со временем усиления русского государства, принявшего христианскую веру в 988 году, принявшего православие от византийских, римских императоров и патриархов. Россия оказалась во второй половине XV века единственным крупным государством, сохранившим православную веру, древнее благочестие. Это, а также принятие русскими великими князьями византийского титула «царь»,       (сокращенная форма от слова «цезарь», т.е. император), позволило выдающемуся мыслителю XVI века старцу Филофею, а вместе с ним и Великому Князю Василию Третьему, выдвинуть идею о том, что Россия является правопреемницей Рима и Византии, что она есть Третий Рим. Эта мысль выразилась в формуле: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому – не бывать». На целые века с того времени русская мысль и русская идея отталкивалась и отталкивается сегодня от этих раздумий, определяется ими.
    Раздумья о судьбах своей Родины, о национальном и вселенском, неизменно входят составной частью и в концепцию русской православной мысли. Но в России эти мысли имели всегда еще и особое значение. Русское самосознание с древнейших времен характеризовалось отчетливым пониманием своей всемирности, идущей от православия, потому слова «русский» и «вселенский» были испокон веков почти что синонимами.
    Русская культурная традиция, философия и религиозная мысль были полны глубочайших раздумий и прозрений о судьбе Родины, ее роли в мировом историческом процессе.
    Старец Филофей, Паисий Лигарид и Юрий Крижанин в XVI - XVII веках размышляли и говорили об этой уникальной особенности России, Третьего Рима, и о ее исторической судьбе, Небесном предназначении.

                СЕЧА ЗА ИСТИНУ

    Каковы истинные причины войн? Самой первой и главнейшей их причиной является несправедливость. Именно несправедливость, то есть нарушение Воли Божией, и есть главная причина войн и кровопролитий, различных смут возникающих на земле. Отец всех войн диавол. Но тот, кто воюет за справедливость, тот, кто встает на защиту попираемой истины, не воюет уже, а ведет сечу с этим возмутителем спокойствия. Такими возмутителями во времена Суворова были Прусский король Фридрих II, в Польше Татеуш Костюшко, на Востоке Османская Империя, во Франции Наполеон Бонапарт, в России смутьян Емелька Пугач. Многие еще страны были поражены ересью вольнодумства, непослушания Законам Божиим, дерзновением против веры христианской и церкви. С момента нападения на Россию безбожных татаро – монгол  и еретиков – крестоносцев, Россия встала на защиту правопорядка во всем мире. Это началось еще в XII – XIII веках. Буря не утихала до времен Суворова. С востока Россия постоянно подвергалась лютым набегам исламистской Турции, а с Запада заражалась антиправославным вольнодумством, протестантизмом и даже атеизмом, т.е. полным отрицанием церкви христианской и Самого Бога. Пожар гибели вековых устоев разгорался до такой степени, что вольнодумцы на Западе захватили в свои руки целые государства, обезглавливали законных правителей, Богом данных Царей и Императоров, крушили церкви с их вековыми святынями, казнили священников и верующих людей. Пользуясь таковой смутой, Турецко-Османская Империя захватывала не принадлежащие ей земли южных христианских государств, одним из каковых была и Византия, сердце мирового православия с первохрамом Святой Софии в Константинополе. Это был удар в сердце всего христианского мира, в сердце всех тех, кто был верен Господу и Богу Иисусу Христу. Это был удар и в сердце Василия Ивановича, и его жены Авдотьи Федосеевны и, конечно же, в сердце самого Александра, еще молодого Саши Суворова. И будучи совсем мальчиком, еще восьми лет отроду, он поклялся всегда и всюду защищать истину, веру православную и свое Отечество – Третий Рим.
   С 14 лет Саша начинает нести воинскую повинность. Отец отправляет его служить рядовым солдатом в Семеновский полк. Двенадцать лет Александр безропотно служит в низших чинах, изучая и познавая воинскую науку и военное искусство. Бог вкладывает в его сердце повторить подвиг Святого Благоверного Русского Князя Александра Невского и защитить не только Россию, Святую Русь от еретиков, но и все мировое христианство. Сам Александр знал об этой своей земной миссии с раннего детства и часто об этом говорил, чем очень удивлял отца с матерью и всех окружающих его людей, в том числе и саму Императрицу Екатерину II. И в конце пути, в конце этой великой сечи света с тьмою, веры с неверием, порядка с анархией, Господь вручил ему венец Архистратига, что в переводе с греческого означает «верховный главнокомандующий». Он возглавил союзные армии ряда Западно-Европейских стран и разгромил, как турецких исламистов, так и вольнодумствующих атеистов Европы. Вера христианская во всем мире была спасена, Турция усмирена, правопорядок, установленный самим Богом, восстановлен. За этот правопорядок, за эту вот веру христианскую, за эту правду сражался Суворов, не щадя живота своего. И в этой сече он победил и доказал торжество православия не на словах, а на деле. В этом была и остается главная заслуга Суворова перед Богом, Царем, Церковью и Отечеством.
               



                КАКИМ БЫЛ АЛЕКСАНДР
 
Суворов весь как ртуть!
(Князь П. Багратион).               

Среднего роста, очень живой и подвижный, удивительно чуткий ко всему происходящему вокруг, беззаветно преданный Богу, церкви, царю и Отечеству своему, вере православной. Был бесстрашен в боях, уверен в том, что истина всегда победит, в том, что нет силы, каковая могла бы хоть немного поколебать правду. «Не в силе Бог, а в правде», - говорил        он. «С нами Бог и Николай Чудотворец! Кто же нас победит?» А. В. Суворов учил, что быть русским значит быть гражданином Третьего Рима, защитником всего мирового христианства, нести ответственность за это перед Богом. В понимание русский вкладывалось не национальное, а наднациональное зерно. В русской армии суворовского периода воевали  русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне и представители других национальностей. Все они гордились тем, что могут назвать себя русскими и православными. Так Великий Князь грузинский, воин-герой, Князь Петр Багратион с гордостью повторял слова А. В. Суворова: «Я русский – какое счастье!» Так считали все, кто стоял в строю русской армии. Так считала Россия, и об этом знал весь мир. Об этом должны знать сегодня и мы, все те, кто называют себя православными, и все мы, невзирая на нашу национальность, должны радоваться тому, что любой кто принял святое крещение Господне, кто бы он ни был, мог смело сказать, как говорил сам А. В. Суворов: «Я русский – какое  счастье!» В этом единстве наша сила и наша вера, вера в то, что у Бога нет кривизны, что все во Христе едино. «Во Христе нет ни  иудея, ни эллина, ни язычника, а все едино – Тело Христово»,- учит нас Святой Апостол Павел. А кто против этого, тот от лукавого. Да будет анафема. Так говорил и так учил А. В. Суворов, так учит и Церковь наша православная и Отечество наше – Святая Русь.

                ВСТАВАТЬ С ПЕТУХАМИ

    Как жил Архистратиг Александр? Это была не жизнь, а действительно житие. Это был монах в миру! Это был такой, прежде всего, подвижник веры православной, что даже дорогая для него воинская служба отходила на второе место. Молитва, пост, причем строгий, настоящий монашеский пост в дни двунадесятых праздников и, особенно, в Великий пост, были для него обязательным явлением. В дни Великого поста, дни особого говения, Александр пил только кипяток и ел сухарики. Не пропускал ни одного церковного богослужения,  что бы там не происходило. Любое дело начинал только с молитвы и учил этому своих подчиненных, что и отразил в духовном наследии именуемом «Наука побеждать». «С нами Бог и Николай Чудотворец», - пишет он. «Никакое дело, а паче воинское, не начинай без поста и молитвы».  Так учил Суворов и так жил сам. Даже во время боевых событий не изменял он этому своему молитвенному правилу. О вере его ходили легенды, его боготворили в армии, называли не иначе как «наш батюшка, отец родной, Александр Васильевич». Оказывал он повсюду благотворительную помощь монастырям и храмам, за что был очень почитаем в церкви нашей православной. Даже враги знали, что Суворов очень крепкой веры человек. Знали и уважали его за это. Верили враги и в то, что Бог не его стороне и когда узнавали что войсками против них командует «Сувора! Топал Паша!» - как называли его турки, или «Хенерал Форварт», т.е. «вперед», как окрестили его европейцы, бросали оружие и в панике разбегались до начала боевых с Суворовым действий. И никто не мог остановить этого бегства никакими силами и угрозами. Все бежало прочь, все знало, что тут шутки шутить нельзя, что тут Сам Бог идет во главе русской армии. Это было удивительное свидетельство того, что правда на нашей, на русской стороне. Это были не просто боевые победы, это было торжество православия, это был свет среди тьмы и мрака. Так жил и так верил Суворов. Вставал он с первыми петухами, ежедневно обливался холодной родниковой водой, затем молился, шел в церковь на службу и только после начинал все дела. В армии с ним везде и всюду  был полевой храм и полковой священник. Часто гремели рядом уже орудия противника, а Александр спокойно стоял на Божественной литургии. Даже непосредственно в бою, в самом пекле огня боевого, когда казалось всем, что конец и нет победы, Александр «падал» на землю, становился на колени и, приклонив голову к земле, вдруг начинал молиться. Потом вскакивал и кричал: «Вперед, победа за нами! С нами Бог и Николай Чудотворец!» И победа не заставляла себя ждать. Это было что-то совершенно удивительное, совершенно неописуемое. Странное для всех даже верующих людей, явление такой веры, такой преданности Богу и церкви, такого духа святости, что многие смотрели на Александра уже при жизни, как на святого, на небесного посланника, на Спасителя и веры православной, и Церкви нашей Святой, и Отечества Русского, и всего мирового христианства.
    Так жил и так боролся Александр за истину. Много помогал он всем нуждающимся, даже врагам раненым приказывал оказывать всю необходимую помощь. Запрещал трогать священников-католиков, греко-католических, протестантских и даже мусульманских вероисповеданий.         Учил он Закону Божию солдат, крестьян, их детей. Построил несколько сельских церковно-приходских школ, выстроил несколько храмов. Об одном из которых, о самом удивительном из них, мы узнаем чуть позже. Вся его жизнь была посвящена более не войне, а любви, защите тех, кого унижали, порабощали, били, терзали и насиловали. Он был не просто воин, а защитник всех униженных и оскорбленных. В конце своего жизненного пути он достиг такой славы, такого всенародного  почитания, что у него брали благословения, как у священника, ему подводили под благословение детей и юношей, девиц, дам и пожилых своих родителей. Его встречали духовными песнопениями церкви нашей православной. Ему пели «Осанна! Осанна в вышних. Благословен грядый во Имя Господне». Все кто видел это, то ли в России, то ли в Пруссии, то ли в Италии, не могли видеть этого без слез умиления и радости. Многие плакали и утирали эти свои чудесные слезы платками. Наблюдая одну из таких встреч Суворова в Санкт-Петербурге, русский Император Павел I сказал удивительно точные слова: «Ему быть Ангелом!»
    Так жил Александр Суворов. Таковым был этот удивительный человек, этот герой не войны, а мира, блюститель не силы, а правды, слуга не царей, а Самого Бога. «Бога любите и Ему одному покланяйтесь, - говорил он. – От Бога победа наша. И нет никого, кто мог бы победить истину!»

                ИМЕНИЯ СУВОРОВЫХ

   Уже у отца Александра было несколько имений. Так называемым столбовым, т.е. главным, там, где постоянно проживал Василий Иванович со своей семьей, было Ундальское имение во Владимирской губернии. Но одно их всех суворовских имений представляет для нас особый интерес.  Это родовое имение в селе Кистыш все той же Владимирской губернии, но уже Суздальского уезда. Именно тут, видимо, родился Александр. Именно с этим местом связаны его детские годы и именно этим землям мы обязаны тем, что имеем в своем русском наследии столь великого и выдающегося подвижника православия. Имение в селе Кистыш было относительно небольшим, хотя со слов старожилов этих мест, у Суворова было тут по реестру около шестисот душ. Земли было почти семьсот гектаров, и тянулись они на север чуть ли не до самого Юрьев-Польского, где, кстати, соседями Суворовых были князья Багратионы. Знамена багратионовских полков, по сей день хранятся в местном городском музее. Тут на стечении местных речек Кестры и Ирмис рос Александр. Тут вбирал в себя он ароматы Святой Руси. И потому именно тут выстроил он единственный храм, созданный полностью за средства, пожертвования фельдмаршала Суворова.



ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ

   Деревянный Ильинский храм, выстроенный предками Александра в честь ветхозаветного пророка Ильи, стоял тут издавна. Известно, что около трех сильных пожаров полностью уничтожили строения местные. Вместе с ними обычно сгорал и храм. Его вновь и вновь отстраивали заново, меняя несколько раз место его нахождения. Последний деревянный храм стоял там, где ныне размещаются частные огороды местных жителей. Тут же было и  старинное кладбище, о существовании которого и сегодня еще свидетельствуют сброшенные в сторону при советской власти куски надгробных плит. Тут ранее предавали тела усопших упокоению. Эти земли при Суворовых были неприкосновенны. Но первый Ильинский храм стоял на берегу  Кестры, почти у самой воды. Была тут и паровая переправа, от каковой и по сегодняшний день остались каменные возвышения. Дома в селе были выстроены крестообразно, т.е. улицы располагались не так как сегодня, а иначе - по берегам Кестры и вдоль их. Сохранились поныне названия главных улиц: Красная горка, Мостовиха, Крестовая…  После очередного пожара, когда сгорел третий деревянный храм, на старом, как его тут называют, кладбище, Суворов решил выстроить новый каменный храм, чтобы стоял до скончания веков. И выстроил он его на старом месте, там где был первый родовой храм. Тут он поныне и стоит, но только иначе теперь именуется.


ХРАМ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО В СЕЛЕ КИСТЫШ

    Строительство Васильевского храма длилось около восьми лет, закончено оно было в 1793 году. Яйца для кладки кирпича везли отовсюду телегами. Людей работало на строительстве много. Но вот кто был главным архитектором нам уже, видимо, никогда не узнать. Храм выстроен в новом классическом стиле с простыми линиями и без барочных вычурностей. Однокупольный, с находящейся у западных стен колокольней, взорванной супостатами в 1930-е смутные годы. Взрывали и храм. Трижды закладывали динамит и трижды рвали. Но ничего не получилось. Храм выстоял. Силенок у супостатов не хватило. Начальник взрывных работ получил строгий выговор от антихристов и чуть не лишился своего сатанинского рабочего места. И эта его оплошность закончилась тем, что храм цел и сегодня. Своды его высокого купола крепки и верны Богу поныне. Все фрески уничтожены трудами бесновавшихся, но у алтаря, в левой арке, сохранилась часть старинной надписи: «Жертвоприношение Авраамово». Кто и зачем оставил ее неизвестно, почему не сбил? Но она есть и свидетельствует о великой жертве России, о жертве кровавой, многомиллионной. На одной из стен сохранена и фреска с изображением омовения ног Спасителя Мариею Магдалиной. Даже будучи блудницей, она узнала Мессию Иисуса и принесла ему свою бескровную жертву. Крест на куполе приклонен и почти возопиет об отмщении. Сегодня на это страшно смотреть.
   Но это сегодня, а тогда, в те давние годы,  храм был строен и цел. Шли в нем службы. Творилась молитва, пелись на клиросе духовные песнопения, славили Господа. Даже в 1930 годы храм был еще открыт, и на хоралах воспевали благодать около сорока певчих. Огромное паникадило сияло в вершинах голубого купола, звенел, пел колокол, да так, что слышно было во Владимире и Юрьев – Польском, не говоря уже о близь лежащих селах и деревнях. Никто не жалел средств на «голос веры православной». И когда лили металл, все бросали в горящую лаву золотые и серебряные кольца, снимая их с себя тут же. Потому и пел колокол этот так сладко, так обворожительно прекрасно.
    Суворов приезжал на открытие, на первую литургию в храме. Отстоял всю службу. Говорят, что остался не совсем удовлетворенным, так как посчитал, что за его пожертвования можно было храм выстроить чуть ли не вдвое больше и выше, да красивее. Было ли это сказать теперь трудно, но так гласит народная легенда.
    О чем думал Суворов, обходя храм свой, свою новую святыню? Может быть о том, как бывал на этом месте, еще в старом Ильинском храме, вместе со своей матушкой Авдотьей Федосеевной, которую любил всю жизнь и о которой молился? А может быть о настоятеле храма, который был тут при нем первым. Кто он был, этот соратник Архистратига Александра? Сегодня и это уже тайна, ведомая одному Небу. А, быть может, думал он о том, что тут его крестили, и дали ему имя Александр, в честь Святого Благоверного Князя Александра Невского, так  почитаемого его отцом Василием Ивановичем? Кто сегодня может знать те давние мысли Суворова? Но то, что в новом храме добавил Александр два престола, говорит о многом. Помимо Ильинского, добавил он престол Василия Великого, именем какового и в честь которого был назван отец его Василий Иванович и престол в честь Святого Благоверного Князя Александра Невского в честь которого и крещен был он на седьмой день жизни. Быть может, об этом думал русский Архистратиг, созерцая свою святыню, свою родовую память, воздвигнутую им для увековечивания памяти потомков своих, для памяти русского народа и Русской Православной Церкви? Быть может. Но то, что отметил он именно эти земли, именно это место строением своим, говорит о многом, хотя бы о том, что сам Суворов почитал именно это место более всего.

СЕМЬЯ АЛЕКСАНДРА СУВОРОВА

    Ранее, в те давние годы, не принято было самому выбирать себе невесту. Сыновья, да и дочери, ждали, кого изберут им в попутчики жизни родители. Эту волю родительскую не исполнить было грешно. Это было чем-то вроде родительского завещания, родительского напутствия на всю оставшуюся жизнь детей. Часто обручение с избранницей происходило чуть ли не в младенчестве. Дети еще лежали в пеленах, а родители уже заключали за них договор о брачном союзе после возмужания наследников.
   Суворов не был обручен таким образом ни с кем. Отец давно уже подумывал о женитьбе сына. Однако сын женитьбою своею не был обеспокоен. Однажды, Василий Иванович предложил Александру обустроить свое семейное положение:
  -А вот убьют на войне, умрешь, кто же будет наследником имений? Я хочу, чтобы наследником был прямой мой потомок, сын сына моего! – убеждал он Александра.
   Александр протестовал, говорил, что он солдат и ему некогда быть при жене, да и груб он от полевого котла да от солдатского «словца». Но Василий Иванович, наконец - то, настоял на своем, и оба они поехали на смотрины.
    Невеста сразу же приглянулась Суворову. Подвижная, с ясным умным выражением лица, довольно миловидная и привлекательная, Варвара, вдруг, даже полюбилась сыну, на радость отцу. Вскоре свадьба состоялась. Суворову миновало сорок два, а невесте двадцать четыре.
    Варвара была боярского, хотя обедневшего роду. Василий Иванович выплатил пять тысяч долга Прозоровских, да еще дал приданного на три тысячи. Невеста переехала к Суворовым. Семейная жизнь началась.
    Двенадцать лет супружества прошли не совсем гладко. Варвара была довольно избалованной, требовала княжеских условий, двенадцати слуг, постоянного явления в высший свет, посещения всех дворцовых развлечений, в каковых она считалась, чуть ли не первой красавицей. Все это было для Александра чуждо. Он часто старался вразумить супругу и говорил:
  -Незачем нам так шиковать. Я простой солдат!
Прозоровская злилась и говорила:
   -Я выходила замуж не за солдата, а за генерала!
    Действительно, Суворов уже до женитьбы был в чине генерала. Но вел он, как мы уже говорили, жизнь солдата, воина, а не барина-генерала, каковых в те времена было так много, что однажды Александр Васильевич сказал:
  -Помилуй Бог, эти мои петербургские генералы так пахнут духами да пудрами девичьими, что я уже не понимаю на войне мы или при дворе на балу у матушки нашей императрицы.
    Постоянное отсутствие Суворова дома из-за участья в боевых действиях, в конечном итоге, привело к тому, что семейная жизнь стала разрушаться. Варвара явно изменила мужу, и по прошению отца семейства брак был расторгнут. Виновной в разводе была признана жена. Виною в те времена признавалось единственное – супружеская  неверность. Старший сын Аркадий был оставлен с матерью, а дочка Наташенька, передана на воспитание отцу, Александру Васильевичу. Такова краткая история семейной жизни Александра. И на это, таковое его житие, была воля Божия. Сын Аркадий дослужился до генеральского чина, проявил себя героем и погиб при битве на Рымнике, спасая тонувшего в ледяных осенне-зимних  водах солдата. Честь ему и хвала! А дочка Наташенька, вышла замуж за одного из богатейших и честных русских людей Николая Зубова и прожила с ним в законном браке всю жизнь. Род Суворовых жив и по сей день, и наследники его не переходящей славы проживают, как в России современной, так и далеко за рубежом, рассеянные смутными годами русской эмиграции периода соцреволюции 1917 года.


АРХИСТРАТИГ ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ

   Еретические антицерковные учения начали поражать европейские страны еще в XIV-XVI века. В Голландии, Англии прошли революционные перевороты. Императорам рубили публично головы, устанавливали республики. Вольнодумство, атеизм проникли во Францию, Германию, Австро-Венгрию, Польшу, Италию и в саму Россию. Но  если Россия могла выстоять этот натиск безумия благодаря вере православной, то западноевропейские государства со своими католико – протестантскими учениями выдержать этого нападения не смогли. Всюду пылал огонь революций, всюду рушили храмы, сжигали святыни веры христианской, убивали священников, верующих мирян. Даже государственные армии Западной Европы не  могли противостоять натиску разбушевавшихся орд еретиков. Близился, казалось, настоящий конец, полный «закат Европы». Все попытки союзных уже войск, оказать противостояние силам тьмы разбивались о стену безумия, стену жажды вседозволенности. И цивилизованная Европа обратилась за помощью к своему некогда ненавистному соседу – Православной России. Обратилась с «криком» о помощи, о христианском братстве и заступничестве.  И Россия, попираемая некогда этими своими «братьями», выжигаемая крестоносцами, память о крови каковых еще жила в сердцах русских людей, ответила согласием. Русские войска, под флагом Российской Империи, вошли в Европу и приступили к наведению порядка. Но и Русская Армия встретила тут такую диавольскую силу сопротивления, что поражения шли за поражениями. Наконец, по Божией Воле, войска возглавил Александр Суворов, непобедимый «Топал Паша», «Хенерал Форварт». И победы не заставили себя ждать вновь. Всюду и везде Суворов побеждал. Никто не мог понять таковой удивительной его силы и непобедимости. Отступало и сдавалось в плен все, что противилось вере, церкви и Богу. Пала самая неприступная в Европе крепость Измаил, бежал с поля боя «непобедимый» Фридрих II Великий, основатель «новой европейской армии, лучший военный стратег». Освобождена Польша и навеки пресечен еретик и бунтарь Тодеуш Костюшко. Разбит наголову непобедимый Наполеон Бонапарт, оставивший свою армию и бежавший с поля боя. И все это сделал Суворов, Архистратиг Александр. Всем было ясно: с Суворовым Сам Бог, сама Истина и никто и ничто не сможет остановить этого торжества русской веры, этой победы православного северного соседа, этой, как думали ранее в Европе, «лапотной» России. Переход Русской Армии через Альпы, освобождение Милана и всей Италии от французской ереси и насилия, завершили этот героический путь «правила веры», закона непоколебимости божественной власти, власти Имперской, императорской. Престолы повсюду были восстановлены, спокойствие защищено.
    Восток, в лице Османской Империи, был усмирен, укрощен и приведен к присяге о нерушимости границ Российской Империи. Суворова встречали всюду и везде не просто как непобедимого военноначальника, а как человека посланного с Небес, от самого Бога. С ним роднились высшие титулованные особы Западно-Европейских стран. Он был введен в царский двор, приближен к самим царям мира сего. Он был почитаем и на самом верху и в самом низу, в народе православном, среди простых людей, среди тружеников и солдат. Всем он был дорог и родим. Все истинное радовалось и трепетало. Он победил мировую ересь, мировую смуту и мировое безумие. И в этом была главная заслуга Архистратига Александра. Это были не просто военные походы и победы, это была сеча света и тьмы, веры и неверия, истины и лжи. И Суворов победил. Победили под его началом все те, кто не желал лгать и прислуживать коварству, своеволию сребролюбцев. Победа эта была полная и окончательная. Суворова признал весь мир. Даже католическая церковь и ее иерархи склоняли перед Суворовым свои хоругви и головы. Люди кричали: «Виват Суворову!», а дети тянули свои тоненькие шейки, чтобы увидеть того от которого зависела вся их будущая жизнь, все будущее благополучие. Родители поднимали их на руках над головами толпы и говорили: «Смотри, это тот, кто спас твою жизнь».
 

БОЖЕСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ АРХИСТРАТИГА

    Подвиг Суворова был высоко оценен всеми правительствами и правителями союзных с Россией стран и самим Российским правительством. Суворов был награжден самыми высшими знаками отличия. Голубая лента через правое плече, знак высшего российского ордена – Андрея Первозданного, награда за победу Суворова под Кинбурном в 1787 году. Два года спустя Суворову были пожалованы бриллиантовые знаки этого ордена. Самый большой шейный знак на иконе – крест ордена Святой Анны, усыпанный бриллиантами, Суворов получил его в 1770 году, когда этот орден еще не имел степеней. В 1771 году он был награжден орденом Александра Невского, хотя при андреевской ленте он не надевался. Два этих последних ордена Суворов получил за победы, одержанные в войне против Барской Конфедерации, союза польской шляхты, выступавшей за сохранение католических привилегий и шляхтецких вольностей. В этой же войне за победу под Ланцкороной 19 августа 1771 года Суворов получил свой первый Георгиевский крест – 3-й степени. В дальнейшем он получил еще два высших степени этого ордена и был полным Георгиевским Кавалером. Знак ордена Святого Георгия 1-й степени Суворов был награжден за победу над турками при Рымнике в 1789 году. Вместе с этой наградой он получил титул графа Рымникского и украшенную алмазами шпагу.
Своим главным подвигом сам Александр Васильевич считал взятие турецкой крепости Измаил. « На подобный штурм можно решиться только однажды в жизни»,- говорил он впоследствии. За эту именно победу Суворов был отмечен не ожидаемым и высочайшим, вполне заслуженным званием фельдмаршала Русской армии, а производством в подполковники гвардейского преображенского полка, полковником которого числилась сама Императрица Екатерина II Великая. Нижняя восьмиконечная звезда на мундире Суворова говорит о награждении его орденом Святого Владимира 1-й степени, который он получил за «присоединении разных кубанских народов к Всероссийской Империи» в 1783 году. На груди у Суворова белый крест с раздвоенными усиками, украшенный сверху короной и трофеем. Это большой крест Святого Иоанна Иерусалимского. Он был получен Суворовым 9 февраля 1799 года и вручен самим Императором Российским Павлом I. Это была награда за все прошлые и будущие победы против буржуазной Франции. Чертов мост и титул Князя Италийского, звание Генералиссимуса и иностранные ордена… Все награды были вручены Суворову высшими чинами России и зарубежных стран, и первоиерархами Русской Православной церкви. Все они представляют из себя кресты веры православной и почитание православных святых, и потому не могут быть сняты никем из смертных мира сего, разве только решением Собора РПЦ.


БЛАГОТВОРИТЕЛЬ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

    Известно, что Суворов был человеком по-христиански щедрым и милостивым ко всем нуждающимся и обремененным. Почти везде и всегда подавал он, что мог просящим и заслужившим милость. Давал много просто от себя, как говорят, из своего кармана. Солдатам, унтер офицерам и крестьянам дарил деньги на их нужды. Всегда и везде любил угощать сладостями детишек, особенно сельских. Для этой цели он носил с собой конфетки, пряники и сухарики. Любил раздавать их детям. Во времена смут военных кормил бедных из своего жалования и армейской кухни. Жертвовал так же средства на монастыри и храмы.
    Известно одно из писем Суворова, где он сетует на безденежье свое в связи с тем, что все средства передает храмам и монастырям русским. Даже имение своего отца в Ундоле продал он в связи со строительством храма Василия Великого в селе Кистыш. Дочка Наталия вывезла все строения в имение своего мужа, находящегося в Фитьинино, под Владимиром. Любил Александр Васильевич помогать простым людям, рядовым солдатам. Бывало, отдаст последний рубль, последнюю копейку и последний кусок хлеба:
   -Что ж это вы себе ничего не оставили, Александр Васильевич? – удивлялся слуга Прохор.
  -Себе? – задумчиво переспрашивал Суворов. - Так ведь я очень богатый человек. У меня всего вдоволь.
  -Это ведь дома, а тут нет куска хлеба, - противился дворовый.
  -Тут нет, тут нет, - бурчал Александр Васильевич, - тут нет, а дома всего полно. Приеду отъемся сполна. Больше не спрашивай об этом. Хочу кому дать, тому и даю. Я перед тобой отчитываться не обязан.
   Солдаты знали щедрость своего командира и часто приносили ему свою простую солдатскую похлебку, делились с ним последним. И Суворов никогда не отказывался, даже если был сыт. Так уж ему хотелось доставить солдатам радость, показать, что он благодарен. Сядет, похлебает и давай хвалить:
  -Ну, брат, спасибо, выручил ты меня. Уж так вкусно, так вкусно, что не знаю как тебя и благодарить.
   Возьмет да и даст рубль, а то и три. За них, глядишь, корову можно купить.


НЕ МЕШАЛО БЫ ОХЛАДИТЬ ПЫЛ

    Известно, что и Российские круги, в те давние годы, особенно высшие, поразило вольтерианское вольнодумство. Императрица Екатерина II даже вела личную переписку с Вольтером, отсылая ему свои вольнолюбивые  «трактаты». В связи с этим некоторые, прельстившиеся победами Наполеона, расхваливали его мужество, смелость, победы. Суворов пристально следил за событиями во Франции и Европе и однажды, когда ему доложили об очередной полной победе Наполеона сказал:
   -Слишком браво шагает этот молодой человек! Не мешало бы несколько охладить его пыл.
    Слово  свое Суворов сдержал, и Наполеон был вскоре разбит наголову, хотя сам Суворов, как говорится, в этот раз оружие  с ним не скрестил. Наполеона разбили войска под командованием Главкома русской армии тех лет графа Румянцева. Победа была полной. Это было первое поражение «непобедимого» авантюриста и еретика, самозванца-императора Франции Наполеона Бонапарта. Слова Суворова и тут оказались пророческими. Пыл «Французского гения» был охлажден.
- Охладил Суворов и пыл Турецко-Османской империи с ее ложными вождями, охладил пыл псевдогероя польского народа  Тодеуша Костюшко,  а так же пыл многих супостатов армий неприятеля. Охладил он и пыл всех мечтавших напасть на Россию. И если бы не Суворов и его победы, то Французы были бы под Москвой не при М. И. Кутузове, в 1812 году, а на много лет раньше. И в этом тоже заслуга Суворова, заслуга продлившаяся и после его кончины. Это понимали в те годы многие.



                ПОЧИТАЮТ И ЗА РУБЕЖОМ
      
     Суворов давно почитаем далеко за пределами России. Особо чтут его в Италии и Швейцарии, где созданы музеи его памяти. Ежегодно на уровне правительств этих стран отмечают дни памяти А. В. Суворова. Помнят и чтут Александра Васильевича в Польше. За освобождение Варшавы Суворов получил от Польского правительства ларец с надписью «Спасителю Варшавы» с драгоценностями внутри ларца. Освободили русские войска и Берлин, и Милан, и Францию. И всюду в этих странах есть мемориальные памятники и музеи нашему Архистратигу Александру. Существует несколько суворовских фондов и даже один «Международный фонд А. В. Суворова». Но ни в одной стране не почитается Суворов как у нас, как святой Архистратиг Александр.


                РАНЕНИЯ
               
   Суворов был ранен пять раз. Два ранения в грудь были признаны врачами смертельными. Но Господь не оставляет своих чад и Суворов выжил. И это было тоже чудо, одно из чудес его жизни, даже два чуда от двух ранений. Были еще три ранения, но уже не таких страшных. Одно из них случилось при взрыве складских запасов пороха. Суворова ранило в ногу. После этого ранения нога болела, опухла. Суворов всю жизнь из-за этого хромал и часто не мог даже надеть сапог, в связи с чем ходил иногда в одном сапоге, а на раненой ноге был надет тапочек. Враги иногда называли его из-за этого «хромой генерал». Но это было боевое ранение, свидетельство участия в сече, в битве, в защите истины. Ранения с возрастом давали о себе знать, боли усиливались и Суворов писал об этом в письмах к родным и близким, говорил, что раны так болят, так ноют, что просто нет никаких сил терпеть. Но никогда на людях Суворов не показал этого. И в преклонные годы он везде был бодр и весел, хотя с возрастом стал много спокойнее и более слушал, нежели говорил. Но это было такое красноречивое молчание, что говорило оно больше всяких слов.

                ИСПОВЕДНИЧЕСТВО               

Так называемые «странности» Суворова были не простыми странностями. Нет. Ни одного слова не говорил Александр Васильевич просто так, ради шутки или чего-либо еще. Все у него было пропитано великим смыслом, великой любовью к русским людям, к вере нашей святой и к Отечеству Русскому. Никогда не позволял он себе каких-либо глупых выходок или шуток, как пишут об этом некоторые современные «писатели», особенно последних лет.
    Приведем только один пример, каковой иначе как исповедничеством веры православной назвать никак нельзя. 
    Как-то на одном из веселых застолий у матушки-царицы Екатерины II, все пили и гуляли, смеялись, глупо шутили, совершенно не думали ни о России, ни о народных бедствиях тех лет. Знай – веселись. Шумят, значит, все, а Суворов сидит грустный, молчит. Не понравилось это матушке-императрице и вдруг она при всех спрашивает:
   -Что-то вы сегодня, Александр Васильевич, так не веселы? Все радуются победе, а вам, вроде бы, и дела нет о такой радости. Или, может, мало показалось той награды, каковую я вам за победу эту вручила?
   И вдруг Суворов встает и глядя прямо в глаза Екатерине, спокойно, но очень серьезно отвечает:
  -Нет, матушка, наградою я вполне удовлетворен. Но жду я иную награду, ту  ради которой живу и служу Отечеству своему и Церкви нашей православной, жду ту звезду, каковую никто из смертных не может послать мне.
   -Что же это за звезда такая? - смеется матушка-царица.
   -А это, матушка, та звезда каковая тут никому не ведома и именуется она звезда истины, звезда справедливости, звезда любви. И звезду эту один Бог может послать человеку. Токмо Ему, Владыке, это под силу. Вот ее то я и жду, ради этой звезды живу и иду на смерть на поле брани. Остальное все не имеет значения для меня.
     Все затихают. Воцаряется минутное молчание. Что будет сейчас? Это чуть ли не вызов всем, в том числе и самой царице. Екатерина недовольно опускает голову, молчит и вдруг весело поднимает бокал и радостно говорит:
  -Так давайте за нее и выпьем, за эту звезду. Что бы и мы все ее увидели. 
   Все оживает вновь, раздается звон бокалов. Гуляние возобновляется. Но Суворова уже нет среди этого шума. Он молча покинул залы и едет домой. Быть может, дома его уже ждут кандалы и ссылка в Сибирь. Быть может.
   -Зачем я это сказал? Почему не промолчал? - спрашивает он сам себя. И сам себе отвечает:
  -Потому, что я не могу видеть лжи и обмана, бездумного жития этих прохиндеев и лакеев, этих ни о чем не думающих, вечно празднующих дни своей жизни прихлебал. А ведь можно было и не говорить ничего. Ничего ведь слова мои не изменят…
     О чем еще думал Суворов, глядя в окно своей кареты? О том, что уже осень и пора готовиться к зиме. Что зимой воевать сложнее, чем летом? О том, что не у всех солдат есть крепкая и теплая зимняя обувь и одежда? Об одном не думал он – о себе. Меньше всего думал Суворов о себе. Потому и мог сказать он то, на что никто не отваживался,  а сказать правду  давно пора было.
 

                БЛАЖЕНСТВА АЛЕКСАНДРА

   О «чудачествах» или «странностях» Суворова написано много, даже слишком много. Но чудачества ли это были?  Мы уже говорили о том, что ничего Суворов не делал просто так, без смысла, не говорил ни одного слова впустую. Во всем у него был серьезный и глубокий подтекст.  Пел ли он петухом, забравшись на стол или, наоборот, спрятавшись под ним, скакал на табурете или, забившись под стол, кричал: «Ой, боюсь! Ой, страшно!» - все  было мудро, продумано. И те, кто знал Суворова, это  понимали и видели, что хотел сказать их командир, их барин, их «отец родной». Как-то, прибыл к нему генерал, который струсил и сбежал некогда с поля боя, бросив своих солдат и офицеров на погибель. Прибыл к нему с письмом о назначении своем в штаб. Отказать, как бы, нельзя – от самой царицы предписание. Суворов и говорит адъютанту, который письмо ему подает:
  -Так этого генерала ведь давно нет.
  -Как нет? – удивляется адъютант. - Да он мне это письмо только что сам лично в руки вручил и стоит за дверью, ждет, чтобы вы его пригласили.               
    А Суворов стоит на своем:               
   -Да нет его, я тебе говорю, давно в живых. Того убили в бою. Я сам видел. На моих глазах убили. Погиб как герой, в схватке с янычарами!
   Адъютант ничего еще не понимает и вновь спрашивает:
  -А что же это за генерал стоит за дверьми?
  -А это какой-то прохвост и аферист, - отвечает Суворов, - гони его прочь. Скажи, что Суворов с аферистами дел не имеет.
Так умел сказать правду Александр и так умел показать даже «неприкосновенного» в низости и трусости. И именуется таковое поведение не блажью и чудачеством, а блаженством, иногда доходящим до юродства, каковое встречалось и у Суворова. Потому многие говорят о Суворове, как о юродствующем фельдмаршале, и  это истинная правда.

                ПРОЗОРЛИВОСТЬ

Обладал ли Суворов прозорливостью? Да, обладал. Очень многое из его слов сбылось. Сбывалось многое часто почти сразу, а часто через много- много лет. Вот, к примеру, шел бой при Милане. Суворов сидел в кресле с закрытыми глазами. Офицеры штаба внимательно следили сверху за ходом боя и докладывали Суворову о событиях. Говорят:
  -Все, полное поражение.  На левом фланге вовсе все убиты, надо туда срочно подкрепление послать. На правом, вроде бы, и наступают, но все равно сил не хватит. А в центре вовсе все полегли. Прикажите отступать? Суворов, не открывая глаз, отвечает:
   -Что-то вы совсем ослепли. Все у вас наоборот. Левый фланг побеждает, правый отступает, в центре совершенная победа. Послать подкрепление на правый фланг. Офицеры удивляются.
  -Да что это вы такое говорите, Александр Васильевич? Мы же своими глазами видим, что происходит. Вы встаньте, возьмите трубу и посмотрите сами.
  -Не надо мне никакой трубы. Я и так все вижу, да получше, чем вы с трубами вашими. Рассеется дым – сами увидите, что я прав.
   И действительно, через некоторое время дым рассеивается, и офицеры видят, что все так, как сказал Суворов.
  -Да откуда же вы это знали? – удивляются штабные.
  -Господь открывает. Молиться надо лучше, да Богу верить, а не только в трубы смотреть, - закрыв глаза, почти шепотом, промолвил Архистратиг.               
    Суворов предсказал, что Москву захватят французы, и М.И. Кутузов знал это предсказание. Оно и сбылось через двенадцать лет после кончины Суворова. Существует мнение и о том, что именно Суворов научил М.И. Кутузова как погубить французскую армию, которая займет столицу. Именно так Кутузов и поступил. И вновь полная победа.


                ШЕСТОПСАЛМИЕ, МОНАШЕСТВО, СХИМА

С раннего детства Суворов проявлял удивительные способности в изучении Закона Божия, церковного богослужения. К четырнадцати годам он знал все шестопсалмие наизусть, пел на клиросе, часто заменял даже регента, что говорит о его знание Устава Церкви. Есть сведения даже о том, что он прислуживал священнику диаконом, правда в домашних богослужениях, каковые часто проходили в его доме, на праздники. Точно известно и то, что подавал он прошение, за полтора года до кончины, о постриге в монашеский чин, мечтал принять в конце жизни схиму. Знаем мы о том, что прошение это его было удовлетворено, и А. В. Суворов уже отдавал последние по имению приказы, собрав в далекий монастырский путь все, что было необходимо. Известно и то, что он даже доложил об этом Императору России Павлу I, именно этим мотивируя свой отказ о назначении его Главкомом русских войск для войны в Италии.
   Услышав отказ возглавить итальянский поход, который был мотивирован принятием схимы, Павел I занервничал, отвернулся к окну и, вдруг, резко повернувшись, сказал А. В. Суворову:
   -Твой долг спасти Отечество свое, веру православную и все мировое христианство. Это и монашество твое и схима твоя. Исполнишь таковое – угодишь  Богу, Церкви, Отечеству и Мне, Императору и Властителю Рима Третьего, последнего государства православных христиан! А вопрос о принятии пострига я улажу с Синодом сам. Известно, что Суворов не стал противиться и выполнил все четыре возложенных на него Воли.

                СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР               

   О святости Суворова много говорили уже при его жизни. Одни с почитанием, другие с издевкой. Но все об этом говорили. Это было ясно всем: и друзьям, и врагам. Многие враги признавали святость раньше даже, чем друзья. К примеру, первыми, кто при имени Суворов бросали оружие и бежали с поля боя куда глаза глядят, были турки. Затем в таковое же бегство стали впадать и воины Европейских противных России армий. Всем в конечном итоге стало ясно, что с Суворовым шутки плохи и что победа за русскими. Многие враги признавали его святость раньше, чем друзья.  Известно, что один из главнокомандующих турецкими войсками, потерпевший полное поражение и взятый в плен, при встрече с Суворовым, встал на колено и подавая свою драгоценную, украшенную бриллиантами саблю военачальника, с гордостью сказал:
  -Я дарю эту свою саблю, этот мой божественный жезл власти над турецкой армией тому с кем был счастлив встретиться в открытом бою и потерпеть от него поражение. Я счастлив потому, что бился с самым великим из всех когда – либо живших на земле гениев военного искусства, самым смелым и самым непобедимым генералом Суворовым!
    Суворов тоже встал на одно колено, принял дар и поцеловал лезвие поднесенного оружия.
Это было от турок.
    Самые прославленные генералы союзных войск выражали свой восторг «чуду Суворова»:
   -Генерал от Бога. Хенераль Форварт! – радостно говорили о нем.
    И многие высшие чины вражеских войск повторяли подобные высказывания в адрес Архистратига Александра.  Французский генерал  Масена, как-то сказал:
  -Суворов генерал от Бога. Он делает то, что никто сделать не может, если сам Бог ему помогать не будет!
    А уж как почитал Суворова русский народ, монашество и священство РПЦ известно всем. Суворова всюду встречали не иначе как со святыми иконами, хоругвями и обязательной Божественной литургией, на которой сам он непременно присутствовал. И везде и всюду Суворов становился на колено, крестился, целовал святые хоругви и обязательно брал благословение у старшего священника или епископа. Так было. Такое было счастье, счастье тем, кто видел это. «Те, которые не видели, но поверили в Меня, не выше ли тех, кто видели и уверовали?» - задавал свой вопрос Спаситель. И отвечал: «Выше!» Не так ли и мы не видевшие Суворова, но уверовавшие в его святость?


                ПРЕДВКУШАЯ ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ

Знал ли А. В. Суворов о своем величайшем подвиге во славу веры православной, во славу русского оружия и истины? Видимо знал. Скорее всего, знал. Но знал он и о грехах своих, неизбежно связанных с войной, с гибелью людей. Сам он никогда не испытывал радости от победы, каковая обычно видна была только на фоне огромного количества убитых, растерзанных людей. Никогда Русский фельдмаршал не  радовался этим победам, не отдав дань панихидой по убиенным на поле боя. А. В. Суворов не был тираном, каковым был, к примеру, Наполеон Бонапарт, этот зверь, алчущий славы и денег любой ценой, даже ценой человеческих жертв. И никогда Наполеон не был и не мог быть учеником Суворова, как пытаются нам сегодня доказать иные  «исследователи» жизни Бонапартия,  врага мира и спокойствия, виновника тысяч смертей русских солдат и офицеров, наших предков, наших прадедов.
    В Каноне  ко Господу нашему Иисусу Христу, составленном самим А. В. Суворовым за год до смерти, он взывает ко Спасителю и просит прощения за содеянные им грехи:
  -Смогу ли я заслужить Прощение Твое, Господи? Простишь ли ты все прегрешения мои?
    Суворов много каялся в конце жизни, молился, осознавал путь свой земной: 
  -Все ли исполнил для Бога, успел ли?
   Выводы делать нам, людям, живущим через двести лет после величайших мировых событий суворовской эпохи. Но главный вывод на Небесах у Господа, и Он поставит точку в этом вопросе. Его Воля да будет, а не наша.


                КОНЧИНА АРХИСТРАТИГА АЛЕКСАНДРА

    Суворов скончался 19 мая 1800 года на семьдесят первом году земной своей жизни. Болезнь его предсмертная была странной и необъяснимой. Почти сразу же после победы над Бонапартием в Италии он, вдруг, почувствовал слабость, странные боли во всем теле. Появилась сыпь, каковая через два месяца обложила водянкой все тело. Суворов понимал, что это конец. Понимали это и все окружающие. Мало этого, многие понимали и то, что неожиданная, необъяснимая болезнь, не есть ли дело врагов, каковые, поняв, что Архистратига не  победить в бою, решили уничтожить его ядом.  До наших дней вопрос о причине кончины А. В. Суворова остается открытым, но странные эти факты налицо. Следует ждать новых в этом вопросе исследований.
    Перед самой кончиной Суворов никого не принимал. Разрешил посетить себя только великому русскому поэту тех лет Гаврииле Романовичу Державину, которому поручил составить эпитафию к своему надгробию. Известный пиит сказал следующее:
  -Я долго думал, что написать, писал стихи, краткие эпитафии. А решил, знаете что написать?
  -Что? – не открывая глаз, спросил Суворов.
   -А написать просто, по-вашему, Александр Васильевич, по-суворовски, три слова всего: «Здесь лежит Суворов».
  -Помилуй Бог, как хорошо, - только и смог сказать непобедимый.
    Говорят, что это были его последние слова.

    По распоряжению Священного Синода РПЦ за особые и выдающиеся заслуги перед Богом, Церковью, Царем и Отечеством, Суворов был погребен в нижней Благовещенской церкви, в Санкт – Петербурге, возле левого клироса. Божественная литургия и панихида в его честь были отслужены чуть ли не всем епископатом РПЦ. Россия, Святая Русь прощалась со своим сыном, величайшим из величайших детей ее лона, ее святой невидимой крови и жертвы, ее причастия к великим тайнам Христовым. Все рыдали. Слез не стеснялся никто. И, казалось всем, что ушел не просто генерал или главком, а тот, кто роднее родных, ближе близких, дороже самых дорогих. Ушел Александр, тот, чья любовь была и светом, и самой жизнью. Ушел тот, кто уже никогда не вернется в этот мир, в мир скорбей и печалей, в мир, где никогда не кончиться величайшая из величайших сечь Христа с антихристом. Где каждый, как Суворов, должен избрать с кем он: с Первым или последним. И в этом смысл жизни человеческой. В ЭТОМ БЫЛ И СМЫСЛ ЖИЗНИ самого Архистратига Александра.


                ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ

    Сегодня везде и всюду говорят о духовном наследии. Песни, танцы, музыку, поэзию, литературу, пусть даже самые лучшие, почему-то называют духовными. На самом же деле, все это жизнь души, ее забот, переживаний, различных форм физических звуков, оттенков слов. Духовное есть нечто иное, нечто более тонкое, нечто менее видимое и слышимое глазом и ухом, а воспринимаемое некиим внутренним оком, некиим чутьем иного мира, иной жизни, жизни не укладывающейся в наши земные законы, наши заботы и, как бы, ничего не вносящее в наш материальный мир. Таковое наследие и оставил нам Суворов. Не победы боевые вспоминает русский народ и все, кто чтут Суворова, помнят его любовь. Любовь – вот что оставил нам Архистратиг Александр. Любовь – вот что есть истинное его наследие, его учение. Как близко оно к тому, что принес нам Спаситель: «Любите друг друга. Любите, а не ненавидьте». Таковые же Его слова, почти все время, со слезами повторял всем его окружавшим, уже обессиливший девяносто летний Святой Апостол Иоанн: «Братья! Молю вас, любите друг друга». Так и Суворов оставил нам свою величайшую любовь, любовь к братьям своим, к близким своим и даже показал, как надо любить врагов своих. «Что толку если мы любим только братьев и друзей своих,  им помогаем, за них умираем? Не так ли и язычники лучшие поступали? А вы возлюбите врагов своих, возлюбите гонителей ваших и тогда только будете называться детьми Моими». Это тоже слова Спасителя. И А. В. Суворов, каковой почитаем поныне и в стане врагов наших, в стане бывших некогда врагов, часто повторял эти слова.


                ЧУДЕСА ОТ СУВОРОВА

Платон мне друг,
 но истина дороже
   (Сократ).
    Как-то давным-давно, во времена Древне Греции, величайший философ мира языческого Сократ, высказывающий уже тогда мысли о Троичности Бога, и его любимый ученик  Платон, прогуливались по большому кладбищу. Кругом было много памятников с различными эпитафиями. Платон выбрал лучший из всех рассматриваемых им:
  -Вот такой памятник я хотел бы иметь после моей смерти, - сказал он.
   Памятник был действительно красив и изящен.
  -А что это за надпись на нем? – поинтересовался Сократ,  пытаясь прочесть стертые временем буквы.
   -Тут уже ничего не прочитать, - ответил Платон. – Даже неизвестно теперь имя того, кому поставили такой великий памятник.
  -Так вот, я хочу, чтобы люди пришли на кладбище, где я буду захоронен, обошли его и не нашли мне никакого памятника. Но, чтобы, не найдя его, они спросили:
   -А где же памятник Сократу? Это будет лучший мне памятник.
    Память. Память благородных потомков, вот что есть самый лучший и памятник, и чудо. Память народная есть высшая награда, высшая заслуга человека перед своими потомками. Память есть то чудо, каковое превосходит все чудеса, потому как живет она только в сердцах, в живых душах человеческих.  И об А. В. Суворове живет память более двухсот лет в сердцах и душах сотен тысяч людей: русских, поляков, французов, англичан, итальянцев. Его помнят. Его любят. Его почитают как живого. О нем говорят и спорят, к нему обращаются и едут, его фотографируют и пишут с него портреты и уже даже иконы. Частички его материальной жизни давно стали святынями и хранятся как святыни, пока что в музеях, а останки плоти в Санкт-Петербургском храме Благовещенской церкви. Настоящее паломничество идет тут. Все спешат успеть приложиться к надгробной плите великого Святого Архистратига Александра Суворова. У нас, на наших Владимирских землях, идет паломническое поклонение к храму Василия Великого в селе Кистыш, выстроенному Александром Суворовым тут в 1793 году. Люди молятся перед храмом, в храме, у разбитых окон и стен. Многие плачут от счастья и радости, просят разрешить взять с собою хоть частичку святой для них местной земли, камушек от развалин храма. И эту землю, эти камушки они ставят на свои домашние иконостасы, молятся им, говорят с ними и с самим через них Архистратигом Александром. Многие верят в то, что Суворов их спас, что он спасет и Россию, и весь мир. И такие верующие в чудо от Архистратига Александра едут отовсюду. В Германии, Бельгии, Дании, Италии, Австрии, Польше, Великобритании, Австралии и в других странах на иконостасах верующих православных людей храниться частичка земли от храма Василия Великого. И это тоже одно из чудес Архистратига Александра Суворова.
    Кто подобен сегодня чуду суворовской памяти, чуду одного его имени, каковое вызывает на глазах всех православных людей слезы умиления и любви, слезы радости и веры в правду? Одно имя его творит чудеса, а самое главное из них есть чудо веры в то, что любовь жива, что дружба братская есть, вера в то, что настоящие люди братья по всей земле, невзирая ни на какие разделения их между собой, будь то границы государственные или иные какие национальные отличия.
Да пребудет со всеми нами любовь! И да соединится все ИСТИННОЕ!


                *     *     *



                МОЛИТВА АРХИСТРАТИГУ АЛЕКСАНДРУ

О преславный, Архистратиже Александре! Ты истинно Богу послуживший и служити на Небесах подвизающийся, защитивший и  спасший веру нашу православную и все мировое христианство, умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа и Святую и Пренепорочную Матерь Его Приснодеву Марию, защитить Отечество наше многострадальное и Церковь православную от всех супостатов, противостоящих Воле Божией. Вразуми нас, усмири вражду,  приди к нам и помоги.
Слава Тебе, Святый Угодниче Божий Архистратиже Александре! Слава тебе. Аминь.

Компьютерный набор текста - В. А. Жулин.
Компьютерная верстка - М. Н. Карелина.
Составитель Н. В. Ильин.
               

Некоммерческое православное издательство «Галилеянин».

                Продаже не подлежит.

                *   


Рецензии